Судебный контроль в сфере государственного и муниципального управления

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют:

- Конституционный Суд Российской Федерации; - суды общей юрисдикции; - арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его полномочия определены в федеральном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Согласно этому закону Конституционный Суд в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России разрешает дела о соответствии Конституции:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента России, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти России и совместному ведению органов государственной власти России и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной врасти субъектов Российской Федерации;

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Суды общей юрисдикции. Осуществляя правосудие, рассматривая гражданские, уголовные, административные и иные дела, суды общей юрисдикции осуществляют в предусмотренных законом случаях контроль за деятельностью исполнительных органов. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти и их должностных лиц, могут быть обжалованы в суд.

Суд при рассмотрении конкретных дел оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В случае признания актов органов управления и их должностных лиц незаконными суд может отменить незаконные акты, признать действия должностных лиц неправомерными.

Частное определение является формой правового реагирования суда на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного дела нарушения законности в работе того или иного органа управления и соответствующих должностных лиц. Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость в осуществлении судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основании отдельных споров лежат акты органов управления.

Важным методом укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производства. Действующее законодательство определяет широкий круг дел, возникающих из административно-правовых отношений. К ним относятся, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, если законом не предусмотрен иной порядок их установления; об устранении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов о наложении административных взысканий. Во всех случаях, когда суд выносит по делу решение не в пользу органа управления, он тем самым признает его действия не соответствующими закону.

Арбитражные суды. Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: федеральных арбитражных судов округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. ФКЗ «О судебной системе РФ» определяет виды судов: федеральные - Конституционный Суд РФ, арбитражные суда, суды общей юрисдикции, военные суды, субъектов РФ – уставные суды, мировые судьи.

Судебный контроль включает в себя:

1. Жалобы и заявления граждан;

2. Жалобы и заявления организаций;

3. Заявления органов государственной власти и местного самоуправления о признании незаконными решений и действий органов публичной власти;

4. Заявления прокуроров о признании незаконными решений, действий органов исполнительной власти;

5. Проверка законности актов, действий, решений органов исполнительной власти судами при рассмотрении гражданских, уголовных, административных дел (если это имеет значение для решения вопроса по существу);

6. Санкционирование судами некоторых оперативных мероприятий правоохранительных органов (процессуальных действий).

1-4 - прямой судебный контроль

5-6 - косвенный судебный контроль за законностью государственного управления.

Прямой – когда суд рассматривает дело по заявлению о незаконности акта (действия, решения) органа исполнительной власти. Это непосредственный предмет судебного дела. Решение суда означает признание акта недействующим или нарушающим права граждан.

Косвенный контроль осуществляется, когда суд выносит частное определение при рассмотрении иных гражданских, уголовных, административных дел, чтобы обратить внимание на факты нарушения закона и причины, этому способствовавшие.

58. Общий надзор прокуратуры как способ обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного и муниципального управления

В сфере гос и муниц управления неоднозначно воспринимается обществом (к 1917 году у прокуратуры осталось только полномочие по поддержанию обвинения в суде, но потом и ее не стало, 27 мая 1922 г. была создана Советская прокуратура). Петр I создавал прокуратуру именно как надзорный орган. 1991 г.- концепция судебной реформы ( Прокуратура объявлена державным органом, творящим беззаконие). В 1992 г. был принят закон «О прокуратуре РФ». Этот закон просуществовала до 18 октября 1995 г. Конституция 1993 . поставила прокуратуру в главу о судебной системе. Советская прокуратура – элита советских юр. кадров, т.к. тогда только на эту должность необходимо было иметь юр. образование. Судья должен был быть юристом только с 1998 г. В декабре 1993 г. прокуратура в конституции в главе о судебной ветви власти без определения этого органа. 18 ноября 1995 г. принимается новая редакция ФЗ «О прокуратуре». Новое направление прокурорского надзора – за соблюдением прав и свобод человека органами МСУ, предприятиями, учреждениями, организациями, органами и.в. сегодня прокуратура получает новые полномочия, появляется новое направление – антикоррупционная экспертиза НПА. Изъят термин общий надзор, надзор в сфере гос и муниц управления. Но только термин. В практике используют понятие «общий надзор».

