X 1.1. История появления «дизайнерских» наркотиков
Дизайнерские наркотики (от англ. todesign - проектировать, разрабатывать) – психоактивные вещества, разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства, синтетические заменители какого-либо натурального вещества, полностью воспроизводящие наркотические свойства последнего, либо близкие, но неидентичные по строению вещества, как обладающие, так и не обладающие сходной фармакологической активностью[1]. Как правило, представляют собой аналоги или производные уже существующих наркотиков, созданные путем изменений различного характера в их химической структуре, реже - путем создания качественно новых препаратов, обладающих свойствами уже известных наркотиков.
Термин «дизайнерские наркотики» (далее по тексту - ДН) связан с понятием «drugdesign» - разработка новых лекарственных препаратов. Многочисленные публикации в научной литературе по проблеме ДН способствовали активизации разработок и внедрению на нелегальный рынок большого числа новых психоактивных веществ. Механизмы токсического действия многих из них изучены недостаточно. Это затрудняет оказание неотложных мероприятий при лечении острых отравлений.
В историческом плане сложно определить конкретное время наступления эпохи ДН. Действительно, до конца 60-х гг. - начала 70-х гг. 20-го века основными наркотиками были героин, морфин, кокаин, каннабис, диэтиламид лизергиновой кислоты (ДЛК), амфетамин, метамфетамин[2]. Сложно было считать дизайнерскими наркотиками созданные в 30-е гг. 20-го века катиноны, к примеру полусинтетический меткатинон (эфедрон). Данный препарат создавался в интересах фармакологии[3]. Например, в СССР в 30-40-е гг. 20-го века предпринимались попытки использовать меткатинон для лечения депрессии[4]. Связана ли с этими событиями вспышка эфедроновой наркомании в нашей стране в 60-70-е гг. - неясно[5]. Схожая история произошла и с фенциклидином (PCP), диссоциативным наркотиком, разработанным в 50-е гг. 20-го века с целью клинического использования для лечения последствий закрытой травмы мозга, инсультов, судорог. Предполагалось его внедрение в анестезиологическую практику в качестве диссоциативного анестетика. К примеру, фенциклидин выпускался в виде 0,25% раствора под названием «сернил». Присутствие выраженной психотомиметической активности способствовало быстрому запрету агента в клинике[6]. Точка зрения о значительно более раннем наступлении эры ДН высказывается в исследовании[7].Такая позиция имеет довольно убедительное обоснование в виде исторических фактов: распространение в незаконном обороте героина вскоре после его синтеза (1874 г.), психоделическая эпидемия 60-х гг. 20-го века на Западе, вызванная ДЛК, и иные события. Схожего мнения придерживаются авторы работы[8]: они полагают, что период начала активной разработки ДН - 60-е гг. 20-го в. Тем не менее, специалисты из Великобритании[9]считают, что реальная история дизайнерских наркотиков началась с момента синтеза фенилэтиламинов (фенэтиламинов), выполнявшегося под руководством А.Ф.Шульгина[10].
C конца 70-х гг. прошлого века синтезировано более 200 новых ПАВ, многие из которых широко представлены на наркорынке. При этом следует признать, что в реальности синтез МДМА и MДА выполнен намного раньше – в начале 20-го века[11]. И все же настоящий «бум» проникновения ДН на наркорынок приходится на первое десятилетие 21-го века: фенилэтиламины, пиперазины, триптамины, синтетические катиноны, синтетические каннабиноиды и психоактивные вещества других групп[12]. О нарастании незаконного оборота новых психоактивных веществ свидетельствуют ежегодные доклады Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости - EMCDDA и Управления ООН по наркотикам и преступности - UNODC[13], материалы опросов и анкетирования больших групп населения различных стран, данные по лечению острых отравлений дизайнерскими наркотиками, рост числа передозировок, в том числе и летальных, и другая информация[14]. Следует отметить, что в официальных документах Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости и Управления ООН по наркотикам и преступности используется термин «новые психоактивные вещества (newpsychoactivesubstances, NPS)», под которым понимают не только синтетические ПАВ, но и агенты природного происхождения. Понятие « newpsychoactivesubstances » в настоящее время все чаще используется и в научных публикациях.
