Нельзя объять необъятное. К. Прутков.

Гигант социалистического хозяйства подвергся "шоковой терапии", и в течение исторически краткого времени (10 - 15 лет) подавляющее число заводов и фабрик, торговых баз и магазинов, общепитовских трестов и ресторанов, гостиниц и стадионов, газет и многого другого имущества перешло в частную собственность. Государство сохранило в своем ведении наиболее важные для страны производства, в первую очередь - военно-промышленный комплекс, социально значимые объекты, убыточные предприятия.

Основную юридическую конструкцию государственного (публичного) участия в экономических отношениях законодатель сохранил прежнюю - организационно-правовую форму унитарного предприятия.

2. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, осуществляющая производственную, иную хозяйственную деятельность в качестве государственного или муниципального предприятия и наделенная в отношении закрепленного за ней собственником имущества правом хозяйственного ведения или (казенное предприятие) правом оперативного управления.

Унитарные предприятия действуют на основании норм Гражданского кодекса, учредительных документов (уставов). В соответствии с этим их правовое положение, в принципе, такое же, как и положение иных субъектов гражданского права, юридических лиц.

Вместе с тем ГК РФ и законом введен ряд ограничений, в том числе при совершении сделок, которые не позволяют им в полной мере участвовать в товарно-рыночных отношениях.

Правовой акт: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Главной, обусловливающей все иные признаки особенностью данного вида коммерческих организаций является то, что унитарное предприятие не является собственником находящегося в его обладании имущества.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности. Оно принадлежит унитарному предприятию исключительно на ином, ограниченном вещном праве - на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Термин "унитарное", то есть единое, характеризует переданное унитарному предприятию имущество - оно неделимо. Это имущество является неделимым, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В то же время предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; но оно не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характер права на имущество унитарного предприятия влечет и особенности:

а) в форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия;

б) унитарное предприятие обладает не универсальной, как все иные коммерческие организации, а специальной правоспособностью (в пределах целей и предмета деятельности);

в) руководитель предприятия назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

ГК РФ и специальный закон по характеру прав на имущество различают два основных вида унитарных предприятий:

а) предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

б) предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, - это унитарное предприятие в строгом значении. Право хозяйственного ведения, на котором основаны предприятия этого вида, является по своей сути вещным правом общедозволительного действия, близким к праву собственности, за исключением права распоряжения в том его значении, которое влияет на судьбу государственного или муниципального имущества. Размер уставного фонда унитарного предприятия не может быть менее суммы, определенной законом и необходимой для удовлетворения требований кредиторов (для государственных - не менее 5000 МРОТ, для муниципальных - не менее 1000 МРОТ).

В ГК РФ и в законе предусмотрены правила, связанные с порядком и последствиями увеличения или уменьшения размера уставного фонда.

До государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.

Собственник имущества унитарного предприятия, как уже отмечалось, не отвечает по долгам предприятия (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 56 ГК РФ, предусматривающих возможность субсидиарной ответственности).

В зависимости от уровня публичной собственности различаются:

- федеральные унитарные предприятия (собственник имущества - Российская Федерация);

- государственные унитарные предприятия (собственник имущества - субъект Российской Федерации);

- муниципальные унитарные предприятия (собственник имущества - муниципальное образование).

Казенное предприятие основано на праве оперативного управления. Право оперативного управления является вещным правом разрешительного порядка - оно дозволяет строго определенные действия. Предприятия этого вида создаются, реорганизуются и ликвидируются на основе публичной собственности и также делятся на федеральные, государственные и муниципальные.

На казенном предприятии уставный фонд не создается.

Собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Именно по этой причине нет необходимости в уставном фонде. И по этой же причине казенное предприятие не может быть признано банкротом (иное может повлечь признание несостоятельным собственника имущества казенного предприятия).

§ 7. Некоммерческие организации

Понятие и особенности. Виды. Потребительские кооперативы.

Общественные и религиозные организации и объединения.

Фонды. Ассоциации и союзы. Учреждения. Некоммерческие

партнерства. Автономные некоммерческие организации.

Государственные корпорации

1. Извлечение прибыли - далеко не единственная цель человеческой жизни. Не умаляя значимость "хлеба насущного", нет оснований наделять деньги свойствами главного мерила людских ценностей и единственного критерия успешности судьбы.

В социальном быту люди объединяются для совместного достижения и иных, не связанных с коммерцией, целей. Такие объединения относятся к некоммерческим организациям. В настоящее время в России зарегистрировано почти полмиллиона некоммерческих организаций различного вида.

