Занятие 1. Путешествия и гостеприимство в древнем мире
Историко-культурные особенности туризма. История туризма и гостеприимства
Методические указания к практическим занятиям
Омск
ОГИС
УДК 338.48+649.9
ББК 65.43
П 53
Рецензент
канд. филол. наук, доцент кафедры туризма Н.А. Седова
Ответственный за выпуск
д-р геогр. наук зав. каф. туризма О.В. Мезенцева
Полынский А.С.
П 53 Историко-культурные особенности туризма. История туризма и гостеприимства: методические указания к практическим занятиям / А.С. Полынский. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013 год. - ….с.
Разработаны с целью оказания учебно-методической помощи студентам при освоении дисциплины «Историко-культурные особенности туризма. История туризма и гостеприимства». Содержит темы практических занятий, вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, темы рефератов, библиографический список.
Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине и предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 100400.62 «Туризм».
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ | 4-5 | |
Занятие 1 | Путешествия и гостеприимство в древнем мире. | 6-10 |
Занятие 2 | Путешествия и гостеприимство в средневековье. | 10-12 |
Занятие 3 | Эпоха великих географических открытий. | 13-19 |
Занятие 4 | Путешествия и гостеприимство в новое время XVI - XVIII вв. | 20-22 |
Занятие 5 | Формирование индустрии гостеприимства и туризма в XIX - XX вв. | 22-26 |
Занятие 6 | Гостеприимство и туризм в России в XIX – начале XX вв. | 26-33 |
Занятие 7 | Жанр литературных путешествий как источник по истории туризма. | 33-37 |
Занятие 8 | Туризм и гостиничная сфера в СССР. | 37-40 |
Занятие 9 | Развитие мировой системы туризма и гостеприимства в конце XX – начале XXI вв. Россия на международном туристическом рынке. | 40-43 |
Контрольные вопросы | 44-46 | |
Темы рефератов | 47-48 | |
Общие требования к реферату | 49-52 | |
Заключение | ||
Библиографический список | 54-59 |
Введение
Дисциплина «История туризма и гостеприимства» относится к дисциплинам программы подготовки бакалавров туризма. Она предназначена для формирования у студентов знаний в области становления туризма и связанных с ним организационных форм инфраструктуры, изучение динамики туризма как социально - культурного феномена и отрасли экономики. Целью дисциплины является - исследование туризма и туристских организаций в исторической ретроспективе.
Дисциплина «История туризма и гостеприимства» ориентирована также, на повышение гуманистической составляющей при подготовке бакалавров и базируется на знаниях, полученных при изучении других дисциплин.
По завершению освоения дисциплины студент должен быть способен понимать и анализировать мировоззренческие социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности»
1. 3нать: сущность философских категорий, функции философии и методы философских исследований; действие социальных стандартов, направленных на качество жизни.
2. Уметь: использовать знания истории в профессиональной деятельности; анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию в обществе, переносить философское мировоззрение в область материально-практической деятельности.
3. Владеть: методами философских, исторических и культурологических исследований.
Методические указания направлены на оказание методической помощи студентам в подготовке к практическим занятиям по дисциплине: «История туризма и гостеприимства» и содержат в себе планы практических занятий, задания для самостоятельной работы, темы сообщений, список основной и дополнительной литературы, перечень нормативных актов и электронных ресурсов.
Данный курс изучается в 4-м учебном семестре и заканчивается зачётом. Для направления подготовки 100400 «Туризм» курс рассчитан на 72 часа (18 часов – лекции, 18 часов – практические занятия, 30 часов – самостоятельной работы). Количество и последовательность тем определены рабочей программой по дисциплине «История туризма и гостеприимства» и учебным планом.
Занятие 1. Путешествия и гостеприимство в древнем мире.
Цель: Изучить предмет, задачи и основные понятия курса «История туризма», этапы развития туризма, рассмотреть особенности развития путешествий и гостеприимства в древнем мире.
