Влияние туристских ТНК на национальную экономику

Влияние ТНК на, экономику принимающих стран. С начала 80-х годов проблема экономического воздействия туристских ТНК находится в центре внимания ученых. На Западе вышло немало работ, освещающих ее разные стороны. Лучше исследовано воздействие ТНК на экономику принимающих стран. Специалисты выделяют пять главных вопросов: контроль ТНК над структурой туристского рынка, развитием индустрии туризма и отдельных ее секторов в принимающей стране; контроль над туристскими потоками; трансфертное ценообразование на туристские продукты; проблема утечки доходов от международного туризма за границу; технологическое влияние ТНК на экономику стран-импортеров.

Инициатива по привлечению ТНК довольно часто исходит от принимающих стран, в которых местные компании либо вовсе отсутствуют, либо они не располагают достаточными ресурсами. Правительства Филиппин, Индонезии, Пакистана, Шри-Ланки предоставляют иностранным инвесторам не только налоговые льготы, но и освобождают их подчас от уплаты пошлины на импорт оборудования, механизмов и материалов. Появление ТНК в туристском секторе, особенно в слаборазвитых государствах, приводит к контролю извне над структурой местного туристского рынка и развитием индустрии туризма.

Иностранная авиакомпания, обслуживающая международные линии воздушного сообщения небольшой страны, может препятствовать выходу на этот рынок других авиаперевозчиков, как иностранных, так и национальных, и установить свою монополию, которая не всегда отвечает интересам принимающей страны. Некоторые государства, заключив контракты с туристскими корпорациями: «Средиземноморский клуб» (Франция) или американскими гостиничными цепями — не только ограничили конкуренцию, но лишились свободы выбора направления экономического развития.

Утвердив свое монополистическое положение в экономике принимающей страны, ТНК способна оказать давление на правительство с тем, чтобы оно, в частности, увеличило расходы на инфраструктуру. Нередки случаи, когда транснациональные компании диктуют строительство новых аэропортов, изменение сложившейся системы наземного транспорта или пересмотр структуры землепользования. ТНК стремятся определять политику в области туризма, преследуя собственные цели. Это хорошо видно на примере Испании, где выгоды от развития инфраструктуры получают иностранные туристы, а местное население несет расходы на ее создание.

В Сенегале в рамках IV национального плана развития на строительство туристской инфраструктуры было выделено 23 млрд. сенег. фр., т.е. 12% государственного бюджета. Для сравнения: расходы на здравоохранение за тот же период составили лишь 3,6 млрд. на образование — 7,4 млрд. на сельское хозяйство — 24 млрд. сенег. фр. Ввиду большой капиталоемкости туристских объектов развивающиеся страны вынуждены брать займы и кредиты на создание инфраструктуры, отвечающей требованиям ТНК.

Несмотря на вышеперечисленные проблемы, некоторые страны по-прежнему открывают туристские рынки для ТНК, связывая с ними последнюю надежду на преодоление отсталости. Вместе с тем правительства становятся более искушенными в ведении переговоров с транснациональными компаниями. С ростом международного туризма увеличивается число ТНК, жаждущих расширить сферу своего влияния, и принимающая сторона обретает все больше власти при заключении соглашений с ними.

ТНК оказывают влияние на экономику страны-реципиента посредством контроля над туристскими потоками. Деятельность транснациональных компаний в сфере туризма обусловила сдвиги в географии туристского спроса, изменила направленность потоков посетителей. Вынудив правительства пересмотреть фискальную политику и увеличить расходы на туристскую инфраструктуру, они вызвали подъем международного туризма во многих районах.

Вместе с тем усилия ТНК по привлечению туристов в дестинацию нередко вступают в противоречие с интересами национальных туристских администраций. Последние часто выбирают в качестве целевого сравнительно узкий рыночный сегмент элитарных туристов, рассчитывая на высокий доход от их обслуживания. Однако транснациональной компании, руководствующейся мотивом максимизации прибыли, может быть выгоднее работать с массовым туристом. Широкие туристские потоки, организуемые и направляемые ею, заключают в себе угрозу для местной культуры и окружающей природной среды.

Не столь очевидные, но не менее острые проблемы возникают, если ТНК осуществляет контроль над узкоспециальными потоками туристов. Она выявляет наиболее прибыльную рыночную нишу, в которую устремляет свою деятельность. Количество прибытий невелико, туризм не оказывает разрушающего воздействия на природу и культуру и обеспечивает финансовые поступления. На первый взгляд, подобная деятельность ТНК способствует развитию местного туристского рынка, национальной экономики, но в действительности и такая практика таит в себе опасность.

