Кафедра уголовного процесса и криминалистики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Юридический институт
Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор
Колмаков П.А.
____________________
«___» _________201_ г.
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Криминалистическая идентификация новых психоактивных веществ в Республике Коми
Направление подготовки – 40.04.01 (030900.68) «Юриспруденция»
Профиль – «Юрист в сфере правоохранительной деятельности»
Автор работы:
студентка6390а группы Костина Ольга Александровна
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент, Сафин Р.М.
Сыктывкар 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………...... | |
Глава 1.Понятие и история распространения «дизайнерских» наркотиков……………………………………………………………………….. | |
§1.1. История появления «дизайнерских» наркотиков ………………............ | |
§1.2. Проблема распространения новых психоактивных веществ………… | |
§1.3.Сравнительная характеристика понятий «наркотическое средство», «аналог наркотического средства» «производное наркотического средства», «новое потенциально опасное психоактивное вещество»…………………….. | |
Глава 2. Нормативно - правовая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков ……………………………………………… | |
§2.1.Уголовно – правовая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков …………………………….. | |
§2.2.Уголовная и административная ответственность за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ……………….. | |
Глава 3. Криминалистическая идентификация новых психоактивных веществ……………………………………………………………………………… | |
§3.1.Экспертиза материалов, веществ и изделий в системе доказательств при расследовании уголовных дел в сфере незаконного оборота наркотиков... | |
§3.2.Проблема идентификации новых психоактивных веществ в Республике Коми…………………………………………………………………... | |
Заключение ……………………………………………………………………….. | |
Список использованных источников …………………………………………. |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.Злоупотребление наркотическими средствами является одной из наиболее серьезных проблем современного общества, угрозой как для национальной безопасности отдельных государств, так и для мирового сообщества в целом.
Так, согласно Всемирному докладу ООН о наркотиках за 2015 год в 2013 году запрещенные наркотики принимали в общей сложности 246 млн. человек, или каждый двадцатый житель планеты в возрасте от 15 до 64 лет
Широкое распространение наркотиков, в незаконном обороте на территории Российской Федерации произошло в конце 80-х - начале 90-х годов ХХ - го века. Важной особенностью современной ситуации на рынке наркотических средств и психотропных веществ, как на территории России, так и многих зарубежных стран, является постоянно растущее число новых психоактивных соединений. Современный масштаб распространения новых психоактивных веществ, прогрессирующий в последние пять лет показывает наличие серьезной мировой социальной проблемы. Так согласно данным управления по наркотикам и преступности, ООН (далее - УНП) продолжает расти число стран, сообщающих о появляющихся новых психоактивных веществах (далее - НПВ). По состоянию на декабрь 2014 года информационная система раннего предупреждения УНП ООН получила от 95 стран и территорий сообщения о 541 НПВ. Рост числа НПВ, свидетельствует о растущей диверсификации рынка синтетических наркотиков.
Угроза жизни и здоровью тесно переплетается с проблемами обнаружения и идентификации впервые появившегося нового психоактивного вещества, как при криминалистическом исследовании изымаемых из нелегального оборота препаратов, так и при проведении анализа различных биологических жидкостей и объектов человеческого организма. Ко всему прочему, наркобизнес в обход запретительных мер постоянно предпринимает попытки обновления ассортимента «зелья», содержащие новые вещества, обладающие аналогичной, модифицированной структурой и сходные по психоактивным веществам свойствам, проявляя порой при этом завидную изобретательность и научную осведомленность.
Модный за рубежом еще с 80-х годов прошлого столетия термин «дизайнерские наркотики», лишь немногим более года назад вошел в лексикон российской молодежи и сотрудников правоохранительных органов, обозначая собой все многообразие синтетических соединений, представляющих собой химические модификации запрещенных наркотических средств и психотропных веществ, созданных с целью обхода мер контроля и их легального распространения.
Актуальность темы обусловлены также тем, что современное законодательство вносит значимые поправки в нормативно-правовую базу, связанную с выявлением преступлений связанных с незаконным оборотом новых психоактивных веществ на территории России и за рубежом.
Степень научной разработанности темы. Распространение новых психоактивных веществ, представляет собой международную проблему, эффективным способом решения которой является быстрота реагирования на появление новых соединений и установление мер контроля в кратчайшие сроки. Первым этапом решения данной проблемы является установление химической структуры соединения впервые появившегося в нелегальном обороте, что и представляет собой одну из самых важных и актуальных проблем современной химии в области криминалистики. Второй этап решения - это разработка методического обеспечения экспертной деятельности, включающего в себя методики анализа и справочные данные об аналитических характеристиках новых психоактивных веществ, которые позволят быстро и эффективно идентифицировать данные соединения. Только после выполнения задач, связанных с идентификацией и установлением структур данных соединений возможно установление эффективных государственных мер контроля за их распространением.
