Разработка содержания исследования
Общие положения
Курсовая работа является самостоятельной научной работой обучающегося и должна отражать приобретенные практические навыки и результаты исследования по разделам учебной дисциплины в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы обучающийся должен показать: навыки работы с учебной, научной литературой, умение анализировать правовые источники, законодательство и делать обоснованные выводы.
Руководство и контроль выполнения, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагаются на кафедру «Гражданско-правовых дисциплин». Для оказания консультационной и методической помощи обучающемуся кафедрой назначается научный руководитель, который определяет степень готовности курсовой работы.
Работа над выбранной темой требует от обучающегося знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения, личной позиции к данной проблеме, прилежания при написании исследования.
Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1. Выбор темы и разработка содержания.
2. Изучение литературы.
3. Сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме в соответствии с содержанием.
4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
5. Оформление курсовой работы.
6. Рецензирование научным руководителем.
7. Защита на кафедре.
Выбор темы
Творческая работа обучающегося начинается с выбора темы, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности выбранной темы курсовой работы, ее теоретического и практического значения. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы немаловажное значение имеет интерес самого обучающегося: наличие своих творческих идей, стремление разобраться в данной проблеме, до конца исследовать ее.
В случае, если у обучающегося возникает затруднение в выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.
Выбрав тему, обучающийся должен уяснить, в чем заключается ее сущность. Это позволит ему правильно уяснить границы предстоящего исследования и сформулировать вопросы рабочего плана.
Рекомендованные темы курсовых работ исключают их дублирование студентами при написании. Порядковый номер темы рекомендованного перечня курсовой работы, соответствует номеру обучающегося в учебном журнале посещаемости студента. Изменение выбранной темы допускается только с разрешения преподавателя. Помимо этого, обучающийся может предложить собственную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Разработка содержания исследования
Разработка темы курсовой работы начинается с составления содержания исследования. Обучающемуся необходимо разработать содержание работы, которое позволит четко организовать работу по избранной теме исследования.
Первоначально содержание дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако, в дальнейшем такой план работы может и должен уточняться, но основная задача, стоящая перед работой в целом, остается неизменной.
Содержание составляется в произвольной форме и может быть представлено преподавателю на согласование. Содержание это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Содержание позволяет эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах.
Содержание курсовой работы должен содержать:
· введение;
· основную часть, разделенную на разделы и подразделы;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения.
Композиция курсовой работы
Композиция (от лат.compositio - составление) - это работа над организацией курсовой работы, т.е. построение авторского текста на всех его структурных уровнях, компоновка отдельных элементов произведения в единое и логичное целое. Исследовательский материал должен не только сообщать необходимую информацию, но и учить логике мышления. Логический план разрабатывается таким образом, чтобы переход от простого материала к более сложному и от известной информации к новой совершался последовательно, постепенно, чтобы одно утверждение вытекало из другого.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в данном вопросе нет и не может быть стандарта. Автор вправе самостоятельно выбрать тот или иной порядок расположения материала, полученного в результате проведенного исследования. Единственным критерием, применимым в данном случае – внутренняя логическая взаимосвязь и раскрытие темы исследования.
Тем не менее, традиционно сложилась определенная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основная часть (разделы и подразделы);
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения.
Титульный лист
Титульный лист должен содержать:
· название учебного заведения и кафедры;
· наименование учебной дисциплины, по которой выполнена курсовая работа;
· название темы курсовой работы;
· фамилию, имя, отчество обучающегося;
· ученую степень, ученое звание, должность, фамилию и инициалы научного руководителя;
· выходные данные (место и год написания курсовой работы).
Образец оформления титульного листа представлен в приложении № 1 настоящего пособия.
Содержание
После титульного листа помещается содержание. В содержании приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются.
Заголовки оглавлений должны точно повторять заголовки в тексте курсовой работы. Не допускается совпадение формулировок заголовков с темой курсовой работы.
Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Разделы, подразделы, нумеруются арабскими цифрами.
Разделы текстовой работы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами без точки.
Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела должен состоять из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделённых точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
Пример
1 Теоретические аспекты защиты ответчика против иска
1.1 Правовой статус ответчика
Страницы текстовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижнего поля листа без точки (ГОСТ7.32). Допустимо выполнение нумерации страниц с использованием компьютера
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нём не ставят.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, распечатки с ЭВМ, список использованных источников, приложения включают в общую нумерацию страниц.
