Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела

Работа следователя с документами. Одна из закономерностей расследования дел о преступлениях в сфере экономической деятельности – широкое использование в доказывании документов как источника сведений о преступлении. Это обусловливается, прежде всего, спецификой экономических преступлений. Как уже отмечалось, они маскируются законной предпринимательской или хозяйственной деятельностью, совершаются под видом различных операций и сделок. А поскольку многие из них обязательно документируются, то документируются, соответственно, и преступления, совершаемые таким способом. Поэтому документы при расследовании этой категории дел являются основным источником информации о преступлении.

В результате исследования документов можно установить широкий круг обстоятельств, относящихся к предмету доказывания по уголовному делу: способ совершения преступления, виновных лиц, мотив и цель преступления, характер и размер причиненного ущерба, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и т.д.

Как показывает практика, документы обычно исследуются специалистами при проведении ревизий, инвентаризаций, аудиторских проверок, судебных (почерковедческие, технико-криминалистические, бухгалтерские и т.д.) и иных экспертиз.

Но и сам следователь должен хорошо разбираться в соответствующих документах, знать их назначение, где, в каких организациях, учреждениях и т.д. они могут находиться, каким способом их можно получить, как производить отбор и систематизацию, какие приемы и средства можно использовать при осмотре и исследовании их и т.д.
Таким образом, работа следователя с документами - одно из важных направлений деятельности по расследованию преступления. Этому направлению работы присущи свои задачи, свои принципы, методы, средства и приемы деятельности.

В частности, при работе с документами по данной категории дел необходимо учитывать такие основные принципы криминалистики как плановость; оперативность; полнота сбора документов; сочетание параллельности с последовательностью при исследовании документов; исключение возможности изъятия и уничтожения документов заинтересованными лицами; привлечение для работы с документами сведущих лиц (специалистов, экспертов); широкое использование современных технико-криминалистических средств, научных методов, классификаций и машинных способов обработки содержащейся в документах информации; получение из документов исчерпывающих сведений, интересующих следствие, и эффективное их использование; обеспечение сохранности документов и применении следователем методов, исключающих возможность изменения документов.

Работа с документами предполагает также предварительное ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия (учреждения), где имело место преступление; ознакомление с документооборотом и системой учета имущества (как бухгалтерского, так и оперативного); выявление смежных организаций, связанных со снабжением данного предприятия и сбытом ее продукции; изучение нормативных актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности, а также изучение приказов и распоряжений, на основе которых составляются многие другие документы. Все это является важным условием для целенаправленной и эффективной работы с документами в целях раскрытия и расследования преступления.

Так, основным документом, в соответствии с которым осуществляется бухгалтерский учет в конкретной организации, является приказ или распоряжение ее руководителя по содержанию принятой на отчетный год учетной политики. Изучая этот приказ, следователь может получить информацию, обобщающего характера, касающуюся всех сторон финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Таким образом, он может установить систему документооборота, принятую в данной организации; взаимосвязь документов, которыми оформляются хозяйственные операции; особенности оформления отдельных операций, лиц, ответственных за надлежащее их оформление и т.д. Знание соответствующего приказа позволяет вскрывать различные упущения и недочеты в деятельности юридического лица (недостатки в учете, контроле), способствовавшие совершению преступления, помогает восстановить данные бухгалтерского учета при отсутствии тех или иных документов и т.д.

Важным организационным моментом работы с документами является установление предприятий, учреждений и организаций, где могут находиться, интересующие следствие документы, выяснение их наименования, вида, значения для дела.

Большую помощь в решении соответствующих вопросов могут оказать специалисты: бухгалтера, экономисты, технологи, товароведы, криминалисты и т.д. Например, специалист товаровед может проконсультировать следователя о документах, которые могут иметь значение для дела в связи с исследованием определенного товара. Это могут быть:

- документы, несущие информацию об особенностях происхождения изделий (сертификаты, удостоверения о качестве, технические паспорта, ярлыки);
- товаросопроводительные документы, характеризующие качество товара и упаковки перед сдачей его на склад готовой продукции и отправкой покупателю (спецификации, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, упаковочные листы, отвесы, ярлыки);
- товарно-транспортные (отгрузочные) документы, содержащие информацию об условиях и сроках транспортирования (квитанции о приемке груза, железнодорожная накладная, коммерческий акт);

- приемные документы, в которых зафиксированы характеристики качества товара при приемке (данные о приемке товара и методах испытаний - акты разбраковки, акты экспертиз БТЭ, ТПП и др., акты лабораторных исследований, дефектные ведомости, журналы приемки и разбраковки товаров, приемно-расходные накладные, акты уценки и переоценки, паспорта на товары, акты санэпидстанций и др.);

- складские документы, содержащие сведения об условиях хранения товара;

- претензионные материалы; и др.

На некоторые подлежащие выемке документы могут указать потерпевшие, свидетели, а также оперативные работники и следователи, ранее расследовавшие подобные преступления.

Установив учреждения, предприятия, где могут находиться интересующие следствие документы, следователь должен избрать определенную последовательность поиска документов и решить вопрос о способе их получения. Эти вопросы целесообразно отразить в плане расследования уголовного дела, в котором надо указать, где и какие документы следует искать, кому поручить эту работу, какие специалисты и технические средства потребуются. В тех случаях, когда предполагается работа с большим числом документов, в дополнении к плану желательно составлять схемы, таблицы, графики, помогающие при исследовании документов производить правильный их отбор и систематизацию.

По рассматриваемой категории дел систематизация – это один из важнейших принципов работы с документами.

Проведение ревизии по требованию следователя.

Необходимость в проведении ревизии может возникнуть, как в процессе расследования преступления, так и стадии возбуждения уголовного дела. В таком случае с помощью ревизии проверяется информация о преступлении в целях решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Процессуальным основанием для производства ревизии является ст. 144 УПК РФ, согласно которой при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. В соответствии с п.3 ст.144 УПК РФ в случае необходимости проведения документальной проверки или ревизии прокурор по ходатайству следователя, дознавателя праве продлить срок разрешения сообщения о преступлении до 30 суток.

Наши рекомендации