Приготовление к преступлению
Приготовление к преступлению является первой стадией совершения преступления. Законодательное определение понятию приготовления к преступлению дается в части 1 статьи 13 УК: «Приготовлением к преступлениюпризнается приискание или приспособление средств или орудий либо иное умышленное создание условий для совершения конкретного преступления».
Таким образом, приготовление – это создание условий для совершения конкретного преступления. Такое создание условий и образует объективную сторону приготовления к преступлению. Оно может выражаться в самых различных действиях. Законодатель указывает на две разновидности создания таких условий – это приискание средств или орудий совершения преступления или их приспособление. Под приисканием средств или орудий совершения преступления понимается приобретение их любым способом, как законным, так и незаконным. Это может быть покупка, принятие в дар, находка, взятие взаймы, похищение, обмен и др. В случае незаконного приискание средств или орудий совершения преступления такие действия могут образовывать самостоятельный состав преступления. Например, кража пистолета с целью убийства квалифицируется по ч.1 ст.294 (хищение огнестрельного оружия) и ч.1 ст.13, ч.1 ст.139 (приготовление к убийству).
Приспособление орудий или средств совершения преступления– это изменение указанных предметов для их более удобного и эффективного использования. Например, заточка металлического предмета для использования его при нападении. Закон ничего не говорит об изготовлении орудий или средств совершения преступления. Такие действия необходимо также рассматривать как приискание этих предметов для совершения преступления, хотя это и не является терминологически точным.
Понятие «иное создание условий для совершения преступления»охватывает широких круг разнообразных действий. Дать некий исчерпывающий перечень таких действий невозможно. Это могут быть, например, разработка плана совершения преступления, изучение места планируемого преступления, сбор различного рода информации, необходимой для совершения преступления, подбор соучастников, заблаговременное устранение препятствий и мн.др.
В целом, все указанные действия направлены на создание условий совершения преступления, хотя еще и не воздействуют на объект посягательства.
Приготовление с объективной стороны могут выражаться и в форме бездействия. Например, сознательное непринятие мер по охране имущества с целью его дальнейшего хищения.
Приготовление возможно лишь к конкретному преступлению, о чем говорится и в законодательном определении этого понятия. Подготовка к преступной деятельности вообще, неопределенно, без осознания обязательных признаком конкретного состава не является стадией совершения преступления.
С субъективной стороны приготовление возможно только с прямым умыслом. Виновное лицо должно осознавать общественную опасность своего деяния, образующего приготовление к преступлению, и желать его совершить именно для последующей реализации преступного намерения.
В соответствии с ч.2 ст.13 УК приготовление к преступлению, не представляющему большой общественной опасности, уголовную ответственность не влечет. А это означает, что уголовно наказуемы лишь приготовительные действия к совершению менее тяжкого, тяжкого и особо тяжкого преступления. Правила квалификации за такие действия закреплены в ч.3 ст.13 УК, в соответствии с которой квалификация за приготовление к преступлению осуществляется по той же статье Особенной части УК, что и за оконченное преступление, со ссылкой на данную статью. Например, приготовление к простой краже – ч.1 ст.13, ч.1 ст.205 УК.
Правила назначения наказания за неоконченное преступление и за приготовление к совершению преступления, в частности, содержатся в ст.67 УК.
Покушение на преступление
Следующей стадией преступления является покушение на преступление, законодательное определение которому дается в ч.1 ст.14 УК. «Покушением на преступление признается умышленное действие или бездействие лица, непосредственно направленное на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам».
Из законодательного определения видно, что покушение составляют действия, непосредственно направленные на совершение преступления. Речь идет о начале выполнения объективной стороны преступления. Степень развития действий, образующих объективную сторону, при покушении может быть самой различной. Это может быть самое начало выполнения объективной стороны или совершение всех действий, требуемых для достижения поставленной виновным цели без достижения по независящим от лица причинам результата. В любом случае при покушении преступление не доводится до конца, выполняется лишь часть, входящих в объективную сторону состава преступления действий. Таким образом, важное значение приобретает правильное определение признаков объективной стороны конкретного преступления, установление того, включены ли общественно опасные последствия в качестве обязательного признака состава, или они находятся за его рамками.
