Институт права, социального управления и безопасности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

Кафедра теории и истории государства и права

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История отечественного государства и права

Направление подготовки

Юриспруденция»

Степень выпускника

СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения

(очная, заочная)

Ижевск, 2016

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «История отечественного государства и права» является формирование у студентов общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для последующего успешного овладения специальными предметами и правовыми дисциплинами, необходимыми для подготовки к профессиональной деятельности в области разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения и воспитания.

Дисциплина направлена на комплексное решение задач развития общей правовой культуры студентов и понимания вопросов, раскрывающих сущность произошедших и происходящих государственно-правовых явлений, особенности развития государства и права России в русле мировой цивилизации, теории российской государственности и тенденции её развития.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «История отечественного государства и права» относится к базовой части профессионального цикла Б 3 ООП бакалавриата иадресована студентам первого курса очной и заочной формы обучения по направлению 40.03.01 «юриспруденция»

Изучению дисциплины предшествуют предметы гуманитарного цикла, изучаемые в средней школе (всеобщая история, отечественная история, обществознание), а также изучаемый на I курсе университета (в 1 семестре) курс дисциплины история государства и права зарубежных стран.

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен:

Владеть

· базовыми знаниями, полученными в общеобразовательном учреждении в рамках изучения таких предметов как «История» и «Обществознание»;

· комплексом знаний об истории развития России и особенностях этого развития;

· знаниями о закономерностях исторического развития человечества в целом;

· умениями проводить исторические исследования с привлечением различных источников информации;

· начальными знаниями о базовых философских и юридических учениях.

Уметь

· оперировать необходимым понятийным аппаратом, разбираться и понимать исторические определения и термины;

· сопоставлять отдельные события и факты в их исторической взаимосвязи;

· применять на практике основные результаты научных историко-юридических исследований.

По окончании изучения дисциплины «История отечественного государства и права» студент должен:

Знать:

· - основные периоды истории отечественного государства и права, их особенности;

· - тенденции развития государственно-правовых институтов в исторической проекции;

· - направления развития институтов по отдельным отраслям права;

· - процессы преемственности в праве;

· - теоретические основы и историографию отечественного государства и права, основные концепции и подходы отечественных и зарубежных специалистов к проблемам российской государственности и права;

· - методологию анализа исторических правовых актов;

· - формы организации и методы осуществлении публичной власти на основных этапах эволюции Российского государства.

Уметь:

· - использовать исторический метод в изучении и толковании права;

· - реализовать положения теории государства и права на историческом материале;

· - давать общую характеристику источникам и комментировать их основное содержание;

Владеть:

· - навыками сравнительного исторического подхода к оценке развития государственно-правовых институтов России, вычленения исторической информации, необходимой для решения возникающей проблемы;

· - навыками самостоятельной постановки исследуемых проблем по учебному курсу;

· - навыками работы с нормативно-правовым материалом по истории отечественного государства и права;

· - пользования комплексными программами и базами данных по предмету, в том числе с помощью локальных и глобальных сетей.

· - владеть понятийным аппаратом курса.

· - владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий и полемики.

Успешное освоение курса «История отечественного государства и права» создаст прочный базис для дальнейшей научно-исследовательской и практической деятельности, послужит наиболее полному освоению теоретического арсенала всей юридической науки, юридического языка, без знания которого невозможно понимание других, важнейших отраслевых дисциплин профессиональной части общеправового цикла Б 3 – конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового, процессуального права и др.

Программа курса построена на основе линейно-хронологического подхода и включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Раннефеодальная государственность и право в древней Руси.

Раздел 2. Феодальная государственность и право Руси удельно-вечевого периода (эпохи феодальной раздробленности) XII – XV вв.

Раздел 3. Сословно-представительная монархия в России.

Раздел 4. Абсолютная монархия в России.

Раздел 5. Государство и право Росси в период становления и развития капитализма.

