Позитивная ответственность: понятие и сущность
Отсутствие легализации эвтаназии в России фактически ставит ее в один ряд с деяниями, которые запрещены действующим законодательством и за которые установлена ответственность. В связи с этим правовые проблемы, связанные с эвтаназией, лежат, в числе прочего, в предметном поле юридической ответственности. Это обусловливает необходимость анализа особенностей юридической ответственности за эвтаназию, ее сущности, роли и значения. В данном контексте представляет научный интерес рассмотрение феномена позитивной юридической ответственности и ее роли в регулировании правоотношений, возникающих по поводу эвтаназии.
В современной отечественной теории государства и права существует несколько принципиальных подходов к определению понятия и сущности юридической ответственности. В контексте одной из распространенных позиций юридическая ответственность рассматривается как мера государственного принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка*(391). Как отмечают А.Н. Головистикова и Ю.А. Дмитриев, "юридической ответственностью называется применение к виновному лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правового принуждения, предусмотренных санкцией нарушенной юридической нормы, в строго определенном для этого процессуальном порядке"*(392).
С другой точки зрения, сущность юридической ответственности состоит "в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение"*(393). В этом случае юридическая ответственность связана с государственным принуждением, которое выступает содержанием юридической ответственности.
Иное содержание вкладывается в определение юридической ответственности теми авторами, которые рассматривают ее как "особое, предусмотренное и урегулированное нормами права отношение между нарушителем требований права и государством в лице его органов, применяющих меры ответственности"*(394).
Таким образом, юридическая ответственность в современной научной и учебной литературе трактуется неоднозначно: одни ее определяют с позиции особой разновидности санкций, другие под ней подразумевают сам процесс применения таких санкций, третьи представляют ее в виде правоохранительного отношения.
Различные точки зрения на юридическую ответственность имеют право на существование, ибо они отражают реальные общественные процессы в сфере правового регулирования, сложность, многоаспектность ответственности как социально-правового явления. В последние время наметилось стремление понимать юридическую ответственность широко: это и осознание правового поведения в правовой сфере, его последствий и социальной значимости (чувство долга); это и общественное отношение, характеризующее взаимосвязь, взаимозависимость индивида и общества; это и обязанность субъекта права действовать в рамках правовых предписаний. Сторонники широкого понимания юридической ответственности выделяют в ней две составляющих: позитивную (или проспективную) ответственность, состоящую в обязанности добросовестно реализовывать определенную правом деятельность, и негативную (или ретроспективную) ответственность, наступающую в виде неблагоприятных последствий за невыполнение возложенных функций*(395).
Представляется, что первые два из представленных выше подходов к определению юридической ответственности фактически говорят только о негативной ответственности. Именно негативная ответственность связана с реакцией государства на совершенное правонарушение. Ответственность такого рода устанавливается только правовыми актами, которые издаются органами государственной власти и управления, а также должностными лицами. Отличительным признаком негативной юридической ответственности является то, что она применяется за совершение правонарушения, за нарушение правовых норм и является одной из форм государственного принуждения, а поэтому применяется либо государственными органами, либо по поручению государственных органов общественными органами.
Отношения ответственности выступают в качестве определенного внутреннего звена общественных отношений. Ответственность не является абстрактной категорией. Она, во-первых, определяет правовое состояние людей и классов в общественных отношениях к материальным условиям своего существования и, во-вторых, представляет собой особые, отличные от других общественные отношения, в которых реализуются средства самозащиты общества от посягательств на условия его существования*(396).
Как отмечает Р.Л. Иванов, "в шестидесятые годы в отечественной юриспруденции и в первую очередь в науке уголовного права правильность такого подхода ставится под сомнение. Обосновывается необходимость иной трактовки юридической ответственности, расширения сложившегося понятия за счет включения в него, наряду с ретроспективным, и позитивного аспекта"*(397).
Одним из первых обратил внимание на позитивную юридическую ответственность В.Г. Смирнов, который полагал, что "юридическая ответственность проявляется не только в связи с правонарушениями, но и реализуется при осуществлении правомерных деяний"*(398).
В последующие годы сложилось понимание позитивной ответственности как "осознания необходимости добросовестного, инициативного выполнения требований закона, связанного с правомерным поведением субъектов права, с реализацией ими требований правовых норм"*(399).
Как отмечает Д.А. Липинский, "юридическая ответственность является разновидностью социальной ответственности, следовательно, имеет две формы реализации: государственно-принудительную (негативную) и добровольную (позитивную)"*(400).
В контексте нашего исследования логично акцентировать внимание на широком понимании юридической ответственности как сложного, многоаспектного социально-правового явления, связанного с осознанием субъектом своего поведения в правовой сфере, его последствий и социальной значимости.
