Дополнительное оборудование

Допопнительное оборудование - щитки, багажники, велокомпью-теры, светооборудование, сумки и т. д. - никогда не встретишь на дорогих велосипедах, устанавливаются все эти предметы в основном на спортивно-туристских и дорожных моделях. На горных велосипе-дах («внедорожниках») если и устанавливают щитки, то, как правило, сами владепьцы вепосипедов, да и то из легких пластмасс. Для до-рогих велосипедов или «двухподвесочников», где крепление щитков не предусмотрено конструкцией рамы, следует использовать щитки, крепящиеся на подседельную трубу и на нижнюю трубу рамы. Ба-гажники делаются из легких сплавов и обычно предназначены для груза небольшого веса. Для туристских целей лучше иметь заказные багажники, причем приоритет отдают трубчатым.

Велокомпьютеры в зависимости от числа функций разделяются по группам сложности. Самые простые, трехфункциональные, изме-ряют:

1. Скорость движения - ЗРО.

2. Пройденное расстояние - ОЗТ.

3. Время нахождения в пути - ТМ. Бопее сложные имеют еще такие функции:

4. Максимальная скорость за учетное время - МХЗ.

5. Средняя скорость за то же учетное время - А\/5.

6. Общий пройденный километраж за сезон - СЮО.

Особенности велосипедов разных видов

7. Часы - СиК.

8. Температура воздуха - Г.

9. Высота над уровнем моря (альтиметр) - Н. Наконец, велокомпьютеры более высокого класса на жидкокрис-таллическом дисппее сообщают дополнительные параметры:

10. Частота педалирования - САО.

11. Секундомер - 31ор-\Л/а(сИ.

12. Количество затраченных во время езды калорий - Са1.

13. Частота сердечных сокращений - ЧСС.

Соответственно, стоимость простых моделей компьютеров колеб-лется в пределах 30-60 долларов США, компьютеры высокого класса имеют стоимость до 200 долларов. Четыре последние функции ско-рее нужны в велоспорте, чем в велотуризме; как правило, в похо-дах достаточно компьютера с чиспом функций в пределах десятка.

Различные модели велокомпьютеров по-разному сочетают в себе вышеперечисленные функции. Некоторые приборы имеют подсветку экрана дисплея и сообщают об отклонении в каждый момент езды от заданных параметров, например, отклонение в ту и другую сто-роны от средней скорости или запрограммированной частоты педа-лирования. Сигналы на компьютер поступают с маленьких датчиков электромагнитного импупьсного действия, установленных на перед-ней или(и) задней вилке, на кареточных шатунах или на теле вело-сипедиста (в случае измерения пульса).

Существуют велокомпьютеры с так называемым радиоприводом, когда эпектрические сигналы от датчиков поступают на процессор с помощью радиоволн (беспроводные компьютеры). Но, как показала практика, в России они не везде надежно работают, в некоторых районах, где есть сильные электромагнитные поля, они, мягко гово-ря, «привирают».

Все велокомпьютеры выполнены в достаточно крепких пыле-влагозащитных корпусах и имеют легкосъемное крепление на защел-ке, а также универсальную систему крепления к велосипеду (на руль); более грубая установка - в зависимости от радиуса колеса, компьютеры высокого класса устанавливаются в соответствии с точным диаметром колеса в миллиметрах.

Наиболее интересные и надежные модели велокомпьютеров вы-пускают такие известные фирмы, как Са1еуе (Япония), ТгеК, Ауосе! (США), 51дта ЗроП (Германия). Велокомпьютеры этих фирм отлича-ются многообразием функциональных возможностей и цен. Эти при-боры сейчас можно купить в России в специализированных велома-газинах и салонах.

