К вопросу о сущности революции
Истомин М.А.,
студент 2 курса Института прокуратуры,
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург.
Научный руководитель:
Мусатов Ф.В.,
к.ю.н., преподаватель кафедры теории государства и права,
Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург.
Аннотация: Автор рассматривает сущность такого социального явления как революция, выявляя его позитивный характер и взаимосвязь с эволюцией.
Ключевые слова: революция, революционер, эволюция.
Summary: The author comments on an essence of the social phenomenon such as revolution by identifying its positive character and correlation to evolution.
Keywords: revolution, revolutionary, evolution, dialectic.
«Революция» и «революционер»: для многих современных людей данные понятия неразрывно связаны с произволом, насилием, жестокостью и противозаконностью. Но настолько верны эти доминирующие в общественном сознании представления и каковы действительные содержания названных понятий?
Революция – это не всегда кровь, смерть и разрушение. Революция есть смена старого и отжившего на новое, - необходимое и действительное, как его называл Гегель [1, с. 8]. Всё в нашем мире «становится недействительным, утрачивает свою необходимость, свое право на существование, свою разумность» [2, с. 9]. Именно это происходит с государством, правом и любыми другими социальными феноменами. Рано или поздно все в мире (и даже сам мир) становится отжившим, неразумным, и тогда «место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность…» [3, с. 9]. Когда сама действительность начинает требовать коренных изменений, когда уже нельзя жить по-старому, тогда и происходит революция.
Революция как смена устоев, уход от старого и установление нового есть неотъемлемый момент развития. Революция есть крайняя точка эволюции, главный переломный момент. Перемены необходимы, их требует сама действительность, ведь достойно гибели все то, что существует [4, с. 9], ибо рано или поздно все становится неразумным.
Проблема заключается в том, что старое и недействительное, которое является неразумным, может сопротивляться революции как переломному этапу эволюции: тот, кто хорошо живет при старых порядках (кому они выгодны), всегда будет противиться данному развитию, ибо оно может отнять у него все или многое из того, что он имеет. Место новой действительности «занимается мирно, если старое достаточно рассудительно, чтобы умереть без сопротивления, - насильственно, если оно противится этой необходимости» [5, с. 9]. Необходимо готовиться к наступлению перемен, постепенно подводить общество к ним, дать ему понять, что изменения необходимы и неотвратимы, чтобы оно добровольно и мирно приняло революцию.
Нельзя ограничивать понятия содержания революции только политической плоскостью, так как она возможна в любых сферах мышления и деятельности человека. Например, можно говорить о совокупности научно-технических революций, которые коренным образом меняли взгляды людей прошлого на явления природы. В частности же это открытие клетки, открытие закона эволюции живых организмов, закон превращения энергии, открытие радиоволн, запуск первого спутника в космос, создание компьютерной техники, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и иные. Можно говорить о совокупности культурных революций, сформировавших современное культурное пространство, например, создание письменности, образование государства, возникновение права. Также революцией в рамках российского общества является, например, отмена крепостного права (эта революция, кстати, являлась легальной), как в свое время было революцией и принятие христианства на Руси. Следовательно, революция есть нормальный и закономерный момент развития, который переводит общество на новую, более высокую ступень эволюции.
Тогда кем является революционер? Это тот, кто приносит в жизнь людей нечто новое, заменяя отжившее и недействительное и провоцируя коренное изменение в какой-либо сфере социальной жизни. Совершая революцию, этот человек делает последнее усилие, чтобы эволюция завершилась. В соответствии с диалектическими законами развития, ничто не имеет окончательного характера результатов [6, с. 9], будь то общество, государство или право. Именно поэтому та «истина», которая приемлема для определенного этапа развития, никогда не будет приемлема для другого (например, рабство и демократическое общество в современном его понимании не совместимы). Для определенного этапа развития необходимы конкретные материальные (экономические) отношения, конкретные государство и право, конкретный социальный строй. Как писал Ф. Энгельс: «Каждая ступень необходима и, таким образом, имеет свое оправдание в то время и при тех условиях, которым она обязана своим происхождением» [7, с. 10]. Это делает объективной и необходимой деятельность революционера. Революционер – именно тот, кто совершит решающий шаг к новой и необходимой форме социальности, новой ступени эволюции, которая обусловлена объективными причинами.