Такой подход, как уже отмечалось, предполагает рассмотрение юридической ответственности не только в негативном, но и в позитивном аспекте.
Если негативная юридическая ответственность главным образом обращена в прошлое, ибо наступает в результате нарушения долга, неисполнения юридической обязанности и потому часто называется ретроспективной, то позитивная юридическая ответственность выступает в качестве регулятора общественных отношений в настоящем и будущем. Так как оба аспекта юридической ответственности диалектически взаимосвязаны и неотделимы друг от друга, то, по меткому замечанию Т.Д. Зражевской, исключительно ретроспективный подход не может полностью раскрыть роль правовой ответственности и потому в качестве юридического следует рассматривать и перспективный аспект*(401).
Следовательно, юридическая ответственность как форма социальной ответственности имеет различные стороны проявления и должна рассматриваться комплексно.
Позитивная ответственность находит закрепление в современном законодательстве. Так, ст. 2 Конституции Республики Беларусь устанавливает: "Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией"*(402).
Позитивная ответственность сопряжена со свободой личности, т.е. возможностью выбрать свою линию поведения, самостоятельно определить направленность своих поступков*(403). При таком подходе свобода выступает как осознанная и ответственная деятельность, основанная на познании необходимости и свободном выборе. Свободный выбор цели и средств ее достижения предполагают ответственность соответствующих субъектов. Правильное понимание гражданином, должностным лицом возложенных на него обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, другим лицам составляет субъективную сторону рассматриваемого аспекта юридической ответственности. Объективная сторона выражается в поведении, основанном на внутренних побудительных мотивах - чувстве долга, гражданственности. Все это предполагает правомерное социально активное поведение соответствующих субъектов, следовательно, юридическую ответственность нельзя представлять только как меру воздействия за правонарушение. Она будет неполной без позитивных элементов, которые способствуют сознательному и активному выбору субъектами моделей правомерного поведения.
Возникновение в отечественной юридической науке первых подходов к пониманию юридической ответственности как комплексного явления было связано с понятием ответственного поведения. Как пишет Н.И. Матузов, "ответственное поведение - это такое поведение, которое характеризуется глубоким осознанием необходимости следовать требованиям правовых и моральных норм, уважением к закону, праву и предполагает активное влияние на ход событий, вклад в общее дело, в развитие общества"*(404).
Еще одна точка зрения рассматривала позитивную ответственность как "неуклонное и добросовестное исполнение своих обязанностей лицом, на которое эти обязанности возложены в силу закона"*(405). Данное определение делает акцент на моральной стороне позитивной ответственности, на определенном отождествлении права и закона.
Нормы морали играют в позитивной ответственности важную роль, однако ограничивать позитивную ответственность только ее морально-нравственной составляющей, было бы неверно. Как справедливо отмечает Н.В. Витрук, позитивную ответственность следует рассматривать как обязанность субъекта права давать отчет в своих действиях*(406). Согласно данной точке зрения "позитивная ответственность означает понимание ее субъектом того груза, который он несет на своих плечах, понимание того, что придется нести определенные лишения, если он не справится с возложенной задачей"*(407).
В советском праве позитивная юридическая ответственность рассматривалась как особое состояние индивида, связанное с глубоким пониманием им интересов общества и государства, активным исполнением им своих обязанностей, т.е. акцентировалось внимание на субъективной стороне поведения*(408). Такой подход характерен также для конституционного законодательства Китайской народной республики, действующая Конституция которой говорит о моральном долге, обязанности действовать в интересах отечества, соблюдать научный подход и т.д.
Сегодня концепция позитивной ответственности, с одной стороны, находит все больше сторонников среди отечественных правоведов*(409), с другой стороны, подвергается серьезной критике. Например, Р.Л. Иванов пишет о концепции позитивной ответственности, что "указанный подход является апологией, казалось бы, давно отвергнутой цивилизованным обществом идеи юридической ответственности за образ мыслей и чувств, широко представленный в европейских памятниках средневекового права"*(410). Такое положение заставляет исследователей заниматься дальнейшим анализом теоретических проблем позитивной ответственности, результатом чего стало смещение акцентов с субъективной стороны поведения на объективную сторону человеческой деятельности. Под позитивной ответственностью предлагается понимать любое правомерное поведение, связанное с исполнением обязанностей*(411). Такой подход также вызывает справедливую критику, так как вопросы правомерного поведения вполне успешно могут быть рассмотрены вне понятия позитивной ответственности, без подмены одного понятия другим.
Противоречие существующих точек зрения объясняется тем, что к проблемам позитивной ответственности исследователи нередко подходят с тех же позиций, с которых они анализируют негативную ответственность. Как справедливо указывает А.С. Булатов, "к позитивной ответственности нельзя подходить с мерками негативной, так как с этих позиций ее не понять. Это особый феномен, выражающий иные связи и отношения. Соответственно здесь должны применяться другие оценки и критерии. В противном случае можно было бы довольствоваться одной лишь ретроспективной ответственностью"*(412).