Если в походе вепокомпьютер перестал работать, нужно прежде всего проверить наличие электроконтакта в районе датчиков, сала-зок крепления прибора и в соединительных проводах. Иногда под воздействием солнца и высокой температуры дисплей прибора тем-неет. Это не страшно, он восстанавливается при снижении темпера-туры. При низких температурах прибор сможет работать замедленно, но и в этом ничего ужасного нет. Иногда компьютер отказывает вследствие попадания внутрь влаги, несмотря на защиту. В этом случае его можно просушить теплым воздухом, открыв батареечный отдел и вынув из него батарейку (не следует только держать ком-пьютер вблизи костра). ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

Особенности велосипедов разных видов

К светооборудованию относятся передние и задние фонари. Хо-рошие фонари имеют небольшой вес, удобный крепеж и быстро-съемную конструкцию. Хотя велосипедные фары в сочетании с вело-генераторами продолжают применяться, их можно считать оборудо-ванием вчерашнего дня. Разработка малогабаритных батареек типа А11<а1те и аккумуляторов повышенной емкости привела к появлению на рынке многочисленных моделей галогеновых и микрогалогеновых фар, светильников с высокой световой отдачей благодаря закачен-ным внутрь колбы лампы специалыным газам. Эти велофары имеют быстросъемное крепление на руле, поэтому их можно использоват и как карманные походные фонари. Есть модели с переключение: мощности, то есть с режимами дальнего и ближнего света. Имеютс варианты, когда батареечный контейнер для больших батарей тип «Элемент 373», выполненный в виде фляги, вставляется в штатньи велосипедный флягодержатель, то есть отдельно от велофары. Инте-ресным конструкторским решением является и налобная велофара, закрепляемая с помощью ремешка на лбу велосипедиста (получает-ся что-то вроде шахтерского фонаря).

Появились модели очень легких и компактных задних фонарей с встроенными красными светодиодными излучателями и автономным питанием от маленьких батареек серии «ААА», находящихся внутри корпуса фонаря. Эти великолепные фонари различаются размерами и формой корпусов, а также количеством светодиодов (обычно 3 или 5). Как правило, все они работают в режимах непрерывного свечения и мигания с различной частотой, а заодно выполняют функцию катафотов, отражая падающий свет.

Из фирм, изготавливающих широкий спектр высококачественного светооборудования для велосипеда, наиболее широко известна про-дукция фирм Са1еуе (Япония), ТгеК (США), и 51дта Зрог( (Германия).

какой велосипед выбрдть?

Основные требования к туристскому велосипеду такие: проч-ность и надежность, удобство, скорость и вес. Весьма существенно и то, каких усилий требует велосипед на подъеме в гору. Что важ-нее - это дело, конечно, индивидуальное, но болышнство велотури-стов на первое место ставит прочность и ходовые качества (в пер-вую очередь соотношение числа зубьев ведущей и ведомой звездо-чек), затем вес, удобство, а скорость в велотуризме вообще не самоцель, и даже категории сложности походов определяются не скоростью перемещения, а дорожными условиями, препятствиями.

Желательно, чтобы походный велосипед имел прочную раму, ба-зу не менее 1000 мм, колеса не менее 559 мм (26 дюймов), кле-щевые (или колодочные) тормоза на оба колеса, передний и задний переключатели передач с достаточным для предстоящих походов набором ведущих и ведомых звездочек (для участия в категорийных походах надо иметь хотя бы 8 передач), удобное для конкретного седока седло, рассчитанное на длительное сидение (жесткое или мягкое - решать самому хозяину).

Велотуристы с опытом и с большими претензиями, да и просто обеспеченные люди, к тому же обитающие в больших городах, уже

избалованы обилием на велорынке зарубежной техники и, понятно, отечественные велосипеды отвергают. Однако велопромышленность наша не сто^т, выпускает продукцию, кроме столиц есть обширная российская провинция, где выбор «забугорных» изделий не так ши-рок, как в Москве, есть стесненные в средствах люди, которые тем не менее мечтают о велопоходах, наконец, кто-то продает свой велосипед, сделанный нашими производитепями. Поэтому в выборе велосипеда для походов и путешествий не обойтись без разговора об отечественных моделях.

