Право руководителя создаваемого общества на подачу и подписание заявления на государственную регистрацию
Основные применимые нормы:
- ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ);
- Приказ ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуальных предпринимателей" (далее - Методические разъяснения ФНС России).
Довольно часто заявителем при государственной регистрации юридического лица при создании выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа создаваемого общества. В этом случае регистрирующий орган может отказать в регистрации, ссылаясь на Методические разъяснения ФНС России.
Перечень лиц, являющихся заявителями при государственной регистрации юридических лиц, установлен ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, который четко не регламентирует, кто должен быть таким заявителем. Однако этот вопрос урегулирован в Методических разъяснениях ФНС России, в п. 2 разд. I которых указано, что заявителем при госрегистрации юридического лица при создании может быть его учредитель (учредители), а также руководитель общества, выступающий учредителем регистрируемого юридического лица.
1.1. Вывод из судебной практики: Руководитель создаваемого общества не может подавать и подписывать документы на его государственную регистрацию.
Суд указывает на то, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа может являться заявителем во всех случаях государственной регистрации юридического лица, за исключением регистрации юридического лица при его создании.
Судебная практика:
Примечание: Приведенные ниже судебные акты касаются ООО, однако практика применима и к акционерным обществам.
Определение ВАС РФ от 03.07.2008 N 8314/08 по делу N А33-14019/2007
"...Выводы судебных инстанций согласуются с требованиями пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) и Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей": заявителем при государственной регистрации юридического лица при создании является учредитель (учредители).
Аналогичная позиция содержится в решении Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2005 N ГКПИ05-824, оставленном без изменения постановлением от 27.09.2005 N КАС05-451 кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Указанным решением отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированным в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6220 в части ограничения прав руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного органа, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании. В названном решении указано на то, что руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица может являться заявителем во всех случаях государственной регистрации юридического лица, за исключением государственной регистрации юридического лица при его создании..."
Аналогичная судебная практика:
Волго-Вятский округ
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.04.2007 по делу N А38-1657-15/207-2006
"...Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001).
В подпункте 9.1.1 пункта 9 названной формы также указано, что при данном виде государственной регистрации заявителем может являться: учредитель юридического лица - физическое лицо; руководитель юридического лица - учредителя; иное лицо, действующее на основании полномочия.
Согласно Методическим разъяснениям по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ и зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 22.12.2004 N 6220 (далее - Методические разъяснения), в соответствии со статьей 9 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации юридического лица при его создании заявителями могут выступать учредитель (учредители) юридического лица, а также руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.08.2005 N ГКПИ05-824 отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими этих Методических разъяснений в части ограничения прав руководителя постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иного органа, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании.
Таким образом, с учетом положений указанных норм права руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица не может являться заявителем при государственной регистрации юридического лица при его создании..."
Восточно-Сибирский округ
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.2010 по делу N А69-779/2009
"...Как установлено Арбитражным судом Республики Тыва, определением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 января 2007 года на государственном унитарном предприятии "Соляной карьер "Дус-Даг" введено внешнее управление сроком на 18 месяцев. Внешним управляющим утвержден арбитражный управляющий Хертек А.О.
Министром земельных и имущественных отношений Республики Тыва в рамках мероприятий, связанных с восстановлением платежеспособности предприятия-должника, издано распоряжение от 27.05.2008 N 285-р, согласно которому предприятию дано согласие на совершение крупной сделки, связанной с отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более чем 10% балансовой стоимости активов должника, для создания нового предприятия. При этом предприятию дано указание выступить учредителем ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" с вложением в уставный капитал имущества по оценочной стоимости; внешнему управляющему рекомендовано принять исчерпывающие меры по переоформлению лицензий на вновь создаваемое общество в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение указанного распоряжения ГУП "Соляной карьер "Дус-Даг" в лице внешнего управляющего Хертек А.О. принято решение от 31.05.2008 об учреждении ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" с уставным капиталом в размере 5 173 156 рублей, утверждении денежной оценки имущества, вносимого в уставный капитал согласно приложению N 1, в размере 5 173 156 рублей, утверждении Устава и назначении директором общества Чынгылап Ш.Б. Актом приема-передачи от 31.07.2008 имущество на общую сумму 5 173 156 рублей передано от предприятия к обществу.