В течение 2009-2014 годов было идентифицировано примерно 180 различных типов новых психоактивных соединений (Далее НПС), которые были изъяты из нелегального оборота в ряде нескольких регионов России. На данный момент существует два пути создания НПС. Первый путь наиболее простой, это синтез «структурных аналогов»[15] контролируемых соединений. Полученные данным путем вещества имеют структурное сходство с молекулами контролируемых веществ, таким образом представляют собой «дизайнерские наркотики» - синтетические вещества, полученные определенным изменением химической структуры уже давно известных наркотиков, для дальнейшего легального распространения[16]. Создателями «дизайнерских» наркотиков используются несколько основных структурных модификаций, таких как: замена атома водорода на ионный заместитель, замена атома углерода на гетероатом, добавление «мостиковой» группы и так далее, с применением различных вариаций. Второй путь - это отбор соединений, по фармакологическим свойствам, которые заведомо обладают нужным эффектом, а так же не контролируются законодательством[17]. Принципы медицинской химии, которые ранее были описаны в литературе, используются для синтеза новых веществ, аналогичными психоактивным веществами.
Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наркорынок стремиться добиться обхода мер контроля, безнаказанно сбывать НПС, которые в различных обстоятельствах могут замаскировать, например как химические реактивы, различные виды удобрений или соли для ванн.
На данное время в пределах одной базовой структуры, можно создать большой спектр различных соединений. Это сопровождается, четкой стратегией синтеза НПС, хорошей оснащенность лабораторий, а так же профессионализмом сотрудников. Все это позволяет расширить географию распространения НПС в обход законодательства. Сеть Интернет является незаменимым «помощником» распространения НПС, помогает рекламировать, продавать, делать незаконные испытания на людях вновь появившихся соединений, а так же отслеживать отзывы на различных сайтах и форумах, при всем при этом наркосбытчики остаются в тени и безнаказанны.
Все разнообразие «дизайнерских» наркотиков связанно с модификацией базовых структур нескольких видов наркотических соединений. Основой таких структур, в нелегальном обороте, являются аналоги таких веществ, как кетамин, катинон, фенилэтиламин, триптамин и так далее, но первым и более распространенным видом НПС, а также по популярности в среде потребителей и наркодилеров, являются синтетические каннабиноиды[18].
Каннабиноиды - это группа примерно из 66 природных биологических активных соединений, содержащихся в растении конопли[19] и приготовленных из нее препаратах, таких как марихуана или гашиш, а так же синтетические аналоги с различными видами химических структур[20].
Первые исследования в области изучения каннабиноидов проводил Джон Хаффман. Основной акцент исследовательской группы доктора Хаффмана ставится на синтез аналогов и метаболитов тетрагидроканнабинола (ТГК), основного активного компонента марихуаны. Каннабиноидные рецепторы находятся в мозге млекопитающих и тканей селезенки, однако, детали структуры активных центров в настоящее время неизвестны.
В настоящее время каннабиноидами принято называть также синтетические вещества, имеющие родственную растительным каннабиноидам структуру и обладающие аналогичным фармакологическим действием - такие вещества называются классическими каннабиноидами.
Также к каннабиноидам относят синтетические вещества, имеющие отличную от растительных структуру (аминоалкилиндолы, эйкозаноиды, 1,5-диарилпиразолы, хинолины, арилсульфонамиды и др.), но обладающие теми же фармакологическими свойствами — такие вещества называют неклассическими каннабиноидами[21].
Современное понятие «каннабиноиды» тесно связано с поиском новых фармакологических препаратов, биологическая активность которых определяется из способностью связываться с каннабиноидными рецепторами. С данной точки зрения под каннабиноидами понимают химические соединения, способные тем или иным образом взаимодействовать с каннабиноидными рецепторами. Такие соединения могу подразделяться на каннабимиметики, проявляющие каннабиноидную активность и являющиеся, главным образом, агонистами рецепторов CB1[22].
