Запреты в применении специальных средств
Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному детективу (охраннику), кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного детектива (охранника) или охраняемой собственности (ст.17. Закона «О частной детективной и охранной деятельности»).
В соответствии со ст. 7 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» № 144-ФЗ в отношении частного охранника могут проводиться мероприятия оперативно-розыскной деятельности.
Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что в данной главе рассмотрены только общие правовые нормы и тенденции их развития, касающиеся правового статуса частного охранника.
При выполнении обязанностей частный охранник должен знать требования локальных документов определяющих его права и обязанности в частной охранной организации и на данном объекте. Основные требования к Инструкции изложены в Приказе Министра внутренних дел Российской Федерации № 960 от 22 августа 2011 года «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны».
Порядок получения и продления удостоверения частного охранника
Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определяет: «частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональную подготовку для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией».
Возможность приобретения правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
Удостоверение частного охранника– документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг.
При исполнении трудовых обязанностей частный охранник обязан «предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника».
Удостоверение частного охранника выдается гражданину сроком на пять лет в органе внутренних дел по месту его постоянной регистрации либо по месту нахождения учетного дела частной охранной организации, в которой он работает.
Для получения удостоверения по месту постоянной регистрации гражданин лично предоставляет в соответствующий орган внутренних дел следующие документы:
а) заявление-анкету о выдаче удостоверения;
б) 2 фотографии размером 4х6 см;
в) копию паспорта гражданина Российской Федерации;
г) копию свидетельства о прохождении профессиональной подготовки;
д) копию свидетельства о присвоении квалификации частного охранника;
е) медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, с момента выдачи которой прошло не более одного года;
ж) квитанцию об оплате госпошлины за выдачу удостоверения частного охранника.
За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения), продление срока действия или внесение в него изменений оплачивается пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подп.87 п.1 ст.333.33 НК РФ установлен размер госпошлины за выдачу удостоверения частного охранника – 600 руб. При этом за переоформление такого удостоверения ввиду продления срока его действия необходимо заплатить 200 руб. госпошлины, а за внесение изменений данных, указанных в удостоверении, – 100 руб.
В случае если гражданин работает в частной охранной организации, он может получить удостоверение по месту нахождения учетного дела данной организации. Для этого руководитель или уполномоченный представитель охранной организации представляет в подразделение органа внутренних дел, помимо вышеуказанных документов, дополнительно:
а) заявление руководителя охранной организации с указанием лиц, которым необходимо выдать удостоверение;
б) выписки из трудовых книжек, заверенные подписью должностного лица и печатью организации.
Копии документов, не заверенные нотариально, предоставляются с предъявлением оригиналов.
Указанное подразделение органа внутренних дел вправе совершать действия по выдаче, продлению срока действия, выдаче дубликата, аннулированию и изъятию удостоверения до момента увольнения гражданина из охранной организации.
Удостоверение подписывается, как правило, руководителем подразделения, уполномоченного на осуществление действий по лицензированию в данной сфере деятельности МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Подпись скрепляется гербовой печатью для выдачи лицензий и разрешений.
Должностные лица подразделения органа внутренних дел проводят проверку правильности оформления представленных документов и принимают их по описи, копия которой с отметкой о дате их приема вручается заявителю.
Принятые к рассмотрению документы регистрируются в органе внутренних дел в течение суток.
В органе внутренних дел на каждого гражданина, претендующего на получение удостоверения, заводится учетное дело частного охранника, в котором находятся документы, послужившие основанием для выдачи или отказа в выдаче удостоверения, материалы проверки и иные документы, связанные с его деятельностью в качестве частного охранника.
Органы внутренних дел проводят проверку полноты и достоверности сведений в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче, отказе в выдаче, продлении срока действия удостоверения.
Проверка осуществляется путем:
а) собеседования с лицом, претендующим на получение удостоверения;
б) направления запросов в информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации о наличии судимости или факта предъявления обвинения претенденту на получение удостоверения в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке), а также совершения претендентом административного правонарушения, посягающего на институты государственной власти, общественной порядок и общественную безопасность;
в) направления запросов в соответствующие правоохранительные, лицензирующие, контролирующие и надзорные органы, в том числе в орган внутренних дел по месту постоянной регистрации гражданина;
г) проведения иных проверочных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам изучения документов и проведенной проверки представленных документов орган внутренних дел принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении удостоверения в срок, не превышающий 20 дней со дня подачи заявления и прилагаемых к нему документов.
