Радиотехника в велопоходе
радиосвязь
С появлением портативных и легких радиостанций стало воз-можным активно использовать радиоэфир для оперативной связи в велопоходах.
В простых одно-, двухдневных походах лидирующий и замыкаю-щий руководители могут более эффективно регупировать движение группы на маршруте со всеми его поворотами с дороги на дорогу.
В сложных многодневных походах с помощью радиосвязи проще донести до группы результаты оперативной разведки мест привалов и ночлегов, легче контролировать прохождение отдельными участни-ками сложных преград (перевалов, оползней, лесных чащоб и пере-
429МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
прав), меньше шансов заблудиться при сборе грибов и ягод во вре-мя дневок, а в случае возникновения непредвиденных опасных си-туаций или аварий появляется возможность послать в эфир сигнал бедствия.
В велопробегах с автомобильным сопровождением, где участники растягиваются на трассе на очень большие расстояния друг от дру-га, с помощью радиостанции, установленной в машине, и портатив-ных раций у участников удобнее контролировать дорожную ситуацию велопробега.
Во время звездных походов можно связываться с отдельными группами для координации.
Необходима оперативная радиосвязь между судьями на различ-ных велосипедных соревнованиях (ралли, триал и пр.).
Во многих цивипизованных странах любой гражданин давно име-ет возможность использовать небольшую часть радиодиапазона для личной связи. В СССР частным лицам, но не радиоспортсменам, пользоваться радиоэфиром было строго запрещено. Ныне же и в России доступ к радиоэфиру значительно упростился. И теперь Си-Би-связь из дорогой игрушки дпя узкого круга специалистов пре-вращается в средство делового и личного общения между людьми на расстоянии.
В России за основу «гражданского радиодиапазона» (так дослов-но переводится английская аббревиатура «СВ») взята общепринятая в мире частота 27 мГц, но сразу в двух диапазонах сеток вещания, называемых национальной (российской) и европейской. В каждой сетке может использоваться по 40 каналов вещания, то есть всего возможное количество каналов - 80.
Имеющиеся сейчас в продаже радиостанции рассчитаны на ра-боту в национальном, европейском или сразу в двух диапазонах. Появились радиостанции с еще более расширенным диапазоном сеток частот - до 5-6, то есть количество каналов у разных моде-лей доходит до 240-320.
Основное достоинство Си-Би-связи - простота оборудоваиия и пользования в сочетании с низкой ценой. Недостатки - высокая подверженность индустриальным помехам, ухудшение качества связи за пределами прямой видимости.
Наиболее распространенный и соответственно более насыщенный диапазон - европейский, более свободный - российский. Европей-ский и российский диапазоны смещены друг относительно друга на 5 кГц. В нашей стране разрешено пользоваться тремя видами моду-ляции: амплитудной (АМ), частотной (РМ) и однополосной (33В). Самая простая в техническом отношении - амплитудная модуляция, частотная же имеет несколько лучшую проникающую способность и меньшую восприимчивость к внешним помехам, однако более слож-ная, и поэтому дороже. Наилучшие результаты связи можно полу-чить при пользовании однополосной модуляцией.
Си-Би-станции работают обычно в симплексном режиме, то есть не позволяют, как в телефонном разговоре, одновременно говорить и слушать собеседника (такая связь называется дуплексной). В сим-плексном режиме связи абонент либо слушает своего собеседника, либо отвечает ему, нажав предварительно клавишу «передача».
Радиотехника в велопоходе
Использование различных устройств для кодирования и проведе-ния в эфире разговоров в «скрытой форме» сейчас по закону не разрешено.
Для приобретения радиостанции Си-Би-связи не требуется оформлять частотное разрешение. Необходимо лишь после покупки станции мощностью свыше 0,5 вт зарегистрировать ее в территори-альном управлении Госсвязьнадзора РФ.