С точки зрения химии понятие каннабиноиды охватывает соединения с совершенно различными химическими структурами, положенными в основу классификации, ставшей традиционной с начала 21 века[23]. Согласно этой классификации каннабиноиды подразделяются на классы:
1. Классические - производные дибензопирана, то есть ТГК.
2. Неклассические - синтетические производные циклогексилфенола.
3. Гибридные - к которым могут быть отнесены некоторые соединения, смоделированные на сочетании структурных особенностей классических и неклассических каннабиноидов.
4. Аминоалкилиндолы - большой класс синтетическихканнабиноидов, данные соединения впервые были использованы криминальными бизнесом в качестве НПС.
5. Эйкозаноиды - представляют собой эндоканнабиноиды или их синтетические аналоги.
6. Прочие - соединения, которые не вошли в самостоятельные классы.
Разработанные и запатентованные формулы Хаффмана маркируются его инициалами - JWH. JWH - анальгетик, принадлежащий к семейству 3-замещённых N-алкилиндолов.В исследованиях с животными вызывает эффекты, напоминающие эффекты ТГК, каннабиноида, содержащегося в марихуане, что привело к его использованию в качестве синтетического каннабиноида в курительных смесях, по другому «Спайсы». Химическая структура JWH отличается от ТГК, но при его синтезе получаются вещества, с совершенно одинаковым эффектов воздействия на каннабиноидные рецепторы.
Что же такоеSpice(«спайс») — это в первую очередь название травяных курительных смесей, часть из которых скрывают в себе серьезную опасность – содержат в себе синтетические каннабиноиды и другие вещества запрещенные в России. Ранее, смеси спайсыподобного рода в России не контролировались, свободно поступали к нам из Европы, но в настоящее время эти смеси проходят отбор. А еще существуют смеси наркотических средств, которые тоже имеют косвенное отношение к курительным смесям. Уже большое количество соединений содержащихся в курительных смесях запрещены – внесены в запрещенных к обороту в России веществ и список наркотиков постоянно пополняется новыми. Сейчас большую популярность набирает смесь под называнием JWH(дживиаш) или еще её называют «дживиашка», которая имеет огромную разновидность и разделяется по маркировке. Часть смесей JWH внесены в список запрещенных (наркотических) веществ, их более 20-ти, это например.
Согласно Постановления правительства от 23 ноября 2012 г. № 1215 список наркотических средств оборот, которых в РФ запрещен (список№1) пополнен веществами, которые, по своему содержанию, очень напоминают дживиаши, например (4-Метилнафталин-1-ил)(2-метил-1-пентил-1H-индо-3- ил) метанон (JWH-149). Это и есть дживиаши, курительные смеси, которые до настоящего времени не были под запретом, но теперь запрещены официально. Поэтому к курительным смесям следует относиться с большой осторожностью.
Разновидностей курительных смесей так много, что возможно еще есть новые смеси, которые должны быть под запретом, но их еще не успели включить в список, поэтому JWH стоит вообще опасаться. Лица, продающие подобные вещества, видимо сами не зная, являются ли эти вещества запрещенными, при продажи соблюдают особую осторожность[24].
Увлечение синтетическимиканнабиноидами охватывает различные слои населения, особенно молодежь, школьников и студентов и даже армию[25].
На территории Российской Федерации новые виды каннабиноидовстали появляться раньше зарубежных стран. Их распространение, представляет собой одну из более важных международных проблем, решением которой как мы отмечали ранее, является быстрота реагирования на появление в нелегальном обороте, а также установление мер по контролю в сжатые сроки. Проблемой по установлению таких мер, является активное распространение НПС среди нынешнего населения, многие вещества еще не изучены и не попадаются под действие «антинаркотических» статей УК РФ. После признания вещества незаконным, распространители производят его замену на еще более новые и абсолютно неизученные НПС[26].
Изначально новые психоактивные вещества синтезировались лишь в медицинских целях, однако впоследствии наблюдалось злоупотребление этими препаратами, а общие схемы синтеза указанных препаратов явились впоследствии научной основой для синтеза новых психоактивных веществ создаваемых именно для употребления с целью получения наркотического эффекта.