Думается, логичнее вести речь о юридической ответственности в узком и широком смысле.
Рассматривая юридическую ответственность в узком смысле, следует согласиться с теми авторами, которые определяют ее как предусмотренную санкцией правовой нормы меру государственного воздействия на лицо, виновное в совершении правонарушения, и предусматривающую для данного лица определенные лишения материального, личного или организационного характера.
Юридическая ответственность в широком смысле - это государственно-правовая оценка поведения субъектов права с возложением на них позитивных или негативных санкций.
Такая ответственность может быть классифицирована как негативная, которая и представляет собой юридическую ответственность в узком смысле, и позитивную, под которой диссертант понимает урегулированное нормами права отношение личности, общества и государства, которое проявляется в праве общества и государства требовать от всех субъектов исполнения конкретных юридических обязанностей и соблюдения правомерного поведения. Позитивная ответственность реализует функцию права как регулятора правомерного поведения и потому является неотъемлемой частью юридической ответственности. В этом проявляется диалектическое единство дополняющих друг друга аспектов юридической ответственности.
Представляется обоснованной позиция Б.Т. Базылева, который пишет: "По своему содержанию позитивная юридическая ответственность есть такая связь, в рамках которой государство, действуя от имени общества, формулирует абстрактную обязанность всех субъектов исполнять конкретные юридические обязанности, а само выступает субъектом, имеющим право требовать исполнения этой обязанности"*(413).
Д.А. Липинский, говоря о единстве позитивных и негативных начал в юридической ответственности, характеризует позитивную ответственность как "обязанность соблюдать требования, предусмотренные нормами права"*(414).
По мере развития государства и общества по пути демократии, по мере формирования гражданского общества акценты юридической ответственности трансформируются. Если на предшествующих этапах развития права сфера ответственности лежала в основном в рамках взаимоотношений личности и государства, то сегодня можно говорить об усилении ответственности личности перед обществом. Расширение прав личности и гарантий их реализации одновременно повышают ответственность граждан перед обществом, и эта ответственность уже не укладывается в рамки негативной ответственности.
Следовательно, позитивная ответственность - это ответственность граждан перед обществом и государством, проявляющаяся в осознании ими своих прав и обязанностей и реализации их посредством правомерного поведения. В данном контексте ее можно рассматривать как общественное отношение, характеризующее взаимосвязь индивида и общества.
Понятие позитивной ответственности неразрывно связано с понятием социальной ответственности, является одной из ее форм, так как регламентирование социальной ответственности юридическими нормами "сообщает ей новое качество, переводит в разряд правовых явлений"*(415).
Каждый человек свободен определять свое поведение на основе присущих ему ценностных ориентиров, но в правовых рамках, устанавливаемых государством. Позитивная ответственность оказывает воздействие на выбор вариантов поведения и их реализацию, выступает важным элементом механизма регулирования и контроля поведения человека. Она выражает зависимость личности от общества и государства, отражает понимание человеком сущности предъявляемых к нему требований, осознание их справедливости и необходимости. Отношения социальной ответственности личности перед обществом формализуются посредством права и выражаются в позитивной ответственности.
Отношения, связанные с позитивной ответственностью, опосредуют в праве требования определенного в юридических нормах поведения от обязанных лиц. Это право, принадлежащее государству, связано с обязанностью субъектов вести себя в рамках юридических норм. Поэтому можно отметить, что позитивная юридическая ответственность лица является первичной по отношению к негативной ответственности, служит одной из предпосылок ее возникновения. Без позитивной ответственности негативная (ретроспективная) ответственность в правовом государстве просто невозможна. Она наступает именно потому, что гражданин, находясь в отношении ответственности с государством, посредством правонарушения разорвал это отношение и вызвал реакцию в виде негативной ответственности.
Как уже отмечалось, позитивная ответственность проявляется в отношениях личности не только с государством, но и с обществом. В отличие от государства общество не имеет в своем распоряжении столь эффективного регулятора отношений, каковым является право, и вынуждено прибегать к помощи иных регуляторов. Самими распространенными и эффективными из них являются нормы морали и религиозные нормы. Данные нормы совместно с нормами права играют важную роль для формирования правомерного поведения граждан. Порой человек соблюдает нормы права, руководствуясь своими моральными установками или религиозными воззрениями. Следовательно, нормы морали и религии играют важную роль в вопросах позитивной юридической ответственности.
