Жизнь, творчество, эпоха, личность

Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся италь­янский социолог, социальный философ и экономист.

Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инженера Рафаэле Парето, происходившего из знат­ного рода маркизов из Лигурии, давшего Италии сенаторов, депу­татов, министров иностранных дел, послов и купцов. Наполеон пожаловал деду Парето титул маркиза Парижского (по некоторым сведениям, даже пэра Франции) в благодарность за помощь при ус­тановлении власти республиканской Франции в Северной Италии, т.е. в учреждении Цизальпийской республики2. Отец Парето как убежденный республиканец и сторонник Мадзини из-за преследо­ваний властей Сардинского королевства был вынужден покинуть родную Геную и эмигрировать во Францию, где женился на фран­цуженке Марии Метенье. Поэтому у Парето было два родных язы­ках. В 1858 г. Рафаэле Парето с семьей после амнистии вернулся на родину, где стал преподавать французский язык, а потом работал в министерстве сельского хозяйства Сардинского королевства. Вильфредо унаследовал от своего отца математические способнос­ти, интерес к классическим языкам и истории, что проявилось уже в его школьные годы. Парето изучал в Политехническом институте Турина математику и физику, а потом на математическом факуль­тете и в Школе прикладных знаний для инженеров Туринского университета — инженерное дело. В 1869 г. защитил диссертацию (дипломную работу) на тему «Основные принципы теории упру­гости твердых тел». Парето долгое время работал инженером и уп­равленцем на принадлежавших государству итальянских железных дорогах, потом стал генеральным директором металлургического акционерного общества. В связи со своими служебными обязан­ностями объездил большую часть Европы и накопил большой опыт

1 Имя, данное будущему социологу и экономисту его экстравагантным
(или космополитичным?) отцом и указанное в метрике, было не итальянским и
не французским, а немецким — Фриц Вильфрид.

2 Вильфредо в 1882 г. вызвал на дуэль некоего дворянина, поставившего
под сомнение его принадлежность к именитому роду Парето из Генуи. Дуэль не
состоялась, поскольку обидчик принес извинения Парето.

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



практической деятельности. Парето совмещал ее с активной пуб­лицистической деятельностью, выступая в печати со статьями, пос­вященными проблемам экономики и политики, а также вопросам экономической науки и социологии. В частности, Парето доказы­вал неэффективность участия государства в хозяйственной жизни на примере железных дорог. В 1874 г. стал одним из активных учас­тников «Общества Адама Смита» во Флоренции, ставившего себе целью «продвижение, развитие, пропаганду и защиту доктрины экономического либерализма». В 1882 г. пытался стать депутатом итальянского парламента, но неудачно. Сам Парето в зрелые годы дал любопытную характеристику мировоззрения свой молодости. Он вспоминал: «Мое кредо в это время было приблизительно сле­дующим. Политическая экономия такой, какой ее создали эко­номисты, называемые классиками, была совершенной или почти совершенной наукой; оставалось только на практике применить ее принципы... В политике суверенитет народа являлся для меня ак­сиомой, а свобода — универсальной панацеей, история показыва­ла, с одной стороны, народ добрым и хорошим, честным и умным, с другой — угнетаемым высшим классом, существование которо­го было основано на предрассудках. Милитаризм и религия были худшими бичами человечества. Цезарь в древности, Наполеон I и Наполеон IIIв современности были для меня злодеями. Я отри­цал недостатки демократии или, по крайней мере, закрывал глаза на них. Террор был для меня огромным темным пятном на ярком полотне Французской революции»1. Молодой Парето был в своих взглядах отнюдь не одинок: либеральные убеждения были весьма распространены в конце XIX в. в Италии и в Европе.

Пытливый ум Парето и взывающий к обобщению практи­ческий опыт заставили его обратиться к интенсивному изучению экономической теории. Он оказался под влиянием концепции «чистой экономики» известного итальянского экономиста Маффео Панталеони, ставшего позднее его другом. Панталеони познако­мил Парето с теорией одного из виднейших представителей шко­лы математической политэкономии и главы кафедры Лозаннского Университета Леона Вальраса, чьи научные позиции и воспринял вчерашний инженер и предприниматель. Встреча с Вальрасом в 1891 г. предопределила резкий поворот в карьере Парето: убедив­шийся в высоком уровне познаний и глубокой приверженности Парето принципам своего учения, Вальрас пригласил его возгла-