Раздел 6. Возникновение и основные этапы развития советского государства и права.

Раздел 7. Возникновение современной государственности и права Российской Федерации.

И формируемых компетенций

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц, 252 часа.

  № темы п/п   Разделы, темы дисциплины   Неделя семестра Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости   Формируемые компетенции (код) Всего компетенций  
Л. Пр. Сам. раб.   ОК1 ОК8 ОК9 ПК2  
  1-й Блок. Государст-венность и право раннефео-дального и удельно-вечевого периодов (Раннефеодаль-ная и сеньориальная монархия IX – XV вв. Городские республики на Руси XII-XV вв.).         Рубежная контроль-ная работа с решением задач          
Введение. Возникновение государства и права.         +   +  
Государство и право древней Руси   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + +  
Феодальные государства на территории Руси в XII-XV вв.   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + +  
  2-й блок. Государство и право эпохи развитого феодализма (Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв. Формирование и расцвет российского абсолютизма в XVII-XVIII веках).         Рубежная контроль-ная работа с решением задач          
Русское (Московское) государство в XV—XVII вв.   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + +  
Государство и право Российской империи в период абсолютизма   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия + + +  
  3-й блок. Государство и право России в период становления и развития капитализма (Российский абсолютизм XIX – начала XX вв. Попытка приспособления к новым реалиям).         Рубежная контроль-ная работа с решением задач          
Государство и право Российской империи в период перехода к буржуазной монархии   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + + +
Изменения в государствен-ном строе России начала XX в.   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + +  
Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.)         + +  
  4-й блок. Государство и право советского периода (1917-1991 гг.).                    
Октябрьская революция в России и создание Советского государства и права   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия + + + +
Государство и право в период нэпа. Государственно-политическая система. Национально-государственное строительство   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + +  
Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 60-х гг.)   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия   + +  
Государство и право в условиях кризиса социализма, распада СССР и формирования новой государственности и права Российской Федерации   Обсуждение докладов на семинаре. Дискуссия + + + +
                 
                           

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

После освоения дисциплины «История отечественного государства и права» у студента формируются научные представления о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права в России, развиваются способности самостоятельно оценивать конкретные задачи, и, используя исторический опыт развития, искать наиболее оптимальные пути их решения.

При прохождении дисциплины комплексно решаются вопросы повышения общей правовой культуры студентов – будущих бакалавров. Они учатся владеть юридической терминологией, получают навыки работы с правовыми актами, анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.

После освоения дисциплины студент способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации; способен анализировать социально значимые проблемы и процессы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА)

Раздел I.

Введение в курс

Предмет истории отечественного государства и права. Задачи и методы изучения курса.

Историография отечественной истории государства и права.

Основные этапы и направления развития историко-правовой науки Научные издания юридических памятников.

Раздел II.

Раздел III.

Раздел IV.

Раздел V.

В период абсолютизма

Становление абсолютной монархии в России. Предпосылки, особенности российского абсолютизма. Изменения политической системы во второй половине XVII в.

Государственные реформы первой четверти XVIII в. Военные реформы. Экономическая политика. Реорганизация центрального и местного управления. Власть императора. Изменение порядка престолонаследия.

Развитие государственной системы во второй четверти XVIII в. «Дворцовые перевороты». Изменения высшего государственного управления.

Формирование новой системы права. Источники права. Формы законодательных актов. Становление отраслевого законодательства. Попытки кодификации права. Судебно-процессуальное право. Военно-уголовное законодательство.

«Просвещенный абсолютизм» в России. Доктрина и практика государственного либерализма. «Наказ» Екатерины П. Уложенная комиссия 1767 г. Законодательная деятельность Екатерины II. Государственные реформы.

Губернская реформа 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Власть губернатора. Местная администрация. Система сословных судов. Реорганизация полиции. «Устав благочиния» 1782 г.

