Продолжительность биологического тура в Беларуси и размер групп
Здесь для наглядности приведу табличную информацию, которую по моей просьбе любезно предоставил один из туроператоров биологического туризма Великобритании, владелец фирмы GreatGlenWildlifeДэвид Кент, регулярно организующий группы туристов в Беларусь. В таблице представлен ряд туристических компаний Британии, формирующих биологические туры в Восточную Европу, даны размер групп и продолжительность тура, а также для ряда туров, указывается число наблюдаемых видов птиц и млекопитающих.
Первичный анализ показывает, что в среднем продолжительность биологического тура составляет 9 дней, а средний размер группы – 13 человек. Из 46 приведенных примеров туров и 12 туроператоров размер группы менее 10 человек практикуют только 3 оператора (25%) в 6 турах (13%). Средний размер групп 13 человек – это то количество участников, при котором еще можно организовать наблюдения в природе, но который уже становится выгодным с экономической точки зрения для крупных компаний. Конечно, существуют группы биотуристов, состоящие из 3-х или из 25-ти человек, но это для условий Беларуси, скорее, исключение.
Оптимальным размером группы для этого вида туризма, сочетающим возможность организации наблюдения в природе и экономическую целесообразность, является группа из 8–12 человек. Размер группы фотоохотников должен быть не более 3-х человек, по крайней мере, для условий таежных лесов северной Беларуси и существующего уровня инфраструктуры принимающей стороны.
Последнее время мы много говорим о необходимости создания такого турпродукта, чтобы туристы задерживались на территории как можно больше. Из предыдущего опыта скажу, что провести недельный тур только на территории одного заказника или национального парка весьма сложно. Каждый день должен быть не похожим на другой и представлять новые возможности наблюдений. Поэтому, как правило, программа тура значительно выигрывает в своей привлекательности на рынке, если в нее включено посещение нескольких природных территорий, с задержкой в одном месте не более 4–5 дней. Организовать достойную программу наблюдений на одной территории в течение 7–10 дней для группы биологических туристов под силу только сочетанию профессионализма гидов и уникальности природной составляющей. Именно поэтому организации или индивидуалы, занимающиеся развитием биологического туризма в Беларуси, должны как можно теснее взаимодействовать друг с другом в плане обмена клиентами. Только так можно достичь максимально эффективного заполнения туристической емкости различных территорий. Сегодня я уверен в том, что нужно стремиться не увеличить срок пребывания группы туристов на «своей» территории, а увеличить количество групп туристов, одновременно посещающих в ходе тура и другие природные уголки Беларуси. Конечно, для функционирования такой системы необходимо некое организующее начало, заинтересованная сторона, инициатива которой на первых этапах сможет формировать группы туристов, посещающих несколько природных территорий в ходе одного тура.
Условия проживания
Достойные условия проживания туристов с возможностью выбора уровня обслуживания сегодня созданы в национальных парках и Березинском заповеднике. Подавляющее большинство заказников собственных мест проживания туристов не имеют. Существенным подспорьем в этом вопросе в последние годы стали частные агротуристические усадьбы, расположенные вблизи территорий заказников. Несмотря на существенные различия в уровне сервиса между гостиницами нацпарков и деревянным домом в деревне, основным требованием любых туристов к местам проживания является, в первую очередь, возможность уединения в перерывах между активной программой. Это значит, что в агроусадьбах должно быть предусмотрено как можно большее количество одиночных комнат, а также санузлов.
Очень важно и место расположения гостевого дома относительно основных объектов наблюдения. Ежедневные «холостые» поездки даже в 15–20 км снижают привлекательность турпродукта.
http://www.wildlife.by/dp2009-2-41a
Окончание: Приживется ли биологический туризм в Беларуси?17 ноября 2010 года |
Рентабельность
Ключевой экономический показатель, для многих указывающий на целесообразность развития природного туризма. Однако представить некую общую цифру рентабельности биологического тура, одновременно актуальную для всех территорий, развивающих этот сегмент туризма, попросту невозможно, в силу различной себестоимости оказываемых услуг. Тем не менее некоторые приблизительные цифры хотелось бы привести. Так для группы туристов из 6–8 человек пакет услуг по организации биологического тура в среднем составляет 70 евро в сутки с человека (максимум до 80 евро). В эту сумму включена визовая поддержка, доставка из аэропорта Минска, проживание и трехразовое питание, организация наблюдений и услуги гида-переводчика. Здесь пусть каждая организация взвесит свои реалии и оценит, сколько средств останется собственно на прибыль. Из своего опыта работы в заказнике «Красный Бор» скажу, что рентабельность недельного тура может составлять 30–100%, а за неделю средняя по размеру группа биологических туристов может оставить на территории около 1000 евро чистой прибыли. В расчет рентабельности, однако, не включена стоимость подготовительных работ и создания инфраструктуры, а только текущие расходы. Исходя из продолжительности сезона организации биологических туров для территории заказника «Красный Бор» (около 18 недель в году) можно реально предположить возможность формирования 10–12 групп биологических туристов в год, что составит около 10–12 тысяч евро чистой прибыли в год. Эта цифра, по моему мнению, соответствует среднему уровню дохода семьи из трех человек. При наличии нескольких гидов возможно проведение двух туров одновременно, но при этом увеличивается и количество занятого персонала. Среднюю по размерам группу туристов могут обслужить, включая организацию проживания и питания, 3–4 человека.
