Факторы развития туризма
Организация международного туризма
Тема 1. Международный туризм как специфическая форма торговли услугами
Терминология и понятийный аппарат международного туризма
Существует множество определений туризму. Среди них,
- особая форма передвижения людей для удовлетворения специфических нужд, отдыха
- отрасль экономики
- сегмент на рынке
1954 г. ООН:
Туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
1993 г. Статистическая Комиссия ООН (этим определением пользуется ВТО):
Туризм охватывает деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего 1 года подряд с целью отдыха, деловой и проч. целями.
В РФ есть другое определение. Оно дано в ФЗ «Об основах туристской деятельности» от 24 ноября 1996 г. «Туризм – это временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране пребывания деятельности».
Туризм бывает:
1. внутренний – в пределах нац. границ страны
2. международный – это систематизированная и целенаправленная сфера деятельности туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории какой-либо страны (въездной туризм) и путешествиями лиц, постоянно проживающих в какой-либо стране за рубежом (выездной туризм).
Путешествие – перемещение между различными географическими пунктами с любой целью и в течение любого срока.
Турист – гражданин, посещающий страну или место временного пребывания на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющие не менее 1 ночевки, но без занятия оплачиваемой в этом месте деятельности.
Экскурсант – временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее чем 24 ч.
Международный (иностранный) турист.
В Комитете статистических экспертов при Лиге Наций в 1937 г. было дано следующее определение международного туриста: лицо, путешествующее в целях туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 ч, без занятия оплачиваемой деятельностью3.
Международными туристами считаются лица, путешествующие:
- с целью отдыха, лечения, посещения родственников и т. д.;
- с целью участия в семинарах, конгрессах (научных, дипломатических, религиозных, административных, атлетических и т. д.);
- с деловыми целями;
- в морском круизе, даже если они остаются на судне менее 24 ч.
К категории международных туристов не относятся и не учитываются в статистике туризма:
- иностранные рабочие;
- мигранты, включая иждивенцев и сопровождающих;
- лица, следующие в целях обучения сроком более шести месяцев;
- военнослужащие, их иждивенцы и члены семей, за исключением следования в целях туризма;
- работники дипломатических служб, а также иждивенцы, члены семей, прислуга работников дипломатических служб;
- кочевники и беженцы, вынужденные переселенцы;
- регулярно мигрирующие в целях поиска работы граждане приграничных районов;
- транзитные путешественники;
- участники групповых поездок на туристских поездах, ночующие в вагонах поезда;
- участники групповых поездок на спальных автобусах, ней чующие в салонах этих автобусов;
- члены экипажей морских судов, железнодорожных поездов," ночующие на судне или в вагоне поезда;
- члены экипажей воздушных судов, которые не проводят ночь в месте посещения;
- путешественники, проезжающие через страну без остановки, даже если их путешествие длится более 24 ч.
Внутренний турист – временный посетитель, совершающий в посещаемом месте как минимум одну ночевку, путешествующий в целях туризма в иную местность в пределах своей страны, не превышающий 12 месяцев, и не занимающийся оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
Виды туризма
Классификация по мотивациям
1. Деловой туризм- поездки со служебными целями без получения доходов в месте пребывания. Участие в съездах, выставках, международных салонах, конгрессах и т.д.
Подразделяется на:
- Бизнес-поездки
- Конгрессно-выставочный туризм
- Incentive-tourism – поощрительные поездки для своих работников
Туризм с целью отдыха
а) маршрутно-познавательный
б) оздоровительный (более длительный)
Экологический туризм
Основная мотивация – природа. Сведение негативного воздействия туризма на окружающую среду к минимуму.
4. Спортивный туризм– туризм с целью участия в спортивных мероприятиях или соревнованиях.
- Активный
- Пассивный
Шоп-туризм
6. Религиозный туризмЕсть 3 подвида:
Учебный туризм
8. Хобби-туризм- туризм для занятий любимым делом (автолюбители, пиво-туры).
Классификация по степени мобильности:
1. Передвижной
2. Стационарный
3. Смешанный (проехал несколько городов и остановился в одном)
Классификация по форме участия:
1. Индивидуальный (человек сам формирует себе индивидуальный тур)
2. Групповой
3. Семейный
Классификация по возрасту:
1. Туризм третьего возраста (зрелый туризм)
2. Молодежный туризм
3. Детский туризм и т.д.
Классификация по использованию транспортных средств:
1. Ж/д
2. Автобусный т.д.
Классификация по организационной форме:
1. Организованный – покупается тур
2. Неорганизованный – человек едет сам
Классификация по типу формирования цены:
1. Коммерческий – все за деньги и цель для организатора – получение прибыли
2. Социальный – дотационный туризм. Был характерен для советского периода. Сейчас остался, но в меньшей степени.
Факторы развития туризма
Это те факторы, которые влияют на развитие туризма. Бывают как положительными, так и нежелательными.
Их можно подразделить на группы.
1. Статичные
Имеют неизменные во времени значения (природно-климатические, географические, культурно-исторические). Неслучайно, страны, имеющие выход к морю и теплые имеют положительное сальдо.
2. Динамичные
- Политические (политическая нестабильность, милитаризация) – могут влиять на самом деле как положительно, так и отрицательно. Это динамично, потому что изменяется во времени.
- Финансово-экономический фактор (безработица, финансовые проблемы, нестабильность, инфляция и проч.)
- Материально-технические (наличие материально-технической базы, гостиницы, транспортная инфраструктура)
- Социально-демографические (изменения в демографической структуре, старение населения может влиять на туризм, так как это дает положительный импульс к развитию туризма, ведь они имеют много свободного времени, вот и ездят. Или увеличение продолжительности жизни). Увеличение доли одиноких граждан, больший барьер вступления в брак (свободный человек больше путешествует. Половой состав (женщины более активны с точки зрения туризма). Бездетные пары имеют возможность путешествовать.
- Увеличение дохода на члена семьи стимулирует туризм.
- Формирование подвижного стереотипа жизни.
- Количество мигрантов (чем их больше, тем выше потоки, например, на Родину или в страны с привычными условиями жизни).
- Фактор безопасности (связан с политическими и экономическими) – это фактор, сдерживающий развитие туризма.
- Технологически факторы (маркетинговые технологии, СМИ)
- Институциональные факторы (законодательная база, регулирующая туризм). Те акты и законы, которые регулируют сеть туристской индустрии, т.е. это надежность предприятий, формальности (упрощение или усложнение), проф. подготовка и т.д.