Что необходимо знать и уметь лицу, применившему оружие
К оружию относятся устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Оружие бывает огнестрельное, холодное, газовое и др.
В результате применения оружия возможно поражение правонарушителя путем причинения ему смерти, телесных повреждений или материального ущерба. Также оно используется для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие и для подачи сигнала тревоги или вызова помощи . В зависимости от результата и целей применения оружия действия стрелявшего могут быть различными. Рассмотрим, как следует поступать после применения оружия.
Лицо, применившее оружие в целях поражения (т.е. причинения вреда правонарушителю), действует в зависимости от результатов своего поступка. Следствием применения оружия могут быть: смерть, нанесение вреда здоровью, материального ущерба или одновременно и материального ущерба, и вреда жизни и здоровью.
Лицу, применившему оружие, в результате чего был причинен вред жизни и здоровью, материальный ущерб, необходимо оценить создавшуюся обстановку и выполнить следующие действия:
обезвредить правонарушителя, если он продолжает оказывать сопротивление;
при необходимости оказать доврачебную помощь;
сообщить в органы здравоохранения и органы внутренних дел о причиненном правонарушителю вреде;
охранять место применения оружия;
пройти экспертизу для определения содержания алкоголя или наркотических веществ в организме;
по возможности установить очевидцев совершения правонарушения.
В Федеральном законе "Об оружии" (далее - Закон) нет полного перечня указанных мероприятий. Данный акт только требует от гражданина, применившего оружие, о каждом таком случае, повлекшем причинение вреда здоровью человека, незамедлительно (не позднее суток) сообщить в органы внутренних дел по месту применения оружия. Наряду с этим в ст.24 Закона указано, что оружие применяется гражданами только для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, т.е. при применении оружия гражданами на них распространяются требования, предусмотренные в ст.37 "Необходимая оборона", 38 "Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление" и 39 "Крайняя необходимость" УК РФ.
Важнейшими условиями, содержащимися в перечисленных статьях, являются следующие: лицо, находящееся в состоянии необходимой обороны, не должно превышать ее пределов; причинивший вред при задержании лица, совершившего преступление, обязан ограничиться мерами, необходимыми для этого; лицо, находящееся в состоянии крайней необходимости, не может превысить ее пределов.
Поскольку большинство перечисленных мероприятий не предусмотрено Законом, они предлагаются автором как рекомендуемые и подлежат исполнению по желанию.
Обезвредить правонарушителя
В ряде законодательных актов указано, что лицо, применяющее оружие или другие средства противодействия правонарушению, обязано стремиться (в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия) к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при этом, был минимальным.
Гражданин, причинивший минимальный вред при применении оружия, может оказаться в ситуации, когда правонарушитель продолжает противодействие при задержании. В этом случае у обороняющегося появляется право обезвредить противника, т.е. применить повторно оружие или другие меры принуждения, лишь бы при этом не превысить мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст.38 УК РФ).
Однако следует воздержаться от повторного применения огнестрельного оружия, если задерживаемое лицо ранено и не вооружено. В подобной ситуации можно применять другое оружие (газовое, холодное и др.), не причиняющее ранений. Нежелательно повторно применять газовое оружие в пределах зоны поражения в период действия слезоточивых веществ.
Оказать доврачебную помощь
Практика показывает, что многие безосновательно считают себя специалистами в различных областях, в частности, в медицине. Такие заблуждения особенно опасны, тем более, если надо действовать быстро и безошибочно, поскольку нет времени консультироваться или ждать помощи извне. Поэтому необходимо иметь минимальный запас знаний об оказании доврачебной помощи потерпевшему или лицу, которое само причинило вред, связанный с нанесением телесных повреждений, ранений с использованием оружия. Для этого можно пройти специальные курсы или изучить нужные приемы с помощью специальной литературы. Мы же рассмотрим само понятие "доврачебная помощь", обязанности по ее оказанию и право на такую помощь.
Общее понятие "оказание медицинской помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненым, больным для быстрейшего восстановления их здоровья. При этом различают:
доврачебную (первую) помощь, которую оказывает себе сам пострадавший (самопомощь), а также другие лица непосредственно на месте причинения вреда;
скорую медицинскую помощь в медицинском пункте, куда с места происшествия был доставлен потерпевший;
квалифицированную медицинскую помощь, которую оказывают врачи определенного медицинского учреждения.
В данной статье речь идет лишь о доврачебной помощи.
В законодательных актах и иных документах отсутствует общепринятое понятие "оказание помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии в результате причинения ему вреда вне лечебного учреждения". В большинстве случаев подобные действия обозначаются как "скорая и неотложная помощь", "первая медицинская помощь", "доврачебная помощь" и т.п.
