Маршрут на средствах передвижения

Виды маршрутов на средствах передвижения: велосипедный, автомото, конный.

2.5.1. Велосипедный маршрут:

2.5.1.1. Оценка категории сложности маршрута и категории трудности препятствий осуществляется путем сравнения с "Перечнем…"(*), либо с использованием «Методики категорирования велосипедного маршрута» (см. Приложение 6).

2.5.2.2. Категория сложности велосипедного маршрута определяется наличием протяженных препятствий соответствующей категории трудности и определяющих факторов. Необходимым условием соответствия маршрута той или иной категории сложности является выполнение требований таблицы 5, т. е. маршрут должен содержать не меньше препятствий , чем указано в таблице.

Таблица 5

Категория сложности велосипедного маршрута Минимальное количество категорированных препятствий, категории трудности
1 к.т. 2 к.т. 3 к.т. 4 к.т. 5 к.т. 6 к.т.
- - - - -
- - - -
- - - -
- - - -
- - - -
- - -

2.5.2. Ато-мото (Автомобильный и мотоциклетный маршрут).

Оценка категории сложности маршрута осуществляется путем сравнения с "Перечнем…"(*).

Примерная оценка сложности категорийных участков авто-мото маршрутов приведена в Приложении 7.

В зимних походах к. с. повышается на 1 ступень (кроме походов на снегоходах или пневматиках), если маршрут не проходит по специальным зимним дорогам (зимникам). В последнем случае категория сложности может быть понижена на по решению МКК на 1 или 2 категории (кроме мотоциклетных).

Протяженность маршрута на снегоходах и пневматиках короче, чем принята для авто-мото, что связано с существенным увеличением категорийного участока маршрута.

2.6. Конный маршрут.

Конный маршрут - маршрут на лошадях верхом или в экипажах, с сопровождением или без него.

Конно-верховой (вьючный) – маршрут, при котором снаряжение и провиант на маршруте перевозятся во вьюках или переметных сумках, притороченных к седлу, при этом общее количество лошадей равно количеству участников.

Конно-верховой с сопровождением – маршрут, предполагает, что снаряжение и провиант на маршруте перевозятся посредством дополнительных вьючных или упряжных лошадей (причем количество упряжных лошадей должно быть не более одной на пять верховых), а также автотранспортных средств.

Конно-упряжной – маршрут, при котором туристы, снаряжение и провиант находятся в телеге, экипаже, кибитке и т.п. без использования верховых лошадей.

2.6.1. За основу категорирования принят конно-верховой (вьючный) маршрут (см. таблицу 2, Приложение 8).

2.6.2. Категорияконно-верхового маршрута определяется согласно «Методики категориро­вания конных маршрутов» (см. Приложение 8).

2.6.3. Данная классификация применима для маршрутов с использованием любого гужевого транспорта (лошади, пони, ослы, верблюды, олени, собаки (исключая пробеги, гонки) и т.п.

2.7. Спелео маршруты.

При категорировании спелеомаршрутов учитываются категории трудности пещер и их количество. Требования для каждой категории сложности приведены в таблице.6

Таблица 6

Категория сложности маршрута Количество категорийных пещер (не менее)
Всего 4А-Б 5А-Б
I - - - - - - -
II   - - - - -
III       - - -
IV           - -
V             -
VI              

Весь набор пещер должен проходиться в течение одного маршрута. В виде исключения допускается зачет «сборных» маршрутов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.

Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере, на усмотрение МКК.

При зачёте спелео маршрутов, по решению МКК, в особых случаях категория сложности маршрута может быть увеличена на единицу (но не выше заявленной)– если была найдена пещера и совершено её первопрохождение; если совершено первопрохождение некоторых участков в уже известной пещере (по глубине более 50 метров или по протяжённости более 500 метров) и представлена топосъёмка этих участков.

При зачёте спелео маршрутов, по решению МКК, категория сложности маршрута может быть снижена, если группа выбрала нерациональный план график штурма пещеры, нарушила технику безопасности при прохождении пещеры или совершила другие нарушения.

При категорировании пещер необходимо пользоваться «Перечнем классифицированных пещер».

Дополнительно вносятся рещеры 6 к.т.:

Пещеры 6 категории трудности:

- Пещера Крубера (Воронья) (Абхазия, массив Арабика) (глубина 2140 м);

- Пещера им. В. Пантюхина (Абхазия, Бзыбский хребет) (глубина 1505 м, протяжённость 5530 м);

- Пещера Сарма (Абхазия, массив Арабика) (глубина 1540 м, протяжённость 6370 м);

- Пещера им. Илюхина (Абхазия, массив Арабика) (глубина 1270 м, протяжённость 6030 м);

- Пещера Снежная-Меженного (Абхазия, массив Хипста) (глубина 1370 м, протяжённость 19000 м), через любой вход;

- Система Арабикская (пещеры Куйбышевская, Генрихова бездна, Детская) (Абхазия, массив Арабика) (глубина 1110 м, протяжённость 5700 м);

- Пещера Дзоу (Абхазия, массив Арабика) (глубина 1190 м, протяжённость 6000 м);

- Пещера Бой-Булок (Средняя Азия, хребет Байсунтау) (глубина 1415 м, протяжённость 14270 м).