Сословный строй XVIII — первой половины XIX в. Правовая консолидация дворянства. Городское население. Цеховой строй. Правовые категории крестьянства. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Правовой статус сословий.

Развитие государственной системы в первой половине XIX в. Реорганизация высшего государственного управления. Правительственный конституционализм. Деятельность М. М. Сперанского. Политическая реакция второй четверти XIX в. Система государственной и политической безопасности. Реорганизация полиции. Жандармерия. Цензурное законодательство.

Изменения в правовом положении церкви. Ликвидация патриаршества. Синод и синодальное управление. Секуляризация церковного имущества. Изменения в сословном статусе духовенства. Изменения в церковном праве.

Кодификация русского права в первой половине XIX в. Кодификационные комиссии. «Полное собрание законов Российской Империи». Свод законов 1832 г. Разработка, структура. Основные черты государственного права. Развитие частного права.

Кодификация и развитие уголовного права в первой половине XIXв. Уложение о наказаниях 1845 г. Систематизация преступлений. Наказания.

Раздел VI.

Раздел VII.

Раздел VIII.

Раздел IX.

Раздел X.

Раздел XI.

Планы практических занятий

Краткое описание подходов к организации семинарских занятий:

Семинаром называют занятие с преподавателем, которое состоит в обсуждении под его руководством узловых проблем истории отечественного государства и права. Семинар – основное средство проверки знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Целью семинарских занятий является обобщение, углубление, закрепление этих знаний, уточнение непонятых вопросов. На семинарские занятия выносятся наиболее важные и проблемные темы курса. По каждой из них дается перечень вопросов, которые необходимо самостоятельно проработать, используя указанную в пособии литературу. Студент должен подготовить конспект выступления по каждому предлагаемому вопросу. Преподаватель лишь обеспечивает надлежащий академический уровень занятий, выявляет и объясняет соотношение, происхождение и содержание истины и заблуждения в обсуждении вопросов заранее поставленной темы, но решать их предоставляет самим участникам семинара.

Порядок вопросов, поставленных на обсуждение в семинаре позволяет усвоить закономерности, внутренне присущие истории отечественного государства и права и ее научному знанию и познанию, в определенной степени раскрывает природу взаимных отношений общества, государства и права в единстве свойственных им неизменных признаков и сущностных перемен в непосредственной предметности общества государства и права.

Неизменность основных признаков общества, государства и права выражена постановкой на обсуждение одних и тех же вопросов применительно к различным обществам, государствам и памятникам права, возникшим на различных ступенях исторического развития.

Перемены же в обществе, государственности и праве представлены привлечением к обсуждению все новых и новых памятников отечественного государства и права, произведений их исследователей и сопоставлением внешне сходных и различных по существу явлений.

Первостепенное место в изучении истории отечественного государства и права отводится первоисточникам, к которым относятся судебники, созданные на различных этапах развития феодального строя, буржуазные кодификации, конституции. Знакомство с историческими особенностями их форм, понятий, языка и стиля позволяет лучше представить и понять изучаемый материал.

Рекомендуется следующий порядок подготовки к семинарам:

1. Изучение соответствующих разделов учебной литературы - учебников, учебных пособий.

2. Непосредственная работа над первоисточником: усвоение фактов, их анализ, осмысление, сопоставление. По каждому источнику желательно составить краткий конспект с четким указанием места и времени появления документа, его характеристик с конкретными ссылками на отдельные статьи закона.

Для правильного понимания первоисточника важно знать общую историческую обстановку, в котором он появился, понимать причины его появления. Для этого перед анализом первоисточника необходимо просмотреть записи лекций, изучить дополнительную литературу – как общеисторическую, так и историко-правовую. Эта литература позволит расширить учебный материал отдельных разделов учебника. Список дополнительной литературы по каждому изучаемому разделу,не является исчерпывающим. Студенты могут, ориентируясь на программу курса и планы семинарских занятий, самостоятельно подобрать дополнительную литературу. Студент обязан готовиться ко всем вопросам, вынесенным на семинарское обсуждение. Выборочная подготовка расценивается как общая неподготовленность студента к семинару. Активность на семинарском занятии учитывается при подведении итоговой оценки знаний студента.

