Выступление на семинаре
Пояснительная записка
Выступление на семинаре является формой контроля для оценки уровня освоения компетенций, применяемой на семинарских занятиях, организованных в традиционной форме обучения. Выступление на семинаре может проводиться с использованием форм устного опроса, обсуждения докладов, демонстрация презентаций, выполненных индивидуальных заданий и проблемных вопросов. Выступление на семинаре, таким образом, включает обязательную для всех студентов оценку текущего контроля знаний в виде устного опроса, а также выступление студентов по проблемным вопросам организации менеджмента на предприятиях туристкой индустрии. Вторая часть является не обязательной и решение о подготовке доклада или проблемного вопроса для обсуждения студентом принимается самостоятельно.
Таким образом, фонд оценочных средств по данной форме контроля включает в себя два блока:
– вопросы для устного опроса и критерии оценки ответов;
– примерные темы докладов и критерии оценки выступления.
Объектами данной формы контроля выступают компетенции: ОК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12. Объектами оценивания являются:
ОК-6:
– знание основ управления персоналом туристского предприятия;
– умение диагностировать и выявлять различные типы проблемных ситуаций в туристской индустрии, разрабатывать меры по их предупреждению и преодолению, планировать и осуществлять контроль за реализацией проекта, обеспечивать координацию действий со всеми функциональными подразделениями предприятий туристской индустрии;
– способность организовывать взаимодействие в группе, обеспечивать межличностные взаимоотношения с учетом социально-культурных особенностей общения, применять коммуникативные техники и технологии делового общения;
– способность применить навыки разрешения проблемных ситуаций, возникающих в ходе установления взаимоотношений с подчиненными.
ПК-7:
– способность применения информационного обеспечения и коммуникаций в менеджменте;
– умение формировать цели, задачи, функции менеджмента, миссию туристической деятельности организации;
– умение анализировать информацию, факторы внутренней и внешней среды и обосновывать управленческие решения;
– способность осуществлять коммуникационные связи, мотивацию труда, организацию контроля за деятельностью подчиненных;
– способность осуществлять деловое общение и управление конфликтами, людьми, группами в туризме; принимать решение в различных ситуациях.
ПК-8:
– умение применить профессиональную терминологию менеджмента.
– умение применить стратегический менеджмент в туризме;
– знание особенностей менеджмента регионального туризма;
– владение технологией принятия решений в управлении туристической фирмой;
– умение пользоваться основными законодательными актами и нормативно-правовыми документами, определяющими организацию менеджмента в туристской индустрии, применять полученные знания в практической деятельности, обобщать и структурировать информацию.
– умение проектировать организационные структуры в туризме.
– знание основных видов транспорта, используемых в туристской индустрии;
– умение дать характеристику преимуществам и недостаткам каждого вида транспорта;
– умение объяснять особенности функционирования транспорта в туристической индустрии.
ПК-12:
– способность определять тип личности потребителя;
– умение вести переговоры, устанавливать отношения, удовлетворять потребностям клиентов в турфирме;
– способность применять теоретические знания в научных изысканиях;
– способность ориентироваться в факторах эффективности туроператорской деятельности;
– способность обосновать стратегию и тактику управления процессами, связанными с туроператорской деятельностью;
– способность устанавливать коммуникации.
Вопросы к семинарским занятиям
Вопросы разделены на блоки, соответствующие количеству тем, проводимых в форме устного опроса. В процессе обучения предполагается 8 занятий, в которых используется выступление студентов на семинаре, как форма контроля. Вопросы к семинарам включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, направленные на выявление уровня понимания студентом сути дисциплины.
Блок 1.
Вопросы на проверку знаний
1. Основные понятия и управленческие категории туризма.
2. Специфические особенности менеджмента в сфере туризма как объекта управления
3. Дискуссионные вопросы по организации управления туристским комплексом за рубежом и в России.
Вопросы на проверку понимания
1. Что представляет собой содержание понятия «менеджмент»?
2. В чем отличие категорий «менеджмент» и «управление»?
3. назовите и охарактеризуйте особенности туризма как объекта управления.
4. В чем особенности каждой из трех моделей государственного управления сферой туризма за рубежом?
5. Назовите существующие уровни управления туристским комплексом в России и основные задачи, решаемые на каждом из них.
6. Что вы понимаете под субъектом и объектом туризма? Дайте расширенное толкование этих понятий.
7. Чем отличается открытая система туризма от любой закрытой экономической системы?
8. Выделите основные подходы к определению туристского региона.
9. Дайте определение туристского региона. Аргументируйте свою позицию.
10. Представьте туристский регион как конкурентную единицу. Подискутируйте с коллегами на эту тему.
11. Как вы понимаете туристское место широкого и узкого профиля?
Блок 2.
Вопросы на проверку знаний
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента в туризме.
2. Внешние связи и возможности менеджмента в индустрии туризма
3. Дискуссионные вопросы по применению зарубежного опыта менеджмента на российских предприятиях туризма.
Вопросы на проверку понимания
1. Попытайтесь проанализировать и понять весомость таких функций управления, как планирование и организация. Выясните роль каждой из них в организациях туристской индустрии.
2. Какова роль планирования в деятельности туристского предприятия? Дайте характеристику основным этапам процесса планирования.
3. Чем отличается стратегическое планирование от оперативного?
4. В чем заключаются три основных метода планирования?
5. Какие виды планов составляются в рамках стратегического планирования?
6. Обдумайте, какую роль в мотивации играют содержательные и процессуальные теории. Предложите варианты использования их в практике управления туристской организацией.
7. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями Мак Клелланда и Герцберга. Выявите их принципиальные различия. Выберите из вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите, как в ней будут «работать» различные теории мотивации.
8. Разработайте схему реализации процесса контроля в туристской организации. Найдите и опишите ситуацию, где бы контроль отрицательно воздействовал на людей.
9. Поясните общие и частные принципы менеджмента в туризме. Используйте конкретные примеры.
10. Объясните, какая разница между общими и конкретными функциями управления. Дайте им краткую характеристику.
11. Что такое контроль? Каковы его основные виды и этапы?
12. Раскройте сущность методов управления турфирмой?
13. По какому признаку происходит деление методов управления на регламентирующие и стимулирующие? Перечислите их основные виды.
14. Дайте характеристику организационно-административных методов управления.
15. Какова роль экономических методов в деятельности руководителя?
16. Охарактеризуйте социально-психологические методы управления.
17. Охарактеризуйте основные факторы внешней и внутренней среды.
Блок 3.
Вопросы на проверку знаний
1. Понятие и виды организационных структур управления предприятием индустрии туризма.
2. Понятие, значение и классификация коммуникаций.
3. Дискуссионные вопросы по рациональности применения той или иной организационной структуры управления на предприятии индустрии туризма.
Вопросы на проверку понимания
1. Что такое цель? Какую роль выполняют цели в организации?
2. Какую роль выполняет сформулированная туристским предприятием миссия организации?
3. Сформулируйте возможные варианты миссии туристского предприятия.
4. Что такое дерево целей туристского предприятия? Каким правилам нужно следовать при его построении?
5. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.
6. Выявите отношения субординации и координации в известной вам туристской организации. Покажите, как строятся горизонтальные и вертикальные отношения.
7. Назовите и дайте характеристику наиболее часто встречающихся в туристской отрасли типов организационных структур управления.
8. Как вы представляете формальную и неформальную организации? Оказывает ли неформальная организация воздействие на развитие формальной организации? Если «да», то раскройте механизм такого воздействия.
9. Какие виды связей существуют между элементами структуры управления?
10. Охарактеризуйте процесс проектирования организационных структур.
11. Что понимается под коммуникацией? Почему она так важна в деятельности руководителя?
12. В чем заключаются основные функции коммуникаций?
13. Как осуществляется горизонтальное разделение труда на туристских предприятиях?
14. Какую роль играют неформальные организации в деятельности турпредприятия?
15. Что такое психогеометрическая диагностика личности?
16. Что такое культура обслуживания?
Блок 4.
Вопросы на проверку знаний
1. Классификация стилей руководства и их сравнительная характеристика.
2. Управление персоналом туристской фирмы
3. Дискуссионные вопросы о роли руководящих работников в обеспечении эффективности управления организациями в индустрии туризма.