Итак, вепостроители в нашей стране, хоть и очень медленно, но все-таки поворачиваются в сторону создания походного велосипеда. Однако до окончательного решения проблемы еще далеко, поскольку по-прежнему остаются вопросы и оснащения велосипеда для туриз-ма, и его качества, и объемов выпуска машин, годных к путешест-

виям,

Наши велосипеды обладают двумя несомненными преимущества-ми. Во-первых, они дешевле зарубежных, а это для очень многих фактор немаловажный. Но самое главное - их легче отремонтиро-вать, если на них путешествовать по просторам России и странам ближнего зарубежья. Едва ли не в любом городке или селе отече-ствекный велосипед легче заварить, найти для него вышедшую из строя деталь. Да и устройство узлов наших велосипедов большинству российских вепотуристов лучше знакомо, чем заморских.

Итак, разберем особенности, достоинства и недостатки каждого внда (типа) велосипеда с точки зрения велотуризма.

Начнем опять с гоночных велосипедов типа «Старт-шоссе». Эти машины обладают определенными преимуществами, а именно: ма-пый вес, легкость хода. Они прекрасно себя «чувствуют» на гладких асфапьтовых шоссе, ппотно укатанном песке, позволяя развивать хорошую скорость. В пути гоночные велосипеды удобны тем, что позволяют быстро снимать колеса, в них легче замена неисправной детали трещотки. Однако для дорог с выбоинами, проселков и тро-пинок ободья, вилки гоночного велосипеда недостаточно прочны, особенно с солидным походным грузом, а самое уязвимое место -однотрубные шины, которые в дороге нельзя починить, и приходится в поход брать запасные, причем трудно предугадать, сколько имен-но. Недаром даже страстные поклонники этих машин укрепляют шины, наклеивая одну поверх другой и защищая от случайных про-колов. Кроме того, у «однотрубок» недостаточно сцепление с доро-гой, оообенно в сырую погоду. Жесткое седло долговечнее подпру-жиненного, но оно удобно в том случае, если специалы-ю подогнано под седока. Меньше всего жесткое седло подходит пожилым людям и женщинам, особенно еспи учесть, что в походе на велосипеде человек проводит до восьми часов в день. Утомительно для пожи-лых людей также длительное положение в согнутом состоянии, по-этому люди в солидном возрасте, даже еще сохраняющие спортив-ную осанку, часто пересаживаются на велосипеды с высоким рулем и прямой посадкой. У гоночного велосипеда отсутствует багажник -одна из главных деталей туристской машины. Ездить по колее грей-Дерных и проселочных дорог можно только на пустом гоночном велосипеде, а груженый становится трудноуправляемым. ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

Львиная доля выпускаемых в стране велосипедов - дорожные, причем со значительным преобладанием односкоростных машин. Самое весомое достоинство этих велосипедов - их неприхотливость, простота устройства, большие возможности для их ремонта именно в нашей стране. На неровной дороге седока меньше «трясет», чем на велосипедах других отечественных моделей, благодаря увеличен-ной базе, то есть расстоянию между центрами колес, мягкому седлу или мощным подседельным пружинам.

Но дорожный односкоростной велосипед имеет два крупных не-достатка: большой вес и ограниченные ходовые возможности. Он проигрывает другим и на гладком шоссе (не позволяет развить большую скорость), и на подъемах, и на лесной дороге (нет малых передач). А на горных дорогах на нем ездить просто небезопасно: на затяжных спусках от длительного торможения перегревается втулка заднего колеса, бывает, срывает тормозной рычаг, а если соскочит цепь, то торможение становится вообще невозможным (пе-редний тормоз у дорожного велосипеда обычно недостаточно эффек-тивен, да и небезопасен на горных дорогах), затруднено экстренное торможение на дорожном велосипеде и в тот момент, когда педали оказываются в «мертвой» зоне.

Еще меньше подходят для туризма отечественные складные ве-лосипеды, которые пока у нас выпускаются, если говорить серьез-но, почти исключительно в односкоростном варианте. Они обладают перечисленными выше недостатками, плюс еще один - маленькие колеса, которые рассчитаны на неторопливую езду, не дают воз-можности развивать большую скорость или требуют для этого чрез-мерных усилий. Из-за этого складные велосипеды в велотуризме можно использовать лишь е непродолжительных походах выходного дня, в которых едут в умеренном темпе по маршруту без крутых подъемов.