Планы семинарских занятий по Истории отечественного государства и права для студентов I курса Института права социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета

Тема № 3. СУДЕБНИКИ 1497 1550 гг.

(6 часов)

1. Феодализация общества на русском северо-востоке в XIII-XV веках и её проявления:

а) формирование боярских вотчин в XIII-XV веках после татаро-монгольского нашествия, закрепление этого процесса в Судебнике 1550 г.;

б) монастырская реформа Сергия Радонежского и её последствия;

в) ограничения права крестьянского перехода и вмешательство государства в этот процесс в Судебнике Ивана III (ст. 57). Дальнейшее усложнение условий для крестьянских переходов в Судебнике Ивана IV 1550 г. (ст. 88).

2 Нормы гражданского права в Судебнике Ивана III:

а) укрепление владельческих прав на землю (ст. 60, 62 Судебнике Ивана III, сравнить со ст. 84-85 и 87 Судебника Ивана IV);

б) ограничение традиционных общинных сервитутов (ст. 61 Судебника Ивана III сравнить со ст. 86 и 87 Судебника Ивана IV);

в) изменения в правилах наследования земли (ст. 60 Судебника Ивана III сравнить со ст. 85 Судебника Ивана IV).

3. Нормы уголовного права в Судебнике Ивана III (ст. 8-13, 39, 55, 62):

а) развитие понятия «преступление», его признаки (ст. 8, 39в Судебнике Ивана III, сравнить со ст. 52, 56, 59, 60, 61, 71 Судебника Ивана IV, хотя ст. 24 и 47 по-прежнему употребляют термин «обида»);

б) появление представлений о тяжком преступлении («лихом деле» сравнить ст. 9 Судебника Ивана III со ст. 61 в Судебнике Ивана IV);

в) рецидив преступления в Судебниках;

г) понятие «ведомого лихого человека» и последствия его применения к подсудимому;

д) виды преступлений (сравнить ст. 19 и 33 в Судебнике Ивана III со ст. 3-7 Судебника Ивана IV; новые составы: должностные преступления в ст. 8-13 и 59 Судебника Ивана IV. Сравнить почти полное отсутствие преступлений против собственности в Судебнике Ивана III, кроме “Устава о татьбе (краже) в ст. 8, 10-14 с объединением преступлений против личности и собственности в Судебнике 1550 г. см. ст. 52 – 58, 60). Попытка разграничить разбой («бой») и грабеж в ст. 25)

е) цели применения уголовного наказания;

ж) виды наказаний и порядок их исполнения.

5. Развитие процессуального законодательства в Московском государстве (ст. 1-7, 14-19, 21-36, 43-49, 51-53, 58, 64, 68):

а) система судебных органов и компетенция судов различных видов;

б) разделение процесса на «суд» и «розыск»(ст. 2, 25, 45. 14);

в) форма и содержание розыскного процесса;

г) система доказательств.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Нормативные акты:

Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 т. Т. 2, М., Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. http://www.kodges.ru/89192-rossijskoe-zakonodatelstvo-x-xx-vekov-v-9-t.-t..html или http://forum.yurclub.ru/index.php?app=downloads&module=display&section=download&do=confirm_download&id=5461&agreed=1

Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова (любое издание)

Учебная литература:

Исаев И. А. История государства и права России (любое издание).

История отечественного государства и права. В 2 т. Под ред. О. И. Чистякова. Т. 1. (любое издание).

История государства и права России. / Под ред. Ю. П. Титова. (любое издание).

Дополнительная литература:

Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1991.

Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-н/Д., 1995.