1 Pareto V. Alcune lettere di Vilfredo Pareto. Pubblicate e annotate da A-Antonucci. Roma, 1938. P. 18.

Fc_




История социологии

Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru вить кафедру после своего ухода. Парето, предпочтя успешной карьере «капитана большого бизнеса» жизнь ученого и препода­вателя, переселился в Швейцарию и преподавал в университете Лозанны политическую экономию с 1893 по 1906 г., а с 1897 по 1917 г. — социологию1. В 1906 г. Парето преподавал политическую экономию и социологию в университете Болоньи. Плодотворности научных занятий Парето способствовало то, что он в 1898 г. полу­чил большое наследство после смерти дяди и благодаря этому стал независимым в финансовом отношении. Ученый купил виллу в городке Селиньи, на берегу Женевского озера, в 40 километрах от Лозанны2, где и смог полностью сосредоточиться на научных занятиях. В связи с этим Парето называл себя «отшельником из Селиньи». В 1907 г. он из-за больного сердца был вынужден отка­заться от преподавания политической экономии, оставив за собой только курс социологии и написание социологических трудов.

Парето поздно начал академическую карьеру — в 45 лет, но быстро завоевал известность в научном мире. Славу Парето принес «Курс политической экономии» (1896-1897, написан на французс­ком языке). Но это произведение не было чисто экономическим — главы «Общие принципы социальной эволюции» и «Социальная физиология» были посвящены социологической проблематике. Критике самых разнообразных социалистических и псевдосоци­алистических учений — с античности и до конца XIX в. — были посвящены «Социалистические системы» (1902—1903, написаны на французском языке). Основным экономическим трудом Парето стал «Учебник политической экономии» (1906; он, как и его после­дующие произведения, был написан на итальянском языке).

1 Академическая карьера в Италии у Парето не сложилась — универси­
тетская среда не приняла его, относясь к нему как к экстравагантному дилетан­
ту, стоящему вне научных традиций и институтов (например, его кандидатуру
отклонил Флорентийский университет). Вероятно, имели значение и опреде­
ленные вненаучные традиции итальянской академической среды того времени.
На них проливает свет его отказ от предложения возглавить кафедру полити­
ческой экономии Римского университета, которое он получил, когда стал уже
известным в Европе ученым. Парето отказался от этого предложения по трем
причинам: а) в силу благодарности и признательности Лозаннскому универси­
тету, б) дабы не составить конкуренцию своему другу М. Панталеони, в) пос­
кольку считал звание профессора Лозаннского университета более почетным,
так как на его взгляд, в любом итальянском университете назначение на долж­
ность производится во вторую или даже в последнюю очередь по научным осно­
ваниям (Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. Padova, 1948. P. 76).

2 Владение было названо в честь фаворитов ученого — ангорских котов —
«Ангора».

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



Парето двойственно относился к классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо: с одной стороны, он видел в них образец строгой научности, а с другой — критиковал классиков за попытки решить проблему сущности или субстанции экономичес­ких явлений, за сведение всех экономических явлений к труду и за игнорирование субъективной ценности товаров. Первоначально он позитивно относился к теории Л. Вальраса, однако впоследс­твии существенно скорректировал это отношение. Теоретическое расхождение с теорией Вальраса у Парето возникло из-за того, что, на его взгляд, в системе Вальраса значительную роль играли метафизические построения. Позже он утверждал: «Моя научная концепция является антиподом концепции Вальраса»1. Парето подчеркивал даже, что для него более близка теория А. Смита, чем концепция Вальраса. Водоразделом служило отношение к ло­гико-экспериментальному методу: как полагал Парето, А. Смит был более научен, чем Л. Вальрас. Теорию прибавочной стоимости К. Маркса Парето рассматривал как ухудшенный вариант теории стоимости Д. Рикардо и называл «Капитал» «непомерно разрос­шимся аппендиксом» «Манифеста Коммунистической партии» (в «Социалистических системах» Парето утверждал, что «Капитал» неопределенен, темен и труден для восприятия, как и Библия).