Радиостанции «СВ»-диапазона можно условно разделить на не-сколько групп: стационарные, автомобильные, портативные (носимые или ручные) и станции типа «Уоки-токи».
Стационарные станции, обычно настольной конструкции, сопро-вождаются мощным блоком питания, имеют многочисленные индика-торы режимов работы, выносные микрофоны и громкоговорители, а также антенну на крыше; такие станции могут использоваться в туристских гостиницах, кемпингах, в базовых лагерях, в местах по-стоянного проведения слетов и соревнований.
Автомобильные радиостанции могут применяться в случае вело-путешествий, велопробегов и ралли с автосопровождением для опе-ративной связи автомобиля с велогруппой (радиосвязь поможет избежать многих недоразумений).
Портативные (носимые или ручные) малогабаритные радиостан-ции с питанием от аккумупяторов или батарей, расположенных внут-ри радиостанции, имеют встроенную телескопическую или подсоеди-няемую малогабаритную антенну, могут работать с выносным мани-пулятором.
Станции типа «Уоки-токи» - карманные и упрощенные «СВ»-станции имеют совсем небольшую мощность и, соответственно, дальность связи, работают на одном-двух каналах связи.
Выбор радиостанции для велопохода. Сейчас в продаже име-ются удачные по конструкции и дизайну модели из Юго-Восточной Азии, неплохи и некоторые отечественные «СВ»-аппараты. В поход, очевидно, нужно взять носимую малогабаритную. Лучше предпочесть частотную (РМ) или однополосную (33В) модуляцию. Большая вы-ходная мощность радиостанции и, следовательно, дальность связи требуют увеличения мощности энергопитания, а значит габаритов и веса станции. Поэтому носимые портативные «СВ»-станции конст-руируются с учетом компромисса «габариты-мощность», как правило, выходная мощность передатчика 4-5 вт.
К сожалению, малогабаритные станции, работающие в «СВ»-диапазоне, позволяют рассчитывать на приличную связь на расстоя-нии в пределах 20 км, да и то при благополучной радиомагнитной обстановке в атмосфере, при выходной мощности станции не менее 4 вт и применении удлиненной антенны.
Количество каналов связи желательно иметь больше, чтобы при появлении шумов, помех или коллег-радиолюбителей можно было тут же перейти на другой свободный канал. Если связь предполагается во время движения группы на велосипедах, необходимо использо-вать выносной манипулятор, объединяющий е одном маленьком кор-пусе динамик, микрофон и кнопку «прием-передача». Антенна не должна мешать движению велосипедистов, поэтому удобнее исполь-зовать специапьную витую антенну в герметичном исполнении на
427МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
разъеме. Чтобы можно было использовать антенны разных типов (например, удлиненные и навесные), у станции должно быть высоко-частотное антенное гнездо. Нелишними будут и гнездо внешнего электропитания (например, от сети автомобиля), выход звука на наушники.
Радиостанция должна предусматривать питание не только от ак-кумуляторов, но и от гальванических батареек распространенных моделей (например, серии АА или «Элемент 316»). Очень хорошо, если батарейный блок выполнен в виде приставного контейнера и может оперативно заменяться на блок со свежими батареями.
Корпус радиостанции должен быть пылевлагонепроницаемым и ударопрочным. Желателен чехол из кожи или заменителя, выпол-няющий роль дополнительной защиты от внешних воздействий. К чехлу необходим ремешок для того, чтобы можно было закреплять станцию на теле походного радиста.
Из российских моделей Си-Би-станций для велопоходов вполне можно использовать недорогие простые и практичные одно-, двухка-нальные станции серии «Таис». Неплохо зарекомендовали в походах радиостанции из Ярославля «Веда-4М» одноканальные, но имеющие избирательный тональный вызов и кодирование на 8 значений. Из импортных моделей самые популярные серии станций А!ап, Огадоп, РНо1, Уозап и Маусот стоимостью от 30 до 150 долларов США.