Выпускаемые сейчас заводами России и ближнего зарубежья дорожные велосипеды с несколькими передачами оснащены двумя ручными тормозами и снимают часть проблем дорожных односкоро-стных машин, но и у них часто недостаточен диапазон передач, они не имеют механизма фиксации, и качество изготовления оставляет желать лучшего. У большинства наших велозаводов по-прежнему не решен вопрос о прочном багажнике, способном в длительном путе-шествии на всяких дорогах выдерживать груз более 20 кг, о надеж-ном его креплении.

Наша промышленность в ответ на повальное увлечение «маун-тинбайками» в последние годы тоже осваивает горные велосипеды с большим количеством передач и широкими рельефными шинами. Казалось бы, сам Бог велел эти велосипеды использовать в горных походах. Однако нужно учесть, что «маунтинбайки» больше рассчи-таны на грунтовые, прежде всего каменистые, дороги, а на асфаль-товых серпантинах нужен большой набор передач, но ни к чему шины с глубоким протектором (велико сопротивление шин качению). А вообще отношение наших любителей походов к этому виду вело-сипедов применительно к туризму неоднозначно. Одни говорят, что на МТВ путешествовать замечательно, другие отправляться на них в категорийные велопоходы не рекомендуют.

Особенности велосипедов разных видов

Горные велосипеды обладают множеством достоинств, благодаря которым на них удобно путешествовать именно по грунтовым труд-нопроезжим дорогам. По многим параметрам это очень надежные машины (более подробно о МТВ рассказано выше). Вместе с тем велотуристы, которые путешествовали на них, отмечают их некото-рые недостатки именно как туристской машины. На песчаных доро-гах (как, например, в нашей Мещере) «маунтинбайк» окажется, не-сомненно, в более выигрышном положении, чем любой другой, но на наших российских глинистых грунтовых дорогах, как выяснилось, глубокий протектор не спасает: после дождя глина быстро забивает углубления шин, затем покрышки наматывают на себя глину еще более толстым слоем, чем дорожные и спортивно-туристские вело-сипеды, и движение требует дополнительных усилий. И вообще при движении по мягкому грунту на колесах с широкими шинами вело-сипедист тратит больше усилий на образование колеи.

Горные велосипеды незаменимы в походах выходного дня в пре-делах 100 км и в более коротких поездках в модном нынче стиле Ргее В1с!е (дословно: «свободная езда») или для так называемой аг-рессивно-спортивной езды в быстром темпе по грунтовым дорогам и тропам с крутыми подъемами и спусками, оврагами, труднопроез-жими участками, буреломом и прочими сложностями, а то и вовсе по бездорожью. Любители такой езды, отдающие предпочтение вело-сипедам МТВ, руководствуются принципом «не настолько я богат, чтобы покупать дешевую вещь» и нацеливаются на зарубежные мо-дели не ниже среднего класса с хромомолибденовыми, алюминие-выми и титановыми рамами и с оборудованием не ниже ЗТХ (ЗЫ-тапо). Передняя вилка, как правило, амортизированная, а в послед-нее время все больше пюбителей «агрессивной» езды приобретают «двухподвесочники».

Подавляющее большинство любителей многодневных путешествий предпочитает спортивно-туристские, или легкодорожные, велоси-педы, считая их преимуществом универсальность. Имея достоинство дорожной машины, спортивно-туристский велосипед обладает хоро-шей проходимостью на трудных дорогах. А с другой стороны, наде-ленный качествами гоночной машины, он позволяет быстро преодо-левать малоинтересные в туристском отношении участки. У спортив-но-туристских велосипедов меньше вес, чем у дорожных, а также легче ход - благодаря набору передач. Съемные звездочки заднего колеса позволяют в зависимости от предстоящих дорог, подобрать наиболее подходящие. Благодаря укороченной относительно дорож-ного велосипеда базе спортивно-туристские велосипеды маневреннее (управляемость их не хуже, чем гоночных), на них легче, чем на дорожных велосипедах, объезжать препятствия. Изогнутый руль по-зволяет применять разные варианты положения рук, в зависимости от этого образуются три посадки: низкая, средняя и высокая. Перед гоночными велосипедами спортивно-туристские обладают тем пре-имуществом, что у них шины взаимозаменяемы с дорожными каме-рами и покрышками.