Парето усовершенствовал систему общего экономического равновесия Вальраса, введя рассмотрение изменений состояний системы во времени. Кроме того, Парето депсихологизировал тео­рию маржинализма, освободив ее от гедонистического объяснения действий людей, для чего, в частности, использовал «кривые без­различия» Ф. Эджуорта. Основой анализа выступили факты выбора потребителя, фиксировался порядок предпочтений одного набора ценностей перед другим. Парето интенсивно разрабатывал мате­матические методы в исследовании взаимосвязей экономических явлений, чем заложил основы современного экономико-матема­тического моделирования. Как полагал Парето, все участники экономических процессов являются рациональными субъектами, преследующими свои интересы, стремящимися к максимизации прибыли. Он выдвинул критерий оптимального распределения ресурсов («оптимум Парето»), согласно которому наиболее при­емлемый уровень благосостояния общества достигнут, если нельзя улучшить положение ни одного субъекта хозяйственной жизни, не ухудшая в то же время благосостояния хотя бы одного друго­го. «Оптимум Парето» стал в XX в. в развитых капиталистических

1 Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. P. 60.

Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru 422 История социологии

странах ориентиром для построения социальных рыночных эко­номик.

Плодом многолетних и напряженных усилий Парето по со­зданию социологической теории стал огромный — первое издание представляло собой двухтомник (около 1650 страниц, более 2600 параграфов) — «Трактат по общей социологии» (1916)1. Оно стало главным произведением его жизни: Парето трудился над ним два десятка лет. Позднее он подготовил уменьшенный и более удобный для восприятия вариант своей социологической теории, опубли­кованный в 1920 г. как «Компендиум по общей социологии» (на­считывал «всего лишь» около 500 страниц).

Примерно с 1900 г. у Парето начинает нарастать разочарова­ние и скепсис по отношению к его прежним идеалам политичес­кого либерализма, или «гуманитаризма», т. е. либерально-прогрес-систского мировоззрения Европы Нового времени с его культом абстрактного, рационалистичного человека. Эти настроения на­растали у мыслителя вплоть до конца жизни. Пиком переоценки ценностей стал его сборник статей «Трансформации демократии» (1920), где он выразил свое резко критическое отношение к пра­вящим кругам современного ему итальянского государства. Он оценил их как «демагогическую плутократию», погрязшую в кор­рупции и разложении и не способную на применение силы во имя поддержания порядка. Нельзя пройти мимо отнюдь не красящего образ Парето факта нарастания у него антинародных настроений: мыслитель выступал за более активное и жесткое применение силы по отношению к социальному движению народных низов. Неудивительно, что Парето с вниманием следил за движением Муссолини, считая его силой, способной предотвратить «анархию» в Италии. Социолог, наблюдая из Селиньи за событиями в Италии, увидел в них, как и в целом в событиях последних лет мировой войны и послевоенного периода, доказательство истинности своих социологических идей: «Победа фашизма блестяще подтверждает прогноз моей «Социологии» и многих моих статей»2.

Первой женой Парето была русская подданная Александра Бакунина, второй — француженка Жанна Режи. «Трактат по общей

1 Книга была завершена и начала печататься во Флоренции в 1912 г., но из-
за разных осложнений, в том числе из-за начавшейся мировой войны, вышла в
свет лишь четырьмя годами позже. Вскоре после выхода в свет на итальянском
языке в 1918—1919 гг. появилось французское издание, в подготовке которого
принимал активное участие и сам автор.

2 Fiorot D. II realismo politico di Vilfredo Pareto. Milano, 1969. P. 282.

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 423

социологии» ученый посвятил своей второй жене1, которая много значила для мыслителя, хотя и не разделяла его интеллектуальных интересов.

Согласно характеристике видного итальянского историка социологии Н. Боббио, Парето обладал «умом, аналитичным до педантичности, любопытством к фактам (чему была подспорь­ем превосходная память) вплоть до слухов»2. Наряду с мощным, математического склада интеллектом, огромными познаниями в естественных науках, экономике и истории (особенно античной), целеустремленностью и трудолюбием, ученый отличался, как и, например, Шопенгауэр, пессимистическим мировоззрением. Ум Парето был саркастичней, ядовит, едок в духе Ювенала или Вольтера. Любимыми книгами итальянского ученого были сочи­нения Аристотеля, Макиавелли, П. Бейля, мемуары Бисмарка и наменитый «Молот ведьм». Образ жизни Парето, особенно в ста-ости, не был чужд экстравагантности и чудаковатости. Мыслитель вел дневник, где в форме эпиграмм и диалогов со своими люби-шми кошками он высказывал свои суждения о текущих событи-х или формулировал теоретические положения3. Парето умер 19 вгуста 1923 г. и похоронен на своей вилле.