Объектом исследования являются правовые отношения, в сфере государственного контроля за незаконным оборотом новых психоактивных веществ.
Предметом исследованияизучение вопросов криминалистической идентификации новых психоактивных веществ с установлением структур, для установки мер государственного контроля в данном направлении.
Целью исследования является выявление особенностей криминалистической идентификации новых психоактивных веществ в экспертно-криминалистических подразделениях правоохранительных органов Республики Коми, а также выработка предложений по совершенствованию методических и правовых подходов в области идентификации новых психоактивных веществ.
Задачи исследования:
1. Изучить историю появления новых психоактивных веществ и возникновения проблемы их распространения.
2. Дать сравнительную характеристику понятий «наркотическое средство», «аналог наркотического средства», «производное наркотического средства», «новое потенциально опасное психоактивное вещество»
3. Изучить изменения уголовного и административного законодательства в сфере контроля за оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ.
4. Проанализировать динамику выявления преступлений связанных с незаконным оборотом новых психоактивных веществ в Республике Коми.
5. Изучить вопросы криминалистической идентификации новых психоактивных веществ, их специфику в Республике Коми, выявить правовые проблемы в данной области и предложить пути их решения.
Методологической основой исследования являются такие, частно-научные методы, как системно-структурный, статистический, сравнительно-правовой и формально-юридический.
Теоретическую основу исследования составили нормативные правовые акты, научная литература по исследуемой проблематике. При подготовке использованы работы таких авторов, как: Н.С. Железняк, В.П. Иванов, В.В. Клевцов, В.Л. Потаскуев, А.В. Табаков, Б.П. Целинский, В.М. Янтонский, Н.А. Сирота, Д.А. Новиков, В.Г. Баяхчев, И.И. Курылев, А.П. Калинин, В.Б. Бобкова, А.Н. Сергеев, С.В. Сарычев, С.В. Сыромятников и многие другие.
Нормативно-правовая основа исследования включает в себя действующее законодательства Российской Федерации и международные договоры:
- Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года,
- Конвенция о психотропных веществах 1971 года,
-Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года,
-Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
-Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
-Постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 "Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Эмпирической основой исследования выступили Постановления Правительства Российской Федерации.
Научная новизна диссертационной работызаключается в том, что на основании выполненных диссертантом исследований было выявлено следующее, что изменения в уголовное законодательство в сфере незаконного оборота НПОПАВ были внесены в 2016 т.г., в связи с этим исследуемая тема с точки зрения юридической доктрины, является неразработанной, о чем свидетельствует противоречивость имеющихся научных трудов по данной тематике, которая требует в данном случае применения специальных познаний в области химии.
Теоретическая значимость исследованияобусловлена его актуальностью, научной новизной и сформулированными выводами, которые расширяют категориально-понятийный аппарат юридической науки, способствуют развитию новых научных подходов к изучению проблем организации и функционирования системы правоохранительной деятельности в России.
Практическая значимость исследованиявыражается в том, что сформулированные выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой деятельности органов правоохранительной власти, в научной и учебной литературе. Материалы диссертации, а также сформулированные в ней обобщения и выводы могут быть применены в процессе преподавания уголовного права, основ правоохранительной деятельности и ряда других дисциплин. Изложенные в диссертации предложения могут стать основой последующего совершенствования правового регулирования отношений, касающихся оптимизации правоохранительной службы в России.
Апробация результатов исследованияосуществлена в ходе обсуждения и одобрения на заседаниях кафедры уголовного права и криминалистики ФГБОУ ВО «Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина».
Заключение
Изучив историю появления «дизайнерских наркотиков, можно сказать что, все разнообразие «дизайнерских» наркотиков связанно с модификацией базовых структур нескольких видов наркотических соединений. Самыми популярными в среде потребителей и наркодилеров, являются синтетические каннабиноиды, которые за последние годы захлестнули наркорынок, своим изобилием, хотя изначально новые психоактивные вещества синтезировались лишь в медицинских целях. Конечно, было много предпосылок остановить рост употребления НПОВ, но все они оказались четными, по крайней мере до этого момента. Появление «дизайнерских наркотиков» в 21 веке, на данный момент, является одной из наиболее серьезных проблем современного мира, угрозой как для национальной безопасности отдельных государств, так и для всего населения различных государств, в целом.