Важно помнить, что революция есть последний шаг к качественному изменению, который обусловлен вышеупомянутым непрерывным развитием. Другими словами, изменений требует сама действительность. Поэтому революция никогда не будет успешной в том случае, если для нее не существует необходимых предпосылок. Поэтому общество, пропустившее какую-либо стадию своего развития, будет вынуждено вернуться к пропущенной стадии и все-таки пройти её. Так и произошло с революцией 1917 года: в 1991 году общество вынуждено было вернуться к пропущенному экономическому этапу развития из-за отсутствия сформированных материальных условий для удержания достигнутого революционного результата. Важно заметить, что предпосылки упомянутой революции все же были: социальный кризис российского общества и политической системы, низкий уровень жизни населения просто не могли не вызвать массовых волнений. Все это выразилось в создании революционной ситуации, которая, в первую очередь, необходима для осуществления революции.
Когда же общество и его экономические условия развиты до нужного уровня и когда общественные противоречия достигают крайней точки – ничто, кроме революционного изменения (в плане перехода к новому качеству), уже не сможет удовлетворить необходимую потребность в изменениях.
Революционеру необходимо создавать условия, которые поспособствовали бы революции с наименьшим вредом для общества; при этом причины объективности революции, как уже отмечалось, коренятся в самой действительности. Революционер - это реформатор, но с тем лишь отличием, что способен сделать последний, радикальный шаг к переходу в новое качество. Это не противоречащие, а взаимодополняющие друг друга понятия. Необходимо обеспечить последовательный и плавный переходный период, который приведет к такой же плавной и безболезненной революции (где коренная ломка произойдет уже с меньшим напряжением). Именно так и происходило в России в 19 веке с отменой крепостного права. Александр II поэтому и является одновременно и реформатором, и революционером, поскольку смог осуществить последний, революционный шаг в эволюции российского общества того времени – отменить крепостничество, тот институт, который был устоявшимся уже многие столетия.
Когда революция будет подготовлена, когда для нее будут существовать все объективные причины и будут созданы условия ее существования, тогда она будет мирной и безболезненной для общества, ибо действительность «будет уже готова» к преобразованию. Революция неизбежна в развитии любого объекта, как неизбежно само это развитие (диалектическое движение), поэтому революция имманентна по отношению ко всему, что существует.
Диалектическое движение можно отождествить с понятием эволюции, под которой понимают процесс изменения (то есть движения), в котором революция является определенным пунктом (в узком смысле) или процессом (в широком смысле революционных преобразований) и который только лишь «оформляет» результаты эволюции, выражая качественный переход к новой форме. В результате понятия революции и эволюции вместе выражают процесс развития вообще, не входя друг с другом в противоречие. Как писал В.И. Ленин, «… жизнь и развитие в природе включают в себя медленную эволюцию, и быстрые скачки, перерывы постепенности» [8, с. 66], но в результате они все направлены на преобразование действительности. То же самое можно сказать и об общественных отношениях, являющихся высшей формой выражения объективных условий, в которых существует социум. Понятия эволюции и революции находятся в диалектическом единстве, так как без эволюции не было бы революции и наоборот; в совокупности же они характеризуют общий диалектический процесс развития.
Революция есть такая же необходимость, как и консерватизм, но с тем лишь отличием, что революция привносит все лучшее новое, а консерватизм оставляет все лучшее старое. Революция и консерватизм совместимы плане перехода к качественно новой социальной форме обусловлены+ развитием старой социальной формы. Это новое сохраняет от старого все, что объективно требуется для его существования.
Список использованных источников:
1-7. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. – М., Гос. издат. полит. лит., 1939 г.
8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 20. Политиздат. М. 1973 г.
Экономические науки