Но и спортивно-туристские велосипеды имеют слабые места. Не-достаточно защищен от валунов, корней, пней и т. д. задний пере-ключатель - эта проблема существует и у горного велосипеда. (Неу-

117ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

диеительно поэтому, что в последнее время все больше велофирм уделяют серьезное внимание планетарным втулкам). Проблемой ока-зывается замена спицы заднего колеса со стороны переключателя: нужно снимать колесо с велосипеда, все звездочки, спицезащитный диск. Непрочны коробчатые ободья из алюминиевого сплава. Муче-нием для владельца спортивно-туристского велосипеда оказывается грязная грунтовая дорога, особенно начавшая подсыхать, когда в малые зазоры между колесом, щитками и тормозными колодками набивается грязь. Далеко не все могут приспособиться к изогнутому рулю. Именно поэтому харьковский велозавод в последние годы выпускает два вида рулей: дорожный и спортивный.

Харьковским велопроизводителям - в советские времена моно-полистам в выпуске спортивно-туристских экипажей - теперь помо-гает пензенский велозавод, который делает трехскоростной велоси-пед «Вираж», правда, только с дорожным высоким рулем, но зато он маневреннее, так как его база на 36 мм меньше, чем у «Турис-та», следовательно, он требует меньше места в квартире. Он и лег-че на 0,5 кг. Но у «Виража» мал диапазон передач, поэтому он проигрывает в гористой местности.

Кажется, уходят в безвозвратное прошлое времена, когда отече-ственная велопромышленность упорно игнорировала интересы путе-шественниц на велосипедах и не выпускапа велосипеды с откры-той рамой с несколькими передачами. Сейчас положение измени-лось. Харьковский велозавод выпускает (правда, в небольшом коли-честве) женскую модификацию «Туриста», то есть с открытой рамой, а пензенский - трехскоростную «Диану» - аналог «Виража». Еще в Пензе производят дорожную, тоже трехскоростную «Суру-6», которая немного тяжелее «Дианы» и база у нее побольше. Но если харьков-ский женский вариант «Туриста» с 8-10 передачами можно исполь-зовать в горных походах и вообще в сложных категорийных, то пен-зенские велосипеды в их заводском варианте годятся лишь для по-ходов выходного дня и многодневных походов невысоких категорий сложности, а перед более серьезными маршрутами они требуют некоторой переделки: либо установки второй меньшей ведущей звез-дочки, либо увеличенной ведомой (относительно самой большой из них).

Наибольшую же благосклонность к представительницам прекрас-ного пола в 90-е годы проявили шяуляйские велостроители, выпус-кая целое семейство велосипедов с открытой и полуоткрытой рама-ми для девочек доподросткового возраста, для подростков, девушек и взрослых женщин, с диаметром колес от 20 дюймов (406 мм) до 28 дюймов (622 мм), причем велосипеды с колесами 24, 26 и 28 дюймов имеют аж 18 передач, все они предназначены для походов разных категорий сложности. Попутно заметим, что для взрослой девочки-подростка лучше сразу приобрести модель с большими ко-лесами (не менее 26 дюймов).

Велосипеды с открытой рамой могут оказаться удобнее и муж-чинам, особенно в солидном возрасте. С другой стороны, немало женщин спортивного вида признают лишь велосипеды с закрытой рамой.

Итак, каждый вид (тип) велосипеда, с точки зрения использова-

Особенности велосипедов разных видов

ния в велотуризме, имеет свои достоинства и недостатки. И даже среди опытных велотуристов нет единого мнения, какой велосипед самый-самый. Тут, конечно, имеют немаловажное значение пол, возраст, физические возможности, темперамент велотуриста, даже размеры его жилища и наличие подсобных помещений. Но не мень-ше значит и то, какие цели в велотуризме преследует будущий вла-делец двухколесного экипажа, насколько серьезно он решил им за-няться, по каким дорогам и как часто собирается ездить.