Как показывает практика, лучше всего для велотуризма подходит радиостанция Меда]е(-1101 или ее аналог Огадоп. Эти радиостанции, имея относительно небольшие габариты 169x63x39 мм и малый вес 0,4 кг, отвечают вышеперечисленным требованиям: имеют выходную мощность 4 вт и число каналов от 80 до 240, а также имеют режи-мы сканирования (автоматического просмотра) и контроля двух ка-налов одновременно, возможность работы в амплитудной (АМ) и частотной (РМ) модуляциях, переход в более экономичный ждущий режим, гнезда внешнего питания и выносного микрофона, наушников и манипулятора, режим блокировки настройки параметров, легко-съемный контейиер с батареями или аккумуляторами серии АА, удобный жидкокристаллический дисплей режимов работы станции с подсветкой в темноте, возможность использования различных типов антенн, регулируемый порог шумоподавления.
Станция Меда]е1-1101 комплектуется защитным чехлом с ремеш-ком, имеет великолепный дизайн и удобна в работе, но самое су-щественное - она недорогая (порядка 120 долларов). Все это делает станцию подходящей для велотуризма, но при быстром развитии техники вполне возможно в любой момент появление более совер-шенных моделей.
Подготовка радиостанций к похоцу начинается с постановки задачи и формирования в соответствии с ней радиопереговорного комплекта. Ясно, что радиостанций должно быть как минимум две, они должны быть согласованы по техническим параметрам: иметь одинаковую чувствительность приемника и мощность передатчика, работать в одной системе модуляции (АМ или РМ) и в одной сетке вещания (российской или европейской). Лучше, если радиостанции будут одной и той же модели.
Для обеспечения радиосвязи в походе потребуются выносные манипуляторы и специальные гарнитуры, сочетающие головные те-
Радиотехника в велопоходе
лефоны и микрофоны на дужке. Самым удобным можно считать ларингофон-автомат, меняющий режим работы станции с приема на передачу автоматически, стоит лишь начать говорить (автоматика реагирует на голос человека). Если планируются радиосеансы на расстоянии до 20 км, необходимо взять дополнительные удлиненные антенны на каждую станцию.
Батарейки для электропитания следует закупить заранее, пред-варительно рассчитав количество на весь поход. Если радиостанция позволяет менять контейнеры питания, то желательно взять по од-ному дополнительному контейнеру на каждую станцию. Батареи в дополнительные контейнеры вставляются непосредственно перед выходом группы на маршрут (раньше это делать не рекомендуется из-за опасности протекания электролиза батареек). Батареи упако-вываются так, чтобы исключить попадания на них пыли и воды.
Дополнительные антенны и выносные гарнитуры заворачиваются в полиэтиленовые пакеты. Обязательно необходимо взять докумен-ты, подтверждающие регистрацию радиостанций в Госсвязьнадзоре.
Во время движения «СВ»-станцию закрепляют двумя ремнями на теле велотуриста. Выносной манипулятор закрепляется с помо-щью своего зажима на одежде радиста так, как ему удобно.
Если радиостанция многоканальная, то перед работой в эфире необходимо выбрать каиал, свободный от чужих радиолюбителей, а также сильных помех и шумов. Радиостанции настраиваются на один и тот же канал, устанавливаются вид модуляции и все другие необ-ходимые режимы. После контрольной проверки связи на небольшом расстоянии радиостанции можно считать готовыми к работе.
Работа радиостанций на маршруте. Передавать сообщения в эфир нужно четко и предельно кратко, называя прежде всего свой заранее оговоренный позывной. Недопустимо в эфире употребление крепких выражений. При появлении сильных помех или если в раз-говор кто-то «влез» из посторонних, лучше сменить рабочий канал или перейти на другую сетку.