1 Национальная идентификация Парето как личности и как ученого в свете
его сказанного не может быть однозначной. Итальянец по отцу и француз по

атери, родившийся и проведший детство в Париже, учившийся и работавший в 'талии, преподававший и занимавшийся наукой в Швейцарии, женатый на рус-кой, а потом на француженке, похороненный опять-таки в Швейцарии, но при ом патриот Италии.

2 ВоЬЫо N. Saggi dulla scienza politica in Italia. P. 53.

3 Б. Селигмен нарисовал красочный, но, очевидно, шаржированный порт-
т мыслителя в его поздние годы: «Престарелый Парето, отрастивший большую
роду и облаченный в ниспадающую мантию, проводил свои дни на вилле в

елиньи в окружении не менее двух десятков кошек. Подобно своим подопеч-ым, он был независим, по-кошачьи злобен и горд, если ему что-то не нрави-ось. Прирожденный бунтарь, он приветствовал всех, кто конфликтовал со сво-ми правительствами. Его воображаемые враги были повсюду: это и демократы,

пангерманцы, и женщины, воюющие против алкоголя, и жеманницы, и те из го окружения, кто пытался замалчивать его сочинения. Так он и жил в окру-ении кошек, разрабатывая свою теорию общественного устройства, и пытал-я внедрить в это устройство элементы кошачьего поведения. Жил, как арис-~крат, полный презрения к тому обществу, которое его породило» (Селигмен Б. сновные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 49). Ясно,

о это карикатура, хотя конечно же несущая некую долю истины. Последние исьма и статьи Парето говорят о ясности его мышления и рациональности его оступков.



История социологии

Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Введение в систему научных взглядов Парето

Итальянский исследователь жизни и творчества Парето Н. Боббио утверждал, что тремя главными источниками его мысли были взгляды Макиавелли, Маркса и Сореля. Вместе с тем Парето находился несколько в стороне от многих из ведущих социальных теорий своего времени. Скорее всего он не был близко знаком с работами Ф. Тенниса, М. Вебера1 и других немецких мыслителей, однако знал французскую социологию. Парето почти никогда не цитировал Э. Дюркгейма, хотя ему принадлежала благосклонная рецензия на его труд «Самоубийство»; критически высказывался о Ш. Летурно, Г. Тарде, Де Греефе. В целом будет небольшим пре­увеличением сказать, что Парето с начала своих научных занятий вступил в борьбу с социологией своего времени, уподобившись тем самым, Ф. Ницше, который считал себя борцом против своей эпохи.

Творчество В. Парето может быть разделено на два этапа — этап становления (с начала 1870-х примерно до 1900 г.) и этап зре­лости (с 1900 г. до конца жизни). Первый этап был сопряжен с при­верженностью политическому либерализму и с верностью позити­вистской социологии и философии. На этом этапе его собственные социологические взгляды еще только формировались в отличие от экономических, которые были разработаны в его «Курсе полити­ческой экономии». Второй этап был отмечен отказом от политичес­кого либерализма и разработкой собственной версии позитивной социологической и экономической теории. Самые значительные работы этого этапа — «Социалистические системы», «Трактат по общей социологии» и «Учебник политической экономии».

В теоретической системе зрелого Парето могут быть четко выделены три ее структурных элемента: 1) логика и методология науки; 2) политическая экономия и 3) социология. Эти элементы строго взаимосвязаны и взаимообусловлены: логика и методология применяются как средство построения политической экономии и социологии, политическая экономия выступает как предпосылка социологии, а социология в свою очередь обосновывает полити­ческую экономию и устанавливает ее границы.

1 Парето мог знать об основных идеях Вебера благодаря общению с близко знавшим немецкого социолога Р. Михельсом.