Взрослым спокойным людям, к тому же обладающим солидным весом, любителям неспешной езды по равнинной местности, предпо-читающим надежность велосипеда и комфорт, лучше приобрести дорожный велосипед. Эта машина больше подходит и тем, кому велосипед нужен для деловых поездок, кто в велотуризме собирает-ся ограничиться поездками выходного дня. На складные велосипеды могут всерьез ориентироваться лишь те, кто часто отправляется с велосипедом за город в общественном транспорте, любит небольшие прогулки в окрестностях дачи или на реку, в пес за грибами, а также у кого мало места в квартире.

Шоссейно-гоночный велосипед больше подходит молодым энер-гичным приверженцам спортивного скоростного велотуризма, для которых важнее скорость, чем разнообразие дорог, которым больше по душе езда налегке, ночевки в гостиницах, обеды и ужины в сто-ловых. Однако нужно быть готовыми к тому, что в дождливую пого-ду спина будет грязной и мокрой от брызг из-под заднего колеса, незакрытого щитками (мы пока берем модели в их «чистом» виде, какие они выходят с заводов).

Ну а те, кто хочет всерьез посвятить себя туризму, многоднев-ным походам, кто не гнушается грунтовыми и каменистыми дорога-ми, останавливают свой выбор на спортивно-туристском велосипеде. Каком именно? Зависит от того, какой больше туризм по душе: оздоровительно-познавательный или спортивный. Тем, кого привле-кают прежде всего романтика, живописные места, памятники стари-ны, общение с единомышленниками, а сложность маршрутов отходит на второй план, кто не стремится преодолевать горные перевалы, кому больше по душе равнинные районы, лучше веего подойдет велосипед типа «Турист» с одной ведущей звездочкой и несколькими ведомыми.

Для горных же маршрутов, для тех, кто хочет добиться спортив-ных результатов в туризме, нужно приобретать велосипед с 2-3 ве-дущими передачами и с минимальным передаточным отношением 1:1 (то есть самая большая ведомая звездочка должна иметь не меньше зубьев самой малой ведущей), что облегчает подъем на горные перевалы и вообще на крутые подъемы. Чем больше проме-жуточных передач у велосипеда и чем шире диапазон передаточных отношений, тем больше пригоден велосипед для туристских поездок по самым разным дорогам и при различной погоде. Не рекоменду-ется отправляться в горное путешествие без туклипсов. Они дают возможность на подъеме постоянно работать обеими ногами: одна нажимает на педаль вниз, а другая тянет вверх. Благодаря широко-МУ диапазону передач и туклипсам уменьшается нагрузка на вело-сипед, а цепь, звездочки и каретка служат дольше.

Что касается фары с генератором, то наличие их или отсутствие

119ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

не имеет большого значения. Во-первых, велотуристам не рекомен-дуется движение в темноте; во-вторых, генератор малоэффективен в сырую погоду, на дороге с препятствиями, где мала скорость; в-третьих, он не дает ток при остановке. Целесообразнее ставить галогенные лампы с элементами или аккумуляторами.

Но вот решено, какую модель приобрести. Речь теперь идет о выборе конкретного экземпляра в магазине. Дадим по этому пово-ду несколько рекомендаций.

Прежде всего велосипед допжен соответствовать росту хозяина. Высота рамы должна быть меньше длины ног на 25-30 мм. Другими словами, закрытая рама стоящего велосипеда должна позволить спокойно стоять над ним на обеих ногах.

При выборе в магазине велосипеда сначала следует осмотреть его, нет ли вмятин, трещин, глубоких царапин, погнутостей и прочих механических повреждений, все ли гайки и винты на месте. Необ-ходимо проверить комплектность принадлежностей велосипеда. Ко-леса должны быть в одной плоскости, то есть при движении велоои-педа в прямом направлении идти «след в след» (допустимое несов-падение - 4 мм). Это в первую очередь зависит от правильности сварки или спайки передней трубы, задней стойки и цепной вилки с основными трубами рамы. Так называемая «собака» (так среди велотуристов называют несовпадение плоскостей колес) уменьшает устойчивость велосипеда.

