Изготовление механизма склддывдния велосипеда

Актуальность этой проблемы с годами не уменьшается, а да-же, наоборот, возрастает, по-скольку многие велотуристы пе-реориентировали свои компасы на страны дальнего зарубежья, а туда добираются чаще само-летами, чем поездами. Да и международные вагоны теснее наших плацкартных.

Умельцами уже разработаны и испытаны различные конст-рукции специальных шарниров, устанавливаемых на распилен-кой раме спортивно-туристского и дорожного велосипедов. Пред-лагаем оригинальную и простую конструкцию механизма склады-

Рис. 2.20. Спортивно-туристский вепосипед в сложенном состоянии

14*ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

вания В.А. Казанцева из Москвы, которая позволяет без применения инструмента за несколько секунд сложить велосипед, у которого рама изготовлена из листового железа толщиной около 1 мм (рис 2.20).

В основу конструкции положены два складывающихся на серьгах шарнира, один обеспечивает перелом верхней трубы рамы велоси-педа в горизонтальной плоскости. Перелом нижней трубы рамы ве-лосипеда во втором шарнире достигается за счет введения двух степеней свободы (в трехмерном пространстве). Для складывания велосипеда достаточно передвинуть фиксирующие трубки на шарни-рах в направлении руля велосипеда, предварительно ослабив их зажим кольцами-муфтами. На рис. 2.21 показана вертикальная ли-ния, пересекающая раму в точках А и Б, по которой она складыва-ется так, чтобы ось переднего колеса совпала с осью заднего.

аЛииия скпадыбания

5 Схема пооорота

А(В)

Рис. 2.27.Схема складывания велосипеда а) линия складывания; б) схема поворота

Для того, чтобы найти положение этих точек, необходимо раму с вилкой положить на лист ватмана и перенести карандашом их про-екцию на бумагу, точно отметив положение осей колес. Далее надо сложить полученный рисунок так, чтобы центры осей колес совпали, и затем прогладить ватман по линии сгиба рукой. Точки, получен-ные в пересечениях линии сгиба с проекциями труб, следует пере-нести с чертежа на раму велосипеда. От точки А на горизонтальной трубе к седлу, а от точки Б на нижней трубе вниз откладываем отрезки, равные 55 мм, а в противоположные стороны к рулю по 145 мм. Полученные точки, расстояние между которыми равно 200 мм, являются местами разреза труб рамы.

Далее из рамы вырезаются куски труб длиной 200 мм. Отступ-ление от указанных размеров в дальнейшем может исказить гео-метрию рамы, поэтому рекомендуется вырезать куски труб на 1-2 мм меньше с обеих сторон, а потом лишнее аккуратно сточить на-пилыником: плоскость среза допжна быть строго перпендикулярной к оси трубы, как верхней, так и нижней. Шов трубы рамы находится внутри нее, его необходимо сточить на длину до 40 мм. После этого замеряются внутренние и внешние диаметры труб во взаимоперпен-дикулярных направлениях, по каждой трубе делается средняя запись с точностью для внутреннего диаметра до +0,05 мм, а для внешне-го - до ±0,1 мм. Например, верхняя труба имеет диаметр внутрен-ний - 24,2 мм, а внешний - 26,4 мм; нижняя труба соответствен-

Подготовка велосипеда к походу и его ремонт

            ^ЕЕЕЕ^              
            =. ——— =           \  

Рис. 2.22.Шарнирное соединение в рабочем состоянии вепосипеда а) общий вид шарнирного соединения; б) шарнирное соединение в разрезе

но - 25,65 мм и 28,3 мм (размеры могут колебаться до ±1 мм). Сделав замеры, можно приступать к изготовлению шарниров.

На рис. 2.22 показано шарнирное соединение в позиции, когда велосипед готов к поездке: на рис. 2.22 а - в общем виде, на рис. 2.22 б - в разрезе для показа деталей шарнирного соединения. На рисунках показаны: 1 - трубы велосипедной рамы, 2 - короткий вкладыш, 3 - длинный вкладыш, 4 - серьга, 5 - винты, соединяющие серьгу с вкладышами (вти винты являются осями, на которых пово-рачивается и складывается велосипед), 6 - фиксирующая трубка (пе-ремещается перед складыванием в переднее положение - к рулю), 7 - рифленая муфта, с помощью кольца и резьбы обеспечивающая жесткое положение фиксирующей трубки в заднем (рабочем) или переднем положении, 8 - кольцо зажимное с разрезом, 9 - опор-ные кольца на вкладышах, 10 - стопорные винты.