Давая сравнительную характеристику понятиям «наркотическое средство», «аналог наркотического средства», «производное наркотического средства» и «новое потенциально опасное вещество», мы опять столкнулись с рядом проблем, из которых вытекает следующие. Понятие наркотического средства сформировано в законодательстве РФ достаточно давно на основе определения данного в Единой конвенции ООН, что касается понятия «аналог наркотического средства и психотропного вещества», «производное наркотического средства и психотропного вещества», «новое потенциально опасное психоактивное вещество» все они являются характерными для законодательства только Российской Федерации, они являются достаточно сложными как по конструкции так и по механизму отнесения веществ к ним и вызывают определенные трудности в правоприменительной практике. Понятия аналога и производного наркотического средства или психотропного вещества сходны, но не тождественны. Круг веществ, относящихся к аналогам наркотических средств, является более широким, разноплановым (производное и аналог соотносятся между собой как часть и целое). Если же, какое-либо вещество признается аналогом или производным конкретного наркотического средства или психотропного вещества, а затем это вещество включается в Перечень, то оно рассматривается как самостоятельное наркотическое средство или психотропное вещество. Для установления принадлежности вещества к аналогам наркотического средства или психотропного вещества необходимо производство комплексных химико-фармакологических экспертиз (данная процедура является более сложной, нежели отнесение вещества к производному наркотического средства или психотропного вещества, однако в ряде случаев остается незаменимой для привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконный оборот психоактивных веществ).
В случае обнаружения в обороте нового психоактивного вещества оно при наличии всех перечисленных выше признаков может быть отнесено к аналогу наркотического средства, отнесение вещества к производному наркотического средства исключает возможность отнесения его к аналогу наркотического средства, при этом обратный механизм возможен - то есть, первоначальное отнесение вещества к аналогу НС не исключает, в случае изменения соответствующих позиций Перечня, отнесения данного вещества к аналогу (не к аналогу, а к производному наркотического средства или психотропного вещества), при этом уголовная ответственность за незаконный оборот как аналогов наркотических средств так и производных данных наркотических средств не отличается и аналогична ответственности за незаконный оборот наркотического средства аналогом, производным которого они являются.
Отнесение вещества к НПОПАВ по формальным признакам не исключает отнесения его к аналогу наркотического средства, это является по нашему мнению одним из основных недостатков понятия «НПОПАВ», поскольку, например, неквалифицированный сбыт аналогов наркотических средств отнесен Уголовного Кодекса РФ к преступлениям средней тяжести, а аналогичный сбыт НПОПАВ является преступлением небольшой тяжести.
Остается неясной диспозиция нормы 234.1 Незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, в части применения указания на «в целях сбыта» только к вывозу территории РФ либо и к остальным действиям - как то производство, изготовление и т.д. тоже. Однако, практическое применение ее, может натолкнуться на сложность, обусловленную именно этой простотой. Ведь (зеленое убрать) Формулируя состав преступления, предусмотренного статьей 234.1 УК РФ, законодатель обозначил предмет преступления, как «потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен». То есть фактически сделал так, что именно предмет преступления отличает статью 234.1 УК РФ от статьи 234 УК РФ, от ст. 228 УК РФ, от ст. 228.1 УК РФ и им подобных «антинаркотических» норм Уголовного кодекса РФ. Иными словами, теперь все деяния, которые ранее считались преступными только тогда, когда совершались с наркотическими средствами или психотропными веществами либо их прекурсорами, а также с указанными в ст. 234 УК РФ сильнодействующими и ядовитыми веществами, не являющимися наркотическими средствами или психотропными веществами, теперь также криминализированы. Не исключено, что это поможет борьбе с распространением "спайсов" и им подобного "дурмана". , но одновременно повышается вероятность попадания на скамью подсудимых случайных владельцев "потенциально опасных веществ". В этой связи я спешно подготовил краткий комментарий к ст. 234.1 УК РФ, который буду постепенно дорабатывать и перерабатывать с учетом советов уважаемых коллег (зеленое убрать).