О "скорой и неотложной медицинской помощи" упоминается в документах международного права. Она определяется как комплекс медицинских услуг, оказываемых при острых нарушениях физического и психического здоровья пациента, угрожающих его жизни или здоровью , и включает оказание скорой и неотложной медицинской помощи в случае нанесения телесных повреждений с помощью оружия. Последние могут быть причинены не только преступнику, но и потерпевшему, а также третьему лицу.
Доврачебную помощь необходимо оказывать любому нуждающемуся в ней, в том числе и иностранному гражданину. В соответствии со ст.2 Соглашения "Об оказании медицинской помощи гражданам государств - участников СНГ", принятого 27 марта 1997 г., скорая и неотложная медицинская помощь в случае применения оружия или других силовых методов оказывается беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме всем гражданам на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности. С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью и стала возможной его транспортировка, оказание медицинской помощи иностранным гражданам осуществляется на платной основе.
Некоторые законодательные акты в категоричной форме предусматривают обязанности некоторых должностных лиц в рассматриваемой ситуации. Так, в принятых VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности (1990 г., Гавана) рекомендациях "Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка" сказано, что в случаях, когда применена сила или огнестрельное оружие (т.е. причинено ранение), должностные лица, ответственные за поддержание правопорядка, "обеспечивают предоставление медицинской и другой помощи любым раненым или пострадавшим лицам в кратчайшие сроки". Такими лицами могут быть сотрудники правоохранительных органов (органов внутренних дел, прокуратуры и т.п.).
В соответствии с международными рекомендациями в Российской Федерации принят ряд законодательных актов, которые обязывают должностных лиц в случае причинения вреда преступнику оказывать ему медицинскую помощь. Это касается военнослужащих, сотрудников милиции, службы медицины катастроф и других должностных лиц. Частным детективам и охранникам также предписано обеспечивать доврачебную помощь лицам, получившим телесные повреждения в результате принуждения.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами" и Положением о Всероссийской службе медицины катастроф (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 195) принята федеральная целевая программа "Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф на 1997-2001 гг." (утверждена постановлением Правительства РФ от 22 января 1997 г.). Программа предписывает обеспечить разработку и производство для массового использования населением в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций бытовых медицинских аптечек, включающих в себя набор средств, необходимых для оказания доврачебной помощи при травмах, ожогах, отравлениях.
На месте причинения вреда в результате применения оружия гражданами могут оказаться должностные лица, которые охраняют правопорядок. Такие лица, например, сотрудники милиции, в случаях применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в силу служебного долга обязаны "обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи" . Указанная обязанность есть и у других лиц, поддерживающих правопорядок .
Наряду с этим приняты законодательные акты, которые обязывают как должностных лиц, так и рядовых граждан в случае происшествий, в результате которых причинен вред здоровью людей, оказывать доврачебную помощь. Характерным примером является оказание доврачебной помощи в случаях дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, при оказании доврачебной помощи после применения оружия граждане могут воспользоваться помощью других лиц: сотрудников правоохранительных органов и частных охранных структур, граждан, имеющих право на управление транспортными средствами, медицинских работников и других лиц.
Помощь может потребоваться не только медицинская. Например, потерпевший или правонарушитель оказался беспомощным и не может передвигаться в связи с причинением ему вреда такого вида, при котором доврачебная помощь не требуется. Это может быть лицо с явными признаками инвалидности, человек преклонного возраста и т.п. В данном случае может понадобиться уведомить родственников такого лица - родителей, супруга, совершеннолетних детей и других лиц, проживающих вместе с потерпевшим. Сделать это необходимо как можно быстрее, особенно в холодное время года, если потерпевшее лицо находится вне помещения. Но предварительно необходимо точно установить личности пострадавшего и лиц, которых следует информировать.
Если не удастся получить указанные сведения, применивший оружие должен сообщить об этом в органы внутренних дел по месту жительства.
Важно отметить, что в соответствии со ст.125 УК РФ гражданин, применивший оружие, причинивший при этом телесные повреждения и оставивший без помощи лицо, которое "сам поставил в опасное для жизни или здоровья состояние", может быть привлечен к уголовной ответственности.
Выражение "опасное для жизни или здоровья состояние" означает, что лицо, к которому было применено оружие, лишено возможности принять меры к самосохранению в результате ранения, алкогольного опьянения, старости, болезни или вследствие иного беспомощного состояния.
Преступление считается оконченным с момента оставления в опасном для жизни или здоровья состоянии лица, к которому было применено оружие, без помощи независимо от того, предотвратила бы или нет оказанная помощь возможную смерть или иные тяжкие последствия для пострадавшего.
Несение ответственности за оставление в опасном для жизни и здоровья состоянии наступает только в случае, если лицо, применившее оружие, могло оказать помощь пострадавшему, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии. При отсутствии такой возможности в конкретной обстановке ответственность исключается (например, если нападавший сам находился в беспомощном состоянии).