Соответствие протяжённых препятствий 6 к.с. определяющим факторам (критериям)

Высота, м   Район похода  
Кавказ, Альпы   Памир, Тянь-Шань, Каракорум   Гималаи, Анды   Сибирь   Заполярье  
Абсолютная высота, не менее, м            
Набор высоты, не менее, м            
Крутизна подъема (уклон) не менее, чем на 500 м набора высоты, %            

3. Дополнительные характеристики, влияющие на определение категории трудности (наличие локальных препятствий, географи­ческий фактор, автономность).

4. Возможные опасности и меры безопасности.

5. Возможные и рекомендуемые места ночлега.

* 6. Источник сведений (автор паспорта, его адрес, маршрут,мес­то хранения отчета).

* 7. Дата прохождения препятствия автором паспорта.

Примечание. К паспорту прилагаются:

а. карта или схема препятствия

b. высотный профиль препятствия

с. фотографии, показывающие состояние дороги с привязкой к карте или схеме

Приложение

Виды препятствии велосипедного маршрута

Локальные препятствия (ЛП) - препятствия, имеющие четкие границы и небольшую протяженность и характеризующиеся отсут­ствием дороги и тропы (переправы, болота, пески, снежно-ледовые участки и.т.п.), - не являются определяющими сложность велоси­педных маршрутов, и их включение в маршрут лишь косвенно мо­жет приводить к повышению категории сложности велопохода.

Основным видом препятствий велосипедного маршрута и глав­ным параметром, определяющим его категорию сложности являютсяпротяженные препятствия (ПП). Они характеризуются значи­тельной протяженностью и относительно равномерным распреде­лением затрат энергии на их преодоление.

Протяженные препятствия в равнинной местности: участки маршрута, сложные для езды на велосипеде, имеющие неизменный* (* Показатели считаются неизменными, если участки, на которых показате­ли отличаются от значения, характерного для данного ПП, составляют не бо­лее 10% от протяженности ПП.) набор показателей, характеризующих сложность преодоления этих участков:

Дорожное покрытие в таблице 2

• асфальт

• грейдер - профилированная гравийная (гравий до 10 мм) или грунтовая дорога

• проселок - непрофилированная грунтовая или мелкощебеночная дорога (преобладающий размер камней от 10 до 30 мм)

• щебень - каменистая, крупнощебеночная дорога (преобладающий размер камней свыше 30 мм)

• тракторный путь - используемая лесовозная, тракторная дорога, скотопро­гонная (конная) тропа

• тропа - зимник петом, заброшенная лесовозная, тракторная дорога, турист­ская тропа

• бездорожье - труднопроходимое бездорожье, осложненное множеством мелких локальных препятствий

Пересеченность местности

• Слабопересеченная местность со средними уклонами дорог до 4% и пере­падами высот от 30 до 50 м.

• Среднепересеченная местность с уклонами дорог от 5 до 8% и перепадами высот от 50 до 100 м

• Сильнопересеченная местность с уклонами дорог 9% и более и перепадами высот от 100 до 200 м

абсолютная высота

(участки маршрута, проходящиепо горнымплато и нагорьям, относятся к равнинным ПП).

Протяженные препятствия в горной местности: участки мар­шрута, характеризующиеся постоянным общим набором высоты. ПП в горной местности по характеру движения подразделяются на:

1. Подъем по ущелью - характеризуется относительно равномерным и не­большим по крутизне набором высоты и заканчивается резким изменением условий движения (началом перевального взлета, выходом в цирк и т.п.).

2. Перевальный взлет (подъем на перевал или горное плато) - характери­зуется относительно быстрым и резким набором высоты. Начало определяет­ся резким изменением условий движения (подъема) - уход от реки при подъ-ме по ущелью, резкое возрастание крутизны подъема, окончание определя­ется выходом на точку перегиба рельефа (перевал, вершину, плато).

3. Перевал. Допускается объединение в одно протяженное препятствие -перевал - подъема по ущелью и перевального взлета, если второй является логическим продолжением первого. Все показатели, применяемые при рас­чете категории трудности, в этом случае рассчитываются как средневзве­шенные значения для всей протяженности объединенного ПП.

Пример паспорта определяющих препятствий

Паспорт перевала Муху

Общая информация о препятствии

Район: Кавказ

Подрайон: Западный Кавказ

Расположение; Тебердинский хребет

Границы: р. Муху (п. Теберда) - р. Аксаут (п. Красный Карачай)

Первопрохождение вело: 1994, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион,

рук. В. Комочков

Характеристика трудности препятствия

Общая протяженность подъема (прохождение свостока) - 12.4 км

в том числе:

каменисто-щебеночная горная дорога -9.7 км

конная тропа - 2.7 км

Коэффициент дорожного покрытия Кпк-1.49

Абсолютная высота:

начала подъема (п. Теберда) - 1288 м

седловины перевала - 2764 м

конца спуска (п. Красный Карачай) - 1500 м

Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.45 Общий набор высоты - 1476 м Коэффициент набора высоты Кнв-2.03

Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 11.9%

Коэффициент крутизны Ккр-1.49

Балльная оценка трудности препятствия

КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=6.54

Категория трудности по МКВМ - 5

Общее время прохождения

подъем - 6 ч. 20 м.

спуск - 3 ч. 30 м.

Высотный профиль препятствия

Описание прохождения

Дорога на перевал начинается прямо из поселка Теберда, входит в ущелье р. Муху и идет вначале через густой лес по правому берегу реки. В самом нача­ле подъема - останки разломанного шлагбаума, видимо, бывшего кордона за­поведника, ведь правобережье реки - территория заповедника. Дальше ни­каких следов кордонов не видно. Дорога вполне проезжая, покрытие грунтово-каменистое. На протяжении 2.5 км до моста через реку крутизна подъема сравнительно небольшая - 6.5%. Затем дорога переходит по мосту на левый берег и круто взбирается на склон, река остается далеко внизу, крутизна подъема 12.1%, протяженность этого участка 2.7 км. После этого следует бо­лее пологий участок по склону длиной около 1 км, крутизна 8.5%. Потом дорогу пересекает ручеек, после него - опять крутой подъем, длина 2 км, кру­тизна 13.3%. Подъем выводит к полуразвалившемуся строению неизвестно­го назначения, после которого более полого (8.4%, 400 м) снова выходит к реке и круто (20%) на протяжении 1 км поднимается к кошу, переходя на правый берег. У коша дорога кончается. Тропа идет вдоль реки еще 1 км (9.9%) потом уходит от реки и круто поднимается по травянистому склону до перевала (2 км, 21%).

Седловина перевала широкая, травянистая, есть полуразрушенный тур. Спуск с перевала идет по крутой осыпи, затем по правому склону ущелья и выводит к реке Малая Марка, протяженность этого участка 1.3 км, уклон 34.4%. Почти сразу тропа входит в сосновый лес и по лесу продолжает спус­каться по склону ущелья до р. Большая Марка (2.2 км, 9.9%), а еще через 500 м выходит на обширную поляну у слияния рек М. и Б. Марка. Далее тропа идет по берегу р. Б. Марка, несколько раз переходя с берега на берег, до п. Красный Карачай. Везде в местах переходов - хорошие мосты. Протяжен­ность этого участка б км, уклон 9%.

Наши рекомендации