Некоммерческие организации - это организации, не имеющие в качестве своей основной цели деятельности извлечение прибыли и не распределяющие свою прибыль (доходы) между членами и участниками организации.

Это обобщенное, "сборное" понятие, охватывающее разнообразные юридические лица в политической, социальной, духовной сферах общества.

Авторитетное мнение. Частные юридические лица устанавливаются по воле частных лиц, выраженной в юридической сделке, в договоре, в завещании, в акте дарения. Воля частных лиц может быть направлена на цели экономические или же на цели общественные и иметь в виду благотворительность, народное просвещение, народное здравие и т.п. Это могут быть товарищества, музыкальные и сценические кружки, клубы, ученые и художественные общества (Г.Ф. Шершеневич).

2. Существенная черта некоммерческих организаций заключается в том, что в отличие от коммерческих их деятельность не охватывается целиком (или даже в основном, преимущественно) гражданским правом. Вместе с тем эта деятельность с точки зрения статуса организаций, ее защиты, ряда сторон функционирования затрагивает не только стандартные гражданские правоотношения - вещные и обязательственные, но и напрямую связана со специфическими гражданско-правовыми категориями и конструкциями (интеллектуальной собственностью, личными неимущественными правами и др.).

Иная, без рисков коммерции, без "повышенной" имущественной ответственности и весьма разнообразная сфера деятельности некоммерческих организаций не требует от них особо жестких организационно-правовых форм, что объясняет значительное число видов некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации имеют специальную (ограниченную) правоспособность, определяемую уставными целями и предметом деятельности.

ГК РФ закрепляет следующие основные виды некоммерческих организаций:

- потребительский кооператив;

- общественные и религиозные организации (объединения);

- фонды;

- учреждения.

Кроме того, в ГК РФ в качестве некоммерческих организаций особо выделены объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Предусмотренный Кодексом перечень некоммерческих организаций далеко не полный. Иные организационно-правовые формы таких лиц предусматриваются и в специальных законах.

Правовые акты: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях";

Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации";

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан";

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Специальное законодательство вводит неизвестные Гражданскому кодексу организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В частности, такие, как:

- некоммерческие партнерства;

- товарищества собственников жилья;

- государственные корпорации;

- автономные некоммерческие организации;

- садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие товарищества и др.

Подразделение некоммерческих организаций на виды может быть произведено по различным основаниям. Наибольшее значение имеет классификация по признаку членства. Большинство некоммерческих организаций имеют членство (потребительские кооперативы, некоммерческие товарищества, ассоциации, союзы и многие другие). Не имеют членства, в частности, автономные некоммерческие организации, фонды, органы общественной самодеятельности.

Разнообразие и многочисленность организационно-правовых форм некоммерческих организаций не позволяют в рамках общего курса гражданского права исследовать их все. Представляется важным дать отдельную краткую характеристику потребительским кооперативам, общественным и религиозным организациям, фондам, ассоциациям и союзам, учреждениям, государственным корпорациям, некоммерческим партнерствам и автономным некоммерческим организациям.

3. Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

Содержание деятельности кооператива и основные вопросы статуса и функционирования определяются уставом. В уставе определяются условия о размере и порядке внесения паевых взносов, вопросы управления, в том числе те, решения по которым должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов, и др.

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. Они солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса.

Если кооператив в соответствии с законом и уставом занимается предпринимательской деятельностью, то полученные в результате этой деятельности доходы распределяются между его членами.

4. Общественные и религиозные организации и объединения - это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (политических, социальных и др.).

Участники (члены) общественных и религиозных организаций вправе передавать им имущество в собственность, но они не сохраняют на него (как и на членские взносы) каких-либо прав.

Указанные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную лишь на достижение целей, ради которых они были созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) рассматриваемых организаций не отвечают по их обязательствам, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (участников).

5. Фонды - это не имеющие членства добровольные организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Фонд использует переданное ему имущество для целей, определенных в его уставе. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не несет ответственности по обязательствам своих учредителей. Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную лишь на достижение целей, ради которых был создан фонд, и соответствующую этим целям. При этом фонд вправе создавать хозяйственные общества и участвовать в них.

В гражданском законодательстве, специальных законах, уставах фондов определяется порядок управления ими, а также основания и условия изменения устава и порядок ликвидации фондов.

6. Ассоциации и союзы - это объединения коммерческих (и некоммерческих) организаций, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Наряду с "учреждениями" (а также "предприятиями") указанные ассоциации и союзы являются обобщающими категориями, которые хотя и имеют некоммерческий характер, но создаются и функционируют в сфере коммерческих отношений, находятся на грани с ними (тем более что "координация" коммерческой деятельности может приносить прибыль).