Введение
Во введении к курсовой работе обосновывается актуальность выбранной темы, степень ее теоретической исследованности, формулируется объект и предмет исследования, цель и содержание поставленных задач, излагается история вопроса и ожидаемый результат, указываются использованные методы исследования.
Актуальность. В данном разделе введения обучающийся обязан сформулировать суть проблемной ситуации, своевременность и социальную
значимость ее исследования.
Освещение актуальности должно быть немногословным – в пределах одной страницы. Конечная цель положений, сформулированных в актуальности – указать, где проходит граница между знанием и незнанием о предмете исследования. Это позволит выработать представление не только о необходимости исследования данной темы, но и о профессиональной подготовленности самого обучающегося.
Языковое оформление письменного текста может включать следующие фразы: работа посвящена актуальной теме…; актуальность темы обусловлена…, актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна и т.п.).
Степень теоретической исследованности темы. В этой части введения следует сообщить о состоянии разработанности выбранной темы. Конечная цель – показать, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.
Объект и предмет исследования. Объектом курсовой работы является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Необходимо помнить, что объектом исследования науки являются общественные отношения, порождаемые в процессе правового регулирования одноименной отрасли права. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Следовательно, объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является конечный результат, достигаемый в процессе выполнения курсовой работы. Содержание цели определяет перечень задач, которые автор должен решить для достижения цели исследования. Формулирование этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы. Поэтому вполне обоснованно можно сделать вывод о том, что формулировка задач курсовой работы должна быть созвучна с наименование глав и параграфов.
Список глаголов, рекомендованных к употреблению при формулировании целей исследования - изучить, описать, установить, выявить, рассмотреть; анализировать, раскрыть, разобрать, разобрать, изложить, остановиться, описать, назвать, показать, назвать, осветить, сообщить; для обозначения решения исследовательских задач - исследовать, разработать, доказать, выяснить, утвердиться, высказать предположение, выдвинуть предположение, полагать, считать и так далее.
Методы исследования. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования (методология исследования), которые служат инструментом в достижении задач, поставленных в курсовой работе. Под термином «метод» в самом широком смысле слова понимается «путь к чему-либо», способ социальной деятельности в конкретно взятом случае.
Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов3.
Совокупность определенных теоретических принципов, категорий, логических приемов и специальных методов исследования явлений называется методологией. Каждый вид познания располагает своей, только ему присущей, методологией. Не является исключением в данном случае и научное познание.
Среди имеющегося в науке (в широком смысле этого значения) массива подходов и методов особо следует выделить общенаучные подходы и методы исследования, выступающие в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. Их характерными чертами являются: а) отражение в их содержании свойств, признаков, понятий ряда частных наук; б) возможность формализации, уточнения средствами математической теории.
К числу общенаучных методов и подходов относят системный анализ, функциональный, структурный методы, математический (кибернетический) метод, вероятностный, моделирование, формализация и др.
Для курсовых работ по отраслевым юридическим дисциплинам характерно применение частно-научных методов познания, с помощью которых можно достигнуть определенной детализации познания государственно-правовых явлений. К их числу относятся: метод конкретных социально-правовых исследований, формально-юридический (формально-логический), историко-правовой, сравнительно-правовой.
В конце введения желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов.
Особо следует обратить внимание на то, что во введении не должно быть полемики по проблеме исследования; ни должны содержаться определения и понятия каких-либо правовых категорий. Все это должно найти место в разделах и подразделах, содержащихся в основной части.
Объем введения не должен превышать 3-4 страниц.
Заключение
Данная часть курсовой работы исполняет роль концовки, носящей форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Заключение выполняется в форме последовательного, логически стройного изложения полученных итогов и их соотношения с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. По своей сути заключение – это анализ и одновременно синтез тех выводов, которые автор сформулировал в конце каждого раздела курсовой работы.
Заключение может включать в себя и практические рекомендации по совершенствованию и изменению действующего законодательства, что повышает ценность проделанной автором исследовательской работы. Но такие предложения обязательно должны базироваться на материалах проведенного исследования и представленного автором в курсовой работе.
Приложения
Приложения помещают после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте. Приложения не засчитываются в заданные объемы курсовой работы.
