Договор поставки для государственных нужд: особенности правового регулирования
Общественные отношения, возникающие в процессе заключения договоров поставки для государственных нужд, регулируются ст. 476 - 493 ГК, если иное не предусмотрено § 4 гл. 30 ГК и иными актами законодательства. В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют:
• Закон Республики Беларусь от 24 ноября 1993 г. «О поставках товаров для государственных нужд» (далее - Закон о поставках);
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2003 г. № 93 «Об утверждении перечня республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров (работ, услуг) для республиканских государственных нужд на 2003 год»;
• Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».
Применяя указанные нормативные правовые акты и ГК, необходимо соблюдать требования законодательства о юридической силе нормативных правовых актов и в случае противоречия Закона о поставках и Постановления Совета Министров нормам ГК применять нормы последнего. Что же касается Указа Президента Республики Беларусь, то в нем установлены меры юридической ответственности в случае нарушения законодательства о поставках товаров для государственных нужд, в связи с чем он подлежит применению до его отмены специальным указом Президента Республики Беларусь.
Отличительной особенностью общественных отношений, возникающих в процессе удовлетворения государственных нужд в необходимых товарах, является то, что указанные отношения возникают на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров на поставку товаров для государственных нужд.
Договор поставки товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки и служит для удовлетворения потребностей Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в продукции, необходимой для выполнения возложенных на государство функций и реализации поставленных перед государством задач, т.е. на удовлетворение государственных (республиканских и местных) нужд, под которыми понимаются необходимые Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам товары, предназначенные для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных, а также других задач.
Поставка товаров для государственных нужд, перечень которых ежегодно утверждается Советом Министров Республики Беларусь, осуществляется в соответствии со ст. 2 Закона о поставках в следующих целях:
• выполнение обязательств по поставкам товаров в соответствии с заключенными Республикой Беларусь договорами (соглашениями);
• выполнение целевых программ, в которых участвует Республика Беларусь;
• создание и поддержание государственных материальных резервов Республики Беларусь;
• поддержание необходимого уровня обороноспособности и государственной безопасности Республики Беларусь;
• ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
• государственная поддержка устойчивого функционирования топливно-энергетического, жилищно-коммунального и агропромышленного комплекса, транспорта, связи, образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения;
• проведение геологоразведочных работ и природоохранных мероприятий;
• удовлетворение нужд государственного управления.
Законодательством предусмотрен специальный порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и договора поставки товаров для государственных нужд.
Так, основанием для заключения контракта является заказ государственного заказчика, который принят поставщиком. При этом государственный заказ может быть размещен по конкурсу, что в настоящее время получило самое широкое распространение.
В случае принятия поставщиком государственного заказа или размещения заказа по конкурсу заключение государственного контракта для государственного заказчика является обязательным. Для поставщика заключение государственного контракта является обязательным только в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии возмещения поставщику государственным заказчиком причиненных исполнением контракта убытков.
Для заключения государственного контракта государственный заказчик разрабатывает его проект и направляет поставщику. Поставщик обязан в течение тридцати дней ознакомиться с направленным ему предложением, подписать его и один экземпляр направить государственному заказчику. Если по проекту государственного контракта имеются возражения, то проект направляется в указанный выше срок вместе с протоколом разногласий.
Государственный заказчик обязан в тридцатидневный срок принять меры к урегулированию указанных разногласий и принять государственный контракт в редакции поставщика либо отклонить протокол разногласий. При недостижении соглашения в указанный срок протокол разногласий может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда в срок не позднее тридцати дней с момента истечения срока подписания государственного контракта.
В случае размещения государственного заказа по результатам конкурса государственный контракт должен быть заключен в срок не позднее двадцати дней с даты его проведения.
Не позднее тридцати дней с даты заключения государственного контракта государственный заказчик обязан направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику, после чего поставщик обязан направить покупателю проект договора поставки для государственных нужд. Порядок заключения указанного документа аналогичен указанному выше порядку заключения государственного контракта.
Покупатель, названный в извещении о прикреплении, имеет право полностью или частично отказаться от товаров, указанных в извещении, и отказаться от заключения договора на их поставку.
В этом случае поставщик обязан немедленно сообщить об отказе покупателя от заключения договора поставки государственному заказчику, который в свою очередь обязан в срок не позднее тридцати дней с даты получения уведомления осуществить одно из следующих действий:
• выдать поставщику извещение о прикреплении к нему другого покупателя;
• направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров;
• сообщить о своем согласии принять и оплатить товары.
В случае несовершения указанных действий в предусмотренный законодательством срок поставщик имеет право потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов на счет государственного заказчика.
Законодательством может быть предусмотрена возможность отказа государственного заказчика от товаров, указанных в государственном контракте. Однако в таком случае государственный заказчик обязан возместить поставщику и покупателю убытки, причиненные таким отказом.
Законодательством Республики Беларусь, и в частности Указом Президента Республики Беларусь № 40, предусмотрена ответствен ность:
• за необоснованное уклонение поставщика (исполнителя) от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки товаров для государственных нужд в случаях, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, что влечет наложение штрафа на поставщика (исполнителя) в размере от 50 до 100% стоимости товаров, определенных в проекте государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (договора поставки товаров для государственных нужд);
• за непоставку (недопоставку) товаров для государственных нужд, что влечет наложение штрафа на поставщика (исполнителя) в размере от 50 до 100% стоимости непоставленных (недопоставленных) товаров.