Значение моральных установок для правомерного поведения человека дает основания противникам позитивной юридической ответственности говорить о том, что ее признание означает предположение возможности права регулировать внутренний мир человека и подмену юридической проблематики моральной*(416). По мнению автора, именно в вопросах, связанных с позитивной юридической ответственностью, наиболее наглядно проявляется тесное взаимодействие норм права с иными видами социальных норм, с моралью и религией. Позитивная ответственность неразрывно связана с правосознанием личности, на формирование которого оказывают влияние не только правовые факторы, но и факторы моральные, а во многих случаях и религиозные догмы. В этом отношении следует согласиться с точкой зрения В. Янишевского, который справедливо считает, что "признание юридической ответственности (ответственности в правомерном поведении) обогащает теорию юридической ответственности, способствует раскрытию одного из существенных элементов механизма действия права"*(417).
Юридическая ответственность входит в состав более широкого понятия - социальной ответственности. Последняя, наряду с юридической ответственностью, включает в себя моральную, религиозную, корпоративную ответственность. Вместе с тем было бы неверно утверждать, что моральная и религиозная ответственность не имеют отношения к позитивной юридической ответственности. Нарушая нормы права, человек практически всегда одновременно нарушает и нормы морали, а в некоторых случаях и нормы религии. Наиболее отчетливо тесная взаимосвязь права с моралью и религией проявляется в позитивной юридической ответственности. Осознание необходимости следовать определенным стереотипам поведения, которое является поведением правомерным, нередко наступает под влиянием неправовых факторов, в первую очередь моральных и религиозных. Именно влияние этих факторов часто обусловливает появление внутренних установок на соблюдение норм действующего права.
Моральные нормы, так же как нормы права, проявляют свое значение в том, что они целенаправленно воздействуют на поведение людей и общества.
Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества и представляет собой систему норм, определяющих ценность поступков людей с точки зрения таких понятий, как добро и зло, совесть, честность, порядочность.
Моральные нормы отличает универсальность, которая проявляется в их способности проникать во все сферы общественных отношений, в том числе тех, которые урегулированы нормами права. Поэтому нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия, они действуют в едином пространстве общественных отношений и социальных связей. "Единство общественных отношений с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем"*(418).
Назначение социальных норм, к которым относятся и нормы права, и нормы морали, заключается, в числе прочего, в установлении должного поведения, которое является правомерным и моральным. Это поведение оценивается не только с точки зрения его соответствия действующему законодательству, но и в рамках категорий добра и зла. Такая оценка выступает еще одной формой связи права и морали, так как любое правовое явление может быть оценено с моральной точки зрения. В историческом аспекте моральные запреты нередко становились правовыми, а правовые - моральными. Следовательно, право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека в своем комплексном взаимодействии способствуют формированию позитивной юридической ответственности.
Религиозные нормы оказывали и продолжают оказывать большое влияние на формирование запретов, которые впоследствии приобретают правовой характер. Исследование источников права прошлого, таких как Законы Ману в Древней Индии, показывает, что на ранних этапах развития права его нормы настолько тесно переплетались с нормами морали, что порой их невозможно отделить друг от друга. "Древнейшие нормы права были в то же время и религиозными законами", - пишет В. Вундт*(419). Сегодня тесная взаимосвязь правовых и религиозных норм характерна для мусульманской правовой семьи, где главными источниками права являются религиозные источники: Коран, Сунна, иджма, фетва, кийяс*(420). В европейских правовых системах право и религия все больше обособляются друг от друга, однако не противопоставляются друг другу. И это логично, так как нормы религии, в данном случае христианской, представляют собой тысячелетний концентрированный опыт человеческого взаимодействия в самых различных условиях и ситуациях. И право, и религия призваны закреплять и охранять нравственные ценности, формировать должное поведение и позитивную ответственность.
Взаимодействие правовых факторов с моральными и религиозными в позитивной юридической ответственности ярко проявляется в ответственности за эвтаназию.
Юридическая ответственность за эвтаназию как за деяние, запрещенное действующим законодательством, является комплексным феноменом, который следует рассматривать в контексте взаимодействия позитивной и негативной ответственности.
Позитивная ответственность за эвтаназию связана с осознанием соответствующими лицами необходимости и условий правомерного поведения в отношении безнадежно больных, обращающихся с просьбой о лишении их жизни по мотивам сострадания. Такое осознание, как правило, наступает не только на основе знания и понимания соответствующих норм уголовного законодательства, но и на основе принципов морали и религии. Определяя свое отношение к эвтаназии как в целом, так и в каждом конкретном случае, человек руководствуется не только правовыми запретами и дозволениями. Он исходит из своих моральных установок, свойственных ему представлений о добре и зле, а также из религиозных положений, если является верующим. Таким образом, моральные и религиозные нормы можно рассматривать как составные элементы позитивной ответственности за эвтаназию. Наряду с нормами права они в течение длительного времени оказывали и продолжают оказывать влияние на отношение общества и отдельных индивидов к этому явлению.