В случае необходимости проведения дополнительных проверочных мероприятий по решению руководителя подразделения органа внутренних дел срок может быть увеличен, но не более чем на 10 рабочих дней.
Решение оформляется мотивированным заключением, в котором делаются ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, послужившие основанием для принятия такого решения.
Указанное заключение выносится сотрудником подразделения лицензионно-разрешительной работе либо лицом, исполняющим такие обязанности. В заключении делается запись «Полагал бы выдать удостоверение» либо «Полагал бы отказать в выдаче удостоверения», которая заверяется личной подписью сотрудника и утверждается начальником подразделения органа внутренних дел, либо его заместителем, либо лицом, исполняющим их обязанности.
В выдаче удостоверения может быть отказано гражданам:
а) не представившим необходимые для сдачи документы либо предоставившим документы, содержащие неполную или недостоверную информацию;
б) которые не могут претендовать на приобретение правового статуса частного охранника в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае принятия решения об отказе в выдаче удостоверения гражданин уведомляется о принятом решении в течение трех рабочих дней. Указанное решение оформляется письменно с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Если основанием для отказа являются результаты проведенной проверки, свидетельствующие о том, что допуск гражданина к осуществлению охранной деятельности может привести к возникновению угрозы общественной безопасности, а также связан с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, то соответствующее заключение утверждается уполномоченным руководителем органа внутренних дел.
Гражданин должен быть ознакомлен с указанным заключением.
Если заключение содержит информацию ограниченного доступа, то в ознакомлении с ним гражданину отказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в выдаче удостоверения, а также об отказе в ознакомлении гражданина с заключением может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Содержание и форма документа «Удостоверение частного охранника»
Удостоверение частного охранника представляет собой документ, имеющий уровень защиты класса «В», серию, номер. Бланк удостоверения является защищенной полиграфической продукцией, изготавливается централизованно и представляет собой книжку формата А6 (8,5х12,5см) объемом 24 полосы (вместе с обложкой) с нумерацией каждой полосы (бумага специальная с водяными знаками).
Удостоверение содержит следующие сведения:
1. Наименование удостоверения, его номер, фото владельца размером 4х6 см – стр. 1.
2. Фамилия, имя, отчество владельца – стр. 2.
3. Сведения о продлении срока действия удостоверения – стр. 3, 4.
4. Сведения о присвоенной квалификации – стр. 5.
5. Сведения о специальной подготовке – стр. 6, 7.
6. Место нахождения учетного дела – стр.8-10.
7. Сведения о выдаче личной карточки охранника – стр. 11-19.
8. Раздел «Особые отметки» – стр. 20-22.
Продление срока действия удостоверения осуществляется только после прохождения обучения по образовательной программе повышения квалификации частных охранников в образовательном учреждении, имеющем соответствующую лицензию. Срок действия удостоверения продлевается на пять лет.
Для продления срока действия удостоверения гражданин, руководитель либо представитель охранной организации, в которой он работает, обязан не позднее чем за 30 дней до окончания срока действия удостоверения представить в соответствующее подразделение по лицензионно-разрешительной работе следующие документы:
а) заявление-анкету о продлении срока действия удостоверения;
б) фотографию размером 4х6 см;
в) копию паспорта гражданина Российской Федерации;
г) медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, по форме, установленной Министерством здравоохранения и социального развития РФ, с момента выдачи которого прошло не более одного года;
д) копию документа, подтверждающего прохождение обучения по образовательной программе повышения квалификации частных охранников;
е) квитанция об оплате госпошлины за переоформление удостоверения частного охранника в связи с продлением срока действия удостоверения.
Продление срока действия удостоверения осуществляется в срок, предусмотренный для его выдачи.
Удостоверение не продлевается гражданам:
а) не представившим необходимые документы либо предоставившим документы, содержащие неполную или недостоверную информацию;
б) если в результате проведенной проверки установлены факты, при которых гражданин не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника.