В приложения обычно входят различные схемы, графики, таблицы, данные социологических исследований и т.п. Кроме того, к работе могут прилагаться копии решений и постановлений судов, копии договоров, претензий, исков, актов и т.п. Все приложения должны иметь свой порядковый номер (Приложение 1, 2 и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение №» и иметь тематический заголовок, поясняющий его содержание.
Оформление курсовой работы
Завершающим этапом разработки курсовой работы является письменное изложение основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций. На основе собранных материалов уточняется структура, содержание и объем курсовой работы.
Не следует приступать к окончательному оформлению курсовой работы сразу же после (или в процессе) сбора и анализа материала. Полезно еще раз продумать содержание всей темы в соответствии с содержанием и имеющимися фактическими результатами исследования, а затем уже приступать к написанию курсовой работы.
Текст работдолжен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой односортной писчей бумаги формата А4 в редакторе «Word» 14-м кеглем через 1,2-1,5 межстрочных интервала шрифтом Times New Roman, прямым, нормальным по ширине.
Абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста и равняться 15 или 17 мм.
Разделы и подразделы документов могут иметь заголовки (подзаголовки), которые пишутся с заглавной буквы. Точка в конце заголовков и подзаголовков не проставляется. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами, разделенными точками.
Расстояние между заголовком подраздела и предыдущим текстом (разделом или подразделом) должно составлять 8 мм (1 пустая строка основного текста 14 pt).
Каждый раздел текстового документа необходимо начинать с нового листа (страницы).
При выравнивании текста по ширине необходимо использовать средство автоматической расстановки переносов.
Страницы текстовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижнего поля листа без точки (ГОСТ 7.32). Допустимо выполнение нумерации страниц с использованием компьютера
Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на нём не ставят.
Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, распечатки с ЭВМ, список использованных источников, приложения включают в общую нумерацию страниц.
Ссылки на использованные источники следует указывать порядковым номером по списку источников в квадратных скобках (ГОСТ 7.32).
Пример - По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные, изыскательские и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять работы и оплатить их или обеспечить их оплату (ст. 763 ГК РФ) [3].
Защита курсовой работы
Обучающийся обязан представить на проверку преподавателю окончательный вариант курсовой работы не менее чем за 7 дней до назначенной даты защиты курсовых работ.
Преподаватель проверяет представленную курсовую работу и дает письменный отзыв на работу и на титульном листе работы сделав надпись: «Курсовая работа допущена к защите»» или «Курсовая работа к защите не допущена».
Курсовая работа допускается к защите при условии соответствия ее содержания и оформления требованиям, сформулированным в данных учебно-методических указаниях и соблюдения сроков предоставления.
Основанием для недопуска курсовой работы к защите является несоответствие работы требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ, либо нарушение сроков предоставления работы без уважительных причин.
В ходе подготовки к защите курсовой работы обучающийся готовит выступление (2-3 стр. печатного текста), в котором должны быть отражены основные направления исследования и сформулированы его результаты. Перед защитой курсовой работы обучающемуся рекомендуется перечитать текст, чтобы вспомнить положения, выносимые на защиту, и подготовиться к ответам на вопросы.
Защита курсовой работы осуществляется в устной форме. Продолжительность защиты, как правило, не превышает 20 минут на одного обучающегося.
Для доклада основных положений курсовой работы, обоснования выводов и предложений обучающемуся предоставляется не более 5-7 минут. После доклада обучающийся должен ответить на вопросы преподавателя по теме курсовой работы.
Результаты защиты определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При выставлении оценки по курсовой работе принимается во внимание содержание работы, обоснованность выводов и предложений, содержание доклада обучающегося, уровень теоретической и практической подготовки обучающегося, а также соблюдение требований по порядку оформления работы.
Если защита курсовой работы признана неудовлетворительной, то обучающийся может представить к повторной защите ту же работу с соответствующей доработкой, или должен написать новую.
Повторная защита курсовых работ для обучающихся, которые по уважительной причине не пришли на защиту или были не допущены к ней, назначается, как правило, в период проведения промежуточной аттестации.
При оценке курсовой работы учитываются следующие факторы: актуальность темы исследования, степень самостоятельности выполнения работы, новизна выводов и конструктивность предложений, качество используемого материала, уровень грамотности (общий и специальный), а также порядок оформления.
Общими критериями оценки качества курсовой работы являются:
· соответствие содержания курсовой работы, по которой она выносится на защиту;
· научно-практическое значение предложений и выводов курсовой работы;
· соответствие требованиям, предъявляемым к форме и содержанию;
· уровень защиты курсовой работы.