Также при категорировании пещер учитываются следующие параметры:

- Глубина пещеры;

- Протяжённость пещеры

- Обводнённость;

- Паводкоопасность;

- Наличие узостей;

- Температура воздуха и воды в пещере;

- Наличие глубоких (более 100 метров) колодцев;

- Наличие лабиринтных участков;

- Наличие сифонов;

- Наличие завалов;

- Техническая сложность навески;

- Необходимость лагерей.

Категория трудности пещеры считается по оптимальному маршруту в ней.

При категорировании горизонтальных пещер следует указывать категорию трудности определённого маршрута в пещере (например, достижение наиболее удалённой от входа точки по наикратчайшему пути, либо категорию трудности при работе в каком либо определённом районе пещеры).

2.8. Парусные маршруты.

Классифицируются парусные маршруты проходимые по внутренним водным путям и в прибрежных водах морей и океанов на парусных судах, конструкция и измерения которых обеспечивают возможность спуска судна на воду с необорудованного берега и подъёма на берег из воды силами экипажа.

2.8.1. Категория сложности парусного маршрута определяется исходя из определяющих факторов (ОФ) маршрута:

— района плавания;

— условий плавания, характерных для периода маршрута (силы и направления господствующих ветров, волнения, температуры воды и воздуха);

— характера маршрута с учетом удаления от берега и интенсивности движения (длины переходов);

— протяженности маршрута;

— других особенностей (характер берегов, течения, наличие пресной воды; населенность района, интенсивность судоходства, сложность навигации и т.д.).

2.8.2. Классификация районов плавания для целей спортивного парусного туризма опирается в соответствующей части на системы, принятые Речным регистром и ГИМС.

Район Р(Речной) отвечает разрядам Л и Р Речного регистра. Характерные водоемы: Волга от верховьев до Камского Устья, включая Иваньковское, Угличское и Горьковское вдхр., Кама до Чистополя; Краснодарское вдхр., озера Селигер, Белое, Псковское.

Район О (Озерный) отвечает разряду О Речного регистра. Характерные водоемы: Выгозеро, вдхр. Волгоградское, Камское, Куйбышевское, Новосибирское, Рыбинское (кроме сев. части), Цимлянское, низовья Дона, Амур от Николаевска-на-Амуре, а так же заливы и шхерные районы крупных холодноводных озер: Ладожского, Онежского, Байкала.

Pайон М (Морской) отвечает разряду М Речного регистра. Прибрежные воды, заливы и шхеры морей: Азовского, Белого, Балтийского, Каспийского и Черного, а так же открытые участки крупных холодноводных озер: Байкала, Ладожского, Онежского.

Район ОМ (Открытый морской). Прибрежные и открытые воды океанов и непосредственно связанных с ними морей с интенсивными приливно-отливными течениями, например, Баренцево и другие моря Северного Ледовитого океана, Горло и Северная часть Белого моря, Охотское и Японское моря, Татарский пролив (кроме сев. части), а также открытые воды морей района М.

2.8.3. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов применяются ориентировочные показатели их сложности, приведенные в таблице 7. Категория похода должна определяться МКК с учетом всех факторов, указанных в п. 2.8.1.

2.8.4. В случае, если сложность маршрута по разным показателям оценивается разными категориям, маршрут категорируется низшей из таких категорий с элементами высшей категории. При этом к участникам похода, судам и снаряжению предъявляются требования, соответствующие высшей категории.

Таблица 7

№ п/п Показатель Категории сложности походов
I II III IV V VI
Район плавания P Р-О О-М М М-ОМ ОМ
Зачетная длина маршрута не менее, км
Средний переход не менее, км
Ограничение на максимальное удаление от берега, км Не ограничено

2.8.5. Фактическая длина маршрута определяется по линии движения без учета галсов на лавировках (по генеральным курсам).

2.8.6. В зачетную длину маршрута не включается расстояние, пройденное на моторе или на буксире за другим судном. При движении по рекам зачетная длина маршрута корректируется в соответствии со скоростью попутного или встречного течения.

2.8.7. Для расчета средней длины перехода под переходом понимается движение группы от одного места стоянки с ночлегом до другого.

2.8.8. Требования к минимальной протяженности (зачетной длине) категорийных маршрутов, указанные в таблице 5, применяются для туристских парусных судов длиной 5—6 м. Минимальная протяженность категорийного маршрута для парусных судов меньшей длины или имеющих низкие ходовые качества (надувных лодок и т.п.), может быть сокращена, а для крупных быстроходных судов увеличена по усмотрению МКК, как правило не более чем на 25%.

Поход меньшей протяженности по запасному варианту маршрута может быть зачтен на заявленную категорию по решению МКК в случае особо неблагоприятных условий (постоянные сильные встречные ветры, вынужденные

задержки из-за частых штормов).

2.9. Комбинированыые маршруты

Категория сложности комбинированных маршрутов определяется по классификационным требованиям видов маршрутов, из которых он состоит (см. п. 1.6.).

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение 1.

Наши рекомендации