В случае принятия органом внутренних дел решения об отказе в продлении срока действия удостоверения гражданин уведомляется о принятом решении в течение трех рабочих дней. Решение оформляется письменно с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Решение об отказе в продлении срока действия удостоверения может быть обжаловано в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В случае утраты удостоверения, приведения его в негодность, изменения фамилии (имени, отчества) гражданин обязан письменно сообщить об этом не позднее 10 дней с момента наступления таких событий в подразделение органа внутренних дел по месту нахождения учетного дела частного охранника.
Для выдачи дубликата удостоверения взамен утраченного, пришедшего в негодность, либо в случае изменения фамилии (имени, отчества) гражданина в соответствующее подразделение органа внутренних дел представляются следующие документы:
а) заявление-анкета с указанием причин выдачи дубликата удостоверения;
б) 2 фотографии размером 4х6 см;
в) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
г) квитанция об оплате госпошлины за выдачу дубликата удостоверения частного охранника;
д) копия свидетельства о присвоении квалификации охранника.
Дополнительно к указанным документам граждане, получающие дубликат удостоверения, в зависимости от причин его выдачи представляют:
а) в случае утраты (хищения) удостоверения – справку об обращении в орган внутренних дел по данному факту;
б) в случае если удостоверение пришло в негодность – удостоверение, пришедшее в негодность;
в) в случае когда документ, выданный гражданину, работавшему в качестве частного охранника до вступления в силу постановления правительства, регламентирующего вопросы выдачи и продлении органами внутренних дел срока действия удостоверения частного охранника, пришел в негодность вследствие этого факта – данный документ;
г) в случае перемены фамилии (имени, отчества) – справка из уполномоченных органов государственной регистрации, подтверждающая данные изменения.
Решение о предоставлении дубликата удостоверения принимается в течение 10 дней со дня подачи соответствующих документов.
В дубликате удостоверения, в графе «Особые отметки», ставится штамп «Дубликат» и делается запись о причине выдачи дубликата, отмечаются серия и номер удостоверения, подлежащего замене. Срок действия удостоверения при этом не изменяется.
Для внесения изменений в удостоверение в связи с изменением места жительства, прохождением профессиональной подготовки и присвоением квалификации в орган внутренних дел по месту нахождения учетного дела в течение 15 рабочих дней после получения документов, подтверждающих данные изменения, представляются следующие документы:
а) заявление с указанием причин внесения изменений в удостоверение;
б) копия паспорта гражданина Российской Федерации;
в) удостоверение охранника;
г) документ, подтверждающий указанные изменения;
д) квитанция об оплате госпошлины.
В соответствующую графу удостоверения вносится запись, заверяемая подписью должностного лица, имеющего право подписи удостоверений, и соответствующей печатью.
Изменения в удостоверение вносятся в течение 10 рабочих дней.
Удостоверение частного охранника аннулируется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение об аннулировании принимается должностным лицом подразделения органа внутренних дел.
Основанием для принятия решения об аннулировании является получение подразделением органа внутренних дел по месту нахождения учетного дела информации:
а) о повторном (в течение года) привлечении гражданина к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность;
б) об изменении гражданства либо получении второго гражданства;
в) о вступившем в законную силу решении суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным;
г) о получении гражданином заболевания, препятствующего исполнению им обязанностей частного охранника, или выявлении факта наличия такого заболевания;
д) о выявлении иных обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса частного охранника;
е) о смерти гражданина.
Основанием для принятия решения об аннулировании удостоверения служит также:
а) добровольный отказ гражданина от удостоверения;
б) получение заключения о невозможности допуска гражданина к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновения угрозы общественной безопасности;
в) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении гражданина;
г) окончание срока действия удостоверения, если гражданин не предпринял без уважительных причин мер по его продлению.
При принятии решения об аннулировании удостоверения частного охранника органом внутренних дел, принявшим такое решение, в минимально возможные сроки принимаются необходимые меры по его изъятию.
Удостоверение подлежит изъятию также в случаях:
– получения органом внутренних дел информации о предъявлении его владельцу обвинения в совершении преступления;
– непрохождения повторной периодической проверки на пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия и специальных средств.
Изъятое удостоверение хранится в учетном деле до решения вопроса о его виновности в установленном законом порядке либо повторного прохождения квалификационного экзамена.
