Рекреационная деятельность и ее особенности
«Здоровье – это драгоценность, и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной» (М.Монтень, французский просветитель).
Прислушиваясь к этому мнению, каждый человек должен осознанно выделять часть своего свободного времени на рекреационную деятельность. Что же такое рекреационная деятельность?
Рекреационная деятельность (РД) – 1) разнообразная деятельность людей, ориентированная на восстановление собственных сил в соответствии со стандартами своей социо–культурной системы;
1) деятельность, направленная на реализацию рекреационных потребностей, восстановление и развитие физических, духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.
Содержание РД будет зависеть от многих условий. Прежде всего, РД зависит от рекреационных потребностей человека, его жизненных ценностей, склада характера и привычек поведения. Человек, с детства привыкший получать удовольствие от занятий физическими упражнениями, будет отдавать предпочтение активному отдыху в свободное время.
Особенности профессии человека также откладывают отпечаток на характер его отдыха. Человек, занятый тяжелым физическим трудом, вряд ли пойдет отдыхать в спортивный зал.
Необходимым условием развития РД является наличие рекреационного потенциала (РП), который может оцениваться в разных масштабах: на уровне района, города, стран мира.
Под РП понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально–экономических предпосылок для организации РД на определенной территории (Т.В. Николаенко,1998).
Очень часто под РП понимается наличие на территории определенных, уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Но это необязательный признак.
РП территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена (Т.В. Николаенко,1998). В понятие РП входит понятие «условия и факторы развития РД».
В научной литературе встречаются разнообразные классификации РД. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия, характер организации, правовой статус, продолжительность пребывания рекреанта в определенном месте, сезонность, характер передвижения и т.д.
Для того чтобы разобраться в видах и формах РД, следует вспомнить понятие элементарного рекреационного занятия.
ЭРЗ – внутреннее целостная, однородная, неразделимая на технологические компоненты РД (А.С. Кусков, О.В. Лысикова, 2004).
Основой для программы отдыха служат ЭРЗ. Важнейшей характеристикой ЭРЗ является аттрактивность РД – индивидуальная или групповая привлекательность занятий РД и их сочетаний.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в литературе классификации рекреационной деятельности.
По общественной функции и технологии: лечебная, оздоровительная, спортивная, познавательная рекреационная деятельность.
К формам лечебной РД относятся:
1) занятие ЛФК;
2) принятие лечебных ванн (грязевых и минеральных);
3) закаливание (водные, солнечные, воздушные процедуры);
4) терренкур.
Лечебная РД осуществляется на курортах и различается по основным природным лечебным фактором: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно–курортной рекреации должны строго соответствовать медико–биологическим нормам.
Сегодня популярны становятся SPA-программы, представляющие собой комплекс процедур с использованием морской, термальной, минеральной или пресной воды, морских водорослей, целебных растений и лечебных грязей. Кроме того, к SPA стали относить фитнес-программы, диетические программы, программы по омоложению кожи лица и тела.
Оздоровительная РД направлена на поддержание здоровья человека и используется в качестве активного отдыха.
Формы оздоровительной РД:
1) пляжно-купальный отдых;
2) прогулочный отдых;
3) прогулочно-промысловый отдых;
4) подвижные игры и развлечения;
5) оздоровительный туризм.
Спортивная РД направлена на укрепление здоровья человека, его развитие, а также на реализацию спортивных способностей и удовлетворение интереса к спортивной деятельности.
Формы спортивной РД:
1) занятия различными видами спорта;
2) спортивные развлечения (игры, эстафеты);
3) спортивный туризм;
4) подводная охота;
5) альпинизм;
6) охотничий туризм (африканское сафари);
7) спортивные соревнования.
Познавательная РД. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей.
Формы познавательной РД:
1) осмотр культурно–исторических памятников;
2) экскурсии–знакомства с этнографией;
3) археологический туризм;
4) кино и фотоохота;
5) паломничество к святым местам.
Рекреационные занятия с лечебной и оздоровительной целями можно объединить в группу восстановления, так как они в основном решают задачи восстановления физических и психических сил человека.
Рекреационные занятия со спортивной и познавательной целями можно объединить в группу развития, т.к. в основном направлены на развитие физических и интеллектуальных сил человека.
В реальной ситуации многие виды рекреационных занятий комбинируются. Очевидно, что чем больше совмещений, тем эффективнее протекает РД, так как в единицу времени удовлетворяется больше рекреационных потребностей.
По характеру организации РД делится на: регламентированную (спланированную по путевке); самодеятельную (дикий отдых).
По числу участников РД бывает: индивидуальной (включая семейную) и групповой.
Многие виды РД имеют сезонный характер. Сезонность порождает много социально–экономических проблем. Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности.
Таким образом, РД очень разнообразна, ей присущи лечебно–оздоровительные и спортивно–познавательные аспекты, что позволяет ей решать главную цель рекреации – восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В эволюции рекреационной деятельности сегодня наблюдаются следующие тенденции:
1) возрастание относительного значения оздоровительных, спортивных и познавательных занятий;
2) относительное снижение лечебных занятий;
3) возникновение новых, ранее не практиковавшихся рекреационных занятий.