Оценка эластичности спроса по цене на товары и услуги в США в долгосрочной и краткосрочной перспективе
Товары и услуги | Краткосрочный период | Долгосрочный период |
Поездки граждан США за границу Жилье Бензин Кино Международные железнодорожные перевозки Автомобили и запчасти к ним | -0,14 0,3 -0,4 -0,87 -1,4 -1,87 | -1,77 -1,88 -1,5 -3,67 -3,19 -2,24 |
Взаимоотношения между величиной спроса на путешествия с целью развлечения и отдыха, с одной стороны, и ценами на обслуживание посетителей, с другой — могут быть изображены графически. Форма графика отражает скорее логарифмическую, нежели прямолинейную зависимость между переменными и показывает неодинаковую степень эластичности на разных участках линии.
Тот факт, что ЭСЦ способна меняться, подчеркивает необходимость осторожного и взвешенного подхода при ее определении в каждом конкретном случае. В первую очередь это относится к зарубежным путешествиям, цена на которые зависит от валютных курсов. Их колебания сказываются на географии международных туристских поездок. Очевидно, что повышение обменного курса валюты принимающей стороны при прочих равных условиях делает ее более дорогой для иностранных туристов и менее привлекательной в экономическом плане.
В Испании, традиционно занимающей лидирующие позиции по приему иностранных туристов в Европе, ревальвация песеты по отношению к валютам большинства стран ЕЭС в конце 80-х годов вызвала спад в сфере международного туризма. Существенно возросли цены на туристское обслуживание. Для посетителей из Германии, например, они подскочили на 5%. Испания стала терять имидж дешевой страны с неплохим сервисом. Число международных прибытий сократилось в 1990 г. на 2 млн. по сравнению с 1988 г. За эти же годы количество ночевок в средствах размещения уменьшилось почти на треть. В результате, доходы от международного туризма в 1989 г. упали на 3% по сравнению с 1988 г.
Некоторые страны проводят валютную политику в интересах развития международного туризма. Благодаря искусственным колебаниям обменного курса национальной денежной единицы им удается поддерживать конкурентоспособные цены на туристские услуги, часто вопреки высокому уровню инфляции. В 1992 г. Испания девальвировала песету и тем самым увеличила приток международных туристов в страну.
Что касается стран—поставщиков туристов, ревальвация их национальных валют увеличивает спрос на выездной туризм. Разберем эту зависимость на конкретном примере.
Англичане любят проводить отпуск во Франции. Пусть услуги по размещению в течение двух недель в Стране белой лилии обходятся в 4400 фр. Если за один фунт стерлингов дают 10 фр., то затраты англичан в своей национальной валюте составят 440 ф. ст. Предположим, курс фунта стерлингов возрос на 1%. Теперь за один фунт стерлингов дают 10,1 фр. Это означает, что цена на услуги по размещению во Франции при прочих равных условиях снизилась до 435,6 ф. ст., т.е. на 0,99%. Другими словами, повышение обменного курса валюты на 1% оказало на спрос такое же влияние, как снижение цены на 0,99%.
Верно и обратное в случае падения обменных курсов валют. Ослабление доллара во второй половине 80-х годов повлекло за собой сокращение числа прибытий американских туристов в Европу и, наоборот, расширение туристского потока из Европы в США. Темпы прироста прибытий в США посетителей из европейских стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития в 1988 г. составили +23% к уровню предшествующего года.
Многолетние исследования в этой области специалистов ВТО позволили сделать следующие обобщающие выводы. По расчетам экспертов, величина ЭСЦ для принимающей страны находится в пределах от — 1 до — 2. Если туристское направление относительно подешевело на 10%, например, в результате изменения обменного курса валюты при сохранении прежнего уровня инфляции, то его рыночная доля возрастает на 10—20% в течение трех лет. Именно столько времени требуется для того, чтобы проявилась ответная реакция потребителей на изменение цен на путешествия. Окончательно потребители приспосабливаются к новым ценам только через пять лет.
Значения ЭСЦ различаются по регионам мира и видам поездок. Для внутрирегиональных путешествий по Европе она сравнительно низка —0,8. Наиболее эластичен спрос на непродолжительные поездки по цене для принимающих стран Ближнего Востока. Для этого региона ЭСЦ равна -2,5. Опрос на дальние путешествия обычно менее чувствителен к изменению цен, чем на ближние расстояния.
Для стран—поставщиков туристов ЭСЦ равна —1,5. Рост цен на зарубежные путешествия (вне зависимости от направления) на 10% приводит к сокращению выездного потока в течение трех лет на (15%. Как и в первом случае, эластичность спроса ниже на межрегиональные поездки, чем на внутрирегиональные. Например, в Европе она равна -0,6 и —1,9 соответственно.
Среди регионов мира ЭСЦ выше в Европе и на Ближнем Востоке. Это объясняется большой долей путешествий на отдых в их выездных туристских потоках. Спрос на такого рода путешествия и о цене эластичнее, чем на командировки, посещение родственников и знакомых, другие туристские поездки.
Все, о чем шла речь ранее, относится к так называемой нормальной, или правильной, ЭСЦ, когда повышение (снижение) цен приводит к уменьшению (росту) спроса. Однако на практике известны ситуации, при которых переменные меняются однонаправленно, и высокие цены стимулируют увеличение спроса. Эта зависимость имеет место на рынке элитарного туризма, например, при выборе самых дорогих кают на круизном теплоходе или ресторана для ужина в городе. В данном случае люди покупают престиж, а не просто вещь или услугу, и демонстрируют свое благосостояние. В экономической литературе это явление получило название «эффекта снобизма».
Существенное влияние на туристский спрос оказывает изменение дохода потребителя. Воздействие одной переменной величины на другую в данном случае может быть описано в рамках понятия эластичность туристского спроса по доходу (ЭСД). Она рассчитывается как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению совокупного дохода потребителя (при прочих равных условиях).
Многочисленные эмпирические исследования показывают, что туристский спрос весьма чувствителен к увеличению (уменьшению) дохода потребителя. С улучшением материального положения растут склонность населения к путешествиям, а также размер туристских расходов. Представим некоторые результаты одного такого исследования (табл. 21).
Таблица 21