В случае принятия решения о невиновности гражданина либо подтверждения его квалификации экзаменационной комиссией изъятое удостоверение возвращается гражданину с внесением в него необходимых изменений.
По факту изъятия удостоверения составляется протокол с указанием причин изъятия, копия которого вручается гражданину.
Выдача удостоверения частного охранника является государственной услугой, которая определена Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверения частного охранника, введенным в действие приказом МВД России от 29.09.2011г. №1039 (зарегистрирован в Минюсте РФ 16 ноября 2011г. №22319). Данный нормативный акт определяет:
- информацию о порядке совершения административных процедур, предоставления государственной услуги в электронном виде, режиме работы подразделений лицензионно-разрешительной работы (сведения о нем размещаются непосредственно в помещениях подразделений лицензионно-разрешительной работы), а также по телефону, телефону-автоинформатору (при его наличии), с использованием средств массовой информации и на интернет-сайтах Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации <*> и подразделений лицензионно-разрешительной работы территориальных органов МВД России на региональном уровне, осуществляющих выдачу, продление срока действия, переоформление удостоверения частного охранника (выдачу дубликата).
Срок ожидания в очереди при подаче документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и получении результата предоставления такой услуги должен составлять не более 30 минут.
Требования к местам предоставления государственной услуги
Вход в здание территориального органа МВД России, в котором осуществляется прием граждан по вопросу предоставления государственных услуг, обозначается вывеской (табличкой) с указанием наименования органа, дней и часов приема граждан и времени перерыва на обед.
Прием посетителей в подразделениях лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России не может быть менее 2 дней в неделю, с общим временем приема не менее 12 часов.
Кабинеты для приема заявителей должны быть оборудованы информационными табличками (вывесками) с указанием:
- номера кабинета;
- фамилии, имени, отчества и должности сотрудника, осуществляющего предоставление государственной услуги.
Каждое рабочее место сотрудников должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных и печатающим устройствам.
Помещения для приема граждан должны быть оборудованы техническими средствами видеонаблюдения.
Места ожидания предоставления государственной услуги оборудуются:
- стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов;
- информационными стендами, предназначенными для ознакомления заявителей с информационными материалами.
Места ожидания должны соответствовать комфортным условиям для заявителей и оптимальным условиям работы сотрудников.
Площадь мест ожидания рассчитывается в зависимости от количества граждан, обращающихся в орган внутренних дел для предоставления государственной услуги в дни приема.
Заявитель имеет право:
- получать полную и достоверную информацию о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме в личном кабинете зарегистрированного пользователя портала и на сайте территориального органа МВД России;
- получать государственную услугу своевременно, в полном объеме и в любой форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе в электронной форме через личный кабинет зарегистрированного пользователя портала;
- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его заявления, за исключением документов, предназначенных для служебного пользования;
- обращаться в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации с жалобой (претензией) на принятое по его заявлению решение или на действия (бездействие) должностных лиц территориального органа МВД России;
- обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения заявления, в том числе в электронной форме через личный кабинет пользователя портала.
Основные требования к качеству предоставления государственной услуги:
- удобство и доступность получения гражданином информации о порядке предоставления государственной услуги;
- достоверность и полнота информирования гражданина о ходе рассмотрения его заявления;
- своевременность принятия решения по предоставлению государственной услуги;
- общение заявителя с должностными лицами не более двух раз, при этом время общения при подаче заявления не превышает 20 минут, а при получении результатов оказания государственных услуг - не более 10 минут.
Критерием оценки качества предоставления государственной услуги является отсутствие жалоб и претензий со стороны заявителей.
Сотрудники подразделений лицензионно-разрешительной работы при осуществлении лицензирования в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение тридцати рабочих дней со дня получения сведений о фактах нарушения законодательства Российской Федерации сотрудниками лицензионно-разрешительной работы при осуществлении лицензирования орган внутренних дел обязан сообщить заявителю, права и законные интересы которого нарушены, о мерах, принятых в отношении виновных в таких нарушениях должностных лиц.
Заявители имеют право осуществлять контроль за соблюдением положений Административного регламента, сроков исполнения административных процедур в ходе рассмотрения их заявлений путем получения устной информации (по телефону) или письменных (в электронном виде) запросов.