Георгиевский Э. В. К вопросу о преступном и наказуемом в эпоху Судебников XV - XVII вв. // http://uristy.ucoz.ru/publ/istorija_gosudarstva_i_prava_rf/georgievskij_eh_v_k_voprosu_o_prestupnom_i_nakazuemom_v_ehpokhu_sudebnikov_xv_xvii_vv/18-1-0-856

Дьяконов М. А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб.: Наука, 2005. С. 164-170.

Казаков Р. Б.Судебник 1497 г. // Вопросы истории. 2000. № 3.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. – М.: Мысль, 1985. С. 161-198.

Развитие русского права в XV – первой половине XVII в. М., 1986

Сборник очерков из истории государства и права Руси // www.allpravo.ru/library/doc313p/instrum2359/

Сергеевич В. И. Лекции и исследования по древней истории русского права. М.: Зерцало, 2004. http://dugward.ru/library/sergeevich/sergeevich_lekcii_i_issled.html

Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России: Академический курс. В. 2 т. – Т. 1. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 90-119.

Судебник Ивана III. Становление самодержавного государства на Руси. СПб., 2004

Штамм С. Ю. Судебник 1497 года. М., 1955

Юшков С. В. Судебник 1497 года (к внешней истории памятника) // Серафим Владимирович Юшков. М.: Юриди.лит., 1989. С. 370-443.

Местное управление. Учреждение для управления губерний Всероссийской империи 1775 г.

Манифест 17 октября 1905 г.

Учреждение Государственной Думы и реорганизация Государственного Совета. Положения от 20 февраля 1906 г.

Наследственное право.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Нормативные акты:

Отечественное законодательство XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.) / Под ред. Проф. О. И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2000. С. 148-216.

Хрестоматия по отечественной истории государства и права 1917-1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова (любое издание).

Учебная литература:

Исаев И. А. История государства и права России. (любое издание).

История отечественного государства и права. В 2 т. Под ред. О. И. Чистякова. Т. 2. (любое издание).

Дополнительная литература:

История советского государства и права: В 3-х книгах. Кн. 2. / Под ред. А. П. Косицына. М.: Наука, 1968.

Новицкая Т. Е. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. – 224 с.

Новицкая Т.Е.Кодификация гражданского права в Советской России 1920 — 1922 гг. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1989. – 120 с.

Новицкий И.Б.История советского гражданского права. М.: Госюриздат, 1957. - 327 c.

Развитие кодификации советского законодательства. М.: Юрид. лит., 1968. - 247 c.

Сырых В. М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М.: Юристъ, 1999. С. 153-156.

Тема № 15: ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА ССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА

(4 часа)

1. Предпосылки создания Союза ССР:

а) распад Российской империи в 1917-1918 гг. и формирование новых государств и государственных образований на ее территории;

б) причины превращения Советской России в главную объединяющую силу для народов бывшей империи;

в) политико-идеологические и военные факторы, способствовавшие объединению бывших российских территорий;

г) социально-экономические предпосылки объединения независимых советских республик в Союз.

2. Образование Союза ССР и его конституционное оформление:

а) изменения в национальной политике РКП/б/ в 1917-1922 годах;

б) межнациональные отношения и взаимоотношения между независимыми советскими республиками накануне создания СССР;

в) политическая борьба вокруг проектов "автономизации", "конфедерализации" и предложения В.И. Ленина по формам будущего Советского Союза;

г) разработка и принятие Конституции СССР 1924 года на I и II съездах Советов Союза ССР, характеристика основных частей этой Конституции.

3. Проблемы федерализма и укрепления государственного единства республик Союза ССР в Конституции 1924 года:

а) высшие органы власти Союза ССР, их предметы ведения и компетенция; причины сохранения "съездовской" организации в Союзе;

б) проблема государственного суверенитета республик в Конституции, предоставленные ею возможности защиты специфических интересов республик перед общесоюзными властными органами;

в) степень соответствия положений Конституции 1924 года предложениями В.И. Ленина о формах будущего Союза, высказанным ранее.

