Краеведение в велотуризме
Многие велотуристские группы не довольствуются только прохо-ждением маршрута, пусть и сложного. Они чувствуют, что способны на большее: туристский поход, сочетающий отдых с элементами спорта и общепознавательными задачами, превратить в экспедицию с научно-исследовательской целью. В различные организации страны порой приходят письма и устные запросы, предложения выполнить на маршруте какое-то задание. Понять такое стремление можно. И порой велотуристские группы выполняют задания научных организа-ций страны. Однако серьезная научно-экспедиционная работа по силам лишь хорошо подготовленным группам, в которые входят спе-циалисты в той или иной области знаний и науки: геологи, геогра-фы, историки, психологи, медики... А вот краеведение по силам лю-бой туристской группе.
Нелегкое дело - организация похода. Еще более сложна органи-зация экспедиции. От успешно проведенной организации будет зави-сеть и успех путешествия. С чего же начать?
Конечно, прежде всего руководитель должен подумать об идее, которая воплотилась бы в программу путешествия. Идея, конечно, может появиться и у кого-либо из участников коллектива. Все зави-сит от наклонностей и способностей людей.
При подготовке краеведческого похода могут быть использованы два варианта. Первый - разработка маршрута под цель путешествия. Второй - планирование решения краеведческих задач под уже раз-работанный маршрут. Можио использовать и оба варианта в одном путешествии.
Краеведением туристам лучше начинать заниматься с изучения и исследования своего края: района, области, соседних областей. Прежде всего это чрезвычайно интересно. К тому же всегда можно надеяться на поддержку местных организаций и какую-то реализа-цию привезенного из путешествия материала, если он, конечно, будет того заслуживать.
Например, экспедиция, связанная с поиском следов старой Вла-димирской дороги, получившей в народе название «Владимирка», о которой сказано в главе I, была организована с помощью Государ-ственного объединенного Владимиро-Суздальского историко-архитек-турного и художественного музея-заповедника. Конкретная помощь музея вылилась не только в подбор соответствующей литературы по теме. Администрация посчитала возможным включить в состав груп-пы одного из своих научных сотрудников. Помогли краеведам и Владимирский областной совет по туризму и экскурсиям, и обком ВЛКСМ.
Почему велосипед был признан лучшим способом передвижения на маршруте? Он позволяет проехать сравнительно большое рас-стояние, а следовательно, охватить поиском обширный район. А при необходимости велосипед можно провести руками или где-то оста-вить, чтобы, к примеру, обследовать лесной массив. Ну и, конеч-но, - чисто спортивные, туристские достоинства.
Маршруты велотуристов проходят по дорогам и тропам, через малые и большие населенные пункты. На маршруте велотуристы встречаются с десятками и сотнями людей. На их пути - известные
785МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
и еще неизвестные памятники истории, культуры, науки и техники. Во время прохождения маршрута велотуристы могут побывать в музеях, библиотеках, архивах. Встретиться с научными сотрудника-ми, краеведами, журналистами и людьми других профессий, от кото-рых можно получить нужный материал. В деревнях и селах много интересного мы узнаем от старожилов.
В велокраеведческой экспедиции нельзя ограничиться только обычным распределением обязанностей в группе. В ней должен быть научный руководитель, несущий ответственность за выполнение краеведческой программы. Он должен правильно распределить и обязанности каждого по отношению к выполнению намеченной про-граммы экспедиции. Конечно, жепательно, чтобы всех участников при подготовке похода и в самом походе увлекла идея. Однако это совсем не обязательно, а зачастую и невозможно. Но необходимо, чтобы все участники содействовали выполнению намеченной крае-ведческой программы. Только общая заинтересованность, любозна-тельность каждого принесет группе успех. Поэтому в экспедиции особенно важен тщательный подбор участников. Если главной целью похода является выполнение краеведческих задач, то эта задача и должна объединять людей. И тогда разногласия в группе не превра-тятся в серьезный конфликт.
Район будущего путешествия должен быть тщательно изучен. Здесь не имеется в виду изучение особенностей маршрута, его сложности, препятствий, климатических условий местности, досто-примечательностей. Это обязана делать каждая группа в подготови-тельный период. Речь идет о тщательном изучении того вопроса (или вопросов), который закладывается в краеведческую программу. При этом полезно пользоваться не только краеведческой литерату-рой, но и специальной научной, в том числе и архивной. Например, старинными картами. Интересно проследить будущий велосипедный маршрут по «Почтовым дорожникам», издававшимся до 1917 года. К работе с литературой можно привлекать и опытных краеведов, если они отсутствуют в группе. Желательно, чтобы с литературой работа-ли если и не все участники будущего путешествия, то большинство. На периодически проводимых собраниях эти материалы надо обсуж-дать. Постепенно краеведческая идея конкретизируется.