Заявитель вправе обжаловать решение и действие (бездействие) должностного лица, принятое или осуществленное в ходе предоставления государственной услуги, вышестоящему должностному лицу (руководителю центра лицензионно-разрешительной работы, начальнику полиции или его заместителю, ответственному за данное направление деятельности, руководителю территориального органа МВД России, руководству ГУОООП МВД России, Министерства внутренних дел Российской Федерации).
Предметом обжалования могут быть:
- решение об отказе в предоставлении государственной услуги;
- несоблюдение административных процедур и сроков их исполнения уполномоченными должностными лицами.
Основанием для начала процедуры досудебного обжалования является принятое решение, не устраивающее заявителя, либо несоблюдение сроков предоставления государственной услуги.
Заявитель по письменному запросу имеет право на получение информации о ходе рассмотрения жалобы.
В случае если заявитель не удовлетворен решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы, то он вправе обратиться письменно к вышестоящему должностному лицу или в прокуратуру.
Обращения или жалобы, направленные в установленном порядке, на любом этапе предоставления государственной услуги, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения обращения соответствующее должностное лицо, указанное в Административном регламенте:
- признает решение или действие (бездействие) должностного лица правомерным;
- признает решение или действие (бездействие) должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Получение удостоверения частного охранника дает гражданину право работать в организации по оказанию охранных услуг и пользоваться правовым статусом частного охранника.
Автор: Сергей КАШУРНИКОВ
Порядок оформления личной карточки охранника
бязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющей охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел.
Личная карточка охранника, является документом, подтверждающим факт трудоустройства частного охранника в частную охранную организацию по трудовому договору в качестве основного места работы или по совместительству и обретением, таким образом, в период выполнения своих трудовых функций прав частного охранника, предусмотренных Законом Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Личная карточка может быть оформлена и выдана органом внутренних дел руководителю (представителю) частной охранной организации в день приема документов.
При невозможности выдачи личной карточки руководителю (представителю) частной охранной организации выдается отрывной талон о приеме документов, в котором указывается наименование частной охранной организации, фамилия, имя и отчество частного охранника, номер его удостоверения, дата получения личной карточки. Срок оформления личной карточки не должен превышать 5 рабочих дней.
В случае если гражданин работает в частной охранной организации и получает удостоверение частного охранника по месту нахождения учетного дела данной организации, заявление о выдаче личной карточки может быть подано одновременно с подачей документов о выдаче удостоверения с приложением документов, указанных в Инструкции. В этом случае удостоверение частного охранника и личная карточка выдаются одновременно.
Личная карточка подписывается руководителем подразделения по лицензионно-разрешительной работе органа внутренних дел, либо его заместителем, либо лицом, исполняющим их обязанности, и заверяется печатью для лицензий и разрешений.
В случае трудоустройства частного охранника в нескольких частных охранных организациях личная карточка выдается в каждой частной охранной организации, где он работает. В случае если гражданин получает удостоверение частного охранника по месту нахождения лицензионного дела данной организации, заявление о выдаче личной карточки может быть подано одновременно с подачей документов о выдаче удостоверения. В этом случае удостоверение частного охранника и личная карточка выдаются одновременно.
В случае утраты личной карточки, изменения фамилии, имени, отчества или иных сведений, указанных в ней, в орган внутренних дел руководителем (представителем) частной охранной организации представляются документы, указанные в Инструкции.
К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих указанные изменения.
Для получения личной карточки в случае приведения ее в негодное состояние в орган внутренних дел руководителем (представителем) частной охранной организации представляется заявление, к которому прилагаются пришедшая в негодность личная карточка и фотография частного охранника размером 3x4 см.
В этом случае личной карточке присваивается тот же номер, который был у карточки, пришедшей в негодность, и на ней ставится штамп «Дубликат».
Личная карточка может изыматься в случае непрохождения охранником повторной проверки. В этом случае направляется выписка из решения Комиссии по приему ежегодной проверки соответствующему подразделению лицензионно-разрешительной работы, на основании которой у работника изымается личная карточка охранника, которая может быть возвращена ему только после сдачи периодической проверки.
