Меры административного пресечения
Адм.-пресекательные меры своим назначением имеют прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Они также разнообразны и применяются различными исполнительными органами К их числу, относятся:
Относятся:
1.Доставление (до 48 часов, не позднее 3 часов имеет право позвонить для уведомления родственников)
2.Изъятие имущества, которое находится в незаконном владении.
3. Принудительное лечение – 2 вида: 1)лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями если такой больной может причинить вред себе или окружающим. 2)лечение так называемых социальных заболеваний, тот перечень заболеваний за распространение которых установлена уголовная ответственность (распространение: туберкулёз, СПИД, вич-инфицированные).
К мерам пресечения так же относятся: физическая сила, специальные средства (дубинки, водометы, служебные животные), но они имеют ограничение в применении ( в отношении малолетних, беременных (с видимыми признаками), лиц с явными признаками инвалидности (отсутствие конечностей). Водометы и бронемашины применяются по специальному указанию.
Использование огнестрельного оружия – для остановки транспортного средства, для обезвреживания животного, для разрушения запирающих устройств, предупредительный выстрел
К мерам пресекательного характера относятся также специфические меры, предусматриваемые Кодексом РФ об адм. нарушениях. Это — процессуальные меры обеспечения производства по делам об адм. правонарушениях. Это: доставление правонарушителя в орган внутренних дел (милиции); адм.е задержание физ. лица для составления протокола об административном правонарушении; личный досмотр; изъятие документов; отстранение от управления транспортными средствами, задержание транспортных средств и т. п.
Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. К ним относятся: административное задержание, изъятие имущества из незаконного владения, принудительное лечение, привод, применение физической силы, специальных средств, использование огнестрельного оружия.
Восстановительные меры.
Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размера вреда, причиненного неправомерным деянием. Чаще всего это меры материального характера. Так, бюджетное учреждение, нецелевым образом использовавшее бюджетные средства, выделенные ему по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, обязано вернуть израсходованные таким образом средства в бюджет.
К ним относятся меры материальной ответственности (взыскание ущерба,снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение из самовольно занятых жилых помещений, изъятие у организаций незаконно полученного, взыскание недоимки, пени).
Самовольно возведенные жилые и нежилые строения (дома, дачи, гаражи, сараи и т. д.) могут быть снесены. Вначале глава администрации обязывает правонарушителя своими силами и за свой счет снести самовольно возведенное строение и привести земельный участок в порядок.В случае, если это требование не будет выполнено в месячный срок, он дает распоряжение муниципальным органам о сносе строения за счет виновного.
Изъятие у предприятий и учреждений незаконно полученного состоит во взимании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями и учреждениями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, реализации нестандартной продукции и т. д. Постановления об изъятии принимаются государственными органами, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью юридических лиц (органами контроля за ценами, антимонопольными и др.).
К числу восстановительных мер относится и возложение обязанности возместить причиненный ущерб. Если в результате совершения проступка причинен имущественный ущерб, то административная комиссия, глава поселковой, сельской администрации, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания вправе одновременно решить вопрос о взыскании с виновного имущественного ущерба, если его сумма не превышает пятидесяти рублей (половины минимального размера оплаты труда), а районный (городской) суд — независимо от размера ущерба. Комиссия по делам несовершеннолетних, кроме того, вправе возложить на родителей обязанность возместить причиненный несовершеннолетним ущерб. Ст. 4.7 КоАП РФ предусматривает, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Административно-восстановительными являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пени. Недоимка — это не внесенная в срок в бюджет или в государственные внебюджетные фонды сумма налогов и других обязательных платежей. Выявив недоимку, налоговая инспекция направляет налогоплательщику письменное требование о ее погашении в установленный ею срок. Если требование остается без удовлетворения или ответа, то взыскание обращается на имущество виновного.
Пеня — это взыскание за каждый день просрочки (задержки) установленной процентной ставки от суммы просроченного платежа. По общему правилу она устанавливается в размере одной трехсотой ставки Центрального банка РФ (п.4, ст. 75 НК), действовавшей на момент образования недоимки (нарушения сроков перечисления банком средств, неисполнения иных финансовых обязанностей). Уплата пени — это реализация восстановительной санкции. А особенность восстановительных санкций в том, что они могут быть исполнены добровольно. Без вмешательства властей виновный субъект может возместить причиненный вред, снести самовольно построенное сооружение, уплатить пеню.
49. Понятие и основные черты административной ответственности.
Административная ответственность - это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.
Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.
Административная ответственность является разновидностью юридической ответственности и видом государственного принуждения. Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении за правонарушение лица и применении к нему в процессуальной форме санкций правовых норм уполномоченными на то субъектами власти.
Основные особенности:
1. Юридическая ответственность может носить как позитивный так и негативный характер, административная ответственность всегда носит негативный (карательный) характер, за противоправное поведение.
2.Нормативным основанием административной ответственности является система действующих правовых норм, закрепленных КоАП РФ и законами субъектов Федерации об административных правонарушениях в субъектах Федерации. . В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. С учетом положений ст. 1.1 КоАП это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов.
КоАП закрепляются общие положения и принципы административной ответственности, система административных наказаний, составы административных правонарушений, производство по делам административных правонарушений и другие вопросы.
В законах субъектов Федерации закрепляются составы административных правонарушений, органы, налагающие административные наказания. В КоАПе говорится о федеральных органах, в законах об органах субъекта.
3.Что касается фактического основания – то им является административное правонарушение.
4.Процессуальное основание – порядок привлечения к административной ответственности, применение административных наказаний, исполнение административных наказаний, единственная отрасль права , у которой процессуальное основание содержится в общем законе , в КоАПе.
5.Особенностью административной ответственности является то, что к административной ответственности привлекаются ФЛ и ЮЛ.
6.Административная ответственность как правило применяется государственными служащими, имеющими статус представителя власти, т.е.административная ответственность наступает в условиях внеслужебной зависимости.
7. Привлекают к АО и судьи
8. АО носит формальный характер.
АО тесно связана с уголовной ответственностью. (переход на красный – если повлекло тяжкие последствия, то это уже уголовное преступление).
Уголовная ответственность применяется только судом, административная ответственность применяют органы исполнительной власти, в определенных случаях судьи, а также органы спец.создаваемые для применения мер АО (Комиссия по делам несовершеннолетних, административная комиссия).
Характер наказания: меры уголовного наказания более суровы, суровость не в размере наказания, суровость заключается в последствиях (уголовное наказание – влечет за собой судимость!), привлечение к АО, наказанным будет лишь в течение одного года, после исполнения наказания.
Сроки давности привлечения к АО. По общему правилу срок давности привлечения к АО– 2 месяца со дня совершения правонарушения, при длящемся правонарушении 2 месяца со дня обнаружения. За некоторые – 1 год (таможенное, налоговое законодательство).
При уголовной различные сроки в зависимости от состава преступления. Есть преступления по которым вообще нет сроков давности.
С гражданской ответственностью связано представление о материальном ущербе, вреде. Административная ответственность носит формальный характер, как правило никакого ущерба (вреда) не наступает. (переход на красный цвет) - ничего не случилось - но ответственность наступит.
С дисциплинарной ответственностью – связано со служебным подчинением. АО с точностью наоборот, как только есть служебное подчинение о АО не может идти речи.