Вместе с тем, как это определено в ст. 121 ГК РФ, если ассоциация или союз непосредственно осуществляют предпринимательскую деятельность, они преобразуются в хозяйственное общество или товарищество. В настоящее время все более широкое распространение получают такие объединения, как холдинги (холдинговые компании), которые имеют в немалой мере коммерческий характер, находящий правовое обоснование через определения основного и дочернего хозяйственных обществ.

Ассоциация (или союз) может иметь свое имущество, создаваемое из взносов образовавших объединение коммерческих организаций. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Но последние несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации в размере и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами ассоциации - учредительным договором. В ст. ст. 122 и 123 ГК РФ характеризуются учредительные документы (договор) ассоциаций и союзов, а также права и обязанности их членов. В том числе предусматривается, что члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

7. Учреждения - это организации, созданные собственником (в том числе органом, выполняющим властные полномочия) для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемые им полностью или частично.

Наряду с тем, что учреждения можно рассматривать в качестве одной из разновидностей некоммерческих организаций, есть достаточные основания видеть в них обобщающую категорию, которая находится "в паре" с другой однопорядковой обобщающей категорией - предприятием в широком значении последнего как хозяйствующего субъекта.

Имущественной основой учреждения является вещное право в форме оперативного управления закрепленным за ним имуществом, форме, аналогичной (но не тождественной) имущественной основе казенных предприятий. Можно предположить, что категория "учреждение" может получить в последующем и более широкое распространение, например при организации экономической жизни хозяйственными товариществами и объединениями в области естественных монополий.

По форме собственности учредителя различаются:

а) частные учреждения - создаваемые гражданином или юридическим лицом;

б) государственные и муниципальные учреждения - создаваемые соответственно Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Государственные и муниципальные учреждения также подразделяются на два вида:

а) бюджетные учреждения;

б) автономные учреждения.

Автономные учреждения не финансируются собственником, а самостоятельно получают и расходуют свои доходы. Автономные учреждения создаются в медицинской, образовательной, культурной сферах. Такими учреждениями, например, являются театры, филармонии и т.д.

Правовой акт: Федеральный закон от 30 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества в субсидиарном порядке.

8. Некоммерческие партнерства - это основанные на членстве объединения граждан и юридических лиц, созданные ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности.

Простая и "обоюдоострая" (коммерческий путь к некоммерческим целям) организационно-правовая форма некоммерческого партнерства оказалась весьма привлекательной для большого числа объединений.

Пример. Музыкальная группа "ЧайФ" в гражданском обороте выступает в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства под названием "Оранжевое настроение".

В форме некоммерческого партнерства участвуют в экономических отношениях фондовые биржи.

Некоммерческие партнерства действуют на основании устава, создаются не менее чем двумя лицами. Высший орган управления - общее собрание партнеров.

Порядок создания и деятельности некоммерческих партнерств определяется упомянутым Федеральным законом "О некоммерческих организациях".

9. Автономная некоммерческая организация - это не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера), являющаяся собственником своего имущества.

Услуги, для предоставления которых создаются автономные некоммерческие организации, могут быть самые разнообразные - и в предпринимательской, и в иных сферах социальных отношений: образовательной, медицинской, юридической и т.д.

Главное отличие, например, от некоммерческого партнерства, заключается в том, что автономная некоммерческая организация не имеет членства. Учредители этой некоммерческой организации, сформировав ее имущество, каких-либо прав по отношению к этой организации и ее имуществу не приобретают.

Порядок создания, деятельности автономной некоммерческой организации и управления ею регулируется Гражданским кодексом, Законом "О некоммерческих организациях" и уставом.

10. Государственные корпорации создаются Российской Федерацией. О создании каждой государственной корпорации издается специальный закон. Термин "корпорация" в данном случае не отражает существа данной организации, поскольку какого-либо объединения нет - учредитель один (государство). Цели создания - общеполезные (управленческие, социальные). Главная особенность этого "государственного лица" - корпорация является собственником своего имущества.

В конце 2007 года федеральными законами были учреждены очередные государственные корпорации.

Правовые акты: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом";

Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации "Ростехнологии";

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта".

Государственная корпорация как юридическое лицо является неким симбиозом различных классических организационно-правовых форм: унитарного предприятия, акционерного общества, учреждения и т.д. Глубокие цивилистические исследования пока не коснулись особенностей такой корпорации.

