Лавные горные хребты и массивы Южного Урала

наименование высота, м главная вершина
 

г.Ямантау

   
г.Иремель Кабан
хребет Зигальга Большой Шолом
хребет Машак  
хребет Нары  
хребет Баштау Большой Шатан
хребет Аваляк  
хребет Крыктытау  
хребет Уралтау Арвяк Рязь
хребет Ирендык  
хребет Зильмердак  
хребет Юрматау  
хребет Каратау  

1.1.2. Почвы и растительность Южного Урала

Южный Урал покрыт лесами, различными по составу и произрастающими на различных почвах.

На передовых западных хребтах, невысоких, но сравнительно богатых осадками, растут на серых почвах леса широколиственные. На скалистых юго-восточных склонах хребтов появляется сосна.

В центральной полосе Южного Урала хребты и долины между ними поднимаются выше, климат становится суровее, и широколиственные леса уступают место хвойным. По долинам и нижним склонам, до высоты 650 – 700 м, растут сосна, береза и лиственница обычно на серых лесных почвах. Выше 700 м преобладают ель и пихта, много березы и осины. Елово-пихтовый лес на более крутых склонах выше 900 м становится постепенно низкорослым, больше появляется лесных полян и каменных россыпей. Этот лесной пояс от 700 до 1100 м представляет горную тайгу. Под ней образовались горные подзолистые почвы. От 1100 до 1300 м расположен субальпийский пояс. Выше 1300 м идет гольцовый пояс. Он отличается преобладанием тундровой растительности (мхи и лишайники) на горно-тундровых почвах.

1.1.3. Животный мир Южного Урала

Животный мир Южного Урала разнообразен. Здесь обитают: из хищников – волк, лиса, рысь, медведь, барсук, куница, норка, колонок, крот, горностай; из грызунов – заяц, белка, бурундук, летяга, мышь; из птиц – утка, серая куропатка, перепел, тетерев, глухарь, рябчик, орлан, ястреб, сова, дятел и множество певчих; из копытных - лось, косуля. Встречаются пресмыкающиеся – гадюка, уж, медянка, ящерица. В реках водятся – таймень, хариус, налим, щука, окунь, елец, голавль, язь.

1.1.4. Климат Южного Урала

3има (середина ноября – март) – продолжительная, суровая, преобладают ясные солнечные дни. Бывают метели и бураны, особенно часто в феврале (2 – 16 дней в месяц с метелью). Среднемесячная температура воздуха в январе – 22' (миним. – 45').Иногда атлантические циклоны приносят оттепели с мокрым снегом, дождем и туманом (1 – 6 дней с туманом в месяц). Снежный покров появляется в октябре, санный путь устанавливается во второй половине ноября. Высота снежного покрова в марте 40 –80 см.

Весна (апрель – май) прохладная с заморозками. Характерно чередование пасмурных с дождем и мокрым снегом и ясных солнечных дней. Снежный покров сходит в середине апреля, в отдельные годы сохраняется до начала мая, весенняя распутица продолжается более одного месяца. Заморозки бывают до первой половины июля.

Лето (июль – август) умеренно теплое с частыми и обильными грозовыми дождями (7 – 11 дней с грозой в июне – июле). Среднемесячная температура воздуха в июле 19' (макс. 34'). В августе уменьшается количество осадков возрастает число ясных солнечных дней. Со второй декады августа начинаются заморозки.

0сень (сентябрь – первая половина ноября) холодная, пасмурная, дождливая с сильными ветрами. Иногда сентябрь бывает сухим и солнечным с утренними заморозками. Осадки выпадают в виде затяжных дождей с туманом (5 – 15 дней с туманом в месяц) в виде мокрого снега. Распутица начинается с середины сентября и продолжается до устойчивых морозов. Ветры в течение года западные, юго-западные, весной и летом кроме того северо-западные со средней скоростью 1,3 – 4,3 м/сек. На западных (наветренных) склонах Южного Урала выпадает больше осадков – от 550 до 650 мм, а местами больше, на восточных (подветренных) склонах меньше – 400 – 450 мм.

1.1.5. Дорожная сеть Южного Урала

Южный Урал пересекают две железнодорожные магистрали: Уфа – Златоуст – Челябинск и Уфа – Карламан – Инзер – Белорецк – Магнитогорск – Сибай. Железнодорожная линия на участке Белорецк – Карламан введена в строй действующих в 1977 – 1978 гг. Улучшенные грунтовые дороги шир.5 – 10 м местами усилены добавками щебня и гравия, толщина слоя с добавками 5 – 15 см, состояние дорог удовлетворительное. Большинство грунтовых дорог находятся в плохом состоянии. Некоторые дороги заброшены и движение автотранспорта по ним невозможно. Немногие дороги, связывающие ближайшие населенные пункты с местами лесоразработок и грунтовыми улучшенными дорогами, периодически ремонтируются и находятся в удовлетворительном состоянии. На дорогах много крутых поворотов и уклонов (преобладающие уклоны 7 –15', макс. До 35'). Во время дождей и снеготаяния проходимость дорог резко снижается, возможная скорость движения по размокшим дорогам около 10 км/час. Мосты деревянные, на улучшенных грунтовых, дорогах грузоподъемность 5 –15 т, на остальных от 1 до 15 т (преобладают с грузоподъемностью 3 – 5 т). В 2000 году отремонтирована и покрыта гравием дорога Ассы – Бриш – Искушта.

1.1.6. Реки Южного Урала

Почти все реки Южного Урала относятся к бассейну Каспийского моря; только в северной части начинает свое течение несколько рек, принадлежащих бассейну реки Обь, то есть бассейну Северного-Ледовитого океана (реки Уй и Миасс). Основной водораздел проходит по хребту Уралтау, который является границей бассейнов р.Белая и р.Урал.

Больше всего крупных рек начинается у гор Иремель и Ямантау (Белая, М.Инзер, Б.Инзер, Юрюзань, Катав). Это наиболее высокие горы и на них выпадает много осадков. Истоки многих рек заболочены. Остальные реки имеют преобладающую ширину 10 –30 м (на перекатах 20 – 50м), глубину 0,3 – 1,0 м, скорость течения 0,5 – 0,9 м/сек. Дно валунно-галечниковое, берега крутые и обрывистые. Реки преодолимы вброд, подъезд возможен, как правило, только по дорогам. Замерзают реки в середине ноября, в редкие годы в конце ноября – начале декабря, вскрываются в середине апреля, на перекатах вначале апреля. Толщина льда в конце зимы 60 – 70 см, на перекатах 20 – 50 см. Многие небольшие реки промерзают до дна. Половодье начинается во второй половине апреля и продолжается около месяца, уровень воды поднимается на высоту 1 – 3 м (на р.Инзер до 4 м). Межень в конце мая – начале июня. Летом и осенью бывают дождевые паводки с подъемом уровня воды на 50 – 80см. Главным источником питания рек являются атмосферные осадки – снег и дожди.

1.2. Инфраструктура региона

Характер и параметры дорожной сети:

Районы Северного и Южного Урала хорошо освоены в туристском отношении. Хорошее транспортное сообщение, железные и шоссейные дороги позволяют свести к минимуму участки пеших подходов к наиболее привлекательным горным хребтам и вершинам. Множество троп технических дорог сильно облегчают движение по маршруту.

Хорошая освоенность района позволяет разработать большое количество вариантов заброски.

Были разработаны следующие варианты заброски :

1. Поездом № 910 Москва - Челябинск (отправление со станции Уфа 22:53 моск. прибытие на станцию Миасс в 10:04)

2. Электропоездом от станции Миасс до станции Уржумка.

Другие варианты заброски:

1. Междугородним автобусом Уфа-Челябинск (ежедневно), затем электропоездом до станции Миасс, затем электропоездом до станции Уржумка.

2. Поездом Адлер – Челябинск , затем электропоездом до станции Уржумка.

3. На попутном некоммерческом автомобильном транспорте.

4. На частном автотранспорте.

Самым удобным способом заброски можно считать вариант 1. Поезда от станции Уфа до станции Миасс ходят ежедневно и большом количестве. Электропоезд со станции Миасс ходит ежедневно 3 раза в день.

Хорошая дорожная оснащенность района делает заброску наименее сложной и затратной. В приложении приведена примерная смета расходов на транспортную заброску группы, при различных вариантах. (приложение 1).

Характер и параметры средств размещения и сети питания:

Район так же хорошо оснащен в плане средств размещения- в районе заповедника Таганай несколько гостиниц и санаториев, также на территории маршрута множество охотничьих избушек. По оду маршрута попадаются башкирские деревни, где туристов так же встретят с большим радушием и гостеприимством.

Согласно запланированному маршруту ночевка и дневка планируется на открытом воздухе в палатках и временных лагерях.

Питание так же планируется готовить самостоятельно на открытом огне.

Вывод: В целом район хорошо освоен и богат в инфраструктурном плане, что очень облегчает проведения тура. Хорошая оснащенность района авто и железными дорогами помогает свести к минимуму проблему заброски группы а многочисленные варианты выбрать наиболее оптимальный способ заброски. Большое количество гостинец и охотничьих избушек так же благотворно влияет на проведение тура- не смотря на то что планируется лагерная стоянка, большое количество средств размещения так же благотворно влияют на проведение тура.

1.3. Техника преодоления водных препятствий на сплаве

Сплав на плотах по незнакомой горно-таежной реке полон неожиданностей и приключений. Каждый поворот реки может скрывать самые неожиданные препятствия, и группа, отправляющаяся в путешествие, должна уметь своевременно обнаружить их и успешно преодолеть.

В специальной литературе дана подробная характеристика различных препятствий, которые могут встретиться на реке** . Здесь будут изложены некоторые особенности преодоления препятствий на плотах.

Умело используя положительные качества плота (прочность, остойчивость, непотопляемость и др.), можно при преодолении препятствий скомпенсировать главный его недостаток - малую маневренность. Очень важно, что плот дает несравненно лучший обзор предстоящего пути, чем другие суда, поскольку экипаж гребет стоя. Кроме того, встав на подгребицу, удается просмотреть с наплыва пороги даже с очень крутым сливом или большими стоячими волнами. Это позволяет преодолевать "с ходу" не слишком сложные пороги, которые тянутся один за другим на многие километры, в то время как спуск через них на лодках и байдарках потребовал бы детальной разведки с берега.

Ниже рассматриваются препятствия, наиболее часто встречающиеся при плавании на плотах.

Перекаты и мели - образуются там, где скорость течения уменьшается и из воды выпадают осадки в виде песка и мелких камней. На горных реках можно встретить мели, образованные довольно крупными валунами. Чаще всего мели и перекаты залегают у выпукло го берега на повороте реки, на сильных расширениях русла, у верхней и нижней оконечностей островов. Отдельная мель или перекат, имеющий достаточно глубокий проход, так называемое корыто, не опасны для плота, если они своевременно обнаружены. Кроме формы русла, признаками мелей и перекатов могут служить:

1) цвет воды - более светлый, желтоватый, на мелком месте и более темный, зеленый,- на глубоком;

2) поверхность воды - в тихую погоду над мелью вода гладкая, а на главной струе всегда рябит; при ветре волна на главном сливе и вообще на глубоком месте заметно больше и ровнее, чем над мелью.

Обычно удается уже на подходах рассмотреть перекат и направить плот по главной струе через корыто. Если же воды недостаточно и плот сел на грунт, экипаж сходит в воду и, действуя вагами, как рычагами, проталкивает судно вперед. Отводить его назад против сильного течения имеет смысл только в редких случаях, при очень широких и мелких перекатах, предварительно найдя самое глубокое корыто, а если нужно, то и очистив его от больших камней. Иногда бывает легче разгрузить плот частично или полностью, чем отводить его назад.

рис. 35Если плот навалился на мель бортом и прижат к ней давлением проходящего рядом основного потока, следует завести так называемую "оплеуху" (рис. 35). В качестве "оплеухи" можно использовать любое бревно, часто для этой цели берут запасную гребь. Рукоятку греби привязывают к передней ронжине или стреле у борта, а лопасть сбрасывают в поток на более длинном конце прочной веревки, которую закрепляют на корме. Нужно следить, чтобы лопасть все время была в вертикальном положении. Поток давит на "оплеуху" и стягивает корму с мели. Плот отходит с мели, как при отчаливании "тыром". Иногда целесообразно применять одновременно и ваги, и "оплеуху". На мелких перекатах эффективнее одновременное заведение "оплеух" с обоих бортов.

Завалы - скопления подмытых весенними водами деревьев - часто непреодолимый для плота. Стволы деревьев громоздятся у вершин островов, иногда полностью перекрывая одну из проток. Плот свободно минует не сплошной завал, однако не следует приближаться к нему слишком близко: обычно более плотно перекрыты только верхние слои потока, вода устремляется под завал с большой силой и может затащить туда плот, оказавшийся поблизости.

Сплошные завалы образуются на участках реки с малым уклоном и малой скоростью течения там, где поток дробится на отдельные узкие протоки, а также в верхнем течении небольших таежных речек, ширина которых не превосходит высоты окружающих деревьев. Встретив сплошной завал, надо заблаговременно пристать и, если он не широкий, топорами и пилами попытаться расчистить в нем проход. При таких работах не следует жалеть время на то, чтобы найти слабое место в завале. Если пройти завал не удается, вяжут новый плот ниже по течению, при этом иногда можно частично или полностью использовать материал старого плота.

Не только завал, но и одно дерево, нависшее над быстрым потоком, может причинить серьезные неприятности. Такие деревья чаще встречаются на вогнутых берегах, у крутояров, где поток сильно разрушает берег. Нависшее дерево может не только сбросить в воду за зевавшихся плотогонов и их груз, но и поломать греби, подгребицы, а иногда привести к затоплению плота. От таких деревьев надо заблаговременно отгребаться.

Одиночные камни - подводные и надводные - не представляют для плота опасности, если они заблаговременно обнаружены. Основные признаки, по которым можно обнаружить подводный камень, - это неисчезающие круги, бурун и косые струи, отходящие от вершины камня. Значительно труднее обнаружить камень, который находится в пороге, так как стоячая волна постоянной высоты не всегда возникает над ним. Иногда в порогах встречаются валуны, сильно возвышающиеся над средним уровнем потока и в то же время непрерывно обтекаемые гладким слоем воды толщиной 10-15 см. Здесь же можно встретить плиты, пологая сторона которых обращена вверх по течению. Стремительный гладкий поток набегает на такую плиту, даже если ее гребень на метр выше среднего уровня потока, и сбегает с нее слабеньким каскадом с нижней крутой стороны. Ниже такой плиты вода также относительно спокойна. Вообще при большой скорости течения одинокие камни могут быть, закрыты водой сверху и плохо просматриваться с наплыва. В то же время их сторона, обращенная вниз по течению, может быть обнажена.

Последствия удара плота о камень могут быть различны и зависят в основном от скорости потока и высоты камня. Наиболее опасны удары о камень носом плота, которые иногда приводят к серьезным авариям (см. о них в последней главе). При ударах плот чаще всего разворачивает лагом (боком), если камень высовывается из воды, или садится на камень, если тот находится под водой. Поворот лагом может привести к аварии, если вблизи есть другие камни. Облегченный нос правильно построенного плота способствует тому, что судно садится на камень кормой или серединой става, не меняя при этом своего положения относительно потока.

Прежде чем попытаться сняться с камня, надо определить, где он подпирает плот: если ближе к корме, - то следует часть груза и всю команду перевести на нос, и, отталкиваясь о дно шестами, продвигать плот вперед; полезно также завести "оплеуху"; если ближе к носу,- то целесообразно сначала повернуть плот кормой вниз по течению. Снять плот с камня можно быстрее всего вагами. Однако такой способ не всегда применим, так как для этой цели экипаж должен слезть в воду (если, конечно, позволяют глубина и скорость течения).

рис. 36Если удар плота о камень носом крайне опасен, то такой же удар о борт ближе к корме проходит совершенно безболезненно. Поэтому, когда видно, что отгрести от камня уже не удается, надо наваливать на него бортом, примерно на протяжении 1/3 длины плота от кормы. Более того, иногда при лавировании навалить плот на камень бывает полезно. На рис. 36 показан та кой пример.

Русло забито камнями. Единственно возможный проход образовали три скалы, расположенные одна за другой вниз по течению. Как только нос плота поравняется с камнем №1 нос, а потом и корму смещают вправо, не увлекаясь, однако, этим, так как впереди камень №3. Отгребают лишь настолько, чтобы плот вышел за камень №2 немного более чем наполовину. В момент удара о камень №2 или даже немного раньше нос плота круто отгребают влево, продолжая отгребать корму вправо. Благодаря этому плот вращается вокруг камня №2. Как только корма плота начнет отрываться от этого камня, ее отгребают также влево. У камня №3 "поворот ударом" повторяют, но уже в другую сторону.

Следует учитывать большую инерционность плота и отдавать команды и исполнять их с большим упреждением, чем на лодках и байдарках. Величина упреждения зависит от скорости реакции членов экипажа, свойств плота и скорости потока.

Познается она с опытом.

Пороги и шиверы - наиболее опасные препятствия для сплава по горным, горно-таежным рекам и рекам предгорий и возвышенностей. Пороги образуются на участках реки, где русло прорезано в основных каменистых породах, твердость которых заметно больше, чем твердость пород близлежащих участков. Почти всегда пороги образуются на месте конечных морен исчезнувших ледников. На порогах резко возрастают уклон потока и его скорость.

Русло часто бывает загромождено обломками скал и камнями. Шиверами в Сибири называют менее сложные пороги.

Для уверенного спуска через сложный порог нужен опыт, который приобретается только практикой.

Основную опасность на пороге представляют камни и стоячие волны - валы. Особенно тяжело проходить на плотах пороги, тянущиеся на несколько километров, с руслом, забитым беспорядочно разбросанными камнями. Чтобы снять плот с камня в пороге, даже на маленькой реке, требуются значительные усилия. На порогах с большим уклоном и расходом воды севший на камень плот прижимает к препятствию и дну русла набегающим потоком с такой силой, что судно не удается даже пошевельнуть. Стоячие волны не потопят плот, но большой вал, особенно косой, идущий на него несколько сбоку, может смыть людей. Высокие стоячие волны парализуют работу Передней гребью, и плот становится почти неуправляем. Серьезную опасность представляют горизонтальные и вертикальные водовороты в непосредственной близости к струе, по которой проходит плот. Плот, идущий со скоростью 8 - 12 м/сек, вылетая с хода на малоподвижную воду или зацепляя ее носом или бортом, может совершенно неожиданно глубоко в нее зарыться.

Техника преодоления порогов на саликах, управляемых шестами, на небольших речках мало чем отличается от спуска по ним на лодках и байдарках. Надо лишь делать поправку на малую маневренность плота. Главное правило, которое следует соблюдать при этом, - идти туда, где больше воды. На порогах с прямым сливом идут в вершину треугольника И далее по гребням стоячих волн. На крутых поворотах держатся фарватера у вогнутого берега, предохраняя салик от навала на него. Если порог образован массой валунов, то частые посадки салика на камни неминуемы, и приходится "прорываться", работая шестами и вагами (таков Большой порог на реке Щугор).

Техника спуска через пороги на плотах с гребями при плавании по большим горным рекам имеет свои особенности. Рассмотрим несколько характерных примеров.

На участках горной реки со средним уклоном 2 м на 1 км нередко встречаются крутые повороты там, где поток накатывается на выходы коренных скальных пород. Главная струя идет вплотную к скалам, и вода наваливается на вогнутый берег. Плот тянет, как магнитом, и притирает к скалам. Такой поворот часто называют "притором".

рис. 37Примером подобного порога может служить Саянская шивера на реке Казыр. На подходах к ней поток движется приблизительно полкилометра по прямому руслу шириной 80-100 м хорошо заметным уклоном. Слышен характерный для шивер "шорох" перекатываемых по дну камней. Поворот образован скальной грядой, которая сначала идет перпендикулярно потоку, а потом поворачивает еще круче. От правого выпуклого берега далеко в поток выдается едва прикрытая водой отмель из валунов. Ширина основной струи на повороте уменьшается до 15-20 м, а скорость течения резко возрастает. Отбойный вал доходит до середины главного потока у конца слива (рис. 37). Бревно, брошенное в середине русла на верхнем плесе, исчезает в волнах у первых скал.

Очевидно, что на таком повороте поток отжимается к скалам под действием центробежных сил, пропорциональных его скорости. Поэтому поверхностные слои воды, имеющие большую скорость, чем придонные, будут сильнее набегать на скалы подминаться ими на дно. Следователь но, на повороте поток не только наваливается на внешний берег, но и вращается вдоль своей продольной оси. Понятно, что идти через подобный порог по главной струе нельзя. К нему подходят вдоль правого берега. Далее идут вдоль отмели, огибая ее, не сильно работая обеими гребями на мель. Как только мель останется позади, поворачивают нос плота на 20-30° к правому берегу и отгребаются к нему в полную силу. Плот соскальзывает вниз с наклонного потока и проходит через отбойный вал у последней его трети.

рис. 38Иная техника спуска через пороги с чистым прямым сливом, но с большими стоячими волнами в подпорожице. В качестве примера рассмотрим верхнюю часть по рога Щеки на той же реке. Уже за несколько километров до порога скорость течения заметно падает, плесы становятся глубже и шире (до 150 - 180 м), перекаты на поворотах пропадают. Чувствуется, что река где-то не далеко подпружена. На берегах давно появились отдельные выходы основных пород. Последний плес длиной около 1 м заканчивается крутым поворотом вправо. Здесь начинается порог. Уже в конце плеса в еще широком русле расположены сначала отдельные камни, а дальше и большие скалы. Поток дробится между ними. Скорость его быстро нарастает. Наконец, протоки собираются вместе, чтобы уткнуться в скальную стену. Только отсюда виден главный слив. Часть потока отбрасывается от стены влево в небольшой верхний "улов", а основная масса, чуть помедлив, обрушивается вниз через узкий прямой проход, прорезанный под прямым углом вправо. Его ширина вверху не более 10 м, а перепад высот около 2,5 - 3 м. В конце слива, как раз посередине прохода, образуется особенно высокий вал над затопленными там обломками скал.

Перед порогом плот разгружают. Запасные греби кладут вдоль продольной оси плота, одну лопасть вперед, а другую назад. Привязывают греби раздельно, каждую в двух местах. Экипаж должен иметь ножи на шнурках, чтобы при необходимости быстро освободить гребь. Спускаться через порог лучше вчетвером, поскольку швартовка в нижнем "улове" простая.

Начинают спуск от левого берега (рис. 38), так как по нему проходит хорошая тропа для переноски груза. Энергично работая гребями, пересекают русло и ведут плот между скалами у правого берега, где имеются более широкие проходы и идет основная масса воды. Над сливом плот несколькими короткими гребками прижимают к левой стороне конуса так как верхние слои потока, отброшенные от стены движутся с накатом на правые скалы. На слив плот должен выйти строго по направлению потока.

После того как лоцман убедился, что плот занял исходное положение, по команде "Ош" и "Гребь на плот!" переднюю гребь втаскивают на плот и надежно закрепляют веревками, в противном случае она будет сбита или сломана валом, причем могут пострадать и люди.

С этого момент плот управляется только задней гребью. На сливе из-за возросшей собственной скорости судна она хорошо работает как руль. Однако не следует делать ею больших размахов, так как на сливе скорости течения в различных местах неодинаковы. Если лопасть греби попадет в область с большей скоростью течения, то ее заклинит в подгребице или даже сломает. При заклинивании гребь быстро поднимают, навалившись всем весом на рукоятку, и опять опускают в той части потока, в которой находится плот. Пройдя вал, по команде "Нос влево!" выбрасывают переднюю гребь на воду и подводят судно к берегу в нижнем "улове".

Встречный ветер - препятствие хотя и не опасное, но в нижнем течении и на равнинных реках может существенно спутать расчеты путешественника. Уменьшение парусящей поверхности надводной части плота за счет более целесообразного размещения людей и груза не дает ощутимого результата при сильном ветре. В этом случае более эффективен "подводный парус".

Небольшую, но густую елку или пихту привязывают за верхушку и пускают плыть впереди плота. На больших плотах можно сделать несколько таких "парусов". Чтобы они не мешали управлению, их можно завести под плот, закрепив конец веревки легко развязывающимся узлом на задней подгребице. Деревце под плотом можно растянуть и второй веревкой, привязанной к комлю и носовой подгребице. Конечно, управление плотом, который несет "подводный парус" затруднено, поэтому такой прием оправдан только на простых реках. Там, где могут возникнуть неожиданные препятствия, надеж нее матерчатый "водяной якорь".

Плавание на плотах по участкам реки, где встречаются искусственные препятствия - мосты, паромы, за пани и т. п., мало чем отличается от плавания по ним на других туристских судах и хорошо описано в имеющейся литературе. Главное в преодолении этих препятствий - вовремя заметить их, чтобы при необходимости иметь возможность пристать к берегу. Тогда можно спокойно выяснить обстановку и наметить способ преодоления.

ГЛАВА 2 Специфика технических особенностей проведения туристических мероприятий на реке Белой и в заповеднике Шульган-Таш

2.1. Характеристика и история реки Белой и заповедника Шульганташ

Река Белая (Агидель), река, лев. пр. Камы. Дл. 1420 км. Пл. басс. 141900 км2. Берет нач. к В. от г. Иремель. В верховье течет в низкой, заболоченной долине. Ниже п. Тирлянский дол. резко сужается; на отд. участках склоны ее круты, обрывисты, покрыты лесом. Ниже впадения прав. пр. Нугуша, по мере выхода на степную равнину, дол. постепенно расширяется; после впадения р. Уфы Б. представляет собой типично равнинную реку. Протекая по обширной пойме, река меандрирует и разбивается на рукава. Прав. берег большей ч. более возвышен. Питание Б., гл. обр., снеговое. Ср. год. расход воды в устье 950 м3/с. Наиб. кр. притоки: Нугуш, Сим, Уфа, Бирь, Быстрый Танып - справа; Ашкадар, Уршак, Дема, Кармасан, Чермасан, База, Сюнь - слева. Б. - важнейшая водная магистраль Башкортостана. Судоходна от устья до г.Уфы, нерегулярное судоходство - до пристани Мелеуз На Б. расположены гг. Белорецк, Мелеуз, Ишимбай, Салават, Стерлитамак, Уфа, Благовещенск, Бирск.

Люди с древнейших времен селились по берегам рек. Самые крупные из них становились как бы символом того или иного народа. Египтяне обожествляли Нил, Гангу поклонялись народы Индии. Национальная гордость у англичан – Темза, у французов – Сена. В Волге воплотились величие духа и широкая натура русского народа. Своя главная река есть и у башкир. Это красавица Агидель, каждой своей капелькой слитая с некогда много страдательной судьбой маленькой народности, опоэтизированная в его легендах и преданиях, воспетая в самых лучших песнях.

Агидель берет начало в самом сердце Башкирии – в горах Южного урала между хребтами Аваляк и Уралтау. Первую треть своего пути бежит она на юго-запад по межгорной котловине и ничем не отличается от других уральских речек. Резвая и жизнерадостная, как светловолосая девочка, она постепенно взрослее, прорываясь на западе через хребты на Русскую равнину. Начинает понимать, что не так-то просто пройти 1420 километровый путь. И она поворачивает на север, чтобы из конца в конец пересечь всю республику. Течет, набираясь житейского опыта, обрастая детьми и внуками, и люди с уважением начинают называть ее матерью башкирских рек.

Русское название Агидели – Белая. Природа, по-видимому, учитывая вкусы туристов, поделила Белую на три контрастных участка. Верховья ее привлекают экзотикой малообжитых мест, горными ущельями и лесной глушью. В среднем течении река носит степной характер. Кто любит путешествовать с комфортом, тот может осмотреть низовья реки с палубы теплохода, следующего из Уфы в Москву или в Казань. На этом участке открываются незатейливые, но милые сердцу пейзажи лесостепной полосы.

Восхитительные верховья Белой, - воздвигнутые самой природой королевские чертоги, - привлекают сейчас туристов со всех концов страны. Не будет преувеличением, если скажем, что над бельской гладью. Где-нибудь в окрестностях старинных уральских сел Каги или Нижнего Авзяна, можно услышать в летнюю пору не только башкирскую и русскую, но и латышскую, узбекскую или украинскую речь.

Популярность лодочного путешествия с верховья Белой растет из года в год. Уфимский поэт А. Филиппов в шутку назвал участок между Белорецком и Мелеузом “туристским бродвеем”. И впрямь здесь можно встретиться с приятелем, которого не видел больше года, живя с ним в одном городе. Нет ничего случайного и в том, что верховья Белой в районе Арского камня облюбовали себе туристы для состоявшегося летом 1960 года Всероссийского слета.

После впадения в Белую реки Каны встает на пути узкий и длинный остров – Усть-Канский. А за крутым мысом, против устья речки Кургас, вытянулся другой островок – Караяр. Устье Кургаса с Белой трудно заметить, потому что оно сухое – воду поглощают трещины в закарстованных известняках.

Белую в этих местах мы считаем горной рекой, но она может показаться спокойным озером, если подняться вверх по ее притокам, скатывающимся и образуя небольшие водопады. Пенится в стремительном потоке вода, подмывая и перекатывая тяжелые валуны, отдыхает перед следующим стремительным прыжком в синих омутах, где царствуют хариусы. Обычно туристы останавливаются на привал в устьях таких речек и ручьев, чтобы совершить прогулки вверх по их течению. Некоторые притоки вообще не имеют постоянного устья, Белая забивает их своими наносами. Такова речка Таравал, которую можно узнать издалека, заслышав шум выбивающихся из известняковых обрывов источников. За Таравалом река совершает крутой поворот и открывает взору внушительную скалу, напоминающую по форме стог сена. Ее так и называют Кабанташ или Каменный стог.

Горы, прощаясь с нами, выставили перед Кузнецовским хутором скалу “Митрошкин камень”. Вскоре они внезапно обрываются, будто пятятся назад, не решаясь шагнуть в широкую холмистую степь.

Степь – это пашни, пастбища и покоса, а стало быть, и человеческое жилье. На синюю нитку Белой густо нанизаны деревни и села: Верхнебиккузино, Сыртланово, Иштуганово, Петропавловка, Акназарово, Юмогузино и т.д. Многие заканчивают маршрут в селе Юмагузино. Отсюда шоссейная дорога ведет на Мелеуз. Село большое. Сверкает стеклянными витринами красивый кирпичный универмаг. Кроме Дома культуры имеется кинотеатр. К услугам жителей библиотека, две школы, больница, ветлечебница.

Отдохнув в Юмагузино, мы пускаемся в дальнейший путь; до Мелеуза – около семидесяти километров. Перед Новоалександровской огибаем большой остров, поросший осокрями и черемушником.

Белая, несмотря на то, что горы кончились, не изменяет своему характеру. Она все такая же шустрая и звонкая на перекатах, молчаливая в омутах. И шире не стала, можно пересечь от берега к берегу в несколько взмахов весла. За селом Бугульчан река резко сворачивает с Юго-запада на север, огибая Сарыгульский хребет. Он состоит из небольших возвышенностей и сопочных гряд. Скальные обнажения можно видеть и здесь, но они какие-то спокойные, что ли, декоративного плана. Один дневной переход от Бугульчан – и мы около Мелеузовского автодорожного моста, ведущего на Нугуш. У моста автобусная остановка.

Шульган - Таш.

Невольно ожидаешь встречу с всемирно известной пещерой Шульган-Таш “Капова”. Далеко не каждой реке, даже если она находится в центре мировых цивилизаций, выпадает честь иметь на своих берегах столь значимый для людей памятник природы.

Устье реки Шульган, виновница происхождения этой пещеры, находится в кустах тальника на правом берегу. Здесь же стоит оригинальный дом, а иногда и юрта – на случай приема званных гостей. А они здесь бывают часто.

Чуть ниже устья реки на видном месте висит аншлаг, указывающий на то, что здесь находится пещера Шульган-Таш.

Место для ночлега находится метрах в 350 ниже по течению, на левом берегу, где к воде спускаются галечный берег.

Первые люди, охотники-неандеортальцы, на Южном Урале появились около 100 тысяч лет назад. В то время здесь бродили, судя по многочисленным находкам ископаемых костей, стада мамонтов и гигантских оленей. Диких лошадей. В прибрежных зарослях питались шерстистые носороги, а в горных пещерах устраивали себе логовища гигантские медведи и саблезубые тигры. Так говорят археологи, по крупицам восстанавливающие прежний лик Земли.

Охотиться на этих могучих животных можно было только коллективно. Поэтому первые жители Южного Урала жили не отдельными семьями, а большими группами. Жили по берегам рек, озер, занимали удобные гроты и пещеры.

До сих пор нет единого мнения о том, жили ли в пещере Шульган-Таш первобытные люди. В недавних публикациях появились сведения о якобы найденных местах кострищ в самой пещере и кухонных отбросах. Очевидно, предстоят продолжительные исследования этой пещеры, хотя первые сведения о ней были известны уже в ХVIII в. В 1760 году ее посетил известный географ П.И. Рычков. Однако древнейшие рисунки времен палеолита были открыты лишь в 1959 году сотрудником Башкирского заповедника А.В. Рюминым.

Пещера интересна своим сложным строением, величиной подземных полостей, в гидрологическом и спелеологическом отношениях. Она представляет грандиозное и величественное творение карста в известняках. Разветвленная сеть ходов расположена в пещере тремя ярусами. Суммарная протяженность всех ходов составляет более 3км, из которых 2 км доступны для посещения подготовленными спелеологами.

Самым интересным местом пещеры является зал Рисунков. Здесь обнаружено более трех десятков рисунков первобытных людей: это мамонты, носорог, дикая лошадь и др. Они выполнены краской охрой, растворенной на животном жире.

Из пещеры вытекает речка Шульган, образуя во входе Голубое озеро – вокруг. В верхнем ярусе пещеры расположены два озера – Ближнее и Дальнее.

2.2. Анализ туров, проведенных в данном регионе с 2006-2013 гг.

2.3. Разработка нового маршрута туристического сплава по реке Белой и в заповедник

2.3.1. Маршрут сплав

Нить маршрута: Белорецк - Кага, г. «Благодать» - река Белая - пещера «Сказка» - скала кабан – Таш - Капова пещера-заповедник «Шульган - Таш», музей природы – Кага - Белорецк

Название: «Белая река» (сплав по реке Агидель)

Сплав на катамаранах 135 км

Продолжительность: 11 дней

Возраст: С 13 лет

Наши рекомендации