Если связь проводится в районе холмистой местности или на пу-ти Си-Би-радиоволн имеются какие-либо серьезные преграды (желе-зобетонные дома, другие сооружения), радиосвязь может быть ос-ложнена. Сырой плотный лес тоже не способствует хорошему про-хождению радиоволн. Нередко в походе для улучшения связи доста-точно найти какую-либо более высокую точку либо подключить к радиостанции удлиненную или выносную радиоантенну.
Конечно, «СВ»-радио - далеко не идеальное_средство туристской связи в путешествии. Но лучше такая, чем никакая.
Приборы спутниковой навигации
Туристы, грибники, рыболовы получили возможность для ориен-тации на местности пользоваться не только картой, компасом и языком, который может довести, как известно, до Киева, но не дальше, но и последними достижениями науки и техники - системой спутниковой навигации.
Вот что представляет собой карманный электронный навигатор Маде11ап-(ЗР5-2000 производства США, относительно несложный и
429МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
доступный дпя многих прибор, по размерам похожий на калькулятор или пульт управления телевизором. На передней панели - ряд кно-пок для ввода информации и управления, а также графический жид-кокристаллический дисплей с подсветкой. Питание прибора осущест-вляется от четырех пальчиковых батарей. Прибор способен опреде-лять координаты в любой точке нашей планеты с точностью до 20 метров и высоту этой точки над уровнем моря. При движении по маршруту к заранее заданному пункту он указывает скорость дви-жения, время в пути, ориентировочное время прибытия в конечный пункт, покажет стрелками направление движения и рассчитает рас-стояние до этого пункта, запишет в электронную память и нарисует пройденный путь в нескольких масштабах. Всего же МадеПап спосо-бен запомнить до 200 координат выбранных точек.
Принцип действия чудесного прибора заложен в способности встроенного в него микропроцессора оперативно связываться с не-сколькими (обычно не менее, чем с тремя одновременно) из 24 навигационных спутников связи, летающих по орбитам вокруг Земли. Язык общения с прибором не сложен (правда, МадеПап пока «зна-ет» лишь английский, но ожидается появление навигаторов, «общаю-щихся» на русском языке) - достаточно привязаться к местности в точке нахождения велогруппы.
Далее, если, к примеру, надо дойти до какого-то определенного пункта, достаточно географические координаты цели этого пункта, определенные по карте, ввести в память навигатора. Через корот-кое время прибор выдаст на дисплее маршрутную информацию, и велотуристы могут отправляться в путь, ориентируясь по электрон-ному «компасу» - стрелочке на дисплее. Во время движения умный прибор каждые 10 секунд «спрашивает» космические спутники о своем местонахождении и вносит уточнения и корректировки в маршрут. «Запомнив» пройденный маршрут, прибор поможет, если надо, пройти его повторно.
Особенно необходимы приборы спутниковой навигации группам и одиноким путешественникам в малонаселенных районах, где есть не столько дороги, сколько направления, - в пустынях, степях, тундре, тайге и пр. Весьма нелишними навигаторы будут и у любителей забраться в глухие леса Центральной России и даже Подмосковья.
Навигатор имеет специальное крепление для фиксирования его на руле велосипеда.
Электронный спутниковый навигатор - энергоемкий прибор, ком-плекта рабочих батарей хватает не более, чем на сутки непрерыв-ной работы, поэтому в длительный и серьезный поход нужно взять достаточное количество запасных батареек,
Штурману группы (а работу с навигатором, по логике, следует поручить именно ему) целесообразно еще дома, пользуясь картой, занести координаты основных точек маршрута, а в походе можно уже быть спокойным: навигатор уверенно поведет группу по мар-шруту от точки к точке.
Следует помнить, что навигатор необходимо беречь от воды, пы-ли и ударов, тем более что стоимость его не слишком мала (Мад-еПап-2000 стоит ориентировочно 400 долларов США). Поэтому поку-пать его имеет смысл на всю группу вскладчину или даже завести клубный прибор.
_______Подведение итогов похода. Составление отчета