Что для этого необходимо знать и уметь делать

Психологом-консультантом, если так называть человека, кото­рый достаточно профессионально, ответственно и на высоком уровне занимается психологическим консультированием, может стать толь­ко тот человек, который имеет общее и специальное высшее психо­логическое образование и, кроме того, достаточный опыт практиче­ской работы в роли психолога-консультанта, высоко оцененный спе­циалистами и подтвержденный соответствующим сертификатом. Поясним сказанное подробнее.

Общим высшим психологическим называется такое образование, которое специалист получает после успешного окончания психо­логического факультета или отделения высшего учебного заведе­ния — университета или института. Специальным психологическим называется такое образование, которое предполагает специализацию в одной из областей психологической науки и практики. Такое двой­ное образование необходимо психологу-консультанту для того, что­бы на современной научной основе и с глубоким практическим по­ниманием дела заниматься консультированием, будучи в состоянии отвечать, в частности, на следующие вопросы:

Какова психология современного клиента?

Что происходит в настоящее время с тем клиентом, который ре­ально обратился за помощью в психологическую консультацию?

Почему данному клиенту необходимы именно такие, а не какие-нибудь другие рекомендации?

Какое действие эти рекомендации должны будут оказать на кли­ента?

Как объяснить клиенту на научной основе значимость данных конкретных рекомендаций?

Ответы на все эти вопросы, даваемые психологом-консультан­том, должны быть понятными клиенту и достаточно убедительны­ми для профессионалов-психологов.

Специальным практическим называется такое психологическое образование, которое связано с практической деятельностью психолога-консультанта, с освоением им методов психологической работы с людьми, обращающимися за помощью в психологическую консультацию. Речь в первую очередь идет о таких научно обоснованных методах работы, которые преподаются на специальных факультетах, где готовят практических психологов с высшим образованием. Достаточно большой опыт практической работы психологу-консультанту необходим потому, что ему приходится иметь дело не с наукой или преподаванием психологии, а с вполне реальными и часто достаточно сложными жизненными проблемами людей. Полученные в вузе знания не превращаются в умения без опыта практической работы.

Не без исключения тонкости практической работы психолога-консультанта, все возможные ситуации, с которыми он может столкнуться в жизни, невозможно предусмотреть заранее и включить соответствующие дисциплины в учебную программу вузовской подготовки. Следовательно, опыт практической работы психологу-консультанту в любом случае просто необходим.

Общие требования, предъявляемые

К психологическому консультированию

И к психологу-консультанту

Система общих, профессиональных и морально-этических требований, предъявляемых к психологическому консультированию и к практической работе психолога-консультанта, лучше всего отражена в существующих кодексах профессиональной этики практических психологов. Многие положения этих кодек­сов непосредственно применимы к работе психолога-консультан­та. Напомним об этих положениях, включив в их формулировки вместо слова «психолог» словосочетание «психолог-консуль­тант».

1. Профессиональная деятельность психолога-консультанта ха­рактеризуется его особой ответственностью перед клиентом за те рекомендации, которые он предлагает клиенту.

2. Практическая деятельность психолога-консультанта должна опираться на соответствующие морально-этические и юриди­ческие основы.

3. Деятельность психолога-консультанта направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие каких бы то ни было ограничений на пути интеллектуаль­ного и персонального (личностного) развития клиента.

4. Свою работу психолог-консультант строит на основе безус­ловного уважения достоинства и неприкосновенности лично­сти клиента. Психолог-консультант уважает основополагаю­щие человеческие права, определяемые всеобщей Декларацией прав человека.

5. В работе с клиентами психолог-консультант руководствуется принципами честности и открытости (искренности). Вместе с тем он должен быть осмотрителен в советах и рекомендаци­ях клиенту.

6. Психолог-консультант обязан ставить в известность коллег, членов своих профессиональных объединений о замечаемых им нарушениях прав клиента, о случаях негуманного отноше­ния к клиентам.

7. Психолог-консультант имеет право оказывать лишь такие ус­луги клиентам, для которых он имеет необходимое образова­ние, квалификацию, знания и умения.

8. В своей работе психолог-консультант должен применять толь­ко апробированные методики, отвечающие современным об­щенаучным стандартам.

9. Обязательной составной частью работы психолога-консуль­танта является постоянное поддержание на высоком уровне своих профессиональных знаний и умений.

10. В случае вынужденного применения психологических мето­дик и рекомендаций, не прошедших достаточной апробации не полностью отвечающих научным требованиям, психолог-консультант должен об этом предупреждать своих клиентов и быть весьма осторожным в своих выводах.

11. Психолог-консультант не имеет права разглашать или пере­давать третьим лицам данные о своих клиентах или о резуль­татах консультирования.

12. Психолог-консультант обязан препятствовать использованию методов психологического консультирования и психологиче­ского воздействия на людей некомпетентными лицами, про­фессионально не подготовленными людьми, а также преду­преждать об этом тех, кто пользуется услугами таких «специ­алистов».

13. Психолог-консультант не имеет права передавать некомпе­тентным лицам методы психологической работы с клиентами.

14. Психологу-консультанту следует соблюдать осторожность, чтобы не вызывать необоснованных надежд и ожиданий со сто­роны клиента, не давать ему обещаний, советов и рекоменда­ций, которые нельзя будет выполнить.

15. Психолог-консультант несет личную ответственность за хра­нение в тайне информации, касающейся клиентов.

Соблюдение всех этих правил или этических норм является обязательным в практической работе психолога-консультанта.

Есть, кроме того, ряд существенных отличий хорошего, профессионально подготовленного психолога-консультанта от плохого, профессионально не вполне подготовленного. Эти отличия касаются того, как психолог-консультант ведет себя по отношению к кли­енту в разных ситуациях психологического консультирования, как он выходит из затруднительных случаев, которые нередко возника­ют в процессе проведения психологического консультирования. Представленная ниже таблица включает в себя перечисление в сравнении десяти особенностей поведения хорошего и плохого психолога-консультанта.

Таблицу 1

Наши рекомендации