Развитие антимонопольного законодательства в мире: актуальные тенденции на современном этапе
Пащенко И.Ю.
Магистрант 2 курса юридического факультета
Кубанский государственный университет
Аннотация: В статье рассмотрены основные тенденции развития конкурентного законодательства в мире, исследован национальный и международный опыт правового регулирования в обозначенной сфере. Прослеживается связь между своевременным развитием правового регулирования и успешным функционированием национальной экономики. Отмечается, что вне международного опыта эффективно не может осуществляться развитие антимонопольного законодательства.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, конкурентное законодательство, зарубежные государства, государственное регулирование.
Summary: In article the main tendencies of development of the competitive legislation in the world are considered, national and international experience of legal regulation in the designated sphere is investigated. Communication between timely development of legal regulation and successful functioning of national economy is traced. It is noted that out of the international experience development of the antitrust law cannot effectively be carried out.
Keywords: antitrust law, competitive legislation, foreign states, state regulation.
Правотворчество и правоприменение в сфере антимонопольного законодательства в условиях свободного рынка – важнейший механизм развития экономики государства. Направленность антимонопольного законодательства на обеспечение средств свободного функционирования рыночного механизма крайне необходимо для успешной интеграции государства в систему мировой экономики. Только страны с развитым антимонопольным законодательством смогут занять лидирующие позиции и управляющие места в системе глобального экономического взаимодействия.
Развитие современного антимонопольного законодательства в мире имеет несколько важнейших особенностей, которые можно выразить в рамках определенных тенденций, проявляющихся наиболее заметно на стыке юриспруденции и экономики. Четкое отслеживание тенденций позволяет оперативно получать информацию, которую необходимо урегулировать в правовой сфере для последующего получения экономических средств развития национальной экономики.
Антимонопольное законодательство, образуя систему антимонопольного права и являясь его фундаментом, в государствах с самостоятельными национальными правовыми режимами, не может существовать в закрытых рамках. Глобализация, интеграция и консолидация экономических возможностей, выступая очевидным трендом 21 века, стремительно поглощает национальные особенности многих отраслей законодательства, не остается в стороне антимонопольное законодательство. Конкурентное право с самого начала своего зарождения выступало связующим элементом между государствами, часто развиваясь с учетом зарубежного и международного опыта. Все это в совокупности образует сложности в исследовании особенностей развития антимонопольного законодательства в мире на современном этапе.
Полагаем, что наиболее перспективно определить современные и актуальные тенденции развития конкурентного законодательства в иностранных государствах, что позволит наиболее эффективно развивать соответствующую сферу в Российской Федерации, которая будет своевременно и должным образом наделена экономико-правовым инструментарием для полноценного развития.
Во-первых, тенденции развития антимонопольного законодательства сегодня в мире таковы, что отрасль формируется не только в рамках национального правового режима государств, она существует в рамках международного частного права. Поэтому в настоящий период можно отметить двухуровневый режим антимонопольного регулирования: национальное конкурентное законодательство и международное конкурентное право в рамках международных объединений. В настоящий период конкурентное право в рамках национальной юрисдикции государства стремится учитывать интересы и возможности иностранных физических и юридических лиц (иностранных субъектов, иностранных элементов). Хорошим подспорьем в привлечении в экономику иностранных субъектов национальным законодателям будет зарубежный опыт правового регулирования и международные стандарты.
Во-вторых, антимонопольное законодательство представлено впечатляющим массивом правовых актов. Стремительный рост антимонопольного законодательства в государствах на национальном и международном уровне позволяет говорить о том, что отрасль последовательно развивается, имеет свой собственный богатый для правового оформления предмет, имеет специфические экономические механизмы в совокупности с очерченными рамками правового регулирования. Общественные отношения в сфере конкуренции развиваются стремительными, динамичными темпами, поэтому своевременное правовое регулирование в обозначенной области позволяет наиболее эффективно развивать национальную экономику.