На основании заявления общества, подписанного назначенным директором Чынгылап Ш.Б., налоговой инспекцией принято решение от 01.06.2008 N 203 о государственной регистрации юридического лица при создании ООО "Соляной карьер "Дус-Даг".
Прокурор, считая, что государственная регистрация произведена с нарушением действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании названного ненормативного акта регистрирующего органа недействительным.
Таким образом, для регистрации юридического лица при создании в пункте 1.3 статьи 9 Закона о регистрации установлено специальное правило относительно физических лиц, имеющих право обратиться с заявлением о регистрации. В связи с чем доводы кассационных жалоб о наличии у директора создаваемого общества полномочий по подаче заявления о государственной регистрации не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с Законом о государственной регистрации до момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц у ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" отсутствует статус юридического лица, следовательно, общество и его органы управления не могут сами представлять свои интересы в государственных органах.
Судом апелляционной инстанции установлено, и сторонами по делу не оспаривается, что Чынгылап Ш.Б. не является ни учредителем ООО "Соляной карьер "Дус-Даг", ни руководителем юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
Поскольку поданное для государственной регистрации общества заявление по форме Р11001 подписано неуполномоченным лицом, которое также указано в качестве заявителя при регистрации, арбитражный апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что налоговая инспекция должна была признать данное заявление непредставленным.
В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно признал недействительным решение налоговой инспекции о государственной регистрации ООО "Соляной карьер "Дус-Даг" при его создании и удовлетворил требования прокурора..."
2. Право внешнего управляющего организации-должника, на основе имущества которой создается регистрируемое общество, подавать и подписывать заявление о государственной регистрации
Основные применимые нормы:
- ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ);
- Приказ ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуальных предпринимателей" (далее - Методические разъяснения ФНС России).
Достаточно часто заявителем при государственной регистрации юридического лица при создании выступает внешний управляющий организации-должника, на основе имущества которой создается регистрируемое общество. При этом регистрирующий орган может отказать в регистрации, ссылаясь на Методические разъяснения ФНС России.
Перечень лиц, являющихся заявителями при государственной регистрации юридических лиц, установлен ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, которая четко не регламентирует, кто должен быть таким заявителем. Однако этот вопрос урегулирован в п. 2 разд. I Методических разъяснений ФНС России, согласно которому заявителем при госрегистрации юридического лица при создании может быть его учредитель (учредители), а также руководитель общества, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица.
2.1. Вывод из судебной практики: Внешний управляющий вправе обратиться от лица организации-должника, на основе имущества которой создается новое общество, в регистрирующий орган с заявлением о его государственной регистрации.
Судебная практика:
Примечание: Приведенный ниже судебный акт касается ООО, однако практика применима и к акционерным обществам.
Суд исходит из положения ст. 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2010 по делу N А69-780/2009
"...Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон о регистрации) определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом (часть 2 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Закона о регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно статье 94 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия, полномочия руководителя и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему.
Судами установлено и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что ООО "Тыварестопсбыт" учреждено ГУП РТ "Рестопсбыт" на базе имущества последнего, находящегося в процедуре внешнего управления, в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом внешнего управления.
Таким образом, суд первой инстанции и арбитражный апелляционный суд пришли к обоснованному выводу, что внешний управляющий был вправе обратиться от лица организации-должника в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании, выступая согласно пункту 1 статьи 9 Закона о государственной регистрации в качестве иного лица, имеющего право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. В связи с чем довод Прокурора о подписании заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом, обоснованно признан не нашедшим своего подтверждения в материалах дела..."