Изучение развития туризма и гостеприимства как социально - культурного феномена и отрасли экономики представляется важным и своевременным. Цель курса «История туризма и гостеприимства» заключается в исследовании туризма и гостеприимства, а так же туристских организаций и организаций гостеприимства в исторической ретроспективе.
Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова «tornus» - движение по кругу; вертеть, вращать. В конце XVIII века людей, путешествующих с различными целями, посещавших другие страны, стали называть «туристами». Научное определение понятия «туризм» и «турист» было дано в XX веке.
В основу периодизации туризма положены экономические, социальные и технические факторы, действовавшие на разных этапах его развития. В истории развития туризма различают четыре этапа.
С эпохи древнего мира начинается этап предыстории туризма. Он был связан с возникновением цивилизаций Древнего Востока и античности. На данном этапе, основным мотивами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. Путешествия на Древнем Востоке привели к накапливанию необходимых знаний и выработке способов передачи информации. В Древней Греции, как прообраз будущих видов туризма зародились путешествия с паломническими целями и спортивные поездки на Олимпийские игры, а в Древнем Риме сложились зачатки индустрии туризма и гостеприимства.
При подготовке к занятию следует обратить внимание на особенности развития путешествий, туризма и гостеприимства в каждом из этапов, на то, какие специфические черты в развитие туризма и гостеприимства внесла каждая из цивилизаций эпоха древнего мира.
Вопросы для обсуждения
1. Предмет и задачи курса «История туризма», связь с другими науками. Определение понятия «туризм». Туризм и путешествия.
2. Основные этапы развития туризма.
3. Сведения о первых путешествиях в древнем мире. Путешествия в древнем Китае, Египте, Вавилоне, странах Востока, морские путешествия финикийцев.
4. Путешествия и гостеприимство в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение элементов различных видов туризма (спортивного, лечебного и др.), гостеприимства и гостиничного дела. Расширение географических познаний.
5. Значение древних цивилизаций в развитии туризма и гостеприимства.
Литература
1. Воронкова Л.П. История туризма: учеб. пособие / Л. П. Воронкова. – Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. – 304 с.
2. Квартальнов, В. А. Туризм: учебник / В. А. Квартальнов. – Москва: Финансы и статистика, 2002. – 320 с.
3. Мончак А. Паломничества. Путешествия. Туризм / А. Мончак. –2-е изд. – Варшава, 2001.
4. Сапрунова В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг / В. Сапрунова. – Москва: Ось-89, 1997.
5. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие / М. В. Соколова. – Москва: Академия, 2008. – 352 с.
6. Шаповал Г.Ф. История туризма: учеб. пособие / Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперсперктива, 1999. – 303 с.
Анализ текста.
Отрывок из Сенеки о путешествиях в поэтическом переводе: Письмо XXVIII («О бесполезности путешествий». Перевод с латинского Александра Красного)
Луцилия приветствует Сенека!
Ты удивлен, что перемена мест
И путешествия не помогли в побеге
От той тоски, что душу твою ест.
Сократ сказал: «Поистине не странно,
Что за морем вы тужите, скорбя.
Не будет пользы вам
от дальних странствий,
Когда повсюду... тащите себя».
Что в странствиях нам главная обуза? –
Мы сами, с нашей внутренней тоской.
Пока с души своей не сбросишь груза,
Нигде она не обретет покой.
Ты мечешься, чтоб сбросить свое бремя,
Но тянет груз, лежащий на борту,
И опрокинет, дайте только время,
Корабль в открытом море иль в порту.
В ком дух спокоен, тот везде – как дома,
Хоть вас сошлют на самый край земли.
Все люди – те же, в них мне всё знакомо,
Лишь в слове мы отличия нашли.
Нам смена мест не добавляет силы,
Но седины прибавит в бороде.
Кто странствует? –
Скитаются, мой милый...
А жить по правде – нам дано везде.
Вопросы для анализа текста:
Охарактеризуйте отношение философа к путешествиям? В какую эпоху написан приведенный текст? Чем обусловлена позиция автора?