В-третьих, конкурентное право стабильно в своих направлениях развития, однако не отличается стабильностью правовой регламентации. Изменчивость правовых норм антимонопольного права подразумевает индивидуальный подход, который часто требуется в отдельных случаях. Взаимодействие всех субъектов антимонопольного регулирования подразумевает выработку индивидуальных подходов регулирования рекламы, выработки критериев объединения организаций в отдельных отраслях промышленности, совершения значимых сделок и т.д.
Регулирование конкуренции и концентрации капитала подразумевает смягчение экономических последствий монополистической практики, оказывающей последующее влияние на все отрасли общественной сферы. Исследование антимонопольного законодательства в современных государствах наиболее эффективно проводить в рамках правовых семей. Правовые семьи наиболее конкретно отражают специфику правового регулирования государств, позволяя сгруппировать государства в рамках определенных критериев в ходе применения методов сравнительного правоведения [7]. Так, для государств (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) входящих в англо-саксонскую правовую семью, характерно запрещение монополистического сговора и объединения. Государства (Австрия, Франция, Турция, ЮАР), входящие в романо-германскую правовую семью, ограничивают конкуренцию в области отдельных отраслей. Однако современные тенденции смещения границ правовых семей указывают на то, что государствами могут заимствоваться те или иные особенности правового регулирования.
Однако развитие конкурентного права в рамках национальных систем со слепым заимствованием норм зарубежного правового регулирования вряд ли бы принесло осуществимый результат и ожидаемый эффект для развития экономики. Так, для Российской Федерации сотрудничество (реализуется ФАС РФ) с зарубежными государствами в рамках международных рабочих групп при международных организациях и межгосударственных правительственных объединениях является новым практическим опытом [11]. Создание рабочих групп способствует обмену практическим опытом, который может быть полезен для антимонопольной практики. В рамках международных рабочих групп формируются подходы к решению тех вопросов, разрешение которых невозможно и не эффективно средствами отдельного государства.
Существенную роль в развитии антимонопольного законодательства играют международные организации, принимающие резолютивные акты рекомендательного характера, и межгосударственные правительственные организации, закрепляющие в международных договорах правовые позиции по регулированию антимонопольной сферы. Присоединение государства к международным договорам подразумевает имплементацию конкурентных норм и в случае необходимости обновление ранее принятого законодательства. Рассмотрим наиболее перспективные международные экономические организации и особенности развития их деятельности в рамках конкурентного правового регулирования.
Евразийский экономический союз, являясь наиболее перспективным экономическим блоком, в который входит в том числе Российская Федерация, предусматривает общие правила конкуренции в виде запретов на злоупотребление доминирующим положением и недобросовестную конкуренцию, а также на антиконкурентные соглашения [1]. Помимо этого, конкурентное право активно развивается в направлении принятии актов, не являющихся международными документами, а принимаемыми в рамках международного сотрудничества. Например, Меморандум о сотрудничестве в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер между Евразийской экономической комиссией ЕАЭС и Министерством коммерции КНР предусматривает обмен информацией, в том числе обмен нормативно-правовыми актами в сфере конкурентного регулирования [5]. Границы в современном мире становятся все более открытыми, поэтому снятие экономических барьеров и совместное регулирование конкуренции позволяет добиться положительного результата для всех сторон взаимодействия.
При этом очевидной сложностью конкурентного законодательства в современном мире выступает его раздробленность по сферам промышленности. Опираясь на экономические виды деятельности, конкуренция в рамках взаимодействия государств развивается по пути конкретного правового регулирования отдельных отраслей. Так, Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики, заключенное между членами ЕАЭС в наиболее конкретном виде устанавливает порядок конкурентного регулирования [4]. В свою очередь, существуют те сферы, к которым следовало бы обеспечить доступ естественных монополий, или, наоборот, запретить их доступ, однако только практическая реализация показывает необходимость правового регулирования. Таким образом, конкурентное право так или иначе развивается на международном уровне. Существование таких международных организаций, как БРИКС, ОЭСР, ЮНКТАД, ЕС и других, не представляется возможным без создания специализированного органа по выработке предложений в конкурентной сфере, активно занимающегося правотворческим процессом.