Вопрос о криминалистической идентификации НПОВ в Республике коми, в большей степени остается неразрешенным в основном в связи с отсутствием специалистов в области токсикологии, которые могли бы оценить воздействие психоактивного вещества на организм человека и выявить его в продуктах жизнедеятельности человека. На данном этапе развития судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ, а также НПОВ и аналогов не дает полной картины, о свойствах данных веществ. Для отнесения веществ к аналогам наркотических средств и психотропных веществ, а также к новым потенциально опасным психоактивным веществам, по нашему мнению, работа химика-эксперта должна быть сопряжена с работой или судебно-медицинского эксперта или медика – токсиколога. Лишь при такой работе, эксперты могут выявить весь комплекс признаков необходимых для отнесения новых психоактивных веществ к контролируемым, можно будет установить структуру данного вещества и отнести его к аналогу наркотического средства или психотропного вещества, либо к НПОВ, а также дать анализ воздействия данного вещества на организм человека, оценить влияние и возможные последствия от его распространения.
Таким образом, в процессе выполнения диссертации нами были выявлены следующие проблемы:
1. В процессе противодействия незаконному обороту новых психоактивных веществ в России законодатель идет по пути усложнения существующего понятийного аппарата в данной области, вводя такие определения как «производные наркотических средств и психотропных веществ», «новые потенциально опасные психоактивные вещества», что вызывает затруднения в правоприменительной практике, делает затруднительным либо вообще невозможным применение мер контроля за данными веществами, в том числе и в связи с проблемами по их идентификации;
2. Изменения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах зачастую не коррелирует с изменениями уголовного законодательства в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Так, определение понятия производного наркотического средства и психотропного вещества было введено в Перечень наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный постановлением Правительства РФ №681, однако не было отражено в Федеральном законе о наркотических средствах и психотропных веществах и в Уголовном кодексе Российской Федерации, что привело к многочисленным и при этом необоснованным обращениям граждан в Верховный суд РФ о пересмотре вступивших в законную силу решений судов, связанных с привлечением к ответственности за незаконный оборот производных наркотических средств и психотропных веществ.
3. Контроль за оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ предполагает их первоначальную идентификацию, при этом возможности экспертно-криминалистических подразделений МВД России на региональном уровне в том числе и в Республике Коми в данном случае являются достаточно ограниченными.
С целью устранения выявленных нами проблем представляется целесообразным:
1. Использование опыта противодействия незаконному обороту новых психоактивных веществ правоохранительных органов Республики Беларусь, особенно с учетом того что РБ входит в единое таможенное пространство с РФ. В соответствии с законодательством РБ с целью контроля за оборотом новых психоактивных веществ было введено понятие «базовых структур» (взять и вставить определение базовой структуры либо с сайта МВД РБ либо из той статьи которую я скидывал). Применение подобной практики в законодательстве РФ позволило бы объединить такие понятия как «аналоги НС и ПВ, производное НС и ПВ и НПОПАВ». Механизм государственного контроля за оборотом новых психоактивных веществ, используемый в Республике Беларусь представляется нам более гибким и действенным;
2. Диспозиции ст. 228, ст. 228.1, ст. 229.1, ст. 230, ст. 232 Уголовного кодекса Российской Федерации должны быть изложены с учетом понятия производного наркотического средства или психотропного вещества, например ст. 228 – «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, производных наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества». При этом определение производного наркотического средства или психотропного вещества должно быть дано в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах». Определение аналога наркотического средства и психотропного вещества в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» должно быть добавлено условием, что это вещества не внесенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ;
3. С целью установления структуры новых потенциально опасных психоактивных веществ, их психоактивных свойств, обмена информацией об их обнаружении на территории различных регионов России необходимо создание в системе экспертно-криминалистических подразделений МВД России, региональных испытательных центров, которые должны быть оснащены современным аналитическим оборудованием, необходимым для установления структур и химических свойств новых психоактивных веществ, а также специалистами в области токсикологии и оборудованием, необходимым для производства токсикологических исследований.
