Материальная ответственность охранника
Руководители частных охранных предприятий часто спрашивают, в каких случаях, и в каком размере они вправе привлечь работника к материальной ответственности?
Предусмотренная трудовым законодательством материальная ответственность - это обязанность стороны трудового договора, причинившей ущерб (вред) другой стороне, возместить его в размере и порядке, установленном законодательством.
Материальная ответственность является самостоятельным видом ответственности, поэтому обязанность возместить причиненный работодателю ущерб наступает независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Материальную ответственность по нормам трудового права следует отличать от других мер материального воздействия, а именно: лишения премии, предусмотренной системой оплаты труда, или вознаграждения по итогам годовой работы, снижения коэффициента трудового участия при коллективной форме организации и стимулировании труда; удержаний из заработной платы, производимых на основании закона (ст. 137, 138 Трудового кодекса РФ), а также от имущественной (материальной) ответственности по гражданскому праву.
Материальная ответственность работника по трудовому праву может наступить лишь в случае:
наличия прямого действительного ущерба;
противоправного поведения работника;
вины в причинении ущерба;
наличия причинной связи между виновным противоправным поведением и причиненным ущербом.
Трудовое законодательство различает ограниченную и полную материальную ответственность работника. В соответствии со ст. 241 ТК РФ, работник несет ограниченную материальную ответственность за вред, причиненный им своему работодателю, в пределах своего среднего месячного заработка.
Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возместить причиненный ущерб в полном размере.
Статьей 243 ТК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых наступает полная материальная ответственность работника:
1) когда в соответствии с Трудовым Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.
По нормам трудового права взысканию подлежит только прямой действительный ущерб, как правило, в пределах среднего месячного заработка, а неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.
Под прямым действительным ущербом, причиненном работодателю, понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц, если он несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Под ущербом, причиненным работником третьим лицам, следует понимать все суммы, которые выплачены работодателем третьим лицам в счет возмещения ущерба. При этом необходимо иметь в виду, что работник может нести ответственность лишь в пределах этих сумм и при условии наличия причинно-следственной связи между виновными действиями (бездействием) работника и причинением ущерба третьим лицам.
В силу части второй статьи 392 ТК РФ работодатель вправе предъявить иск к работнику о взыскании сумм, выплаченных в счет возмещения ущерба третьим лицам, в течение одного года с момента выплаты работодателем данных сумм.
Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких работников, определяется для каждого с учетом степени его вины (ст. 245 ТК РФ). При этом наступает только долевая материальная ответственность.
По нормам трудового права работники освобождаются от материальной ответственности за ущерб, который может быть отнесен к категории нормального хозяйственного риска (ст. 239 ТК РФ). Таким образом, не подлежат возмещению убытки появившиеся в следствии противоправных действий третьих лиц, вред от которых можно отнести к категории хозяйственных рисков.
Привлечение к материальной ответственности всегда очень ответственный и трудный шаг, принимая решение учитывайте все за и против, особенно материальное положение охранника.
К Вам пришла проверка
В последнее время охранный бизнес все активнее подвергается проверкам со стороны контролирующих органов. Это выражается, прежде всего, в проведение многочисленных милицейских, налоговых и других административных проверок, которые заканчиваются штрафами, судами, взятками и административным кодексом. Нередко визиты представителей силовых структур носят заведомо «заказной характер».
Парадоксальность ситуации заключается в том, что под каток проверок попадают в основном законопослушные предприятия, активно ведущие коммерческую деятельность в рамках действующего законодательства.
Поэтому, чтобы противостоять необоснованным претензиям, руководителю предприятия необходимо знать несколько вещей:
Какие права есть у проверяющих структур.
Как проверяющие органы должны приступать к проверке и проводить ее.
Что делать во время проверки они имеют право, а что - нет.
Что делать, если в вашей фирме действительно выявлены нарушения, в том числе наказуемые правонарушения.
Можно ли в России работать, не нарушая закон.
Какие права вы как предприниматель имеете при проверке.
Что вы должны делать при проверке, а чего делать категорически нельзя.
Что делать, если выписаны штрафы, изъята документация, оргтехника и т.д.
Кто обязан о вас заботиться, и будет ли он это делать.
Практика свидетельствует, что Закон № 134-ФЗ дает руководителям организации эффективные инструменты для защиты прав. Одним из таких инструментов является «Журнал учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регламентированный статьей 9 Закона. В соответствии с ней:
«В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись».
Требование внести запись в «Журнал учета мероприятий по контролю» содержатся также в ведомственных инструкциях о проведении проверок, например:
приказ МЧС России от 17.03.2003 № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в РФ», пункт 62;
постановление Госстандарта РФ от 01.09.03 № 99 «Об утверждении порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора», пункт 17;
приказ Минздрава России от 17.07.2002 № 228 «О порядке проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора», пункт 22.
Форму журнала организация может разработать самостоятельно, руководствуясь требованиями Закона. Журнал должен быть пронумерован, прошит и удостоверен печатью.
Грамотное и аккуратное ведение «Журнала учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не является обязательным, однако оно нужно самой организации, так как защищает ее права. Заполнение журнала позволит уменьшить количество незаконных проверок и, кроме того, поможет при отстаивании своих прав в суде.
Приказом руководства необходимо утвердить инструкцию по взаимодействию с контролерами. В инструкции руководитель фиксирует свои указания сотрудникам о правилах поведения при проверках. В частности, там можно записать, что весь персонал может быть задействован в проверке только с согласия руководства.