4. Высшие органы государственного управления Союза ССР в Конституции 1924 года:

а) СНК СССР, структура и компетенция наркоматов;

б) Верховный Суд СССР и его место в тогдашней судебной системе;

в) ОГПУ и его конституционный статус, структура, полномочия.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

Нормативные акты:

История Советской Конституции; Сборник документов. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 189-243.

Отечественное законодательство XI-XX веков: Пособие для семинаров. Часть II (XX в.) / Под ред. Проф. О. И. Чистякова. – М.: Юристъ, 2000. С. 218-233.

Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова (любое издание)

Хрестоматия по отечественной истории государства и права 1917-1991 гг. / Под ред. О. И. Чистякова (любое издание).

Учебная литература:

Исаев И. А. История государства и права России. (любое издание).

История отечественного государства и права. В 2 т. Под ред. О. И. Чистякова. Т. 2. (любое издание).

История государства и права России. /Под ред. Ю. П. Титова. (любое издание).

Дополнительная литература:

Боффа Д. История Советского Союза. В 2 т. Т. 1. М. Международные отношения. 1990. С. 79-81, 101-105, 110-119, 172-188.

Верт Н. История советского государства 1900-1991. М.: Прогресс, 1992. С. 95 -101, 148-156.

Златопольский Д.Л., Чистяков О.И. Образование Союза ССР. М.: М.: Юридлит., 1977. - 295 с.

История национально-государственного строительства в СССР 1917-1978гг.: В 2т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. С. 96.

История советского государства и права: В 3 кн. Кн. 2. М.: Наука, 1968. Гл. 3.

Карр Э. История Советской России. Кн. 1. М.: Прогресс, 1990. Часть 3. С. 209-341.

Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917-декабрь 1991. М., 1995.

Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. M.: Политиздат, 1987. – 367 с.

Ленин В.И. Рабочий класс и национальный вопрос // Полн. собр.соч. Т. 23. С. 149-150.

Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Полн.собр.соч. Т. 24. С. 142-148.

Ленин В.И. Заключительное слово перед закрытием Третьего Всероссийского съезда Советов // Полн.собр.соч. Т. 35. С. 286-290.

Ленин В.И. Записка Л.Б.Каменеву о борьбе с великодержавным шовинизмом // Полн.собр.соч. Т. 45. С. 214.

Ленин В.И. Об образовании Союза ССР // Полн.собр.соч. Т. 45. С. 211-213.

Ленин В.И. К вопросу о национальностях или об "автономизации" // Полн.собр.соч. Т. 45. С. 356-362.

Рогожкин К.И., Гончаренко В.Д. Экономические связи советских республик до образования СССР // Советское государство и право. 1982. № 8. С. 3-10.

Стешенко Л. А., Шамба Т. М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. – Т. 2. М.: Издательство НОРМА, 2003. С. 159-174.

Чистяков О.И. Взаимоотношения советских республик до образования СССР. М., 1955. С. 10-33.

Чистяков О. И. Конституция СССР 1924 года. Учебное пособие. М.; ИКД «Зерцало-М», 2004. – 224 с.

Якубовская С.И. Строительство союзного советского социалистического государства /1922-1925 гг./ М.: Наука, 1980.Гл.1-2.

Конституция СССР 1977 г.

Л И Т Е Р А Т У Р А

Нормативные акты:

Конституция СССР. М.,1977.

Уголовный кодекс РСФСР. М.1961.

Гражданский кодекс РСФСР. М.1964.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. М.1961.

Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. М.1964.

КЗоТ РСФСР. М.1971.

Хрестоматия по истории государства и права России. Под ред.Ю.П.Титова (любое издание).

Хрестоматия по отечественной истории государства и права 1917-1991 г.г./Под ред.О.И.Чистякова (любое издание).

Учебная литература:

Исаев И.А.История государства и права России (любое издание).

История отечественного государства и права. В 2 т. Под ред.О.И.Чистякова.Т.2 (любое издание).

