Курсовые работы: видовое разнообразие
По характеру работы все курсовые можно условно разделить на три типа:
тип параметры | реферативные | аналитические / исследовательские | проектные работы |
цель | научить студентов критически пользоваться научной литературой и с правильных позиций оценивать ее, углубленно освещать определенные вопросы, сопоставлять высказывания разных ученых по одному и тому же вопросу, комментировать их, мотивировать правильность или ошибочность отдельных положений, делать теоретические обобщения | анализ определенного фактического материала, который позволяет сделать научно убедительные выводы и предложить конкретные рекомендации / пути решения выявленных проблем | разработка авторских проектов в их многообразии, обусловленных спецификой отрасли, например, турпродукта, экскурсионного маршрута, сценария мероприятия, рекламно-информационного материала для предприятия питания и т.п. |
примерная тематика | 1) Человек и его потребности: аспект взаимоотношения; 2) Государственная охрана здоровья и роль санаторно-курортной отрасли; 3) Организация семейного отдыха на российских курортах; 4) Страховое мошенничество в туризме | · Проблемы и перспективы развития туристской индустрии Сахалинской области; · Публичное пространство в инфраструктуре города; · Исследование справочно-информационного материала для гостей Сахалинской области · Особенности питания иностранных туристов · Влияние исторического и экономического развития народа на особенности питания туристов · Веб-сайт предприятия общественного питания как инструмент эффективных продаж | · Разработка программы позиционирования продукта для получения конкурентного преимущества · Формирование нового гостиничного продукта на предприятиях размещения · Разработка тематической экскурсии · Разработка проекта меню для предприятия питания |
структура работы | 1. Титульный лист(оформляется в соответствии с приложением 1). 2. Содержание. 3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цель, задачи работы, методы исследования, практическая значимость. 4. Основная (теоретическая) часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике посредством глубокого сравнительного анализа литературы (состоит из двух глав). 5. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования. 1. Список используемой литературы (не менее 25 источников) (оформляется в соответствии с приложением 2). 7. Приложение (если необходимо). | 1. Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением 1). 2. Содержание. 3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость. 4. Основная часть, состоящая из: - теоретической части, в которой рассматриваются теоретико-методологические основы изучаемой темы; - аналитической части, которая должна быть направлена на глубокое исследование выбранной проблемы, а также содержать обоснованные и аргументированные выводы. Практическая часть может включать в себя анализ деятельности конкретного предприятия сферы социально-культурного сервиса и туризма, а также туристских ресурсов и в целом туристской дестинации. Если решение данной проблемы носит длительный характер, то достаточно ограничиться составлением соответствующих рекомендаций. 5. Заключение, в котором излагаются итоги проведенных исследований и выводы автора, а также рекомендации по практическому применению полученных результатов. 6. Список используемой литературы (не менее 25 источников)(оформляется в соответствии с приложением 2). 7. Приложение (если необходимо). | 1. Титульный лист (оформляется в соответствии с приложением 1). 2. Содержание. 3. Введение, в котором раскрывается актуальность выбора темы, историография изучаемой проблемы, объект, предмет, цели, задачи работы, методы исследования, практическая значимость. 4. Основная часть, состоящая из: - теоретической части, в которой рассматриваются теоретико-методологические основы изучаемой темы, а также обоснование необходимости разработки данного проекта; - проектной части: непосредственное описание, характеристика, расчет стоимости проекта. 5. Заключение. Список используемой литературы (не менее 25 источников)(оформляется в соответствии с приложением 2). 7. Приложение (если необходимо). |
Указанные разновидности курсовых работ «в чистом виде» на практике встречаются редко. Чаще всего они представляют собой различные комбинации реферативного, аналитического и исследовательского элементов, поэтому провести резкую грань между этими типами работ достаточно трудно.
Так, в реферативных работах всегда может присутствовать материал собственных наблюдений автора, приводимых для подтверждения либо опровержения общих и частных теоретических положений. С другой стороны, в любой исследовательской и проектной работе должна быть реферативная часть (иначе ее называют историей вопроса, теорией вопроса или историографией), т. е. теоретическое обоснование выбора темы, аргументация точки зрения, которой придерживается автор, и т. д.
Содержание любой курсовой работы определяется, прежде всего, темой. Но независимо от темы существует ряд общих требований, предъявляемых ко всем без исключения видам работ. Так, общим условием выполнения курсовой работы на любую тему является прочное и осмысленное понимание существа вопроса. Поэтому начинать работу следует с усвоения материала по теме, который изложен в общих курсах русского языка, литературы, методики и педагогики. Глубокое изучение курса помогает лучше ориентироваться при выборе темы, всесторонне обосновывать свой выбор и облегчает сам процесс выполнения курсовой работы.
2. Общие положения по написанию курсовой работы
1.Изучение формулировки темы для определения так называемых «ключевых слов исследования».
2. Составление содержание работы.
Первая глава курсовой работы носит теоретический характер и представляет собой углублённый анализ научной литературы по проблеме исследования.
Вторая глава, кроме реферативных курсовых работ, должна демонстрировать умения студента применять теоретический материал первой главы на практике: умение анализировать деятельность конкретного туристского / сервисного предприятия, собирать и анализировать статистический материал, делать обобщения и выводы, намечать перспективы исследования.
3. Накопление и обработка фактического материала:
- подбор литературы по теме, ее изучение, конспектирование наиболее важных положений; составление представлений о существующих в науке точках зрения на данную проблему;
- подбор примеров, изучение и анализ иллюстративного и иного материала по теме исследования (при необходимости);
- составление опросников и анкет (при необходимости).
4. Написание работы – связное, целенаправленное изложение всего изученного и собранного материала с позиций автора курсовой работы.
5. Оформление курсового исследования в соответствии с межгосударственным стандартом «Библиографическая запись. Библиографическое описание» (ГОСТ 7.1-2003).