О целесообразности введения курортного сбора

В РОССИИ

Уберия А.Р.,

Студент 1 курса бакалавриата, направление Бизнес-информатика,

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиала, , г .Краснодар

Научный руководитель:

Берлин С.И.,

д.э.н., профессор, заместитель по научной работе, профессор кафедры «Экономика и финансы»

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Краснодарский филиал, г. Краснодар

Аннотация: Автор определяет целесообразность введения курортного сбора на территории РФ, а также рассматривает его историческую составляющую и опыт предшествующих лет.

Ключевые слова: курортный сбор, налог, санаторно-курортный комплекс, туристско-рекреационная отрасль.

Summary: The author determines the expediency of introducing a resort fee on the territory of the Russian Federation, and also considers its historical component and the experience of previous years.

Keywords: resort gathering, tax, a sanatorium complex, a tourist and recreational branch.

26 августа 2016 года было проведено заседание президиума Государственного совета о мерах по повышению инвестиционной привлекательности санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации. Одной из утвержденных В.В.Путиным мер [1] по итогам заседания является введение курортного сбора. Курортный сбор-это разновидность налога, уплачиваемого физическими лицами, прибывающими в курортную местность. Соответствующие нормативные акты должны устанавливать размер ставки, порядок уплаты и льготы по уплате курортного сбора. На данный момент концепция законопроекта предусматривает посуточное взимание сбора, сумму которого будут устанавливать власти субъектов РФ (не более 100-150 рублей в сутки).

Курортный сбор изначально планировалось ввести в пяти регионах, пользующихся наибольшим спросом у туристов - Краснодарский край, Алтайский край, Ставропольский край, Крым и Севастополь, но в свете последних событий, курортный сбор будет введен только в четырех регионах вследствие отказа Севастополя. Далее при успешном действии закона курортный сбор распространится на территорию всей страны. Срок проведения эксперимента – 2018-2022 годы. От уплаты данного налога будут освобождены дети, не достигшие 18 лет, ветераны, герои СССР или России, инвалиды и сопровождающие их лица, граждане, проживающие на данной территории, а также прибывшие учиться или работать, пострадавшим от радиации, больные туберкулёзом и тд.

Деньги от курортного сбора планируется направить на развитие санаторно-курортного комплекса России, рекламу рекреационных территорий, привлечение инвестиций, природоохранные мероприятия, то есть на повышение уровня комфортности пребывания отдыхающих. Курортная инфраструктура в России, несомненно, требует кардинального улучшения качества сервиса, благоустройство гостиниц и санаториев, ремонт дорог, увеличение территорий для отдыха и др. Прежде всего, с целью повышения конкурентоспособности с мировыми и европейскими курортами.

Но введение курортного сбора может привести к неоднозначным последствиям для туристско-рекреационной отрасли России. Рассмотрим отрицательные стороны данного действия.

В первую очередь сбор приведет, естественно, к увеличению стоимости путевок и проживания во всех категориях средств размещения. У одних лиц подорожание отдыха может не вызвать затруднений, но на граждан с более низким уровнем дохода окажет существенное влияние. Люди с ограниченными финансовыми средствами могут потерять возможность отдыха, лечения, профилактики и тд. Граждане уже предпочитают отдых за границей отдыху на нашем черноморском побережье, так как стоимость отдыха в России уже дороже, чем отдых на некоторых заморских курортах. «На фоне того, что зарубежные курорты активно применяют практику введения льгот и бонусов для российских туристов, мы, напротив, вводим дополнительные сборы» - отметил на заседании Виталий Мутко, вице-премьер РФ. Примером может служить вновь налаживающиеся отношения между Россией и Турцией, где последняя из них привлекает туристов бюджетными ассигнованиями в отрасль туризма, снижением налога на прибыль средств размещения и, соответственно, снижением цен и улучшением сервиса, когда Россия существенно в этом отстает. Курортный сбор также будет распространяться и на иностранных туристов, став для них дополнительным бременем и оттолкнув от российских курортов, что окажет негативное влияние на репутацию России в туристическом направлении. Все названные факторы приведут к снижению конкурентоспособности российского санаторно-курортного и туристского комплексов как на отечественном, так и на международном рынках туристско-рекреационных услуг [2].

