Искусственные препятствия на реке Белой

Часто встречаются транспортные и пешеходные мосты и мостики. Мосты устанавливаются на опоpax, стоящих в русле реки. Опоры представляют такую же опасность для туристского судна, как одиночные надводные камни на участке с быстрым течением, имеют значение ширина прохода между опорами и направление течения. Около современных железобетонных мостов в русле обычно много бетонных блоков и арматуры. Пешеходные мосты имеют чаще деревянные опоры, расположенные ближе друг к другу, и низкие настилы. Около современных, новых мостов в русле могут встретиться остатки опор или свай старых мостов, располагающихся рядом.

Естественные препятствия на реке Белой.

Сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу. Перекаты часто существуют в местах смены направления поворотов русла, то есть в местах перехода стрежня потока от одного берега к другому. Перекаты длительное время существуют на одном и том же месте русла. Различают три типа перекатов: нормальный, сдвинутый и россыпь. Все перекаты состоят из верхней и нижней кос или отмелей, между которыми находится гребень переката, где глубина наименьшая, а скорость течения наибольшая. В гребне переката имеется корыто-канал с наибольшими глубинами. Сверху к гребню переката ведет напорный скат с постепенно падающей глубиной, сразу за гребнем вниз по течению расположено подвалье переката с резким увеличением глубины.

Части русла, расположенные выше и ниже гребня переката, называются верхней и нижней плесовой лощиной.

На равнинных реках все элементы песчаного переката легко выделить на реке по цвету воды - более глубокие места темные, на более .мелких просвечивает желтый песок. На горных и горно-таежных реках также встречаются перекаты, отмели и другие описанные выше элементы, сложенные продуктами размыва русла, они могут быть сложены как песком, так и галькой разного размера, вплоть до булыжников.

Сдвинутый перекат

Сдвинутый перекат отличается тем, что верхняя и нижняя плесовые лощины сильно заходят друг за друга, продолжаясь каждая вдоль своего берега, при этом гребень переката может быть направлен по продольной оси реки или даже так, что направление течения в корыте будет составлять угол более 90° с направлением течения реки. В сдвинутом перекате появляются овальные течения через гребень помимо корыта, которые могут ввести туриста в заблуждение и затянуть судно нa мель. Перекаты имеют несколько гребней, нечетко выраженные корыта и косы, расположенные в русле без видимой закономерности, поэтому они особенно трудны для прохождения.

Прижим.

На реках с быстрым течением часто образуются прижимы, то есть навалы воды на отвесный, чаще всего скальный, внешний берег поворота реки под действием центробежных сил. Прижимы образуются на очень крутых поворотах, так как на поворотах стрежень потока располагается близко к внешнему берегу поворота, на него наваливается значительная масса воды, и непосредственно у берега создаются различные распределения скоростей поперек потока. Если водность реки значительна, а поворот очень крут, у самого берега образуются отбойные валы. При высокой водности реки, но на менее крутом повороте, а также при отрицательной крутизне берега под водой отбойный вал может не возникать. Аналогичная картина возникает в прижиме на достаточно крутом повороте в потоке с малым расходом воды. Прижимы с отбойным валом легко распознаются на реке по отбойному валу, прижимы без отбойного вала распознать гораздо сложнее, а подсос к берегу в них гораздо сильнее.

Перекаты и мели - образуются там, где скорость течения уменьшается и из воды выпадают осадки в виде песка и мелких камней. На горных реках можно встретить мели, образованные довольно крупными валунами. Чаще всего мели и перекаты залегают у выпукло го берега на повороте реки, на сильных расширениях русла, у верхней и нижней оконечностей островов. Отдельная мель или перекат, имеющий достаточно глубокий проход, так называемое корыто, не опасны для плота, если они своевременно обнаружены. Кроме формы русла, признаками мелей и перекатов могут служить:

1) цвет воды - более светлый, желтоватый, на мелком месте и более темный, зеленый,- на глубоком;

2) поверхность воды - в тихую погоду над мелью вода гладкая, а на главной струе всегда рябит; при ветре волна на главном сливе и вообще на глубоком месте заметно больше и ровнее, чем над мелью.

Обычно удается уже на подходах рассмотреть перекат и направить плот по главной струе через корыто. Если же воды недостаточно и плот сел на грунт, экипаж сходит в воду и, как рычагами, проталкивает судно вперед. Отводить его назад против сильного течения имеет смысл только в редких случаях, при очень широких и мелких перекатах, предварительно найдя самое глубокое корыто, а если нужно, то и очистив его от больших камней. Иногда бывает легче разгрузить плот частично или полностью, чем отводить его назад.

