Вопрос № 35 Государственный аппарат и право России в период Первой мировой войны.

1 августа 1914 года – вступление Российской Империи в войну против Германии. => стремительная перестройка гос аппарата.

Осень, 1906 г. – начало разработки Положения о полевом управлении в военное время => август, 1914 – утверждение этого положения. В нём рассмотрен статус Ставки верховного главнокомандующего (ответственный перед Императором).

Конец июля 1914 года – передача Совмину чрезвычайных полномочий. => большинство дел решалось им от имени Императора.

Война потребовала милитаризации экономики России => чрезвычайное вмешательство гос в экономику. => сокращение посевных площадей, повышение налогов, увеличение эмиссии и займов.

ВОЕННО-ПРОМ КОМИТЕТЫ.

Гос-во взяло на себя инициативу по созданию новых орг форм управления пром и финансами в военное время для согласования различных социальных интересов.

Май, 1915 – съезд представителей промышленности и торговли => идея о создании ВПКом (для организации экономики и участии в управлении гос политикой). Функции – посредничество между казной и промышленностью, распределение военных заказов, регулирование сырьевого рынка, снабжение предприятий сырьём, регулирование внешней торговли, регулирование рынка труда и инфраструктуры.

Июль, 1915 – первый съезд представителей ВПК.

Авг, 1915 – принятие гос закона, закрепляющего за комитетами функции содействия правит учреждениям по вопросам снабжения армии и флота путём планового распределения сырья и заказов.

Центральный ВПК (Глава – А.И.Гучков) состоял из: представителей Совета торговли и промышленности, Всероссийских (зем и гор) союзов, Гор Дум Мск и СПб, Всероссийской с/х палаты, Комитета военно-тех помощи. ВЗ/ГС – для оказания помощи раненым (госпитали, медикаменты, персонал), распределение заказов мелким предприятиям.

Местные ВПК – из президиума, бюро и отделов. Для улаживания конфликтов между рабочими и предпринимателями – примирительные камеры и биржи труда.

ОСОБЫЕ СОВЕЩ ПО ОБОРОНЕ.

ОСО – появились летом 1916 для координации работы отдельных ведомств. Состав ОСО определялся ГД и утверждался Имп. Задачи ОСО – требование принятия военных заказов от частных предприятий и отчётов об их исполнении; кадровые вопросы управляющих гос и частных предприятий; ревизование любых торг и пром предприятий. Существовали аналогичные местные органы.

Июнь - декабрь 1916 – работа Особого совещания министров (для согласования деятельности всех министерств по снабжению армии, флота и тыла). Например – ОС по топливу; ОС по продовольствию; ОС по перевозкам.

Май, 1915 – создание Главного прод комитета (требование сведений о запасах продовольствия от всех учреждений и лиц, установление планов транспортировки продуктов и заготовительная деятельность).

Ноя, 1916 – введение продразверстки. Расчёт за изымаемые продукты – в твёрдых ценах, за отказ – реквизиция при цене на 15 проц ниже. + установление карточной системы для населения.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВЕ.

В годы первой мировой войны (1914-1917) возникла необходимость внесения изменений в действующее законодательство и принятия новых правовых актов, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

Административное законодательство: водилось Временное положение о военной цензуре. Положение предусматривало образование органов цензуры, как в местностях театра военных действий, так и вне их (Главная военно-цензурная комиссия и местные военно-цензурные комиссии и военные цензоры). В положении подчеркивалось: военные и административные власти осуществляют параллельный надзор за произведениями печати и публичными собраниями. Виновные в нарушении правил привлекались к уголовной ответственности. Указом о принятии исключительных мер по охране во всей империи порядка и общественной безопасности были объявлены на положении чрезвычайной охраны. Подданные воюющих против России стран были ограничены в своей правоспособности и дееспособности, могли быть высланы как из пределов страны, так и из пределов ее отдельных местностей. В 1915 создаются особые органы по обороне, по торговле, по топливу, по продовольственному делу и по перевозке топлива, продовольственных и военных грузов. Эти органы по существу подменяли и контролировали деятельность государственных хозяйственно-управленческих структур.

Финансовое право: Прав-во увеличило прямые и косвенные налоги и ввело новые: повышен налог на землю и наследство; введен налог на лиц, освобожденных от воинской повинности, налоги на пассажиров железных дорог и на грузы; увеличены косвенные налоги на товары первой необходимости (сахар, спички, керосин).

Гражданское право: Внесены некоторые изменения в регулирование права частной собственности. Вводилась гужевая и автомобильная повинность. Для обеспечения нужд армии и флота широко применялись реквизиции продовольственных запасов, проводилось принудительное отчуждение сырья. Был воспрещен вывоз за границу лошадей, хлеба, мяса и др. продуктов, а также различных видов промышленного сырья (металлов, руды).

Промышленные предприятия обязывались выполнять в первую очередь военные заказы, размещение которых проводилось в принудительном порядке.

Трудовое законодательство: прав-во ликвидировало нормативную регламентацию фабрично-заводского труда, которая являлась ограничением эксплуатации. В 1915 г. издано Положение о ликвидации ограничений использования детского и женского труда и привлечения детей на сверхурочные работы.

Уголовное право: внесены изменения в Воинский устав о наказаниях: военнослужащие, виновные в поставке и отпуске недоброкачественного оружия, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, подвергались уголовному наказанию. Умышленное совершение таких деяний в военное время каралось строгими мерами, вплоть ссылки на каторжные работы на срок до 20 лет или без срока. Принят указ о наказаниях за дезертирство, самовольную отлучку и уклонения от несения военной службы. Виновные в побеге со службы в военное время подвергались лишению всех прав, состояния и ссылке на каторжные работы от 4 до 20 лет или без срока либо смертной казни. Новый закон об ответственности за шпионаж. В годы войны вводилась уголовная ответственность за сокрытие товаров и сырья.

Изменения в системе судебных органов: Законом 1914 г. утверждена новая редакция “О суде в военное время “: в районе театра военных действий и в местностях, объявленных на военном положении, военно-судебная власть принадлежит полковым, этапным, военно-окружным судам и Главному военному суду или коалиционному присутствию. При чрезвычайных обстоятельствах в районах военных действий учреждались военно-полевые суды. Военно-полевой суд формировался из офицеров в течение суток с момента совершения преступления и приступал к разбору дела немедленно. Дело слушалось при закрытых дверях, приговор вступал в законную силу и приводился в исполнение не позднее суток после его вынесения. Военно-полевым судам были подсудны все военнослужащие, лица состоявшие при армии, жители неприятельских областей, занятых русской армией, лица гражданского ведомства в местностях, объявленных на военном положении, военнопленные

Наши рекомендации