Темы контрольных работ. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
1.БиржаковМ.Б. Введение в туризм: монография/ М. Б. Биржаков, Э. Н. Павлова. - 9-е изд., перераб. и доп.. - СПб.: Герда, 2008. - 576 с. + 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. обл.: Путешествия: Туризм и турист: Туристская деятельность: Туристская индустрия: Туристский продукт: Туристские услуги, работы, товары: Виды и разновидности туризма: Законодательство о туризме. - Библиогр.: с. 567.
2.Дурович, А. П. Организация туризма: учебное пособие для вузов/ А. П. Дурович. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.: ил.. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 304
3Лукьянова Н. С. География туризма: туристские регионы мира и России. Практикум [Текст] : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Н. С. Лукьянова. - М. : КноРус, 2010
4. Павлова Н. В. Туристские достопримечательности Северо-Запада и СПб [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа / Н. В. Павлова; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан. - СПб. : Изд-во СПбАУЭ, 2009.
5.Погодина, В. Л. Туристские ресурсы России [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа/ В. Л. Погодина; С.-Петерб. акад. упр. и экон. - Электрон. текстовые дан.. - СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.
б) дополнительная литература:
1.Байкова И. М. География [Электр.ресурс] : электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа / И. М. Байкова, 2010.- 1 CD-ROM
2. Исмаев, Д. К. Организация въездного туризма в Российскую Федерацию: учебно-практическое пособие/ Д. К. Исмаев; Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при Правительстве Москвы (М.). - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Книгодел; М.: МАТГР, 2009. - 152 с.
3. Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма [Текст] : учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Е. Ю. Колбовский. - 3-е изд., стер.. - М. : Академия, 2011.
4. Косолапов А. Б. География российского внутреннего туризма [Электр.ресурс] : учебник для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / А. Б. Косолапов, 2010.
В) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. www.list.mail.ru (раздел «Вокруг света»).
2. www.counter.rambler.ru (раздел «Путешествия»).
3. www.tours.ru («Сто дорог»).
4. www.mayakmfo.ru («Туристский маяк»).
5. www.turizm.ru.
6. www.russiatourism.ru
Вопросы к экзамену
1. В чем заключается аттрактивность природы для туристов?
2. Охарактеризуйте основные природные зоны субтропического, умеренного, субарктического и арктического поясов на территории России с позиции соответствия природного комплекса требованиям рекреации.
3. Проанализируйте проблему высотной поясности на территории России с позиции развития туризма.
4. Найдите на картах России наиболее важные целебные минеральные источники и расскажите о курортах, которые используют их воды.
5. Осветите важнейшие зональные экономико-экологические проблемы на территории России, как они влияют на освоение туристско-ресурсного потенциала регионов.
6. Каковы основные экономико-экологические процессы в Мировом океане, как они проявляются в прибрежной зоне России?
7. Какие экологические процессы должны быть охвачены мониторингом в первую очередь с целью выявления перспектив туризма В РФ?
8. Охарактеризуйте понятие «пропускной потенциал» и проанализируйте его роль в развитии туризма РФ.
9. Проанализируйте этнический и конфессиональный состав населения России с позиции возможностей развития туризма.
10. Выявите различия во внешнем облике и внутригородской структуре старинных городов одного христианского и одного мусульманского региона страны.
11. Назовите основные особенности формирования историко-культурного наследия России и регионов.
12. Что представляет собой список объектов Всемирного природного и культурного наследия. Назовите систему критериев оценки для включения в Список Всемирного Наследия (культурных и природных объектов). Какие объекты этого списка расположены на территории России?
13. Используя имеющуюся литературу, составьте историко-культурную характеристику района или крупного города РФ (по Вашему выбору).
14. Назовите существующие классификации типов городов России. Определите по структуре занятости функциональные типы нескольких избранных Вами для анализа городов. Какие из этих типов наиболее привлекательны для туризма?
15. Назовите основные группы ресурсов и дайте их дефиниции. Проанализируйте проблему экономико-географической оценки природных туристских ресурсов.
16. Что такое природно-ресурсный потенциал, его величина и структура? Осветите проблему природно-ресурсного районирования.
17. Как исторически меняется роль природной среды в жизни общества? Изменяется ли при этом ценность рекреационных ресурсов?
18. Назовите основные показатели уровня экономического развития страны или района РФ. Раскройте их содержание. Осветите проблему отраслевой и территориальной структур хозяйства районов.
19. Какова экономическая роль международного туризма в хозяйстве отдельных регионов России?
20. Подробно охарактеризуйте типы туризма по основным целям путешествия. Перечислите известные вам виды туризма, воспользовавшись иным, помимо отмеченного, классификационными подходами. Укажите, какие условия и ресурсы особо важны для каждого из перечисленным вами типов туризма. Какие типы туризма преобладают в районе Вашего местожительства?
21. Как развивался международный и внутренний туризм в СССР? Проанализируйте основные особенности развития международного туризма после II мировой войны и его современные тенденции. Отметьте причины этого развития, а также факторы его лимитирующие его.
22. Что современная рекреалогия вкладывает в понятие «экологический туризм»? Каковы ресурсы этого вида туризма?
23. Что такое туристский район. Приведите примеры. Какие из известных Вам ресурсов и условий могут стать определяющими в отношении перспектив развития туризма на конкретной территории? Наличие каких факторов делает развитие туризма невозможным?
24. Составьте характеристику туристско-ресурсного региона России (по выбору преподавателя).
25. Определите туристско-рекреационную характеристику одногоиз «городов-миллионеров» России.
26. Сгруппируйте районы Россию по признакам аттрактивности и современной туристской специализации.
27. Дайте комплексную характеристику туристских условий и ресурсов одного из городов, расположенного в системе «Золотого кольца России». За счет чего можно увеличить туристско-рекреационный потенциал этого города?
28. Расскажите об особенностях создания туристско-рекреационной зоны «Серебряное кольцо России».
29. Назовите и охарактеризуйте памятные историко-литературные места на территории европейской России. Предложите способы увеличить потоки паломников к этим местам.
30. Составьте перечень лечебных курортов России, указав основные заболевания, с которыми туда направляются больные. Какие из перечисленных курортов наиболее перспективны и почему.
Темы контрольных работ
1. Особенности памятников истории и архитектуры России как туристских ресурсов.
2. Музеи России как ресурсы туризма (на примере одного музейного комплекса).
3. Места жизни и деятельности выдающихся людей России как туристские территории.
4. Особенности ресурсной базы развития экологического (этнокультурного, образовательного, паломнического, охотничьего, оздоровительного, спортивного, приключенческого, событийного или иного вида) туризма в России.
5. Современные проблемы развития туризма в городе Ярославле (ином туристском центре) и пути их преодоления.
6. Состояние и перспективы развития туризма на территории Новосибирской области (иного района, области, республики. края, туристского региона, туристской зоны).
7. Туристский потенциал Сибирского региона.
8. Туристский потенциал Дальневосточного округа и перспективы его развития.
9. Туристский потенциал Севера России и перспективы его развития.
10. Программа Правительства РФ по развитию внутреннего туризма в стране до2020года.
11. Структура федеральных органов управления туризмом в России.
12. Туристский потенциал северокавказского региона и перспективы его развития.
13. Туристский потенциал Сибири и перспективы его развития.