Тематика туристических передач
Безусловно, важнейшим компонентом любой телепередачи является ее содержание, без которого немыслимы ни эффективность формирования общественного мнения и управления им, ни осуществление коммуникативной функции ни доходы от медиа продукта.
В основном, цельность и эффективность телепередачи проявляется в таких элементах, как тема и идея. Тема – это предмет изложения, который разъясняют или о котором рассуждают; это также постановка проблемы, предопределяющая отбор нужного материала и характер художественного повествования. Тема – это вопрос, выделенный автором как самый важный для данного материала. Тема, безусловно, выражает и главную задумку автора. Как уже было сказано раньше, главная специфика передач туристической направленности заключается в том, что у них прослеживается неуклонное следование выбранной тематики, что является основним компонентом которий формируэт концепцию телепередачи. В общих чертах все туристические телепередачи придерживаются одной и той же теми, а именно подачи интересных на их взгляд ведомостей о стране или странах. Но успех передачи и то понравится она или нет зависит от того о чем именно и как в ней будет повествовано телезрителю.
Из исследований проводимых мной среди всех опрошенных людей большинство - 68% на вопрос нравятся ли им туристические передачи, ответили положительно, 23% - к ним относятся нейтрально, и только 9% телезрителей не любят такие передачи. Это говорит о том, что такие передачи весьма популярные среди зрителей, особенно среди людей в возрасте от 25 до 65 лет. К тому же большинство среди них смотрят такие передачи из- за того, что можно просто узнать много интересной информации о странах, их жителях, быте, а также информацию которая станет полезной во время организации поездок и путешествии, и в такой способ можно увидеть своими глазами на места потенциального отдыха. Зрителям очень интересно смотреть, как живут люди в Европе, Америке, Азии. А также, сидя дома у телевизора многие планируют долгожданный отдых в понравившуюся на телеэкране страну.
То есть передачи о туризме являются одним из, пусть даже, не формальных, источников информации для туриста. Такие передачи также, в общем, популяризируют отдых и создают своенравственную рекламу местам, странам, базам отдыха.
Большинство зрителей которые любят смотреть туристические передачи, как видно из исследования, предпочитают смотреть передачи о разнообразных странах и местах мира.
Возраст | Типы передач | |||
О странах мира | Об Украине | О странах мире, где есть ведомости об Украине | Об Украине, где есть ведомости о разных странах мира | |
До 18 лет | 42% | 14% | 25% | 19% |
18-25 лет | 24% | 16% | 38% | 20% |
25-35 лет | 30% | 19% | 20% | 31% |
36-45 лет | 28% | 20% | 26% | 26% |
46-55 лет | 40% | 17% | 12% | 30% |
56-65 лет | 23% | 17% | 50% | 10% |
Больше 65 лет | 52% | 20% | 13% | 15% |
По всем категория | 34% | 17,5% | 26% | 21,5% |
Таблица 4.4.1. Типы туристических передач
Подсчитав общие результаты можно сказать, что большинство зрителей предпочитают смотреть передачи о странах мира, и передачи где не только рассказывают о местах и уголках планеты, но и присутствует информация об интересных местах Украины. Передачи только об Украине и передачи где кроме Украины, есть небольшая доля известий о странах мира менее популярны, и на это есть обьеснение. Туристические передачи о странах мира более доступны украинским телезрителям. Потому что они транслируются по общедоступным национальным телеканалам, а передачи только об Украине, в большинстве случаев, показывают по местных каналах. Они не так интересны, потому что у них другая манера подачи информации, более скромный бюджет, отличается даже качество съемок, заставок. Тем более качественных передач, которые давали бы советы и были бы не просто интересными, кроме «Феерии странствий» вспомнить трудно. Можно сделать вывод, что украинский зритель нуждается в передаче, которая будет подавать с практической точки зрения, ведомости об Украине. О том, какие есть чудесные природные места отдыха, турбазы, какие проходят национальные, и не только, ярмарки, национальные праздники, фестивали, где нужно побывать и что можно интересное увидеть. Главное, что бы в передачи был сравнительный анализ, с подобными местами и происшествиями, которые есть в других странах заграницы, потому что тогда зритель сможет понять, что в Украине тоже есть на что посмотреть и можно отдохнуть не хуже. То есть нужно создать некую передачу-путеводитель практического характера. Она должна быть независимой (без излишней рекламы), а посему объективным. Эта программа, должна быть ориентированная именно на туриста как потребителя, человека, путешествующего на практике, в реальной жизни, а не только «по телевизору».
Среди туристических тем которые можно изложить в нашей передаче об Украине, и которые наиболее интересуют мною опрошеных зрителей, можно выделить в первую очередь: природные достопримечятельности Украины – 37%, о культурных, архитектурных достояниях – 29%, о спортивных базах и территориях где можно активно провести отдых (заняться лыжным (горнолыжным), горным и водным туризмом) – 19% о лечебно-оздоровительных курортных базах - 14%, о различных праздничных мероприятиях, ярмарках, фестивалях, футбольных матчах –11%
Сразу становится понятно, что зрителя интересуют все виды внутреннего туризма в Украине. По этому нужно создать передачу которая будет путеводителем по природным достопримечятельностям - живописным местам отдыха но в которой будут собраны сведения и о культурно- архитектурных достояниях и о лечебно-оздоровительных местах, и о фестивалях, ярмарках и наиболее ярких событиях которые происходят в тех местах Украины, где побывала съемочная группа. Например, такую передачу, которая будет, содержат в себе черты украинской телепередачи «За 7 морей» где есть практические советы туристам о том, например, где и как покупать билеты, сколько стоит туристическая страховка и как она действует. Которая по своему характеру будет похожа на передачу «Мир наизнанку», что бы показать что-то необыкновенное, еще мало ведомое украинскому туристу об родной стране. Ту в которой также интересно как и в передачи «Феерия странствий» будет представляно архитектурные достопримечательностями и колорит региона. А также передачу с таким же задором и способом узнать о стране как ето делают ведущие в украинском travell-шоу «Орел и решка». Потому что по мнению опрошеной аудитории именно ети телепередачи наиболее интересны для просмотра. И главное что бы прослежывалась основная идея телепередачи, а именно популяризация внутреннего туризма.Потому что идея– это основная мысль произведения, с помощью которой автор выражает свою нравственную позицию. Это как бы квинтэссенция взглядов автора на действительность. Идея целиком зависит от автора, от строя его мыслей, его эрудиции, моральных норм, психического склада, вкусов, склонностей и других индивидуальных качеств личности (Гайдомакова Б.Д., 2001, http://www.tvmuseum.ru.) . А в этом большую роль играет ведущий телепередачи. На вопрос о том кто наиболее подходит на роль ведущего туристической телепередачи, большинство зрителей, а именно 48% было за то, что бы вел ее мужчина и специалист, в своей области, засуживший авторитет и известность в определённых кругах. Это может быть известный путешественик или человек который имеет отношение к туристическому бизнесу. Большинство хотят человека который будет исполнять не только роль ведущего, но и будет експертом в своей области, которому можно доверять, как например, ведущий передачи «Феерия странствий» Игорь Захарченко. Много зрителей поддрежали идею, что бы в телепередачи звучала информация о туристических фирмах которые смогут обеспечь качественные услуги – организацию поездок, екскурсий, выгодных путевок.
Такая телепередача даст возможность узнать людям больше позитивной информации об отдыхе внутри нашей страны и сможет сделать ее более туристически привлекательной для украинцов.