Нормативные правовые акты
Монографическая, периодическая, учебная литература
Научные статьи
Судебная практика
Интернет - ресурсы (URL)
[1]Научная публикации Б.П. Целинский о регулировании борьбы с незаконным оборотом аналогов наркотических средств и психотропных веществ 23.04. 2012
[2] В статье Головко, номер 1
[3] Головко 12,13
[4] Головко 12
[5] Головко 14
[6] Головко 8,15
[7] Головко 16
[8] Головко 17
[9] Головко 18
[10] Головко 19
[11] Головко 20-21
[12] Головко 22-23
[13] Головко 22-23
[14] Головко 12,18,24-25,
[15]Как в книге, под номером 2
[16] Как в книге под номером 3
[17] По книге 3 и 8
[18] По книге 1,2,4-6,12,13,15
[19] 26,27 Книга
[20] 28 книга
[21]https://ru.wikipedia.org//
[22] 29,81 книга
[23] 29,81,117 книга
[24]http://narkotiki228.ru/2012/10/12/spice/
[25]По книге 10,12,16,16
[26] Вестник югорского государственного университета 2012 г .Выпуск 3 (26) с 41-44
[27] Международная некоммерческая организация Европейские города против наркотиков // URL: http://www.ecad.ru/oon/oon61-00.html
[28] См.: Н.С. Железняк. О состоянии наркопреступности и некоторых особенностях противодействия ей в странах латинской Америки // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2014. №1.
[29] См.: Иванов В.П. Комплексный и сбалансированный подход к антинаркотической политике как инструмент национального и регионального развития // Наркоконтроль. 2012. № 2. С. 2 - 5.
[30] Всемирный доклад ООН О наркотиках 2015 год. // Режим доступа: http://www.unodc.org (дата обращения 08.11.2015).
[31] См.: В.П. Иванов О некоторых результатах деятельности координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов организации договора о коллективной безопасности (по материалам выступления на 16-м заседании КСОПН, 26 мая 2015 г., г. Душанбе) // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. №3.
[32] Всемирный доклад ООН О наркотиках 2015 год. // Режим доступа: http://www.unodc.org (дата обращения 08.11.2015).
[33] См., напр.: Н.С. Железняк. О состоянии наркопреступности и некоторых особенностях противодействия ей в странах латинской Америки // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2014. №1.
[34] Всемирный доклад ООН О наркотиках 2015 год. // Режим доступа: http://www.unodc.org (дата обращения 08.11.2015).
[35] Там же.
[36] Документ предоставлен Консультант Плюс АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ нЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ АНАЛОГОВ И ПРОИЗВОДНЫХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ А.А. МОРОЗОВ
[37]Степущенко О.А., Фицев И.М., Блохин В.К., Мухаметзянов А.Х., Фомин А.А., Завгороднев А.А. Дизайнерские наркотики и проблема отнесения их к аналогам наркотических средств // Адвокатская практика. 2011. N 1. С. 11 - 13.
[38] См.: В.П. Иванов О некоторых результатах деятельности координационного совета руководителей компетентных органов государств-членов организации договора о коллективной безопасности (по материалам выступления на 16-м заседании КСОПН, 26 мая 2015 г., г. Душанбе) // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. №3.
[39] См., напр.: В.Л. Потаскуев, А.А. Румянцев О бесконтактных способах распространения новых психоактивных веществ с использованием каналов почтовой связи // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. №3.
[40] См., напр.: Н.С. Железняк. О состоянии наркопреступности и некоторых особенностях противодействия ей в странах латинской Америки // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2014. №1.
[41] Зиновьев В.В. О зарубежном опыте правового регулирования оборота новых психоактивных веществ // Наркология. 2014. N 11.
[42] См., напр.: Клевцов В.В. Проблемные аспекты изъятия электронных носителей информации при расследовании распространения "дизайнерских" наркотиков с использованием сети Интернет // Российский следователь. 2015. № 6. С. 11 – 16; В.Л. Потаскуев, А.А. Румянцев О бесконтактных способах распространения новых психоактивных веществ с использованием каналов почтовой связи // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. 2015. №3.
[43] Документ предоставлен КонсультантПлюс К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ОБОРОТА НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ В.В. ЗИНОВЬЕВ
[44] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1963 г. N 1984-VI "О ратификации Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" // Ведомости Верховного Совета СССР. 1963. N 52. Ст. 546.
[45] См., напр.: Майоров А.А. Наркотики и наркотизм. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001. С. 35 - 43; Майоров А.А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступления. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 96 – 102.
[46] Табаков А.В. Особенности правового статуса, нормативного определения, формирования списков и применения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и прекурсоров // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала ГОУВПО "Российская таможенная академия". 2005. N 1(23). С. 48.
[47] См.: Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2002. С. 199.
[48]См.напр.: Синтетические наркотики - проблема третьего тысячелетия: Пособие / Целинский Б.П., Янтонский В.М., Сирота Н.А., Новиков Д.А. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 8.
[49] См., напр.: Баяхчев В.Г., Курылев И.И., Калинин А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. С. 18 - 19; Табаков А.В. Криминалистические классификации наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов по основаниям, связанным с технологией их изготовления // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2008. N 1 (30). С. 30.