Если плот навалился на мель бортом и прижат к ней давлением проходящего рядом основного потока, следует завести так называемую "оплеуху" В качестве "оплеухи" можно использовать любое бревно, часто для этой цели берут запасную гребь. Рукоятку греби привязывают к передней ронжине или стреле у борта, а лопасть сбрасывают в поток на более длинном конце прочной веревки, которую закрепляют на корме. Нужно следить, чтобы лопасть все время была в вертикальном положении. Поток давит на "оплеуху" и стягивает корму с мели. Плот отходит с мели, как при отчаливании "тыром". Иногда целесообразно применять одновременно и ваги, и "оплеуху". На мелких перекатах эффективнее одновременное заведение "оплеух" с обоих Завалы - скопления подмытых весенними водами деревьев - часто непреодолимый для плота. Стволы деревьев громоздятся у вершин островов, иногда полностью перекрывая одну из проток. Плот свободно минует не сплошной завал, однако не следует приближаться к нему слишком близко: обычно более плотно перекрыты только верхние слои потока, вода устремляется под завал с большой силой и может затащить туда плот, оказавшийся поблизости.

Сплошные завалы образуются на участках реки с малым уклоном и малой скоростью течения там, где поток дробится на отдельные узкие протоки, а также в верхнем течении небольших таежных речек, ширина которых не превосходит высоты окружающих деревьев. Встретив сплошной завал, надо заблаговременно пристать и, если он не широкий, топорами и пилами попытаться расчистить в нем проход. При таких работах не следует жалеть время на то, чтобы найти слабое место в завале. Если пройти завал не удается, вяжут новый плот ниже по течению, при этом иногда можно частично или полностью использовать материал старого плота.

Не только завал, но и одно дерево, нависшее над быстрым потоком, может причинить серьезные неприятности. Такие деревья чаще встречаются на вогнутых берегах, у крутояров, где поток сильно разрушает берег. Нависшее дерево может не только сбросить в воду за зевавшихся плотогонов и их груз, но и поломать греби, подгребицы, а иногда привести к затоплению плота. От таких деревьев надо заблаговременно отгребаться.

Одиночные камни - подводные и надводные - не представляют для плота опасности, если они заблаговременно обнаружены. Основные признаки, по которым можно обнаружить подводный камень, - это неисчезающие круги, бурун и косые струи, отходящие от вершины камня. Значительно труднее обнаружить камень, который находится в пороге, так как стоячая волна постоянной высоты не всегда возникает над ним. Иногда в порогах встречаются валуны, сильно возвышающиеся над средним уровнем потока и в то же время непрерывно обтекаемые гладким слоем воды толщиной 10-15 см. Здесь же можно встретить плиты, пологая сторона которых обращена вверх по течению. Стремительный гладкий поток набегает на такую плиту, даже если ее гребень на метр выше среднего уровня потока, и сбегает с нее слабеньким каскадом с нижней крутой стороны. Ниже такой плиты вода также относительно спокойна. Вообще при большой скорости течения одинокие камни могут быть, закрыты водой сверху и плохо просматриваться с наплыва. В то же время их сторона, обращенная вниз по течению, может быть обнажена.

Последствия удара плота о камень могут быть различны и зависят в основном от скорости потока и высоты камня. Наиболее опасны удары о камень носом плота, которые иногда приводят к серьезным авариям. При ударах плот чаще всего разворачивает лагом (боком). Поворот лагом может привести к аварии, если вблизи есть другие камни. Облегченный нос правильно построенного плота способствует тому, что судно садится на камень кормой или серединой става, не меняя при этом своего положения относительно потока.

Прежде чем попытаться сняться с камня, надо определить, где он подпирает плот: если ближе к корме, - то следует часть груза и всю команду перевести на нос, и, отталкиваясь о дно шестами, продвигать плот вперед; полезно

также завести "оплеуху"; если ближе к носу,- то целесообразно сначала повернуть плот кормой вниз по течению. Снять плот с камня можно быстрее всего вагами. Однако такой способ не всегда применим, так как для этой цели экипаж должен слезть в воду (если, конечно, позволяют глубина и скорость течения).

Встречный ветер - препятствие хотя и не опасное, но в нижнем течении и на равнинных реках может существенно спутать расчеты путешественника. Уменьшение парусящей поверхности надводной части плота за счет более целесообразного размещения людей и груза не дает ощутимого результата при сильном ветре. В этом случае более эффективен "подводный парус".

Небольшую, но густую елку или пихту привязывают за верхушку и пускают плыть впереди плота. На больших плотах можно сделать несколько таких "парусов". Чтобы они не мешали управлению, их можно завести под плот, закрепив конец веревки легко развязывающимся узлом на задней подгребице. Деревце под плотом можно растянуть и второй веревкой, привязанной к комлю и носовой подгребице. Конечно, управление плотом, который несет "подводный парус" затруднено, поэтому такой прием оправдан только на простых реках. Там, где могут возникнуть неожиданные препятствия, надеж нее матерчатый "водяной якорь".

Яндекс.Директ

Горящие туры из УфыГорящие туры из Уфы в Турцию,Тайланд, Египет надежные туроператоры18+vk.comАдрес и телефон

Плавание на плотах по участкам реки, где встречаются искусственные препятствия - мосты, паромы, за пани и т. п., мало чем отличается от плавания по ним на других туристских судах. Главное в преодолении этих препятствий - вовремя заметить их, чтобы при необходимости иметь возможность пристать к берегу. Тогда можно спокойно выяснить обстановку и наметить способ преодоления.

Наши рекомендации