Частный охранник обязан бережно хранить удостоверение и личную карточку, так как они являются основными документами, подтверждающими правовой статус и трудовые функции охранника.
В целях реализации требований к форменной одежде работников частной охранной организации (часть 7 статьи 12 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации») в качестве меры, позволяющей определить их принадлежность к конкретной частной охранной организации, личная карточка должна располагаться на верхней одежде охранника в области груди на видном месте, в случае оказания охранных услуг в специальной форменной одежде.
Охранников обязали пройти дополнительную подготовку
Частных детективов и охранников обязали пройти дополнительную подготовку
Эта статья является комментарием к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2012 г. N 680 г. Москва "Об утверждении требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации частных детективов и требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации частных охранников"
Предъявлены новые требования к знаниям и навыкам сотрудников частных детективных агентств и охранных предприятий. "Российская газета" публикует приказ Минобрнауки России, который утверждает требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации этих работников. Причем, эти требования согласованы с МВД России. Собственно, документ в основном составлен по рекомендациям правоохранительного ведомства. Другое дело, что полиция не вправе обучать гражданских людей.
В приказе предусмотрены два основных параметра, по которым должен оцениваться уровень подготовки детективов и охранников. Это - теоретические знания и практические навыки. Сотрудники обязаны знать законы, которыми руководствуются во время своей работы, и должны быть профессионалами в своей специальности. Курс обучения состоит из трех разделов: правовая подготовка, тактико-специальная подготовка, первая помощь. Например, от частных детективов требуется умение проводить устный опрос граждан, знать тактику и методы частной детективной работы, применять специальные методы изучения предметов и документов, вести сыск в экстремальных условиях, уметь пользоваться специальной техникой для наблюдения. Но при этом частный детектив обязан предвидеть правовые последствия своих действий. То есть, не перешагнуть ту законодательную грань, которая отделяет полномочия частного сыщика и государственного следователя или оперативника.
От частных охранников документ требует грамотного, умелого и, что называется, безаварийного использования оружия и специальных средств. Речь идет не только об умении метко стрелять, но и быстро устранять задержки при стрельбе, то есть проводить мелкий ремонт своего оружия. Скажем, произошел перекос патрона, заклинил затвор - сотрудник обязан быстро решить проблему.
Но главное - частный охранник обязан так применять оружие, чтобы не нанести вред посторонним людям. Речь идет опять же о предвидении последствий своих действий. То есть, открывая огонь, сотрудник ЧОПа должен автоматически просчитать траекторию полета пули, возможность рикошета и попадания в окружающих людей. И если такой риск достаточно высок - отказаться от стрельбы и действовать против нарушителя другими способами.
Очень большое внимание при обучении отводится умению оказывать первую медицинскую помощь. По сути, лейтмотив всей программы - не столько сыскная или охранная работа, сколько защита людей. В общем, главное - не навреди человеку и по возможности спаси его.
После завершения обучения слушателям предстоит государственная итоговая аттестация.
Такой приказ, регулирующий обучение сотрудников частных структур, появился не случайно. В МВД России корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что уровень профессионализма частных охранников необходимо постоянно повышать, так как они все чаще задействуются в охране общественного порядка. В прошлом году ежесуточно привлекались около 80 тысяч чоповцев. Они задержали более 230 тысяч правонарушителей, из них 14 тысяч - по подозрению в совершении преступлений.
При исполнении обязанностей погибли пять и получили ранения 12 сотрудников этих структур.
Всего же в России зарегистрировано около 25 тысяч частных охранных предприятий, в которых работают более 680 тысяч человек.
Под охраной ЧОПов - свыше полумиллиона объектов, в том числе потенциально опасные в террористическом отношении.
Квалификационный экзамен 2014
Приказом МВД РФ от 15 августа 2011 г. N 940 утверждены типовые требования к содержанию экзаменационных билетов квалификационного экзамена частных охранников. Согласно приказа общее количество вопросов к квалификационным экзаменам 330:
Правовая подготовка - 120
Тактико-специальная подготовка - 40
Техническая подготовка - 30
Первая помощь - 40
Использование специальных средств - 40
Огневая подготовка - 60.
Эти же типовые вопросы используются для проверки теоретических знаний частны<