Следует также посмотреть, чтобы при вращении колес боковое и радиальное биение не превышало 4 мм при равномерном натяжении спиц. Тогда можно в домашних условиях без труда уменьшить бие-ние до 1-2 мм ниппельным ключом.

Седло при затянутых гайках оси замка должно сохранять абсо-лютную неподвижность.

Наиболее внимательно следует осмотреть систему «звездочки -переключатель». Прежде всего, ведущая звездочка должна при вра-щении оставаться в одной плоскости. Во-вторых, плоскость ведущей звездочки должна «смотреть» на середину ступицы блока ведомых звездочек. Не должно быть «восьмерки» у блока ведомых звездо-чек, то есть каждая из них должна вращаться в одной плоскости. Наконец, переключатель вместе с роликами при его перемещении относительно ведомых звездочек должен сохранять вертикалы-юе положение цепи. Короче говоря, ведущая звездочка, средняя ведо-мая, оба ролика и, соответственно, цепь должны при вращении со-хранять одну плоскость (когда цепь стоит на средних ведущей и ведомой звездочках). Несоблюдение этого условия приводит к само-произвольному сбрасыванию цепи с зубьев звездочек, затрудняется переключение передач, создается излишнее трение цепи о пластины переключателя.

Еще может встретиться такой дефект, как несоответствие шага ведомой звездочки (чаще малой) шагу цепи. Обнаружить этот недос-таток можно при езде, для его устранения нужно заменить звездоч-ку либо обратиться в гарантийную мастерскую.

Проблема выбора стоИт еще острее перед теми, кто решил об-завестись зарубежным велосипедом, поскольку российский рынок, особенно в больших городах, завален иностранной велопродукцией.

Особенности велосипедов разных видов

Мы к такому широкому ассортименту не привыкли, неудивительно, что у нас в глазах рябит от этого изобилия. Но если присмотреться внимательнее, то все начинает выглядеть не так уж страшно.

Прежде всего надо посмотреть на ценники. Велосипеды дапьнего зарубежья отличаются от постсоветских большим диапазоном цен: от вполне приемлемых для нашего скудного бюджета до сверхдорогих. Так что часть стоящих на витринах велосипедов отпадет сама собой из-за их цен. Далее: львиная доля завозимых к нам сейчас велоси-педов - это «маунтинбайки», которые предназначены для специфи-ческого катания. Кто-то решит остановить свой выбор на этом вело-сипеде для походов выходного дня в так называемом «агрессивном» стиле езды, или в стиле «велотрофи», кто-то даже приспособит свой «внедорожник» к многодневным путешествиям. Правда, они выпус-каются, как правило, без грязевых щитков, что дпя туристского ве-лосипеда неприемлемо. Поэтому прежде всего надо обязательно посмотреть, есть ли возможности для установки щитков.

Но даже сами велопроизводители присваивают разные эпитеты туристского значения велосипедам других видов: либо шоссейно-го-ночным, либо легкодорожным, либо дорожным (их за рубежом отно-сят к так называемым городским), но не горным. А велосипедов с туристскими эпитетами дистрибьюторы зарубежных фирм предлагают не так уж много.

Итак, если принято решение купить велосипед, нужно прежде всего определить, какую сумму на это предполагается выделить. Если говорить о горном велосипеде, то в интервале цен 500-1000 долларов США любая модель какой-нибудь из известных фирм (о них - чуть позже) будет вполне качественной, примерно в таких же ценовых границах находятся хорошие шоссейно-гоночные велосипе-ды. Но они предназначены только для дорог с твердым покрытием, а тем, кто собирается всерьез заниматься велотуризмом и в то же время предполагает включать в свои маршруты грунтовые дороги, кто молод и полон сил, лучше остановиться на легкодорожном, или спортивно-туристском, велосипеде. Хороший фирменный легкодорож-ный вепосипед можно купить за 300-800 долларов. В этой «вилке» находится, например, велосипед ТгеК-720 (о нем мы рассказали) и целый ряд велосипедов так называемой трекинговой серии тайвань-ских фирм УУпее1ег и ЕТАЛ/ (торговая марка ТгеМпд Рох). Отличи-тельной чертой таких велосипедов является большой диаметр колес (28 дюймов или 622 мм). Оборудованные всем необходимым, они представляются наиболее подходящими для велопоходов выходного дня и многодневных не очень сложных туристских путешествий.

