Рецензирование и внедрение результатов дипломной работы
После получения окончательного варианта дипломной работы научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором он:
- обосновывает актуальность и научную новизну дипломной работы, подчеркивает ее принципиальное отличие от ранее разработанных аналогов;
- дает общую оценку содержания дипломной работы с описанием ее отдельных направлений по главам, логики переходов от главы к главе, обоснованности выводов и предложений и т.д.;
- характеризует дисциплинированность студента в выполнении плана подготовки дипломной работы, а также соблюдение им сроков представления отдельных глав в соответствии с заданием;
- детально описывает положительные стороны, отмечает перечень устраненных замечаний и формулирует неучтенные автором замечания по содержанию и оформлению дипломной работы;
- высказывает мнение о возможности или нецелесообразности представления дипломной работы к защите;
- определяет предварительную оценку дипломной работы;
- дает дополнительную информацию для государственной аттестационной комиссии: рекомендацию к продолжению исследования, дальнейшему обучению выпускника в аспирантуре или возможному трудоустройству на выпускающей кафедре и др.
Для получения объективной (сторонней) оценки труда дипломника рекомендовано проведение внешнего рецензирования дипломной работы специалистами в соответствующей области. В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты-практики, преподаватели других вузов. В рецензии отмечается актуальность и значение вопросов темы дипломной работы, насколько успешно дипломник справился с поставленными задачами. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела дипломной работы с выделением ее положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне дипломной работы и оценивает ее. После этого рецензия подписывается и утверждается печатью организации. Представление рецензии является обязательным. В соответствии с установленными требованиями внешняя рецензия сдается на кафедру вместе с дипломной работой в установленные сроки.
В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзыва руководителя, не считает возможным допустить студента к защите дипломной работы, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием научного руководителя и автора дипломной работы. Протокол заседания кафедры передается через ученый совет факультета на утверждение ректору.
С содержанием рецензии студент знакомится до защиты.
Составление аннотации
10.1. Аннотация (от лат. aппotatio - замечание) - краткая характеристика содержания произведения печати (книги, статьи и т.п.) или рукописи, информирующая о содержании первичного текста. Аннотация не раскрывает содержания документа (произведения), а лишь информирует о его существовании и дает самое общее представление о его содержании. Аннотация дает читателю предварительное представление о незнакомой ему публикации и тем самым помогает ему в поиске и отборе необходимой информации. Она обязательно
содержит библиографическое описание.
10.2. Основные требования, предъявляемые к составлению аннотации:
1. Композиция аннотации должна быть внутренне логична и может отличаться от композиции аннотируемого документа.
2. Отбор сведений для аннотации, их формирование и расположение зависят от содержания и характера аннотируемого произведения, назначения аннотации и потребителя, на которого она рассчитана.
3. Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным, без длинных и сложных предложений, без абзацев.
4. Аннотация - наиболее стандартизированный жанр научной речи, поэтому в тексте аннотации используются специальные конструкции (лексические клише).
10.3. Запомните некоторые лексические клише: анализировать проблему; рассматривать вопрос (о), вопросы; излагать сущность; обобщать материал (о); освещать вопросы; останавливаться на характеристике; отмечать сложность; подчеркивать значение; посвящать работу; заострять внимание (на); обращать снимание (на); уделять внимание; указывать на, необходимость; приводить данные (о); касаться вопроса (о); делать вывод (о); показывать значение; давать оценку; раскрывать сущность; характеризовать способ.
10.4. Запомните слова, необходимые при составлении аннотации:
- для обозначения субъекта действия: автор, авторы, исследователь, ученый;
- для обозначения первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;
- для обозначения связи фрагментов аннотации: прежде всего, вначале; затем; далее; кроме того; во-первых; во-вторых; наконец..;
При составлении аннотации используются не только активные, но и пассивные конструкции: автор рассматривает вопрос ..., автором рассматривается вопрос ..., автором рассмотрен вопрос ..., в статье рассмотрен вопрос, рассмотрен вопрос ....