Кафедра Гражданского права и процесса
Читинский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Байкальский государственный университет»
(ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»)
Кафедра Гражданского права и процесса
Гражданское право
Методические указания по выполнению контрольной работы
для бакалавров направления подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки «Гражданское право», «Уголовное право», «Государственное и международное право»
Курс заочная форма обучения
Чита, 2016
Гражданское право: методические указания по выполнению контрольной работы для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки «Гражданское право», «Уголовное право», «Государственное и международное право», 2 курс заочная форма обучения
Составитель: к.ю.н., доцент О.А.Маркова
Методические рекомендации утверждены и рекомендованы к печати кафедрой Гражданского права и процесса Протокол № 1 от «06» сентября 2016 г. |
Печатается по решению учебно-методической комиссии Читинского института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет»
Протокол № от «___» _______________ 2016 г.
ВВЕДЕНИЕ
Целью освоения дисциплины «Гражданское право» является формирование у обучающихся комплекса систематизированных знаний об институтах и нормах гражданского права, об особенностях регулирования гражданских правоотношений, о механизме использования этих норм для упорядочения отношений гражданского оборота, овладение приемами и методами толкования гражданско-правовых норм, правильной квалификации конкретных гражданско-правовых отношений.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
На основании Федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция дисциплина «Гражданское право» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла.
Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла «Теория государства и права», «История государства и права России», «Конституционное право», так в частности на знаниях данных дисциплин построено изучение таких тем, как гражданское правоотношение, гражданское законодательство, физические лица, юридические лица, договор, гражданско-правовое обязательство, предпринимательская деятельность, интеллектуальная собственность, наследование, вещное право, сделки, право собственности, защита субъективных прав, гражданско-правовая ответственность.
Данную учебную дисциплину дополняет параллельное освоение следующих дисциплин: Трудовое право, Семейное право.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция |
ОК- 1 | Понимание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания |
ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
ОК 3 | Способность владеть культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения |
ОК-4 | способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь |
ОК-5 | обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе |
ОК-6 | нетерпимость к правонарушениям, уважительное отношение к праву и закону |
ОК-7 | стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и профессионального мастерства |
ОК-8 | способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач |
ОК-9 | способность анализировать социально значимые проблемы и процессы |
ПК-1 | способность участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности |
ПК-2 | в правоприменительной деятельности: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК-3 | способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК-4 | способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом |
ПК-5 | способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности |
ПК-6 | способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства |
ПК-7 | овладение навыками подготовки юридических документов |
ПК-8 | в правоохранительной деятельности: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
ПК-9 | способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; |
ПК-10 частично | способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения; |
ПК-11 частично | способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению; |
ПК-12 частично | способность выявлять и давать соответствующую оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; |
ПК-13 | способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
ПК-14 | в экспертно-консультационной деятельности: готовность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов |
ПК-15 | способность толковать различные правовые акты |
ПК-16 | способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности |
ПК-17 частично | в педагогической деятельности: способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне |
ПК-18 частично | способность управлять самостоятельной работой студентов |
ПК-19 | способность эффективно осуществлять правовое воспитание |
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины являются ПК 1, 2, 4
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- сущность основных теоретических понятий науки гражданского права;
‒ основные проблемы гражданского права, существующие в теории, законодательстве и правоприменительной практике;
‒ тенденции развития и изменения гражданского права и законодательства в условиях реформирования общества.
Уметь:
- ориентироваться в постоянно меняющемся законодательстве и применять только имеющие юридическую силу нормы права, а также разрешать коллизии, связанные с изменением норм права;
‒ пользоваться методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, а также методами анализа следственной и судебной практики
Владеть:
- формировать ответы на поставленные вопросы и, таким образом, последовательно и связно излагать свои соображения по конкретному делу с использованием юридической лексики, обосновывая своё решение ссылкой на соответствующие нормы;
- вырабатывать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения;
‒ обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц.
Оформление. Контрольная работа должна быть выполнена аккуратно и надлежащим образом оформлена. Работа должна быть напечатана. На обложке контрольной работы указать номер зачётной книжки. Образец титульного листа контрольной работы представлен ниже – Приложение №1.
Текст каждого задания, за исключением задачи, должен быть полностью воспроизведён перед его выполнением. Отвечая на теоретические вопросы, обучающийся должен показать знание программного материала с использованием предложенных в программе и самостоятельно подобранного по указанной теме нормативно-правового материала и литературы. В отношении нормативно-правовых актов необходимо самостоятельно делать поправки в случае издания новых актов. Ссылки на недействующие нормативно-правовые акты не допускаются, несмотря на то, что они предложены в программе. В конце работы необходимо указать перечень использованных при решении нормативных актов и литературы.