Есть лишь один недостаток - спортивно-туристские и близкие к ним велосипеды (с сечением шин 32-36 мм, с грязевыми щитками и багажниками) у нас в стране не так-то легко встретить в открытой продаже. В то же время многие фирмы готовы доставить такие модели по индивидуальному заказу.

Гораздо легче у нас купить велосипед с набором передач, имеющий в лексиконе зарубежных фирм название СИу В11<е (мы их склонны причислить к дорожным велосипедам). Ценовой диапазон этих велосипедов еще ниже - от 200 до 500 долларов (некоторые велосипеды этого типа мы упомянули выше). Внешние отличитель-ные черты этих велосипедов - высокий руль, широкое мягкое седло,

6—1732

121ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

грязевые щитки, багажник, светооборудование, обычно много пере-дач (до 21). СКу В1!<е - самый «демократичный» велосипед для всех возрастов, он легко переносит плохую грунтовую дорогу, хорошо катит по асфальту, но в многодневных походах внутри нашей страны его багажник нуждается в усилении (если он сам и его стойки сде-ланы из металлического прута).

Итак, для большинства любителей велотуризма наиболее подхо-дят модели среднего класса с хромомолибденовой рамой - они имеют оптимальное соотношение цены и качества. Но на каком бы виде велосипеда ни остановил свой выбор будущий покупатель, этот велосипед должен иметь грязевые щитки и багажник или ушки дпя их установки. Желательно, чтобы колеса туристского велосипеда имели не менее 36 спиц, причем надежнее спицы сечением 2,0 мм, чем 1,8 мм. Тем, кто собирается заняться туризмом основательно, желательно иметь систему переключения передач, по классификации фирмы Зп1тапо, от А!мо до ЗТХ-НС (в несложных походах вполне годится «навеска» и класса Тоигпеу). В велотуризме важна ком-фортность посадки, поэтому желательно иметь достаточно широкое мягкое седло. Одни предпочитают рычажковый переключатель пере-дач (Рар!с)-Р|ге), другие - в виде рукоятки, являющейся продолжени-ем ручки руля (Опр-ЗЫП). Такие переключатели позволяют одной рукой легко выполнять три функции: управлять велосипедом, пере-ключать передачи и тормозить. Это важно в случае, если другая рука занята (например, приходится везти котелок с водой). Не сле-дует гнаться за покрышками с чересчур рельефным протектором (на них труднее ехать по асфальту).

А вообще невозможно иметь велосипед на все случаи жизни. Те, кто занимается велотуризмом всерьез и не очень стеснен в средствах, приобретают два, три и даже больше разных велосипедов (например, горный и спортивно-туристский или шоссейно-гоночный, спортивно-туристский и дорожный).

Велосипед лучше покупать известной фирмы. В последние годы положительно зарекомендовали себя тайваньские фирмы ЕТШ (тор-говая марка ТгеКИпд Рох), Саш1, Мепс1а, \Л/пее1ег и другие, постав-ляющие добротные велосипеды. Назовем еще ряд ведущих фирм-производителей велосипедов: 8сп\мпп, ТгеК, 01агтюпс1 ВасК, <ЗТ, ЗсоН, игпуеда, (Загу Р1зпег, ЗреааНгес!, Саппопйа1е, Мап'п, К1е1п (США), В1апсп1, Со1падо (Италия), Реидео1 (Франция), Мис1с1у Рох (Великобри-тания), Ра1е1дп (Великобритания-США), Сеп1ипоп, НАУУК, Негси1ез (Германия), Аи1пог (Чехия).

При покупке предлагаем отдать предпочтение специализирован-ным велоцентрам, салонам и магазинам, причем лучше всего при-обретать велосипеды у официальных представителей фирм.

Наши рекомендации