§ 8. Гражданская правосубъектность публичных образований

Понятие и особенности. Казна

1. Публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), их структурные подразделения, выполняя в основном публичные задачи, имеют вместе с тем гражданскую правосубъектность, обеспечивающую осуществление ими интересов и потребностей, относящихся к гражданскому праву.

2. Российская Федерация - государство (в составе всех своих подразделений), отличающееся суверенностью, целостностью и призванное осуществлять функции публично-правового характера: организованность, безопасность, обороноспособность страны, устойчивое и восходящее развитие всего общества. Субъекты РФ - политические образования, имеющие в пределах Конституции свойства суверенности. Публично-правовой самостоятельностью отличаются и муниципальные образования - города, сельские поселения и др.

Авторитетное мнение. Государство является специфическим субъектом гражданского права. Его особое положение обусловлено наличием двух моментов: равные начала участия в гражданских правоотношениях наряду с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами и использование властных полномочий для организации гражданского оборота (В.А. Плетнев).

Все эти публичные образования, выполняющие государственные и иные публичные функции, имеют также и гражданскую правосубъектность.

Все публичные образования (в том числе образующие их учреждения, другие управленческие подразделения) в сфере имущественных и личных неимущественных отношений, не охватываемых регулированием конституционным, административным правом, другими отраслями, обладают также гражданско-правовым статусом, соответствующим статусу юридического лица, если иное не вытекает из закона и особенностей данного субъекта.

Публичные образования могут своими действиями и от имени соответствующего публичного образования приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, возлагать на себя и исполнять гражданско-правовые обязанности, выступать в суде и др.

Судебная практика. Арбитражным судам при рассмотрении споров необходимо устанавливать, были ли делегированы Правительством Российской Федерации его полномочия по распоряжению федеральным имуществом конкретному федеральному органу исполнительной власти либо органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Постановление Пленума ВАС РФ от 25.02.1998).

В соответствии с федеральными нормативными актами, актами субъектов РФ и муниципальных образований по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Органами, практически осуществляющими гражданскую правосубъектность от имени всего государства (Российской Федерации) и субъектов РФ, являются в рамках их компетенции Правительство, его органы, по имущественным вопросам - главным образом финансовые органы (казначейства). (В дореволюционной России для их обозначения использовалось понятие "казна". В настоящее время понятие "казна" означает исключительно имущество.)

Казну государства (всей Федерации, ее субъектов, муниципальных образований) образуют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

В соответствии со ст. 126 ГК РФ все три подразделения публичных образований (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования), выступающие в качестве собственников соответствующей казны, не отвечают по обязательствам друг друга и по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, когда одно в отношении другого приняло в установленном порядке гарантию (поручительство).

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства определяются в соответствии с нормами международного частного права законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон еще не принят.

Литература

Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госюриздат, 1950.

Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Ученые труды: понятие, виды, государственные юридические лица. Вып. 12. М.: Юрид. изд. МЮ СССР, 1947.

Грибанов В.П. Юридические лица. М.: Изд. Моск. ун-та, 1961.

Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М.: Норма, 2002.

Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М.: Статут, 2003.

Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.

Андропов В.В., Беляев К.П., Гонгало Б.М. и др. Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" / Под ред. Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006.

Красавчиков О.А. Сущность юридического лица // Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. М.: Статут, 2005. Т. 2.

Кулагин М.И. Государственно-монополистический капитализм и юридическое лицо // Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. М.: Статут, 2004.

Ломакин Д.В. Очерки теории акционерного права и практики применения акционерного законодательства. М.: Статут, 2005.

Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. М.: Дело, 2001.

Могилевский С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ / Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2004.

Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М.: Статут, 2000.

Сумской Д.А. Гражданско-правовое положение органа юридического лица. М.: Маркетинг, 2007.

Тарасов И.Т. Учение об акционерных компаниях. М.: Статут, 2000.

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" С.С. Алексеева, И.В. Бекленищевой, К.П. Беляева, В.А. Захарова, Н.Р. Кравчука, С.А. Кудреватых, С.Э. Рябовой, С.А Степанова включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2003.

Алексеев С.С., Бекленищева И.В., Беляев К.П. и др. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": Научно-практический комментарий. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Статут, 2004.

Черепахин Б.Б. Волеобразование и волеизъявление юридического лица // Труды по гражданскому праву / Науч. ред. С.С. Алексеев. М.: Статут, 2001.

Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица // Труды по гражданскому праву / Науч. ред. С.С. Алексеев. М.: Статут, 2001.

Якушев В.С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001.

Наши рекомендации