Лесные рекреационные ресурсы

Общая площадь всех лесов Крыма составляет 340 тысяч га, или 13% территории полуострова. Лесхоззагам, горнолесному заповеднику и заповедно-охотничьему хозяйству принадлежит 310 тысяч га. Остальные лесные площади принадлежат колхозам и совхозам, некоторым организациям. Каждый четвертый гектар леса создан человеком. Только за послевоенные годы посажено 70 тысяч га сосновых лесов, в том числе 20 тысяч га на крутых склонах. Существованием своим леса, Крыма обязаны горным массивам, где присутствует сравнительно влажный климат. Лес плохо растёт в степной части Крыма из-за отсутствия соответствующий влажности, здесь встречаются деревья и кустарники, которые способны переносить сухость воздуха и почв.

В лесах южного берега Крыма преобладают: сосна, дуб, бук, сосна.

Сосна крымская с длинной жёсткой хвоей, и очень смолянистой древесиной, которая растёт не высоко в горах, на высоких участках гор, её сменяет сосна обыкновенная которая предпочитает верхние этажи гор такие как плато.

Особое и далеко не последнее место занимает сосна в народной медицине. Пожалуй, именно сосна - один из древнейших целителей человечества. На глиняных табличках, покрытых клинописью, пять тысяч лет тому назад уже были записаны 15 различных рецептов, где фигурировала сосновая смола. В настоящее время "хвойная лапка" - основное сырье, из которого получают витамин С. Кроме этого, совершенно точно установлено, что летучие выделения сосны полезны людям, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями. Именно этим объясняется целебность Южного берега Крыма для легочных больных.[6]

Бук

Хотя северный склон более пологий, более протяженный, чем южный, однако и он сильно изрезан речными долинами, оврагами, балками. Буковые леса сохранились лучше, чем сосновые и дубовые. В границах заповедно-охотничьего хозяйства буковый лес производит впечатление девственного, если не считать массового повреждения и уничтожения подроста дикими копытными. Возраст входящих в них деревьев давно превысил за 200 лет, тут и там встречаются завалы из упавших великанов. Сумрачная красота букового леса - в величественной мощи стволов и плотной зелени полога. Буковый лес даже в глубокой старости сохраняет высокую полноту, поэтому в нем всегда сумрачно и прохладно.

Пояс букового леса начинается на высоте 500-600 м и уходит до самого карниза яйлы - до 1300-1350 м. На этом сравнительно большом вертикальном протяжении климатические и почвенные условия не могут оставаться однородными, а это в свою очередь определяет неоднородность самого леса.[22]

В Крыму основной массив букового леса расположен в юго-западной и центральной частях Главной горной гряды. С продвижением на восток бука становится все меньше. Связано это скорее всего с нарастанием континентального климата. Интересно, что в северо-восточной части гряды бук даже у верхней границы своего распространения растет в смеси с грабом, дубом, чего никогда не встретишь в центральной части, например, на территории заповедно-охотничьего хозяйства.

Дуб

В лесном фонде Крыма наибольший удельный вес имеют дубравы. На их долю приходится около 60% лесной площади. В отличие от буковых лесов, они растут не только на северном склоне, занимая его нижнюю часть, но покрывают также склоны Внутренней гряды.[5]

В Крыму естественно произрастают три вида дуба: пушистый, скальный (он же сидячецветный) и обыкновенный, или черепашчатый. Наибольшую площадь занимает дуб скальный - 44,5%, а на долю пушистого дуба приходится 13,4%.

Пояс дуба скального располагается выше по склону (450-550 м). Наряду с дубом здесь растут ясень, липа, граб, яблоня, груша; в кустарниковом ярусе грабник, кизил, бересклет, скумпия. Этот вид дуба достигает большей высоты, чем дуб пушистый, однако все они страдают низкорослостью, которая связана в первую очередь с их порослевой природой.[7]

Социально-экономические ресурсы, для развития рекреации и туризма.

Транспортная сеть

Основной составляющей экономических ресурсов является инфраструктура региона, которая включает: транспорт, средства размещения, питания, развлекательные объекты.

Транспорт разделяется на международное и внутреннее сообщение.

Авиасообщение: Симферопольский аэропорт - это международный аэропорт, отправляющий регулярные и чартерные рейсы во многие страны мира – Турцию, Испанию, германию, Израиль и другие Регулярные рейсы связываются с Москвой, Санкт-Петербургом, Оренбургом. Чартерные сообщения с Симферопольским аэропортом осуществляют свыше 20 российских компаний.[29]

В аэропорту созданы все условия для успешной работы представительств авиакомпаний Украины, СНГ и дальнего зарубежья. Здесь базируются авиакомпании ГАК «Крым», «Таврия-МАК», «Севастополь-АВИА», работают представительства авиакомпаний «Аэросвит», «Узбекские авиалинии», «Турецкие авиалинии», «Сибирь», «Армянские авиалинии», «Аэрофлот», «Международные авиалинии Украины», авиапредприятия «Пулково».

Железнодорожное сообщение: Железная дорога связывает Крым со многими городами Украины, стран СНГ. Самый крупный вокзал находится в Симферополе, другие в Керчи, Евпатории, Севастополе и Феодосии.

Автотранспорт: Дорога в Крым пролегает через Белгород, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Мелитополь, Чонгарский перешеек, Джанкой, Симферополь. В Крым можно попасть и по автомагистрали Ростов-на-Дону – Мариуполь.

Морское сообщение: Сегодня крымско-кавказские пассажирские линии обслуживают первоклассные быстроходные суда, которые совершают рейсы между Одессой и Батуми, обслуживают крупные порты Крыма и Кавказского побережья.

Из России морские сообщения совершаются Новороссийск – Керчь, а также Ростов-на-Дону – Керчь.

Внутренние сообщение. Главный транспортный узел Крыма – Симферополь. Из него железнодорожные и автомобильные магистрали расходятся по всему полуострову. Внутренне железнодорожное сообщение осуществляется электричками по маршрутам на Севастополь, Феодосию, Керчь (через Джанкой).

Приморское шоссе связывает весь Южный Берег Крыма от Феодосии до Севастополя. Регулярное автобусное сообщение осуществляется с Симферопольского автовокзала во все основные курортные зоны Крыма. По маршруту Симферополь – Алушта – Ялта ходят троллейбусы.

Все прибрежные города связаны между собой рейсами прогулочных катеров по маршрутам: Ливадия, Мисхор, «Ласточкино гнездо», Алупка, Симеиз, Кастрополь, Форос; Никитский ботанический сад, Гурзуф, Партенит, Алушта, Профессорский уголок, Малореченское, Рыбачье, Морское, Судак.

Наши рекомендации