Осуществляется выработка направлений развития конкурентного права в рамках иных международных организаций, например, Международной конкурентной сети. МКС занимается отдельными вопросами и проектами по усовершенствованию правоприменительной практики в области антимонопольной сферы: адвокатированием конкуренции, объединениями и их слияниями, оценкой эффективности конкурентных ведомств. Специфика МКС заключается в том, что организация реализует резолютивной принцип «мягкой силы», который носит рекомендательных характер и позволяет провести самостоятельную оценку заинтересованной стороне своих действий и предложений МКС. Рабочие группы по пяти направлениям разрабатывают проекты и предоставляют сведения о проблемах конкурентного регулирования [12]. Национальные антимонопольные ведомства активно учитывают опыт МКС в своей деятельности, в том числе ФАС РФ.
Не представляется возможным эффективное развитие антимонопольного законодательства без международного сотрудничества ведомств по вопросам конкуренции. Специализированные органы оказывают непосредственную помощь в разработке и принятии международных договоров. К примеру, ФАС РФ активно содействовала принятию Международной конвенции по борьбе с картелями [6], [8]. Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты потребителей, Федеральная торговая комиссия и антимонопольное подразделение Министерства юстиции США, Комиссия по справедливой торговле Республики Корея, возглавляя перечень лучших антимонопольных органов мира, активно участвуют в развитии международной практики, имплементируя и заимствуя лучшие достижения и преимущества иностранного опыта правового регулирования.
Таким образом, можно отметить, что современное антимонопольное законодательство стремительно развивается как в государствах на уровне национального законодательства, так и на уровне международного права, активно осуществляется обмен международным опытом. Полагаем, что именно антимонопольное законодательство выступает связующей нитью во всемирном экономическом пространстве, так как выступает не результатом противоречий, а способом поддержания равноправного диалога в целях экономического развития всех субъектов экономической сферы. Однако своевременное развитие национального конкурентного права позволяет судить об успешности национальной экономики и ее полноценной интеграции в мировую систему. Современному антимонопольному регулированию свойственна правовая изменчивость в целях поиска индивидуальных подходов для разрешения сложных проблем, а также привлечение зарубежного опыта правового регулирования и активное международное взаимодействие на уровне антимонопольных органов.
Список использованных источников:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // СПС «Гарант».
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. от 26.07.06 № 135-ФЗ) // Российская газета № 89 1991 г.
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. от 05.10.15 № 275 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434.
4. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 174-ФЗ «О ратификации Соглашения об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики» // СПС «Гарант».
5. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 31 мая 2012 г. № 55 «О Меморандуме о сотрудничестве в области применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер между Евразийской экономической комиссией и Министерством коммерции Китайской Народной Республики» // СПС «Гарант».
6. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2015 г. № 557/15 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. (II этап - 2016-2020 годы)» // СПС «Гарант».
7. Байдаров А.Д. Антимонопольное законодательство в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2012. №11. С. 139-143.
8. Зайцева А. Л. Международное сотрудничество Федеральной антимонопольной службы РФ // Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 5. С. 110.
9. Свирская Ю.В., Молодан И.В. Совершенствование антимонопольной политики в России // Новосибирск: НОУ ВПО СИБУП, 2013.
10. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.fas.gov.ru/netcat_files/File/Str_razv_konk_i_antimonop_reg.pdf Дата обращения 20.04.16 13:00.
11. Международные рабочие группы // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://fas.gov.ru/international-partnership/rabochie-gruppy/ Дата обращения 20.04.16 12:00.
12. Current Working Groups // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.internationalcompetitionnetwork.org/working-groups/current.aspx Дата обращения 20.04.16 14:00.
13. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации // [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://fas.gov.ru Дата обращения 20.04.16 11:00.