[50]Документ предоставлен Консультант Плюс ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНАЛОГОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА А.В. ФЕДОРОВ
[51]http://dic.academic.ru/dic.nsf/
[52] Дизайнерские наркотики. Борис Целинский о регулировании борьбы с незаконным оборотом аналогов наркотических средств и психотропных веществ. 23 апреля 2012.
[53] См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. М.: УБНОН МВД России, Московская академия МВД России; ЩиТ-М, 2000. С. 196.
[54] См.: Сыромятников С.В., Сарычев И.И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 25.
[55] См.: Иванова Е.В. Специальные знания о наркотических средствах. М.: Юрлитинформ, 2009. С. 18.
[56] Сыромятников С.В., Сарычев И.И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 22.
[57] Документ предоставлен Консультант Плюс ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНАЛОГОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА А.В. ФЕДОРОВ
[58] Документ предоставлен Консультант Плюс ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНАЛОГОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА А.В. ФЕДОРОВ
[59] См. напр.: Проект федерального закона N 617423-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ"; ПОСТАНОВЛЕНИЕ пятого созыва законодательногособрания ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ от 15 июня 2011 года N 224 «О законодательной инициативе по внесению проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»
[60] См. напр.: Решение Верховного Суда РФ от 11.09.2013 N АКПИ13-751 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 19.11.2012 N 1178 "О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
[61]Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1178 "О внесении изменения в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"
[62]См.напр.: Гордеев Р.Н. О предмете преступлений, предусмотренных статьями 228, 228.1, 228.2 и 229 УК РФ // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и нелегального оборота наркотиков: Материалы XV международной научно-практической конференции (5 - 6 апреля 2012 г.): В 3 ч. / Отв. ред. Д.Д. Невирко. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. Ч. 2. С. 53.
[63] Документ предоставлен КонсультантПлюс АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ нЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ АНАЛОГОВ И ПРОИЗВОДНЫХ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ А.А. МОРОЗОВ
[64] Федеральный закон от 03.02.2015 N 7-ФЗ
[65]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; http://www.pravo.gov.ru
[66]Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219; http://www.pravo.gov.ru
[67]Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219; http://www.pravo.gov.ru
[68]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; http://www.pravo.gov.ru
[69]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; http://www.pravo.gov.ru
[70] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954; http://www.pravo.gov.ru
[71] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (ред. от 30.06.2015) // Российская газета. 2006. 28 июня.
[72] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 30 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» // Российская газета. 2015. 10 июля.
[73] Российская газета. 2015. 15 февраля. Федеральный выпуск.
[74] Под наркотиками в настоящей статье для краткости обозначения предмета преступления понимаются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры.
[75] Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.Н. Сергеева. М., 2005. С. 227; Иванова Е.В. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ // Законность. 2009. N 10.
[76] КРИМИНАЛИЗАЦИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ. Н.В. ИВАНЦОВА. С. 3.
[77] Постановление Правительства РФ от 18 августа 2007 г. N 527 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" // СПС "Гарант".
[78]Федеральных законов от 03.02.2015 N 7-ФЗ, от 28.11.2015 N 345-ФЗ
[79] Постановление Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. N 14
"О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"
[80]Быков В. Заключение специалиста // Законность. – 2005. – №3. С.17.
[81]Когосов, А.П. Формы использования специальных знаний при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: монография / А.П. Когосов, А.В. Петров. – М.: Юрлитинформ, 2012. – С. 146.
[82]См.: Процессуальное право: Энциклопедический словарь. М.: Издательство «НОРМА», 2003. №10. С. 169-170.
[83]См.: Игнатов А.Н. Курс российского уголовного права. Общая часть: Учебное пособие / М., 2006. С. 108.
[84]Торвальд, Ю. Век криминалистики [Текст] / Ю. Торвальд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – С. 293–303.
[85] Золотов, Ю. А. Химические тест-методы анализа [Текст] / Ю. А. Зотов, В.
М. Иванов, В. Г. Амелин. – Москва :ЕдиториалУРСС, 2002. – 304 с.
[86]Митричев, В. С. и Хрусталев, В. Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них [Текст] / В. С. Митричев, В. Н. Хрусталев. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – С. 10–36.
[87]Митричев, В. С. и Хрусталев, В. Н. Основы криминалистического исследования материалов, веществ и изделий из них [Текст] / В. С. Митричев, В. Н. Хрусталев. – Санкт-П