На рис. 2.23 показан короткий вкладыш для верхнего шарнира в двух проекциях. Штриховой линией показана выборка внутри вкла-дыша для облегчения детали, но ее можно и не делать. На рис. 2.24 показан длинный вкладыш, а на рис. 2.25 а - серьга, которая обес-печивает соединение вкладышей и их поворот при складывании ве-лосипеда. Размеры серьги для верхнего и нижнего шарниров одина-

Рис. 2.23. Верхний короткий вкладыш Рис. 2.24.Верхний длинный вкпадыш

145ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

ковы. На рис. 2.25 в изображена фиксирующая трубка, которая изго-тавливается в двух экземплярах для верхнего и нижнего шарниров. Со стороны руля велосипеда конец трубки имеет резьбу М27 1,5. Перед складыванием велосипеда трубка передвигается по шарниру в сторону руля. На рис. 2.25 г изображена муфта с внутренней резь-бой М27 1,5 с проточкой 2 мм и с конусностью 1:3. Очень важно точно обеспечить эту конусность в целях надежного зажима фикси-рующей трубки в заднем рабочем положении. На рис. 2.25 д показа-но фиксирующее кольцо из проволоки диаметром 2,5-2,8 мм из ме-ди, алюминия или пластика. Оно вставляется в зажимную муфту на место проточки после резьбы и за счет конусности в зажимной муфте в сочетании с резьбой обеспечивает жесткое положение фик-сирующих трубок на шарнирах во время эксплуатации велосипеда. На рис. 2.256 изображен винт с резьбой М6х1. Четыре таких винта служат для соединения вкладышей с серьгами.

Следует обратить внимание на то, чтобы установка вкладышей в трубы после их соединения серьгами обеспечивала поворот и скла-дывание передней части велосипеда вправо-назад по ходу машины. Влево складывать велосипед нельзя, так как этому препятствует тормозной трос и трос переключателя передач. Сделав соответству-ющие отметки на трубах и вкладышах, можно приступать к их за-прессовыванию. Для этого необходимо разогреть паяльной лампой или на газе конец трубы докрасна и в него вставить, постукивая деревянным молотком, соответствующий ей, но не гретый вкладыш. После остывания трубы вкладыш будет прочно запрессован. Затем на длинные вкладыши ставится зажимная муфта (рис. 2.25 г) с коль-цом (рис. 2.25 д), фиксирующая трубка (рис. 2.25 в) и серьга (рис. 2.25 а) с винтами (рис. 2.25 б). После полной сборки шарниров по линии стыковки трубы и опорного пояска вкладыша провести сварку.

«г

Н 2

Рис, 2.25. а) сврьга; 6) винт; в) фиксирующая трубка; г) муфта; д) копьцо

Подготовка велосипеда к походу и его ремонт

Рис. 2.26, Нижний короткий вкладыш сборный (из деталей а и б)

Рнс. 2.27. Нижний длинный вкладыш сборный (из деталей в и г)

При невозможности использовать сварку вкладыши в трубах следует дополнительно закрепить стопорными винтами рис. 2.22(10).

Все детали шарниров, кроме кольца, изготавливаются из низко-углеродистой стали, содержащей углерода не более 0,25%. Такие сорта стали хорошо свариваются без образования закалочных струк-тур и трещин.

Предлагаем еще одну интересную конструкцию шарниров для складывания велосипеда, созданную С. Замойским. Верхний и ниж ний шарниры состоят из фланцев, надежно стягиваемых тремя бол-тами с внутренними шестигранниками, для чего используется ключ-угольник шестигранного профиля, применяемый для крепления кор-пуса заднего переключателя к наконечнику рамы велосипеда. Каж-дый фланцевый узел имеет ушки-шарниры, осью которых являются такие же болты. Основные размеры этих соединений и распопоже-ние ушек-шарниров приведены на рис. 2.29 и 2.30. Места разреза-ния верхней и нижней труб рамы велосипеда, а также размеры вы-резаемых частей, куда ввариваются фланцевые шарниры (рис. 2.28).

147ВЕЛОСИПЕД ДЛЯ ТУРИСТА

Подготовка велосипеда к походу и его ремонт

Рис. 2.28. Определение местопопожения шарниров

ц

Рис. 2.29. Шарнирное соединение верхней трубы рамы

Рис. 2.30. Шарнирное соединение нижней трубы рамы

Наши рекомендации