Покушение на преступление с материальным составам характеризуется выполнением части деяния либо выполнением всего деяния без наступления предусмотренных законом общественно опасных последствий либо выполнением всего деяния и наступлением иных общественно опасных последствий, отличных от тех, наступление которых желал виновный. Например, лицо, желающее убить потерпевшего, прицеливается в него, но его действия пресекаются иными лицами. Или лицо стреляет, но совершает промах. Или лицо стреляет, но вместо причинения смерти лишь ранит жертву. Во всех перечисленных вариантах будет иметь место покушение на убийство, поскольку виновный начал выполнения объективной стороны этого преступления (процесс лишения жизни), но не довел ее по независящим от него обстоятельствам.
Покушение на преступление с формальным составом отличается от покушения на преступление с материальным составом тем, что, поскольку в данном случае общественно опасные последствия находятся за рамками состава преступления, постольку и покушение характеризуется выполнением лишь части действий, образующих объективную сторону преступления данного вида. Например, покушение на изнасилование может выражаться в применении насилия с целью вступления с потерпевшей в половую связь. Следует иметь в виду, что покушение на преступление возможно не во всех преступлениях с формальным составам. В частности, нельзя совершить покушение на длящееся преступление с формальным составом, выражающемся в бездействии. Такое преступление считается оконченным с момента начала преступного состояния.
Покушение на преступления не доводится до конца по причинам, не зависящим от воли виновного. Это могут быть причины самого разного характера: и объективные и субъективные. Объективные причины связаны с некими обстоятельствами, возникшими вопреки воли виновного: вмешательство посторонних, непреодолимые препятствия в виде крепких замков, активное сопротивление потерпевшего и многие другие. Субъективные причины связаны с характеристикой преступника, его личностными свойствами: недостаток сил, знаний, навыков, состояния здоровья, его ошибок и неправильных решений и др. Все причины объединяет одно. Они возникают вопреки воли и желанию виновного и лишают его возможности довести задуманное до конца.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что с объективной стороны покушение представляет собой деяние, непосредственно направленное на совершение преступления, что означает его воздействие на объект посягательства и начало выполнение объективной стороны преступления, которое не было доведено до конца по каким-либо объективным или субъективным причинам, возникшим вопреки воли виновного.
С субъективной стороны покушение возможно только с прямым умыслом. Выполнение действий, образующих покушение, предполагает, что лицо сознает то, что предпринимаемые им действия направлены на непосредственное выполнение состава определенного умышленного преступления. В литературе можно встретить высказывания за возможность покушения с косвенным умыслом. Однако, следует понимать, что при косвенном умысле лицо не желает наступления общественно опасных последствий своего деяния, а лишь сознательно их допускает. Поэтому представляется странным допущение возможности привлечения к уголовной ответственности за не наступление последствий, к которым лицо вовсе не стремилось.
При покушении возможен аффектированный, а также альтернативный умысел.
Вызывает споры вопрос о возможности покушения при прямом неконкретизированном умысле. Есть как сторонники, так и противники признания возможности покушения в такой ситуации. Так, противники утверждают, что неконкретизированный умысел близок по своему содержанию к косвенному умыслу. У преступника нет прямой цели достичь определенного результата, а следовательно, трудно признать прерывание преступления до конца происшедшим исключительно по не зависящим от воли виновного обстоятельствам. Подобный подход представляется весьма спорным. На наш взгляд, покушение возможно и при прямом не конкретизированном умысле. Ответственность в таком случае, как и при альтернативном умысле, должна наступать за наименьший из желаемых видов вреда.
Таким образом, покушение на преступление возможно только с прямым умыслом, который может быть конкретизированным, не конкретизированным, альтернативным и аффектированным.
В зависимости от объема выполненных действий, входящих в объективную сторону преступления покушение делят на оконченное и неоконченное.