Накопленный материал необходимо проанализировать и на его основании подготовить проект программы экспедиции. • Программу путешествия полезно утвердить в отделениях Общества охраны па-мятников истории и культуры, в отделах Географического общества России, в музеях и ряде других организаций, оформить от них со-проводительное письмо.
Если на маршруте запланирована работа в архиве, то перед вы-ездом надо подготовить письмо на имя его директора с просьбой разрешить допуск к документам. Это письмо следует заготовить в организации, утвердившей программу краеведческой экспедиции. В письме в архив необходимо указать название разрабатываемой темы.
Хорошо бы в подготовительный период завести переписку с кра-еведами, живущими в населенных пунктах планируемого маршрута.
И еще полезно составить вопросник. Сделать это помогут спе-циалисты. Вопросник во многом облегчит работу на маршруте: по-
Краеведение в велотуризме
зволит уточнить какие-то детали, выявить новые памятники...
Вот, к примеру, запись в вопроснике одного из маршрутов. «Се-ло Ворша, церковь Дм.Селунского и Ал. Невского. Деревянная статуя Александра Невского. Где находится в настоящее время?» На мест-ности начинается поиск этой исторической реликвии. И через день, правда, в другом селе, участники экспедиции находят эту статую, которая долгое время считалась утерянной.
Итак, все готово, пора отправляться на маршрут. В отличие от велопохода, велосипедная экспедиция оказывается более интенсив-ной, напряженной, трудной, но и, конечно, более интересной.
Лучше вести два дневника: обычный, связанный с описанием маршрута (его ведет штурман группы), и специальный, краеведче-ский - его ведет научный руководитель. Сюда же можно вносить различные схемы, рисунки, таблицы, адреса и другую информацию. Материал записывается в сжатой форме, но так, чтобы потом мож-но было разобрать. Этот дневник надо особенно тщательно беречь.
Важным иллюстративным материалом к дневнику являются фото-графии. В краеведческой экспедиции лучше иметь двух фотографов. Один снимает спортивные моменты путешествия, особенности мар-шрута, а другой специализируется на краеведческих объектах, обра-щая особое внимание на интересные, малознакомые, а то еще и неизвестные объекты истории, географим, культуры. Желательно продублировать также объекты съемки всей имеющейся в группе фотовидеоаппаратурой. Научный руководитель группы должен уметь определить ценность объекта и помогать фотооператору в выборе объектов съемки. Не исключено, что отдельные снимки и слайды в будущем приобретут большую ценность. К ним можно отнести изо-бражения старинных изб и крестьянских амбаров, участки старинных дорог, деревянных мостов, старые заводские и фабричные построй-ки, панорамы старинных деревень и сел, памятные места, связан-ные с историческими событиями.
Особо нужно остановиться на методике бесед с местными жите-лями. Велотуристы, как правило, на маршрутах располагают малым запасом времени. Вместе с тем программа похода может быть та-кова, что потребует незапланированных остановок в населенных пунктах. Бывает, за короткий промежуток времени надо быстро най-ти человека или людей, чтобы получить нужную информацию А люди разные: разговорчивые и нет, с хорошей памятью и не очень хоро-шей. Здесь нужен большой такт. После приветствия следует пред-ставиться, а то и показать документы, объяснить цель визита. Об-становка должна быть доброжелательной. Если в деревне или селе приходится разговаривать со старым человеком, следует поинтере-соваться, не нуждается ли он в помощи, которую группа может бы-стро оказать. Если старожил охотно рассказывает об интересующем вопросе, нужно внимательно слушать и важное записывать в днев-ник. Но если же разговор не получается, приходится задавать ко-роткие, понятные и конкретные вопросы. Лучше, если беседу от группы ведет кто-то один, например, руководитель или научный ру-ководитель, а записывает в это время другой. Это следует обгово-рить еще в подготовительный период. Остальным участникам во время беседы без острой необходимости не надо отвлекаться на другие дела: все внимательно слушают и при необходимости всту-
787МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД
пают в разговор. Сельские старожилы в основном охотно рассказы-вают о достопримечательностях, об истории, жизни села. Если поя-вится ощущение, что информация недостоверна, виду лучше не по-давать. Эти люди - не ученые, с которыми можно дискутировать.
Иногда, чтобы завязать разговор, можно и самим что-то расска-зать о достопримечательностях этой местности, используя знания, полученные в подготовительный период. А вечером у костра хорошо бы сведения, полученные днем, обсудить и постараться их оценить.
Интересную информацию можно получить в подшивках районных и областных газет. Если на маршруте запланирована работа в архи-ве, то на это надо отвести не менее трех дней, ведь нужно разо-браться с документами, подобрать необходимые, сделать выписки и снять фотокопии.
Тематика и формы краеведения в велотуризме, пожалуй, самые многообразные. Остановимся на некоторых.