Также нельзя не упомянуть о такой насущной проблеме как коррупция различных уровней. Так как курортный сбор имеет налоговую природу, то всегда найдутся физические и юридические лица, которые предпримут попытку от него уклониться, а это повлечет за собой коррупционные процессы и незаконное предпринимательство туристско-рекреационного бизнеса. В РФ известно немало опытов создания различных фондов, которые повлекли за собой правонарушения и убытки.

При разработке методов взимания курортного сбора непосредственно встает вопрос – как собирать курортный сбор с частного сектора? Большинство граждан РФ, прибывающих на территорию курорта, останавливаются в домах/квартирах частных владельцев. Для их контроля потребуется наем множества лиц, что повлечет затраты определенных размеров. Со стороны владельцев же начнутся обманы (приехал родственник и тд.). Вопрос о регулировании этой проблеме с трудом поддается решению.

Следует отметить, что идея введения курортного сбора в России отнюдь не нова, данный опыт имеет достаточно большую историю. Закон «О курортном сборе с физических лиц»[3] действовал с 1991 по 2004 год и его размер рассчитывался как 5% от МРОТ. Закон был отменен по причине его неэффективности – поступления он обеспечивал весьма незначительные и они практически полностью шли на его же содержание. Позже об этом заговорили в 2011 году, но экономисты опасались, что доход от этого сбора будет минимален, но вызовет множество затруднений. В следующий раз вопрос о курортном налоге поднял в 2014 году Дмитрий Медведев, но министерства его не поддержали, так как пришли к выводу, что его администрирование выйдет гораздо дороже, чем доход, который он может принести. Так чем же отличается нынешняя ситуация?

Если курортный сбор будет введен в РФ, то потребуются большие затраты на его администрирование, так как для функционирования фонда требуются изменения в компьютерной программе 1С, наём дополнительных сотрудников и др. (расчеты представлены в табл.1).

Наименование Расходы в месяц(руб.) Расходы в год(руб.)
Директор фонда 40 000 480 000
Заместитель директора 35 000 420 000
Главный бухгалтер 35 000 420 000
Секретарь 20 000 240 000
Специалист №1 20 000 240 000
Специалист №2 20 000 240 000
Итого: 2 040 000
Внесение изменений в 1С 10 000 000
Итого: 12 040 000
       

Помимо этого, введение курортного сбора потребует изменения во многих законодательных актах: Конституция РФ, Налоговый Кодекс РФ (НК РФ), Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), Гражданский Кодекс, ФЗ «Об обязательном социальном страховании…» и др.

Граждане свое мнение относительно введения налога уже выразили, пройдя голосование на сайте «РГ» (Российская Газета). 93% участников опроса высказались против данного сбора, 2% воздержались, и только 5% готовы заплатить курортный сбор. Результаты говорят сами за себя.

В заключение, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что введение курортного сбора на территории РФ будет нецелесообразно и малоэффективно. Он принесет довольно малую сумму в бюджеты поселений, но снизит конкурентоспособность российского туристско-рекреационного комплекса, усугубит отток туристов от российских курортов, даст возможность для новых правонарушений и потребует большие денежные средства на его администрирование.

Список использованных источников:

1. Перечень поручений по итогам заседания президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов // [Электронный ресурс] URL http://kremlin.ru/ Дата обращения: 01.04.2017 19:00.

2. О курортном сборе с физических лиц: Закон РСФСР от 12 января 1991 г. №2018-1 // Консультант Плюс.

3. Берлин С.И., Берлина С.Х. Государственное регулирование рекреационного обслуживания населения в условиях турбулентности внешней среды // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 82-95.

Юридические науки

Наши рекомендации