Предметом надзора прокуратуры в сфере гос и муниц управления является, во-первых, исполнение законов федеральными органами и.в., исключая Правительство РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами МСУ, субъектами, осуществляющими общественный контроль за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также за соответствие законам правовых актом, издаваемых перечисленными органами. Неподнадзорны Прокуратуре: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и граждане. Как только гражданин приобретает статус (студент) становится поднадзорен Прокуратуре.

Прокуратура при проведении проверок обладает теми же полномочиями, о которых уже сказано в контрольно-надзорных органах. Прокурор не обладает административной властью, его задача – надзор, следить за исполнением Конституции, Законов. Прокуратура проводит свои проверки только по сообщениям. Сегодня приказом прокурора установлено, что информация проведения проверки может быть получена из различных источников (выступление депутата, поручение Президента РФ и т.д.). Генеральный прокурор обязывает нижестоящих получать информацию и из СМИ, Интернете. Первоначально штаты прокуратуры были уменьшены, в 2009 увеличилось, 2011.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека – только тогда, когда получит информацию о нарушении, но до 1999 г. (новое изменение закона), прокуратура не осуществляла надзор за исполнением закона коммерческими организациями.

Прокуратура осуществляет:

Надзор за исполнением закона;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Осуществляет надзор за законностью издаваемых актов поднадзорнвыми органами

Ей поднадзорны: федеральные органы исполнительной власти, за исключением Правительства, все законод. и исполнит.органы субъектов Федерации, органы МСУ, органы контроля, коммерческие и некоммерческие организации и их руководители.

Реагирование на нарушение:

- протест приносится на противоречащий закону правовой акт, причем законодатель называет три адресата (тот орган, кто издал этот акт, вышестоящий орган, суд). Подлежит обязательному рассмотрению, и не позднее, чем в 10дневный срок с момента поступления. Если протест направляется в коллегиальный орган, то подлежит рассмотрению на ближайшем заседании. Результат рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Принесение протеста не приостанавливает действие акта, за искл., если этим актом применяются меры административного или дисциплинарного наказания.

- представление (выносится в случае необходимости устранения нарушения закона). Направляется тому органу или должностному лицу, которые полномочны устранить выявленные нарушения. Подлежит безотлагательному рассмотрению, в этот же день. В месячный срок должны быть устранены выявленные нарушения. О результатах принятых мер сообщается прокурору в письменной форме. 10.02. 1992 г. появилась еще одна форма.

- предостережение (в целях предупреждения правонарушения прокурор выносит предостережение). Письменного ответа не требует.

Эти три формы приносятся на нарушение закона. Четвертая:

- постановление выносит в случае обнаружения административного правонарушении.

Отличать нарушение закона и правонарушение (состав правонарушения). КоАП прописывает, что только прокурор может возбуждать дела в области нарушения избирательного права. ФЗ «О Прокуратуре» - прокурор может возбудить любое дело об административном правонарушении.

59. Понятия и правовое регулирование административно- правовых режимов.

Правовой режим– официально установленный особый порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических организационных средств, которые позволяют функционировать.

Общий административно – правовой режим – паспортный, автодорожный, государственной службы – регулирует взаимоотношения публичной администрации с невластными субъектами в нормальных обстоятельствах.

Основанием для установления САПР выступает – экстраординарная ситуация социального и природно-техногенного характера. И когда иные меры административно- правового регулирования не могут обеспечить должный правовой характер. При таком режиме административное воздействие должно быть интенсивным, авторитарным. Главная их особенность: с одной стороны, ограничения прав невластных субъектов, с другой – расширение полномочий деятельности субъектов власти.

Таким образом, признаками САПР являются:

сфера применения - государственное и муниципальное управление.

Предписания , которые образуют режим- это правила , состоящие из запрещающих и обязывающих норм.

Применяются органами исполнительной власти мсу

Нарушение режима- влечет меры дисциплинарного и административного воздействия.

В зависимости от подведомственности:

- федеральные режимы; региональные; местные

По объекту режима:

- территориальные режимы (ЗАТО, исключительно экономической зоны, лечебно-оздоровительной местности)

- режим самого объекта (режим объекта атомной энергетики, водохранилища, придорожных полос федеральных автодорог)

- режим обращения с предметами (гос. тайны)

По предмету регулирования:

- природоохранные режимы (заповедники)

- обеспечения гос. безопасности

По критерию юр. свойств:

- ординарные (существующие в повседневности)

- экстраординарные (временные режимы, которые действуют в период существования ЧС)

Наши рекомендации