Отдельным приказом утверждается перечень полномочных представителей руководства, которые могут представлять организацию во время проверки. В инструкцию стоит внести пункт и о том, что вести разговоры и отвечать на вопросы контролеров рядовым сотрудникам (не должностным лицам) запрещено, руководитель имеет законное право на внесение подобных пунктов.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Генеральный директор
ООО ЧОП «___________»
______________ «____»
Инструкция действий сотрудников
ООО ЧОП «___________» (далее – Компания)
при проведении контрольных мероприятий
1. Любая проверка государственного органа производится на основании распоряжения (приказа). Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю Компании или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом Компании), одновременно с предъявлением служебного удостоверения проверяющего.
Исключение может составлять проверка оружия, которая проводится в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ от 12 апреля 1999 г. N 288 (ст. 189 Приложения к данному приказу)
Необходимо предложить проверяющему всю информацию о распоряжении внести в журнал проверок, который находится на объекте охраны.
Если во время проведения проверки в Компании отсутствует руководитель, а проверяющие настаивают на вручении распоряжения и проведении контрольных мероприятий, сотруднику Компании следует известить проверяющих о занимаемой должности, и в дальнейшем указывать ее, расписываясь в документах, связанных с данной проверкой (например – охранник Иванов И.И., доверенность отсутствует).
2. В распоряжении о проверке должны быть указаны следующие сведения и делаются соответствующие записи в журнал проверок:
номер;
дата;
наименование государственного органа, выдавшего его и ФИО подписавшего лица;
ФИО уполномоченного на осуществление контроля лица;
наименование юридического лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю;
цели, задачи и фактические основания к проведению мероприятия по контролю;
вид мероприятия по контролю;
даты начала и окончания мероприятия по контролю.
Если в распоряжении не указано что-то из вышеперечисленного, следует сделать запись об этом в журнале (например, если не указана дата проведения контрольного мероприятия, сделать запись что «дата не указана», а не оставлять поле пустым).
3. Плановое мероприятие по контролю может быть проведено каждым из уполномоченных органов госконтроля не чаще одного раза в два года в отношении одного юридического лица, а продолжительность проверки не должна превышать 30 дней. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
В журнале обязательно указывается характер мероприятия по контролю - плановое/внеплановое.
4. Внеплановой проверке подлежит деятельность Компании в случаях:
выявления ранее в ходе плановых мероприятий нарушений с выдачей соответствующих предписаний (в целях проверки исполнения таких предписаний);
возникновения аварийных ситуаций;
возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды в организациях той же сферы деятельности, что и Компания;
обращения граждан, организаций с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями Компании.
При внеплановой проверке должен быть четко указан предмет и фактическое основание (из перечисленных) проверки. Необходимо занести в журнал проверки цель контрольного мероприятия. В конце проверки сравнить, соответствуют ли выявленные нарушения этой цели. При несоответствии обратить внимание проверяющих на данное несоответствие.
5. По результатам проверки проверяющим составляется акт установленной формы в двух экземплярах – по одному для проверяющего органа и для компании, акт вручается руководителю Компании или ее уполномоченному представителю под роспись.
В случае, если нарушения в ходе проверки не выявлены, также составляется акт.
Представители Компании вправе:
непосредственно присутствовать при осуществлении всех контрольных мероприятий, а при проверке оружия присутствия лица ответственного за сохранность оружия и боеприпасов обязательна;
знакомиться с результатами проверок;
давать объяснения и указывать в актах проверок сведения о своем ознакомлении, согласии или несогласии.
В случае если представитель Компании не согласен с составленным проверяющим документом, при подписании можно сделать пометку «не согласен» и подписаться только в его получении (т.е. не конкретизировать свое несогласие, а впоследствии скорректировать позицию по этому вопросу с юристом). Подписание или не подписание итоговых документов проверки представителем Компании не имеет решающего значения для правовой оценки результатов проверки.
Примечание: Однако, если акт не предъявлялся для подписания в ознакомлении представителю Компании, не нужно инициировать его предъявление, т.к. данное обстоятельство является однозначным основанием для аннулирования результатов проверки в судебном или внесудебном порядке. Так же в соответствии с решением Верховного суда, если руководитель подписал акт проверки и не указал о своем несогласии, признается факт согласия с указанными в акте недостатками.
Один экземпляр акта с копиями приложений (отбор проб (образцов) вручается руководителю или иному представителю Компании под расписку либо может быть направлен почтой с уведомлением о вручении.
Наряду с указанными действиями в рамках составления акта должностным лицом контрольного органа делается соответствующая запись о результатах проверки в «Журнале учета мероприятий по контролю юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». При отсутствии журнала в акте указываются сведения об этом факте.
6. Закон устанавливает:
недопустимость взимания органами контроля платы с организаций за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения им расходов на осуществление исследований и экспертиз;
недопустимость получения денежных средств непосредственно проверяющими, в случаях составления актов об административных правонарушениях.
7. Юридические лица вправе обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проверках действует презумпция добросовестности, т.е. на проверяемых действует правило «разрешено все, что не запрещено», для проверяющего наоборот - «все, что не разрешено, то запрещено» (на все действия необходимо специальное разрешение). Этим можно воспользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, законность которых вызывает сомнение.
Таким образом, во время проведения проверки составляются следующие документы:
акт с приложениями (2 экземпляра);
запись в журнале учета мероприятий по контролю;
предписание (2 экземпляра);
протокол об административном нарушении (2 экземпляра).
Примечание: Последние 2 из указанных документов составляются в случае выявления в ходе проверки нарушений действующего законодательства.
8. Сотрудники могут быть задействованы в проверки только с согласия руководства Компании. В противном случае сотрудник информирует проверяющих о том, что задаваемые вопросы не входят в его компетенцию, и он не знает ответов на них, не помнит, что бы он занимался данными проблемами, не понимает о чем его спрашивают и т.д.
Примечание: Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» не применяется к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, таможенного, лицензионного контроля, оперативно-розыскных мероприятий и прокурорского надзора.