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ



Социология как «логико-экспериментальная наука»

В вопросах логики и методологии науки воззрения Парето ха­рактеризуются радикальной приверженностью позитивизму. Он формулирует концепцию «логико-экспериментальной науки» («1а scienza logico-sperimentale»), согласно которой наука должна с абсо­лютной и безусловной строгостью основываться только на фактах «опыта и наблюдений» и строить на этом фундаменте логически безупречные выводы. Всевозможные религиозно-мистические построения и априорно-метафизические принципы иконструк­ции должны быть решительно отброшены. В наибольшей степе­ни, по мысли Парето, эталону научности будет соответствовать та теория, которая более других согласуется с фактами прошлого, лучше других предсказывает факты будущего и объемлет большее количество фактов. Предметом науки должно быть исследование единообразия (la uniformita) явлений, установление между ними функциональной взаимозависимости. Он отмечал: «В науке нет предвзятых идей, страстей, она не принадлежит никакой партии, ее функция состоит в описании фактов, исследовании отношений, которые существуют между ними, и в открытии законов, которые составляют естественное единообразие»1. Социальная наука не су­ществовала бы, если бы социальные факты не представляли собой единообразных явлений.

В связи с мерой соответствия канонам логико-эксперимен­тальной науки Парето в универсуме знания выделил логико-экс­периментальные теории и теории, не отвечающие их требованиям2. Последние исходят не из опыта, а из априорно принятых положе­ний — религиозных или метафизических, которые довлеют над опытом, навязывают ему вымышленные конструкции. Подобные теории, согласно Парето, «не зависят от опыта, опыт зависит от них»3. К теориям, не отвечающим критериям логико-экспери­ментальной науки, ученый относил, например, концепции Руссо, Гольбаха, Кондорсе и многих других мыслителей. Одним из вопи­ющих проявлений ненаучного теоретизирования Парето считал философию Гегеля и, в частности, его «Философию природы», ко­торая, на взгляд итальянского мыслителя, не жалевшего сарказма и издевательской иронии в адрес великого немецкого философа,

1 Pareto V. Scritti sociologies Torino, 1966.

1 Парето использовал термин «теория» весьма расширительно. Часто он
имел в виду идеологические построения вообще.

2 Pareto V, Trattato di sociologia generate. Milano, 1964. Vol. 1. § 56.

Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru Жизнь, творчество, эпоха, личность - student2.ru 426 История социологии

была «трудом, который явно достиг границ комической абсурд­ности и перешагнул их»1.

Вполне традиционно итальянский мыслитель считал естес­твенные науки эталоном научного знания: все естественные дис­циплины приближаются к его идеалу логико-экспериментальной науки. Близкой к этому идеалу Парето считал экономическую науку, которая вместе с тем, впрочем, еще должна подвергнуться значительной логико-экспериментальной трансформации. «Я хочу сделать экономику точно такой же наукой, как и химия, физика, астрономия»2, — заявлял ученый. Еще менее зрелой наукой Парето считал социологию. Он полагал необходимым форсирование уси­лий по преобразованию социологии в подлинную науку. Свой «Трактат по общей социологии» итальянский социолог считал существенным вкладом в такое преобразование. Ориентация на математизированное естествознание как на образец совершенно­го знания привела к насыщению текстов произведений Парето математическими формулами и символикой, алгебраическими и геометрическими аналогиями, графиками и схемами.

Парето, подобно неокантианцам и М. Веберу, разделял науку и идеологию, эпистемологический и аксиологический аспекты ду­ховного освоения мира. Итальянский ученый заявлял: «Я убежден, что у социологии главный враг — чувство...»3 Социолог разделил истину и пользу, о чем свидетельствует его следующее рассужде­ние: «Экспериментальная истинность и ее социальная полезность представляют собой различные явления. Теория, которая являет­ся экспериментально истинной, может быть либо выгодной, либо невыгодной для общества; и то же самое касается теории, которая экспериментально ошибочна»4.

Концепция логико-экспериментальной науки Парето была предельно рассудочным построением, или, пользуясь терминоло­гией Макса Вебера, идеальным типом в области эпистемологии, и предлагала практически недостижимый проект преобразования научного знания. Реализация программы создания логико-экспе­риментальной науки Парето была неосуществимой утопией, а в генетическом отношении проект логико-экспериментальной на­уки Парето был результатом идеализации естествознания конца XIX — начала XX вв.

'Ibid. §51.

2 Sensini G. Corrispondenza di Vilfredo Pareto. P. 56.

3 Pareto V. Lettere a M. Pantaleoni. Roma, 1960. \bl. II. P. 465.

4 Pareto V. Trattato di sociologia generate. § 249.

СОЦИОЛОГИЯ ИТАЛИИ 427

Наши рекомендации