Содержание. Предполагается, что обучающийся, изучивший темы, необходимые для решения ситуации, может довольно свободно ориентироваться в них и отвечать на вопросы проблемного характера. Решение задач должно быть основано на полном анализе обстоятельств, указанных в условии задачи, опираться на конкретные нормы закона (в необходимых случаях – и на пункты постановлений Пленума ВС РФ) и содержать теоретическое обоснование выводов. Законодательные акты следует называть полностью, указывать, кем и когда они были приняты. Без ссылки на соответствующие статьи закона решение не будет зачитываться. Ответы следует излагать сразу после написания очередного вопроса. Все ответы должны быть пронумерованы в порядке поставленных в задаче вопросов. При использовании в тексте ссылок на нормативные материалы либо высказывания авторов необходимо их надлежащим образом оформлять. В конце работы должен быть приведен перечень использованных нормативных актов и литературы.
Структура и оформление материалов контрольной работы должны в полной мере соответствовать установленным требованиям, несоблюдение которых является основанием для возвращения контрольной работы на доработку без формирования оценочного заключения по содержанию.
Задания, выполняемые обучающимися в процессе решения контрольной работы, ориентированы на достижение следующих задач обучения:
закрепление знаний, составляющих основное содержание теоретической части курса, посредством организации работы студента с дополнительной литературой;
формирование профессиональных практических навыков, посредством организации работы студента с набором ситуационных задач.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Настоящие методические указания содержат четыре самостоятельных вариантов заданий для выполнения контрольной работы. Вариант определяется по первой букве фамилии студента, в соответствии с таблицей:
Номер варианта темы контрольной работы | Последняя цифра номера зачётной книжки студента |
Вариант 1 | А-Д |
Вариант 2 | Е-К |
Вариант 3 | Л-Р |
Вариант 4 | С-Я |
Работы, выполненные не по своему варианту, на проверку не принимаются.
СОДЕРЖАНИЕ АЛГОРИТМОВ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.
В процессе решения задач, как и в настоящей правовой деятельности, осваиваются алгоритмы юридического мышления, без овладения которыми невозможна успешная работа юристов. Для решения задач контрольной работы необходимы алгоритмы, включающие в себя:
- изучение конкретной ситуации (отношения), требующей правового обоснования или правового решения;
- правовую оценку или квалификацию этой ситуации;
- поиск соответствующих правовых актов и правовых норм;
- толкование правовых норм, подлежащих применению;
- принятие решения, разрешающего конкретную заданную ситуацию;
- обоснование принятого решения, его формулирование в письменном виде.
Вариант 1 А-Д
Задания и методические указания для выполнения данного варианта.
Вариант 2 Е-К
Задания и методические указания для выполнения данного варианта.
Некоммерческое партнерство приобрело в собственность несколько помещений на третьем этаже офисного здания, принадлежащего ООО «Плаза». В результате конфликта между руководителями собственник здания потребовал от партнерства заключить договор аренды для использования автостоянки, вестибюля, лифтов, лестниц, а также помещений общего пользования в здании. Получив отказ, собственник аннулировал пропуска всех сотрудников партнерства, запретив им посещать здание. Разрешите ситуацию.
Вариант 3 Л-Р
Фермерское хозяйство заключило договор поставки с машиностроительным заводом. В соответствии с договором завод должен был поставить фермерскому хозяйству семь комбайнов. Договор предусматривал полную предоплату товара. Поставка должна была быть осуществлена через месяц. Покупатель своевременно перечислил поставщику стоимость товара, исходя из согласованной цены, однако завод поставил фермерскому хозяйству только пять комбайнов. На запрос фермерского хозяйства о причинах недопоставки завод ответил, что после заключения договора произошло удорожание комбайнов, связанное с повышением цен на энергоносители, а также на комплектующие, приобретаемые заводом у других производителей, поэтому количество поставленных комбайнов соответствует сумме, перечисленной покупателем. При этом завод готов поставить еще два комбайна, но уже по повышенной цене. Фермерское хозяйство потребовало от завода поставить оставшиеся два комбайна по согласованной в договоре цене.
Вариант 4 С-Я
Задачи и методические указания для выполнения данного варианта.
Курс заочная форма обучения
Составитель Маркова Ольга Александровна
Подписано в печать_._.16. Формат 60х90 1/16. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. __. Тираж 20 экз.
Читинский институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Байкальский государственный университет»
(ЧИ ФГБОУ ВО «БГУ»)
Кафедра Гражданского права и процесса
Гражданское право