Вопросы на проверку понимания
1. Назовите требования, предъявляемые к современному руководителю.
2. В чем суть концепции ограничений? Назовите и прокомментируйте 11 ограничений в деятельности менеджера.
3. Что вы понимаете под властью? Что лежит в ее основе?
4. Почему нужно делегировать права, ответственность и власть? Что вы понимаете под балансом власти руководителей и подчиненных?
5. Назовите способы влияния руководителя на подчиненных.
6. Каковы сильные и слабые стороны убеждения?
7. Какие способы положительного влияния руководителя на подчиненных вам известны?
8. Какие подходы в теории управления используются к определению эффективности лидерства?
9. Что вы понимаете под авторитетом менеджера?
10. Какие два источника (статуса) формирования авторитета вам известны?
11. Назовите и дайте характеристику разновидностей ложного авторитета.
12. В чем сущность работы менеджера?
13. Что такое стиль управления, от чего он зависит?
14. Какие факторы влияют на формирование и развитие конкретного стиля руководства?
15. Дайте сравнительную характеристику одномерным стилям управления.
16. Какой коэффициент может быть использован для оценки эффективности стиля управления?
17. Какова зависимость между результатами труда и стилем руководства, выявленная на основе исследований немецких ученых?
18. В чем специфика многомерных стилей руководства? Что представляет собой управленческая решетка?
19. В чем состоит главная роль руководящих кадров организации?
20. Какие новые аспекты в деятельности кадровых служб вам известны?
21. Охарактеризуйте факторы, лежащие в основе изменений в системе управления персоналом.
22. Дайте характеристику основных этапов системы планирования потребности в персонале.
23. Какие источники информации используются при отборе кадров?
24. Определите преимущества и недостатки набора кадров внутри организации и за ее пределами.
25. Дайте характеристику методов оценки персонала.
26. Каким целям служит оценка работников в организации?
27. Дайте характеристику личных и технических средств оценки персонала.
28. Назовите наиболее типичные ошибки при проведении интервью.
29. В чем суть экспертной оценки управленческих кадров?
30. Назовите признаки и цели профессионального развития персонала. Дайте характеристику целей и форм обучения персонала.
Блок 5.
Вопросы на проверку знаний
1. Содержание и особенности управленческого труда в туризме
2. Система мотивации труда персонала туристских фирм.
3. Дискуссионные вопросы о развитии и обучении персонала в организациях индустрии туризма.
Вопросы на проверку понимания
1. Что вы понимаете под мотивацией?
2. Какую роль сыграли первоначальные концепции мотивации в деятельности руководителей и в чем они заключаются?
3. Сравните порядок стимулирования в теориях мотивации «X», «Y» и «Z».
4. В чем проявляется закон результата?
5. Дайте определение таким понятиям, как потребность и вознаграждение. Какие их виды вам известны?
6. Какие содержательные теории мотивации существуют и в чем их суть?
7. Сравните «двухфакторную модель» Ф. Герцберга с теорией потребностей А. Маслоу.
8. Какие процессуальные теории мотивации вы можете назвать, в чем их отличие от содержательных теорий?
9. Опишите модель мотивации по Вруму.
10. От чего зависят результаты, достигнутые сотрудником, согласно модели Портера-Лоулера?
11. Объясните разницу между мотивацией и стимулированием.
12. Перечислите действия кадровой службы для мотивирования труда.
13. Что такое стиль управления, от чего он зависит?
14. Перечислите существующие способы экономического стимулирования.
15. Какова структура заработной платы, позволяющей обеспечить соответствие оплаты труда достигнутым результатам?
16. Дайте характеристику известным вам формам оплаты и стимулирования труда, применяемых на туристских предприятиях.
17. В чем заключается функционально-стоимостный подход к организации и стимулированию труда на туристских предприятиях? Каковы методика его разработки и основные принципы?
18. Как построить модель функционально-стоимостного подхода?
19. Каковы направления использования функционально-стоимостного подхода на предприятиях туриндустрии?
20. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности?
21. Дайте характеристику принципов рациональной организации труда менеджера.
22. Назовите и дайте краткую характеристику основных направлений рациональной организации труда менеджера.
23. Для чего нужно нормировать труд управленческих работников? Назовите методы нормирования и виды норм.
24. Назовите и дайте характеристику принципов рациональной организации управленческого труда.
25. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к организации рабочих мест менеджера.
26. Как вы понимаете термин «культура управленческого труда»?
Блок 6.
Вопросы на проверку знаний
1. Типология конфликтов в сфере туризма.
2. Действия руководителя при разрешении конфликта.
Вопросы на проверку понимания
1. Что такое конфликт? Какие основные полезные функции он выполняет по отношению к турпредприятию?
2. Определите возможные последствия функционального конфликта.
3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.
4. Какие типы конфликтов вам известны? Дайте их краткую характеристику.
5. Назовите и поясните основные причины конфликтов в зависимости от их видов.
6. Какие могут быть выделены виды внутриличностных конфликтов в зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт?
7. Какие могут сложиться ситуации между туроператором и туристом в зависимости от того, соответствуют ожидания туристов реальному качеству услуг или нет?
8. С помощью каких методов можно преодолеть конфликтные ситуации с туристами во время турпоездок?
9. Опишите и поясните пять основных стилей отношений между людьми при разрешении конфликта,
10. Что лежит в основе конфликта?
11. Какие виды деятельности характеризуют процесс управления конфликтами?
12. В чем заключается особенность завершения конфликта?
Блок 7.
Вопросы на проверку знаний
1. Управленческое решение и его особенности.
2. Особенности процесса внедрения инноваций в сферу услуг.
Вопросы на проверку понимания
1. Что вы понимаете под управленческим решением?
2. Назовите основные стадии процесса подготовки и принятия управленческих решений.
3. Дайте классификацию и охарактеризуйте виды управленческих решений.
4. Чем отличаются решения, принимаемые в условиях определенности и в условиях риска?
5. Объясните различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями.
6. Дайте характеристику процесса принятия управленческих решений.
7. Приведите общую классификацию методов принятия управленческих решений.
8. В чем индивидуальность стилей принятия решений?
9. Назовите факторы эффективности принимаемых решений.
10. Назовите требования, предъявляемые к управленческим решениям.
11. Как вы понимаете процедуру организации исполнения управленческих решений?
12. В чем заключаются сущность и задачи инновационного менеджмента?
13. Какая разница между новшеством и инновацией?
14. Какие основные типы инноваций выделяются в производстве услуг?
15. Какие инновационные стратегии могут применяться фирмой при внедрении нововведений?
16. Опишите этапы разработки инновационной политики.
17. В чем заключается процесс разработки продукта-новинки?
18. Перечислите и дайте краткую характеристику основным направлениям инновационной деятельности туристских организаций.
19. Перечислите возможные инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей.
Блок 8.
Вопросы на проверку знаний
1. Этика делового общения.
2. Эффективность менеджмента в туризме.
Вопросы на проверку понимания
1. Какую роль играет общение в жизни менеджера?
2. Опишите и поясните модель процесса общения.
3. Как влияет степень общительности менеджера на эффективность работы предприятия?
4. Дайте характеристику компонентов (слагаемых) общения.
5. Назовите и дайте характеристику двух форм общения.
6. Охарактеризуйте вид коммуникации, возникающий между партнерами в процессе общения.
7. Назовите виды информации, проходящей по каналам общения, и определите степень их значимости.
8. Опишите составные элементы организации (технологии) общения.
9. В чем суть и значение подготовки к общению?
10. Охарактеризуйте основные этапы процесса непосредственного общения.
11. Сформулируйте основные задачи начальной стадии общения.
12. В чем суть проблемы, связанной с умением слушать партнера по общению?
13. Дайте определение эффективности менеджмента в туризме и назовите ее составляющие.
14. В чем суть управляющего воздействия в области экономического менеджмента?
15. Определите расходы посетителей в стране пребывания.
16. Охарактеризуйте издержки, связанные с туризмом.
17. Какой вам представляется социальная эффективность менеджмента в туризме?
18. Назовите показатели, оценивающие положение туристской фирмы на рынке.