История государства и права России. Под ред.Ю.П.Титова (любое издание).

Дополнительная литература:

Я.М.Брайнин. Уголовный закон и его применение. М.,1967.

Н.Д.Дурманов. Советский уголовный закон. М.,1967.

О.А.Кудинов. История отечественного государства и права. М., 2005.

В.М.Курицын. Становление социалистической законности. М.,1983.

Конституция СССР и законодательство развитого социализма. М.,1984.

В.П.Портнов, М.М.Славин. Этапы развития советской конституции. М.,1982.

Структура СРС

Код формируемой компетенции Тема Вид Форма Объем учебной работы (часов) Учебно-методические материалы
ОК 8 ОК 9 Тема 2 Государство и право древней Руси подготовка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 8 ОК 9 Тема 3 Феодальные государства на территории Руси в XII-XV вв. подготовка докладов КСР контроль самостоятель-ной работы студента Указаны в списке рекомендованной литературы
  Блок 1. Государственность и право раннефео-дального и удельно-вечевого периодов (Раннефеодальная и сеньориальная монархия IX – XV вв. Городские республики на Руси XII-XV вв.). решение задач КСР контроль самостоятельной работы студента   Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова
ОК 1. ОК 8 ОК 9 ПК 2 Тема 4 Русское (Московское) государство в XV—XVII вв. Подготов-ка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 1. ОК 8 ОК 9 Тема 5. Государство и право Российской империи в период абсолютизма Подготов-ка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
  2-й блок. Государство и право эпохи развитого феодализма (Сословно-представительная монархия в России XVI-XVII вв. Формирование и расцвет российского абсолютизма в XVII-XVIII веках). решение задач КСР контроль самостоятельной работы студента   Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова
ОК 8 ОК 9 ПК 2 Тема 6. Государство и право Российской империи в период перехода к буржуазной монархии Подготов-ка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 8 ОК 9 Тема 7 Изменения в государствен-ном строе России начала XX в. подготов-ка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 8 ОК 9 Тема 8. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.) подготовка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 1 ОК 8 ОК 9 ПК 2 Тема 9. Великая Октябрьская социалистическая революция в России и создание Советского государства и права подготовка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 8 ОК 9 Тема 10. Государство и право в период нэпа. Государственно-политическая система. Национально-государственное строительство. подготов-ка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 8 ОК 9 Тема 11. Государство и право в период государственно-партийного социализма (1930 — начало 60-х гг.). подготовка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
ОК 1 ОК 8 ОК 9 ПК 2 Тема 12. Государство и право в условиях кризиса социализма, распада СССР и формирования новой государственности и права Российской Федерации подготовка докладов СРС без участия преподавателя Указаны в списке рекомендованной литературы
  3-4 Блоки. Государство и право России в период становления и развития капитализма (Российский абсолютизм XIX – начала XX вв. Попытка приспособления к новым реалиям). и Государство и право советского периода (1917-1991 гг.). решение задач КСР контроль самостоятельной работы студента   Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. Хрестоматия по истории отечественного государства и права (1917-1991) под ред. О. И. Чистякова

Виды СРС:

- подготовка к контрольной работе;

- подготовка к коллоквиуму;

- подготовка реферата, доклада;

- подготовка к деловым играм;

- решение задач;

- выполнение расчетно-графических работ;

- написание курсовой работы.

По одной теме может быть несколько видов СРС.

Формы СРС:

- СРС без участия преподавателя;

- КСР контроль самостоятельной работы студента.

Содержание СРС (по выбору преподавателя)

График контроля СРС

Недели семестра
формы контроля           рк         рк         рк

Условные обозначения: рк – рубежная контрольная работа. В графике отмечены только сроки рубежных контрольных работ. Все иные виды СРС отмечены в планах семинарских занятий.

Образовательные технологии

При проведении занятий и организации самостоятельной работы студентов используются трад

Наши рекомендации