Оконченное покушение будет иметь место в случаях, когда виновный выполнил все действия, которые он считал необходимыми для окончания задуманного, но по обстоятельствам, не зависящим от воли лица, преступление не было окончено. В преступлениях с материальным составам оконченное покушение характеризуется не наступлением желаемого результата. Так, промах при выстреле с целью убить жертву образует оконченное покушение на убийство. Возможно оконченное покушение и в преступлениях с формальным составом. Однако, это должен быть такой состав преступления, который считается оконченным не с момента совершения всех действий со стороны виновного, но и наступлением неких дополнительных событий (обстоятельств, условий). Наглядным примером такой ситуации является оконченное покушение на получение взятки, когда виновное лицо передало предмет взятки, но должностное лицо отказалось его принять.
Неоконченное покушение будет иметь место в случаях, когда лицу не удалось выполнить все необходимые для доведения преступления до конца действия по независящим от него причинам. Например, виновный прицелился с целью убийства потерпевшего, но был остановлен третьими лицами. Совершенные им действия образуют начало выполнения объективной стороны преступления. Они не способны сами по себе привести к наступлению смерти потерпевшего, и виновный это понимает. Степень завершенности покушения может быть различной, и это должно учитываться судом при назначении наказания.
В уголовно-правовой литературе выделяют негодное покушение. Под негодным покушением понимается совершение таких действий, которые по своим объективным свойствам не могли привести к желаемому результату. Негодное покушение делится на два вида: покушение на негодный объект и покушение с негодными средствами.
Часто, говоря о покушении на негодный объект, в литературе отмечается неудачность термина «объект» в данном случае, поскольку объект уголовно-правовой охраны всегда пригоден для посягательства. Правильнее говорить о покушении на негодный предмет. Такое покушение имеет место в двух случаях. Первый случай – это ситуация, когда виновный посягает на отсутствующий предмет, то есть тот, которого в это время или в этом месте нет. Вариантом такого посягательства является покушение на отсутствующего потерпевшего. Например, выстрел в манекен, принятый за человека. Второй случай – это посягательство виновного на предмет, не обладающий теми качествами, которые определяли намерение лица совершить преступление (похищение стирального порошка вместо желаемых наркотических средств). Правила квалификации подобных ситуаций являются общими. Деяние квалифицируется по направленности умысла виновного, как покушение на причинение того вреда, который желал виновный.
Покушение с негодными средствами образуют деяния, при совершении которых виновный использует средства, орудия или способы, объективно не способные привести к желаемому результату (выветренный яд, непригодное для стрельбы оружие и т.п.). В подобных случаях необходимо учитывать два момента. Во-первых, используемые виновным средства, орудия или способы в случае их исправности, применения в других ситуациях и т.д. способны причинить желаемый вред. А, следовательно, использование неких средств (орудий, способов), объективно не способных ни при каких обстоятельствах причинить такой вред, но применяемых в силу убежденности виновного (сглаз, порча и т.п.), не могут быть признаны покушением на преступление. Во-вторых, виновный не знает о «негодности» средств. Речь идет о фактической ошибке, правила квалификации при которой являются общими.
Покушение на преступление следует разграничивать со стадиями приготовления к преступлению и оконченного преступления.
Главным отличием покушения на преступление от приготовления к нему является то, что при покушении виновный всегда начинает выполнение объективной стороны конкретного состава преступления, описанной законодателем в диспозиции статьи Особенной части УК. Степень развития действий, образующих объективную сторону может быть различной. Приготовление к преступлению находится вне рамок объективной стороны конкретного состава преступления. Так, при совершении убийства начало выполнения действий, образующих процесс лишения жизни другого лица, есть начало выполнения объективной стороны преступления, а следовательно покушение на убийство. Действия же, направленные на создание условий для лишения жизни другого человека, образуют стадию приготовления (приискание оружия, сбор информации о потерпевшем и др.). Одни и те же действия могут образовывать различные стадии совершения различных преступлений. В связи с этим важным являются два момента. Это направленность умысла виновного, то есть определение того, к чему он стремился в данном конкретном случае, и конструкция конкретного состава преступления, момент окончания которого может быть различным.
При покушении на преступление виновный воздействует на объект посягательства, чего нет еще при приготовлении к преступлению. По времени приготовление всегда предшествует покушению.
Разграничение покушения с оконченным преступлением зависит от конструкции состава преступления. Неполное выполнение объективной стороны конкретного состава образует покушение на преступление.