План развития биотуризма на определенной территории
Итак, вы очередной раз услышали о возможности организации наблюдений природы группами туристов, ознакомились с информацией о рентабельности этой деятельности и загорелись созданием собственного турпродукта для биологического туризма. С чего начать? Этот вопрос встал передо мной в 2004 году, когда меня пригласили в Россонский район для развития этого направления использования природных ресурсов. Сейчас точно могу сказать, что на первых этапах без помощи специалистов не обойтись. Мне в свое время, можно сказать, повезло. Я познакомился с Василием Михайловичем Арнольбиком, сотрудником Березинского биосферного заповедника, который стоял у истоков становления биологического туризма в заповеднике еще в середине 90-х годов прошлого столетия. Именно он помог в составлении плана развития биологического туризма на территории заказника «Красный Бор». Большинство пунктов этого плана актуальны и по сей день практически для любой природной территории Беларуси. Вкратце план действий выглядит следующим образом:
1. Оценка потенциала территории – то есть сбор актуальной информации о наличии и пространственном размещении привлекательных объектов наблюдений (прежде нужно узнать, какие именно объекты являются «привлекательными»); экспертиза территории иностранными туроператорами, проведение рекламных туров; выявление объектов историко-культурного наследия; создание собственного турпродукта.
2. Развитие инфраструктуры биотуризма и материально-техническое снабжение – оценка адекватности инфраструктуры целям биотуризма; планирование пропускной способности в аспекте условий размещения; обустройство территории (строительство наблюдательных вышек, настилов на болотах и т.д.); оценка адекватности транспорта; приобретение оборудования для полевого обслуживания групп (аудиотехника с записями голосов птиц и зверей, бинокли, полевые определители, снаряжение, посуда, фары для ночных наблюдений); приобретение экологических видеофильмов и литературы.
3. Информационно-рекламная работа, создание профессионального имиджа – адаптация природно-исследовательской информации к целям биотуризма, подготовка статей для иностранных и отечественных журналов; определение целевых групп клиентов; составление программ и расписаний туров; издание иллюстрационных рекламных буклетов, брошюр, путеводителей, природных карт; подготовка интернет-сайта; создание природно-рекламных видеофильмов; предоставление рекламы туроператорам, продвижение турпродукта на рынок; выпуск сувенирной продукции с эмблемой территории; разработка руководства для гидов, обучение персонала.
4. Подготовка и проведение биотуров (организация природных наблюдений).
5. Оценка экономической эффективности (ценовой политики) биотуризма – оценка структуры затрат и расчет себестоимости туров; формирование оптимальных ценовых предложений; подготовка и заключение контрактов; осуществление продаж; анализ рентабельности туров; разработка инвестиционных проектов.
6. Перспективное развитие территории за счет биотуризма.
Самая сложная часть реализации плана развития биологического туризма на новой территории – это привлечение туроператоров, в особенности зарубежных. Система работы туроператоров в западных странах построена таким образом, что программа их деятельности расписана на несколько лет вперед и вклиниться в нее крайне сложно. Здесь необходимо заручиться либо поддержкой знакомых специалистов, уже имеющих контакты со странами – донорами туристов, либо создать действительно уникальный турпродукт, который сможет быстро привлечь внимание. Для Беларуси таким продуктом может стать реальная возможность наблюдения хищных млекопитающих. И если сегодня кто-либо готов с высокой долей вероятности показывать гостям в дикой природе рысь, а также волка, медведя, выдру, лесную куницу, горностая, ласку и даже барсука и енотовидную собаку, то эта территория может реально претендовать на стабильный поток биологических туристов, как отечественных, так и зарубежных. Существует, однако, и другой путь налаживания потока туристов. Это самому стать туроператором и работать с клиентами напрямую. Но этот путь все же под силу только профессионалам, получившим значительный предварительный опыт работы.