Оценка «отлично» выставляется за курсовую работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенный теоретический раздел, характеризуется логичным и последовательным изложением материала с соответствующими выводами и обоснованными предложениями по практическому применению результатов исследования. При её защите обучающийся показывает глубокие знания вопросов темы, свободно оперирует данными исследования, вносит обоснованные предложения по практическому применению результатов исследования, четко отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо» выставляется за работу, которая носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенный теоретический раздел, характеризуется логичным и последовательным изложением материала, однако имеет не вполне обоснованные выводы и не имеет предложений по практическому применению результатов исследования. Работа характеризуется в целом положительно, но содержит ряд незначительных замечаний. При её защите обучающийся показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, которая носит в большей степени описательный, а не исследовательский характер. Работа имеет теоретический раздел, базируется на практическом материале, но характеризуется непоследовательностью в изложения материала. Представленные выводы автора необоснованны. При её защите обучающийся проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не даёт полного аргументированного ответа на заданные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за работу, которая не носит исследовательского характера и не отвечает требованиям, изложенным в учебно-методических указаниях по выполнению курсовых работ. В курсовой работе нет выводов, либо они носят декларативный характер. При защите курсовой работы обучающийся затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.
Тематика курсовых работ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Гражданский процесс»
Правовое положение сторон в гражданском процессе
Студент группы Э-ЮР 114б И.И. Иванов
Ст. преподаватель Е.М. Бледнова
КУРСК-2016
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Пример оформления списка использованных источников
Общие положения
Курсовая работа является самостоятельной научной работой обучающегося и должна отражать приобретенные практические навыки и результаты исследования по разделам учебной дисциплины в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы обучающийся должен показать: навыки работы с учебной, научной литературой, умение анализировать правовые источники, законодательство и делать обоснованные выводы.
Руководство и контроль выполнения, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагаются на кафедру «Гражданско-правовых дисциплин». Для оказания консультационной и методической помощи обучающемуся кафедрой назначается научный руководитель, который определяет степень готовности курсовой работы.
Работа над выбранной темой требует от обучающегося знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения, личной позиции к данной проблеме, прилежания при написании исследования.
Процесс написания курсовой работы включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
1. Выбор темы и разработка содержания.
2. Изучение литературы.
3. Сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме в соответствии с содержанием.
4. Формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций.
5. Оформление курсовой работы.
6. Рецензирование научным руководителем.
7. Защита на кафедре.
Выбор темы
Творческая работа обучающегося начинается с выбора темы, которая требует вдумчивого подхода, глубокого осознания актуальности выбранной темы курсовой работы, ее теоретического и практического значения. Практика показывает, что правильно выбрать тему – это значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. При выборе темы немаловажное значение имеет интерес самого обучающегося: наличие своих творческих идей, стремление разобраться в данной проблеме, до конца исследовать ее.
В случае, если у обучающегося возникает затруднение в выборе темы, он может обратиться за помощью к преподавателю.
Выбрав тему, обучающийся должен уяснить, в чем заключается ее сущность. Это позволит ему правильно уяснить границы предстоящего исследования и сформулировать вопросы рабочего плана.
Рекомендованные темы курсовых работ исключают их дублирование студентами при написании. Порядковый номер темы рекомендованного перечня курсовой работы, соответствует номеру обучающегося в учебном журнале посещаемости студента. Изменение выбранной темы допускается только с разрешения преподавателя. Помимо этого, обучающийся может предложить собственную тему, предварительно согласовав ее с преподавателем.
Разработка содержания исследования
Разработка темы курсовой работы начинается с составления содержания исследования. Обучающемуся необходимо разработать содержание работы, которое позволит четко организовать работу по избранной теме исследования.
Первоначально содержание дает характеристику предмета исследования только в основных чертах, однако, в дальнейшем такой план работы может и должен уточняться, но основная задача, стоящая перед работой в целом, остается неизменной.
Содержание составляется в произвольной форме и может быть представлено преподавателю на согласование. Содержание это план-рубрикатор, состоящий из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы. Содержание позволяет эскизно представить исследуемую проблему в различных вариантах.
Содержание курсовой работы должен содержать:
· введение;
· основную часть, разделенную на разделы и подразделы;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения.