Основные этапы развития туризма
Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни. Единообразной периодизации туристского движения в науке не существует, поскольку его история уникальна для каждой страны или культурного сообщества. Однако систематизация истории туризма необходима, чтобы лучше понять весь комплекс связанных с ним экономических, экологических и общественных явлений, и попытки в этой области продолжаются.
Наиболее точно соответствующей тенденциям широкого развития сферы туризма можно считать систематику, согласно которой в туристском движении выделяют следующие периоды:
- раннеисторический — до середины XIX в.;
-начальный — с середины XIX в. по 1914г.;
-период развития — с 1914 по 1945г.;
-период массового туризма — с 1945г. и по настоящее время. Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых. Жители Средиземноморья уже в древние времена славились как отличные мореходы и путешественники и имели сформировавшиеся представления о соседних территориях благодаря географическим описаниям.
Олимпийские игры, проводившиеся в это время, дали толчок развитию спортивных поездок: спортсмены, любители спорта и почитатели искусств собирались со всего Средиземноморья. Тогда же можно увидеть первые прообразы современных гостиниц - специальные большие дома для размещения и отдыха зрителей и атлетов.
В специальной литературе приводятся египетские Тексты, датируемые 2 000—1000 гг. до н.э., которые свидетельствуют, что путешествия ради удовольствия и отдыха были обыденным явлением в жизни древних египтян».
Настоящий расцвет туризма произошел во времена Римской империи. Судя по историческим источникам, римляне создали дорожную сеть невиданных прежде масштабов, длина главных дорог превышала 90 тыс. км, второстепенных —200 тыс. Конечно, дороги служили прежде всего военным, административным и торговым целям, но использовались и для путешествий, предпринимавшихся для развлечений и отдыха. В литературе приводятся сведения о путеводителях по Римской империи, о бюро путешествий, информационных службах, транспортных средствах с выделенными местами для сна и приготовления пищи, а также описания придорожных гостиных дворов, предлагающих за денежную или натуральную оплату безопасный ночлег и пищу.
Географическая культура Древнего Китая также находилась на высоком уровне. Китайцы оставили множество географических описаний рек, морей, гор. Путешествия китайского посла Чжан Цана (И в. до н.э.) имели важное практическое последствие — по его маршрутам прошел Великий шелковый путь.
Наиболее рискованными и технически оснащенными были морские путешествия древних финикийцев вдоль берегов Европы и Африки. Исторические источники также сообщают о том, что уже в VI в. до н.э. древние греки и римляне совершали поездки в Египет. Их привлекали необычная природа, великолепные архитектурные сооружения, к тому же Египет считался лечебным курортом. Древнегреческий историк Геродот побывал не только в Египте, но и во многих других странах Востока — от Ливии до Вавилона и Ассирии, а также в Малой Азии и даже Северном Причерноморье. Свои путешествия он описал в девяти книгах «Истории». Подавляющее большинство населения в те времена довольствовалось рассказами о дальних странствиях; только значительно позднее — с изобретением книгопечатания — появилась возможность читать о путешествиях в книгах, газетах и иллюстрированных журналах. В Древней Греции зародились также спортивные поездки, поскольку на Олимпийские игры прибывали участники и зрители из разных стран.
В Русском государстве первые путешествия диктовались познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. В1Х в. княгиня Ольга посетила Византию. Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. Основными местами «зарубежного» паломничества были Палестина, Иерусалим, гора Афон, по русским землям — Сергиев Посад, Коренная пустынь и другие монастыри.
В 1468—1474 гг. тверской купец Афанасий Никитин совершил знаменитое «хождение за три моря» — путешествие, предпринятое для расширения рынков сбыта. Он побывал в Персии, Индии, а на обратном пути посетил Сомали, Маскат, Турцию. Еще большее влияние на туризм оказала эпоха Возрождения, когда начала бурно развиваться экономика, появились новые ремесла, расширилась торговля между странами. Вместе с тем путешествия требовали значительных финансовых средств, наличия юридических привилегий и значительного объема свободного времени, поэтому путешествовать могли только немногочисленные представители, наиболее богатых социальных групп. В XVII в. стали популярны путешествия по Европе, связанные с желанием получить образование. Они проводились в рамках «программы воспитания молодых аристократов». В Англии маршрут такого путешествия начинался в Лондоне, вел во Францию с длительным пребыванием в Париже, затем — в Италию: Геную, Милан, Флоренцию, Рим. Обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию, Нидерланды. Путешествия способствовали налаживанию хозяйственных и политических контактов аристократической молодежи со знатными иностранными семействами. Первооткрывателями Альп как объекта туризма, в том числе зимнего, а также изобретателями зимних видов спорта были англичане, гораздо позже к ним присоединились французы и американцы.
Считается, что дворянской и аристократической молодежи XVII и XVIII вв., путешествовавшей не только ради образования, но и для развлечений и удовольствия, может быть присвоен статус туристов. Поездки за границу с целью приобретения знаний, расширения кругозора в России практикуются с конца XVII в., начиная с правления Петра I. Пример показал сам Петр, совершив в 1697—1699 гг. путешествие в составе Великого московского посольства в страны Западной Европы. Такие путешествия, во время которых происходило знакомство с разными сторонами европейской жизни, значительно повлияли на развитие русской культуры.
Для раннеисторической фазы развития туризма характерны сложность и длительность путешествий. Скорость перемещения составляла примерно 6км/ч, а расстояние, покрывавшееся за день, не превышало 6 0км. Привилегия или своего рода необходимость путешествовать принадлежала купцам, богатым мещанам, дворянам и аристократам. Первым специалистом туристской отрасли считается англичанин Томас Кук. В 1841г. он организовал массовое путешествие по стране, после которого туризм вступил в начальный период современной фазы развития. Описание этой первой туристической поездки 570 членов общества трезвости из г. Лестера в г. Лафборо сохранилось до наших дней. Стоимость поездки была невелика — всего один шиллинг, и цели она преследовала не коммерческие. С 1847г. созданное Т. Хуком предприятие стало организовывать зарубежные поездки — сначала во Францию, а позднее и в другие европейские страны. В 1851г. Кук основал первое коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сын» и в 1865г. вывез первую организованную группу зажиточных туристов на отдых в Швейцарию. Таким образом, именно он положил начало современной туристской индустрии. Во второй половине XIX в. туристские фирмы возникали во многих странах (в России — в 1885 г.). Обычным явлением становится резервирование мест в транспорте и номеров в гостиницах, классификация отелей, дорожные чеки, расписания и качественные путеводители с исчерпывающей информацией. Этому событию в большой мере способствовал промышленный переворот на транспорте и появление такого массового транспортного средства, как железные дороги.
В 1838 г. колесно-винтовой пароход «Грейт вестерн» совершил свой первый рейс и доставил из Америки в Европу 68 пассажиров, положив начало регулярному пароходному сообщению между Нью-Йорком и Лондоном. В 1866г. Кук организовал поездки двух групп английских туристов в США, а в 1867г. пароход «Квейкер Сити» отправился в пятимесячное морское путешествие, взяв на борт 60 человек. Среди них находился Марк Твен, описавший свои дорожные приключения в книге «Простаки за границей». Так начал развиваться межконтинентальный туризм. В 1882г. Кук организовал первое в мире кругосветное путешествие.
В России большое внимание туризму уделяют со второй половины XIX
в. В этот период получают широкую известность Общество любителей
естествознания, Крымский горный клуб, Кавказское горное
общество. В 1885 г. в Петербурге начинает свою деятельность
первая российская туристическая компания Л. Липсона. Создание во второй половине XX в. автомобиля с двигателем внутреннего сгорания дало человечеству быстрый и комфортный способ передвижения. Уже в первой половине XX в. автомобили и автобусы в Европе и США становятся распространенным видом транспорта. В 1903 г. в Америке братья Райт совершили полет на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания, одновременно первые самолеты появляются в Европе.
Совершенствуется морской транспорт, строятся гигантские для того времени лайнеры, способные за неделю пересечь океан. Первая мировая война прервала международные туристические связи. Однако после ее окончания международный туризм вступил в новый период развития. В 1920- х гг. значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма . Так, если до войны большинство туристов направлялись в Италию и Швейцарию, то после ее окончания в сферу туризма оказались вовлечены практически все государства Европы.
Последнее десятилетие XX в. стало периодом высоких технологий в мировой индустрии туризма, развития крупных транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной для развития туризма обстановкой. В российском туризме происходят переход от административного регулирований к рыночным отношениям, меняется характер спроса в связи с появлением новых видов туристских услуг, возникает множество малых и средних туристских предприятий, растут средние показатели выездного туризма.