А. А. Блок. Личность и творчество

Преподаватель: к.к., доцент каф. ФПиПХолодилова Е.В.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Русская литература первой половины XX в.

Тема 1. Модернистское направление русской литературы рубежа XIX–XX вв. Основные поэтические течения конца Х1Х–начала ХХ в.

Исторические и культурные предпосылки литературы рубежа веков. Новые явления социальной и культурной жизни рубежа веков и их влияние на литературу. Формирование новой картины мира. Мироощущение творческой личности. Драматизм внутренних конфликтов, апокалиптические настроения, экзистенциальные проблемы. Философско-религиозный ренессанс и тематика художественных произведений. Расцвет изобразительного и театрального искусства. Эстетическое размежевание литературных направлений. Особенности реализма.

Символизм. Философская основа и эстетические принципы символизма

«Новая поэзия». Истоки «новой поэзии» в литературе XIX в. Декадентство и модернизм. Символизм как поэтическое течение. Идейно-эстетические и поэтические предтечи русского символизма. Философская основа русского символизма. Эстетические принципы символизма (символ и музыка, расширение художественной выразительности, взаимодейст­вие «музыки и риторики», поэтика тайн и недомолвок, искусство детали и др.). Особенности поэтики символизма. Теоретические манифесты. Статья Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893 г.). Теория символа и символизма в работе А. Белого «Символизм как миропонимание».

«Старшее по­коление» символистов, «младосимволисты». Творческий путь В. Брюсова. Форма повествования и концепция личности в произведении «Огненный ангел». Проза русских символистов: прблематика, поэтика. Значение символистского движения для дальнейшего развития русской литературы. Судьба русских символистов в эмиграции.

Акмеизм. Эстетические принципы акмеизма и его представители

«Преодолевшие символизм». История зарождения нового направления. «Цех Поэтов». Предвестники акмеизма. Главные идеи акмеизма в программных статьях: «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева, «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого. Теоретическая работа О. Мандельштама «Утро акмеизма» и ее судьба. Основные художественные принципы акмеизма. Современные научные исследования художественной философии акмеизма. Новое осмысление акмеизма в монографии Л.Г. Кихнея «Акмеизм: миропонимание и поэтика».

Неоднородность направления: неоклассицисты и адамисты («левые акмеисты»). Человек и мир в раннем творчестве О. Мандельштама. Поэзия Н. Гумилева: слово, образы, мифы. Сновидческая и магическая природа стихов в творчестве раннего Н. Гумилева. Поэтические путешествия. Образы природы.

Творчество А. Ахматовой. Творческое развитие принципов акмеизма. Любовная лирика ранней Ахматовой (особен­ность лирической героини, глубина психологизма, поэтическая деталь, образы-символы, контраст, синтаксические особенности и др.). Пушкин в жизни и творчестве А. Ахматовой.

Футуризм. Теория и практика русского фу­туризма

Возникновение футуризма. Западные аналоги русского футуризма. Литературные манифесты, сборники. Художественные декларации, общественные выступления. Неоднородность футуризма как литературного течения: кубофутуризм («Гилея»), эгофутуризм, «Мезонин поэзии», «Центрифуга». Поэты – футуристы, их художественная практика. Связь футуристической поэзии с авангардом в искусстве (кубизм, супрематизм). Стремление к художественному синтезу (Б. Лившиц, А. Крученых, И.Зданевич, братья Бурлюки, В. Каменский). Футуристический период творчества И. Северянина. Основные средства художественной выразительности и изобразительности. Творчество В. Хлебникова. Поиски «самовитого слова». Значение художественных открытий Хлебникова для развития русской поэзии.

А. А. Блок. Личность и творчество

Философско-поэтическая основа ранней лирики А.А. Блока. Влияние поэзии Вл. Соловьева, А. Тютчева, французских символистов, творчества прерафаэлитов на становление художественных принципов молодого поэта. Особенности мироощущения А. Блока. «Стихи о Прекрасной Даме», мистическая трактовка любви, символические образы и поэтика. Лирический герой цикла. Основной конфликт. Главные образы-символы. Способы поэтической символизации. «Стихи о Прекрасной Даме» в контексте «трилогии вочеловечевания» А. Блока. Поиски новых тем и поэтических средств накануне революции («Распутье»). Блок и революция 1905 г. Второй том лирики как антитеза по отношению к первому Конфликт мечты и действительности («Незнакомка»). Эволюция лирического героя в цикле «Город». Тема «страшного мира» в лирике А. Блока Стихи Блока о России. Поэма Блока «Двенадцать». Противоречивость поэмы и оценки ее современниками. Споры об отношении А. Блока к революции. Неоднозначность оценок образа Христа. Вопрос о методе Блока.

Творчество Владимира Маяковского. Тема любви в произведении «Облако в штанах»

Лирический герой раннего Маяковского. Чувство непреодолимого одиночества. Центр мироздания – человек. Гиперболизм любовного чувства. Особенности метафоризма поэта. «Облако в штанах» как программное произведение. Биографическая основа поэмы. Особенности композиционного построения. Основные мотивы и образы. Трагедия «украденной любви» как лейтмотив поэмы. Мифологические аллюзии. Новаторства поэта: особенности ритмического рисунка, рифмы, фонетического, синтаксического, лексического, графического уровней текста.

Наши рекомендации