Топонимические исследования, основанные на устных народных заключениях, - хорошая тема для группы велотуристов. Каждый топоним желательно записывать на отдельную карточку. Причем здесь возможна специализация. Можно собирать топонимический материал, связанный с названиями населенных пунктов. А их на велосипедном маршруте всегда много. Можно собирать сельские микротопонимы...
Еще одно направление - народные промыслы. В кустарном виде они встречаются теперь редко. А ведь здесь - истоки многих со-временных промыслов, поставленных на промышленные рельсы. Собрать эту уникальную информацию о мастерах и обобщить ее представляется важной и интересной задачей. Оборудование, при-способления, технологические приемы гончаров, корзиночников, бон-дарей и других ремесленников, сами люди, их характеры, наконец, истоки ремесла - все это представляет несомненный интерес.
Можно заняться составлением историко-географических паспор-тов деревень и сел. В них войдут такие сведения: название деревни или села, района, число домов, количество жителей, географические особенности расположения поселения, его достопримечательности, значительные события, интересные традиции, известные люди, по-томственные семьи и т. д. В паспорт хорошо бы включить и истори-ческую справку о селении.
Известно, что XX век характеризуется ростом городов и резким снижением количества малых населенных пунктов, деревень и сел. Десятки тысяч их уже перестали существовать. Многие доживают последние годы или десятилетия, уступая главенство крупным со-временным сельским хозяйствам и агропромышленным комплексам.
Но необходимо сохранить память и о малых селениях - нашей малой Родине, о наших предках, культуре, обычаях, традициях...
Гигантская работа! Она не под силу ни группе ученых, ни мно-гим краеведам. Вот если бы велотуристы всей нашей страны взя-лись за эту работу, проложив маршруты по малым и большим доро-гам и тропам Вологодской, Курской, Омской, Читинской и других областей! Результаты этой большой работы можно было бы сконцен-трировать в библиотеке Московского филиала Географического об-щества России. Со временем этот коллективный труд велотуристов страны приобрел бы большую научную и историческую ценность.
Краеведение в велотуризме
И еще одно предложение. Маршруты велотуристов в основном пролегают по дорогам. А дороги непрерывно меняются, появляются новые, современные. Старинные же тракты часто теряют свое на-роднохозяйственное значение, исчезают и зарастают. При переизда-нии же административных карт, туристских схем и атласов автомо-бильных дорог не всегда вносятся изменения, необходимые коррек-тивы. И если областные дорожные управления могут дать информа-цию о новых проложенных дорогах, то сведениями о качественном изменении старых трактов располагают практически только туристы на велосипедах.
Остановимся на некоторых вопросах обработки экспедиционных материалов. Этап этот ответственный и подводит итог большой ра-боты всей группы. Тут может быть два пути. Можно сделать общий отчет, включающий описание спортивной стороны похода, в отдель-ном разделе которого - краеведческий отчет и собранные материа-лы. А можно составить два раздельных отчета. Краеведческий гото-вит научный руководитель группы. При необходимости ему помогают и остальные участники.
Фотографии, рисунки, схемы лучше давать по тексту отчета с подробным описанием. Материал в отчете должен быть системати-зирован. Если, к примеру, экспедицией собран топонимический ма-териал, то его можно скомплектовать по группам: фитотопонимы; названия, связанные с историческими событиями; названия, возник-шие от имен, фамилий, прозвищ людей; микротопонимы с «хозяй-ственным смыслом»...
Краеведческий отчет должен заканчиваться выводами. Они и определяют, насколько тщательно изучен, проанализирован и обра-ботан материал. Здесь желательно написать и о его познавательном значении, практической реализации, музеефикации и т.д.
Отчет печатают в нескольких экземплярах и передается на хра-нение в первую очередь в организацию, от которой была утвержде-на программа экспедиции. Ценность материала могут определить специалисты, опытные краеведы. Ценный материал может быть сдан на вечное хранение в ближайший областной государственный архив или его филиал. Самые интересные сведения можно опубликовать в специальной или массовой печати, выступить с докладами.
Но и это не все. Бывает, какой-нибудь амбар потом для специа-листов оказывается едва ли не самой ценной находкой, какую обна-ружила на маршруте велогруппа, и он становится экспонатом этно-графического музея.
И еще. Целесообразно группам придерживаться раз выбранной темы и в последующих походах. Тогда за несколько лет, за несколь-ко походов может быть накоплен большой и ценный материал. И даже если он не откроет что-то новое, ценность его очевидна хотя бы потому, что материал «живой», собран непосредственно на мар-шруте и отражает особенности нашего исторического периода, кон-кретной местности, определенного времени.
А можно ли с равным успехом сочетать спортивное прохождение велосипедного маршрута и выполнение краеведческой программы? Вполне! Более того, целенаправленное путешествие, на наш взгляд, дисциплинирует и мобилизует группу на успешное выполнение боль-ших задач.
789МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД