Методические рекомендации к семинарским

ЗАНЯТИЯМ

Общие положения

На семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по основным проблемам дисциплины. На семинарах студенты демонстрируют понимание социально-правовых норм рекреалогии, учатся анализировать конкретные рекреационные ситуации по планированию и управлению рекреационной деятельностью, осваивают приемы разработки программных туров. Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в социально-культурной сфере, потребности творчески применять полученные знания при организации рекреационной деятельности.

Планы семинарских занятий

Занятие №1

Тема: «Понятийно-терминологический аппарат науки рекреалогии. Рекреалогия как расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека»

Время – 2 часа

Основные вопросы:

1. Основные понятия науки рекреалогии.

2. Общественные функции рекреационной деятельности.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Отдых и труд – многообразные формы деятельности.

2. Общие тенденции развития рекреации в мире.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию студенты должны обратить внимание на то, что целью рекреационной деятельности является повышение качества жизни.

При рассмотрении первого учебного вопроса необходимо акцентировать внимание на определение таких понятий как рекреация, лечебный туризм, оздоровительный туризм, рекреационной занятие, рекреационное место, рекреационное пространство, рекреационные ресурсы, рекреационный потенциал, рекреационное освоение, рекреационная система.

При изучении второго учебного вопроса необходимо рассмотреть пять общественных функций рекреационной деятельности: медико-биологическую, социально-культурную, Экономическую, политическую, экологическую, обратив внимание на какие человеческие потребности они направлены.

При обсуждении сообщений необходимо выделить положение о том, что отдых – это неотъемлемая часть социальной, экономической и культурной жизни нации. Досуг – прямой результат достижений цивилизации. Рекреация обладает признаками самодостаточности и автономности, является одной из ведущих в жизни человека и ее значимость определяется набором предоставляемых услуг.

Литература

Основная:

1.Николаенко Д.В. Рекреационная география. - М., 2001.

Дополнительная:

1. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм. Т. 2. – М., 2002.

2. Квартальнов В.А. Туризм. - М., 2004.

3. Кротова Е.Л. Реакционный туристический комплекс региона: теория и практика реформирования. - М., 2001.

4. Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм. - Р н / Д., 2004.

5. Преображенский В.С. Теоретические основы рекреационной географии. - М., 1995.

6. Романов А.А. География туризма. - М., 2005.

Занятие № 2

Тема: « Свободное и рекреационное время. Рекреационная

Деятельность»

Время – 4 часа

Основные вопросы:

1. Свободное и рекреационное время.

2.Рекреационная деятельность.

3. ЭРЗ, ТРД, ЦРД.

4.Рекреационная сеть.

Тематика докладов, рефератов, фиксированных сообщений:

1. Типы рекреации в зависимости от критерия повторяемости рекреационной деятельности.

2. Функциональная ориентация рекреационной деятельности – главное обоснование ее типизации.

Методические рекомендации:

При подготовке к семинарскому занятию надо изучить понятия свободного и рекреационного времени, ЭРЗ, ТРД, ЦРД.

При рассмотрении первого учебного вопроса необходимо обратить внимание на то, что культура использования свободного времени есть отражение общего уровня социально-экономического развития страны, региона, каждого человека, уровня развития сферы услуг.

Особое внимание при рассмотрении второго учебного вопроса надо обратить на то, что рекреационная деятельность, состоящая из ЭРЗ, ТРД. ЦРД. Направлена на расширенное воспроизводство жизненных сил человека и характеризуется разнообразием поведения людей. ЭРЗ – основа формирования программ отдыха. ТРД – однородная группировка ЭРЗ. ЦРД – взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание ТРД.

При обсуждении сообщений следует обратить внимание на суточный, недельный, квартальный, ежегодный и жизненный отдых, которые имеют интенсивность и значимость, а лечебная, познавательная, спортивная направленность ЭРЗ находятся в определенной взаимозависимости в рамках одного цикла.

Ежедневный, еженедельный, отпускной отдых имеют определенные наиболее предпочтительные типы рекреационной деятельности.

Рекреационная система обеспечивает удовлетворение рекреационных потребностей и комфортное пребывание отдыхающих и туристов.

Литература

Основная:

1. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформации российского общества. – Саратов, 2000.

2. Темиров Д.С. Организация и планирование рекреационной деятельности. – М., 2004.

Дополнительная:

1. Зорин И.В. Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. М., 2004.

2. Квартальнов В.А. Туризм. - М., 2004.

3. Кротова Е.Л. Рекреационный туристический комплекс региона: теория и практика реформирования. М., 2001.

4. Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм. - Р н / Д, 2004.

5. Леонтьева Ю.О. Рекреационное производство в системе рыночных отношений. - Новосибирск, 2002.

6. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. - М., 2001.

7. Преображенский В.С. Теоретические основы рекреационной географии. - М., 1995.

8. Силуянов В.Н. Биологические основы оздоровительного туризма. – М., 2000.

Занятие № 3

Наши рекомендации