Туристские центры попадают в зависимость от определенной, численно небольшой категории посетителей. Может получиться так, что курортный район на Багамских островах будет специализироваться на приеме представителей среднего класса из Нью-Йорка, а тайский курорт — на обслуживании молодоженов из Японии. Эти рыночные ниши являются слишком узкими, чтобы обеспечить устойчивое развитие и конкурентоспособность курортов. Последние оказываются подвержены влиянию малейших изменений во вкусах и предпочтениях целевой группы потребителей. Их работа сопряжена с большим коммерческим риском.

Устанавливая контроль над туристскими потоками, ТНК используют этот рычаг для давления на принимающую сторону с целью расширить перечень предоставляемых ею налоговых и иного рода льгот.

В конце 70-х годов в ответ на действия правительства Туниса, воспрепятствовавшего дальнейшему наращиванию и без того огромных прибылей одной из крупнейших западногерманских туристских корпораций, фирма резко сократила завоз немецких туристов (с 60 до 12 тыс. человек), нанеся удар по экономике Туниса. Таким образом формируется зависимость молодых государств от иностранного капитала.

Современные ТНК отличаются глобальной стратегией поведения на мировом рынке путешествий. Она находит проявление в механизме трансфертного ценообразования. Манипулируя ценами на компоненты туристского продукта при совершении внутрифирменных операций, в одних случаях завышая их, в других, наоборот, занижая, ТНК увеличивает корпоративную прибыль. В руках компании оказывается механизм, который обеспечивает курсирование прибылей внутри одной большой империи, подчиняясь стратегическим целям ее деятельности.

Изменение уровня цен не изобретение ТНК, оно является обычной коммерческой практикой. По соглашению между контрагентами устанавливается надбавка к базовой цене или скидка с нее. В отношении многих товаров и услуг действуют скидки за оборот, применяемые при оптовых закупках. В туризме также широко используются сезонные скидки при приобретении продукта вне сезона, с помощью которых уравновешиваются спрос и предложение. Туроператоры и турагенты как посредники получают от поставщиков туристских услуг скидки по сбыту, позволяющие им выдерживать ценовую конкуренцию на рынке. Например, немецкие и британские туроператоры известны очень низкими ценами на услуги испанских и греческих отелей, а также на развлечения.

Уровень цен в каждом конкретном случае складывается разный в зависимости от договоренности между участниками сделки. Этот принцип продолжает действовать и при ценообразовании на продукты ТНК. Транснациональная компания лишь придает переговорам определенную форму и внутрифирменный характер.

Механизм трансфертного ценообразования рассмотрим на примере. Предположим, что некий туроператор, базирующийся в стране А, приобретает авиакомпанию страны В и ряд туристских предприятий, включая средства размещения, в стране С. Таким образом он создает интернациональную производственную систему под своим управлением.

Туроператор предлагает инклюзив-тур по цене 1000 ам. долл. и реализует его в стране А. Все операции по купле-продаже составных частей тура протекают внутри системы. Туроператор назначает расчетные (трансфертные) цены для всех участников этого интегрированного бизнеса. Они могут отличаться от рыночных цен, а иногда не иметь аналогов на открытом рынке и использоваться туроператором для уклонения от уплаты налогов и таможенных пошлин.

ТНК с помощью механизма трансфертного ценообразования искусственно увеличивают издержки производства для филиалов, расположенных в странах с высоким уровнем налогообложения, и, наоборот, занижают их для филиалов в странах с низкими налогами. В результате, филиалы ТНК в первой группе стран заносят в свои налоговые декларации данные о незначительных прибылях, а в других странах фиксируется завышенная прибыль. ТНК как бы нелегально переводят прибыли из филиалов в странах с высоким налогообложением в филиалы в странах с низкими налогами и таким путем достигают чистого сокращения сумм уплачиваемых налогов.

В нашем примере туроператор может искусственно увеличить стоимость своих активов в стране С, списать самолет страны В и перераспределить накладные расходы или операции между филиалами. В итоге величина налоговых платежей снизится в 2 раза, с 40 до 20 условных единиц. Дополнительные прибыли туроператор получит, если проведет международные платежи по выгодному для себя курсу обмена валюты.

Использование механизма трансфертного ценообразования в целях уклонения от уплаты налогов подвергается критике. Оно оборачивается огромными потерями для государственных бюджетов многих стран.

Таблица 61

Наши рекомендации