Особенности туризма как объекта управления _ 39
2 ГЛАВА. СИСТЕМА И СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ_________________ 51
2.1. Система управления туризмом____________ 52
2.1.1. Экономика____________________________ 53
2.1.2. Экология и туризм_____________________ 57
2.1.3. Социальная сфера как внешняя среда туризма______________________________ 59
2.1.4. Влияние политики на развитие туризма___ 61
2.1.5. Технологии, обеспечивающие развитие туризма____________________________ 64
2.2. Туристские регионы, организации и предприятия____________________________ 67
2.2.1. Туристский регион_____________________ 67
2.2.2. Туристские организации________________ 74
2.2.3. Туристские предприятия________________ 81
2.3. Структура управления туризмом__________ 92
2.3.1. Понятие структуры управления__________ 92
2.3.2. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в туристской организации___ 95
2.3.3 Типы организационных структур_________ 97
2.3.4. Формальная и неформальная организации________________________________ 101
2.3.5. Проектирование организационных структур______________________________ 105
3 ГЛАВА. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ____________ 110
3.1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента____________________________ 111
3.2. Характеристика основных функций менеджмента__________________________ 112
3.2.1. Функция планирования________________ 112
3.2.2. Организационная функция_____________ 116
3.2.3. Мотивация как функция управления_____ 118
3.2.4. Функция контроля____________________ 126
3.3. Принципы______________________________ 131
3.3.1. Общие принципы управления__________ 132
3.3.2. Частные принципы управления_________ 132
4 ГЛАВА. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА________ 136
4.1. Понятие и классификация методов менеджмента___________________________ 137
4.2. Организационно-административные методы управления____________________ 138
4.3. Экономические методы управления_______ 140
4.4. Социально-психологические методы управления___________________________ 143
4.5. Самоуправление________________________ 145
5 ГЛАВА. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ТУРИСТСКОЙ ФИРМОЙ____________________ 150
5.1. Понятие и характеристика стилей руководства_____________________________ 151
5.1.1. Понятие о стилях руководства__________ 151
5.1.2. Характеристика стилей управления______ 152
5.2. Управленческая решетка ГРИД__________ 156
5.3. Элементы управления (поведенческие факторы)___________________________ 158
5.4. Характеристика действий менеджера в системе ГРИД_______________________ 161
5.5. Дополнительные стили управления_______ 172
6 ГЛАВА. ЛИЧНОСТЬ, ВЛАСТЬ И АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА_________________ 178
6.1. Требования к менеджеру_________________ 179
6.2. Власть и личное влияние_________________ 186
6.3. Авторитет менеджера____________________ 198
7 ГЛАВА. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ___ 202
7.1. Содержание и виды управленческих решений______________________________ 203
7.2. Процесс принятия решений______________ 205
7.3. Методы принятия решений______________ 207
7.4. Индивидуальные стили принятия решений________________________________ 210
7.5. Условия эффективности управленческих решений__________________________ 211
7.6. Организация и контроль за исполнением решений__________________________ 214
8 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ______________ 218
8.1. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности управления туристской фирмой 219
8.2. Отдел человеческих ресурсов туристской фирмы___________________________ 221
8.3. Планирование потребности в персонале___ 223
8.4. Подбор персонала_______________________ 224
8.4.1. Рынки рабочей силы__________________ 229
8.5. Оценка и прием на работу________________ 233
8.5.1. Методы оценки персонам______________ 233
8.5.2. Экспертная оценка персонала (управленческие работники)__________________ 238
8.5.3. Прием на работу______________________ 241
8.6. Движение и профессиональное развитие персонала_________________________ 242
8.6.1. Текучесть кадров______________________ 242
8.6.2. Профессиональное развитие персонам___ 244
9 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ТРУДА В ТУРИЗМЕ___________________ 259
9.1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме_________________ 260
9.2. Основные направления рациональной организации труда___________________ 263
9.3. Управление трудовыми процессами посредством состязательности___________ 280
9.4. Культура управленческого труда_________ 285
10 ГЛАВА. ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ ________ 289
10.1. Значение делового общения_____________ 290
10.2. Формы общения_______________________ 292
10.4. Подведение итогов делового общения_____ 299
11 ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ СОВЕЩАНИЙ И ПЕРЕГОВОРОВ 301
11.1. Деловое совещание_____________________ 302
11. 1.1. Задачи деловых совещаний___________ 302
11.1.2. Классификация деловых совещаний____ 303
11.1.3. Организация проведения деловых совещаний____________________________ 303
11.1.4. Условия эффективности деловых совещаний_____________________________ 309
11.2. Деловые переговоры___________________ 312
11.2.1. Подготовка деловых переговоров______ 313
11.2.2. Проведение переговоров______________ 314
11.2.3. Решение проблемы и завершение переговоров___________________________ 317
11.2.4. Анализ деловых переговоров__________ 317
11.2.5. Условия эффективности переговоров___ 318
12 ГЛАВА. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ И СТРЕССАМИ___________________ 321
12.1. Природа конфликта____________________ 322
12.2. Типы конфликтов______________________ 324
12.3. Причины конфликтов__________________ 325
12.4. Методы разрешения конфликтов________ 328
12.5. Природа и причины стресса_____________ 332
13 ГЛАВА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ________________ 337
13.1. Понятие эффективности менеджмента в туризме__________________________ 338
13.2. Экономическая эффективность менеджмента в туризме____________________ 339
13.2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания________________ 340
13.2.2. Измерение экономической эффективности туризма_______________________ 342
13.2.3. Определение издержек, связанных с туризмом___________________________ 343
13.3. Социальная эффективность менеджмента туризма________________________ 346
13.3.1. Формирование эффективной организационной структуры туризма__________ 346
13.3.2. Эффективность управленческих решений_______________________________ 349
13.3.3. Эффективность управления персоналом_ 350
Приложение 1___________________________ 355
Приложение 2 ___________________________ 359
Приложение 3___________________________ 363
Приложение 4 ___________________________ 368
Приложение 5___________________________ 402
Приложение 6___________________________ 412
Приложение 7___________________________ 431
Литература______________________________ 434
Учебное издание Кабушкин Николай Иванович
МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА
Редактор Н. В. Корнейчик
Корректор Е.А. Барбарчик
Компьютерная верстка: Н.А. Новик, С.П. Филон
Подписано в печать 25.11.98 г. Формат 60x90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Ньютон. Печать офсетная. Усл. печ. л. 40,5. Уч.-изд. л. 29,12. Тираж 4800 экз. Зак. 2629.
Белорусский государственный экономический университет. ЛВ № 170 от 21.01.98. 220670, Минск-70, пр. Партизанский, 26.
При участии ООО "Новое знание". ЛВ № 310 от 01.07.98. 220099, Минск, ул. Брестская, 72-39.
Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии издательства "Белорусский Дом печати". 220013, Минск, пр. Скорины, 79.
9»789854ll261 348H
1 Турист (ночующий посетитель) — посетитель, который осуществляет по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемом месте.
1 Туристские предприятия и туристские организации рассматриваются в главе 3.
1 Шаповал Г.Ф. История международного туризма. Мн.: «Экоперспектива», 1998. С. 18 — 53.
1 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997. С. 171-200.
1 Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: В кн. «Управление — это наука и искусство». М.: Экономика. 1992.
1 История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В.Валового. М., 1997. С. 11-160.
1 Туризм как явление существует везде, где живет человек.
1 В гостиничном хозяйстве мелким предприятием считаются гостиницы до 40 койко-мест, средним — до 80 и крупным — свыше 80 койко-мест.
1 В данном параграфе термин «организация» взят из классического менеджмента, т.е. это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Признаками такой организации являются: а) наличие не менее двух человек; б) единство цели; в) совместный труд; г) разделение труда. (Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. — Мн., 1996. С. 15—16). Структура управления такой организацией понимается нами как организационная структура.
1 Цифры в скобках соответствуют цифрам на рис. 3.5.
1 В практике управления анархический стиль называют либеральным.
1 Рисунок взят из Российского экономического журнала (1995, №10, С. 65).
1 Основы менеджмента. М.,1996. С.322 — 325.
1 Эргономика — наука, изучающая взаимодействие и приспособление человека и машины в конкретных условиях его деятельности.
1 В этой главе использованы материалы Всемирной туристской организации.
1 Построена на основе учения ГРИД, разработанного американскими учеными Р.Блейком и Д.Моутон.
1 Фактический уровень организационной культуры определяется на примере любой организации — студенческой группы, туристской фирмы либо иной структуры.
1 Составлено по результатам белорусско-германского семинара «Управление персоналом».
1 Использованы материалы из кн.: Г р и ш к о Н.И. Управление персоналом. Мн., 1998, ч.1.
1 Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.