Заказчики — Зона риска: четыре типа заказчиков
Мы переходим к зоне риска, к тем тинам заказчиков, взаимодействие тимбилдеров с которыми несет потенциально конфликты, которые могут угрожать успеху мероприятия. Об этих проблемных зонах важно знать и предпринимать предваряющие меры по избежанию конфликтов. Эффективное взаимодействие возможно, но при приложении определенных усилий с обеих сторон — как со стороны тимбилдера, так и со стороны заказчика.
Event-менеджер.Не надо далеко ходить, чтобы честно и прямо сказать вам, избегая взгляда в глаза, — это тяжелый вариант, самый тяжелый из всех, который мог вам достаться. Этот человек знает много, но думает, что знает действительно все. Должна признаться, что мне до сих пор не ясна оптимальная схема взаимодействия с event-менеджерами...
Итак, что же делать, если компания-клиент выбрала вашу тим-билдинг-компанию и вам выпал редкий шанс взаимодействовать с event-менеджером. Во-первых, искренне признайтесь ему в этом! Примерно менее чем в пяти компаниях из ста эта должность на данный момент официально присутствует, согласитесь, это немного! Во-вторых, установите четкие правила игры и определите четкие зоны ответственности и роли, которые во время подготовки и проведения тимбилдинга играют event-менеджер и руководитель проекта со стороны тимбилдинг-компании. Если вам кажется, что все предельно легко и что с профессионалом, коим является event-менеджер, не стоит проговаривать данных мелочей, то вы ошибаетесь: именно с ним это и надо делать в первую очередь!
Поведение event-менеджера на проекте склонно меняться, потому что он попадает в родную и заветную для него стихию — мир эвентов. Тимбилдинг-компанию многие из этого типа склонны воспринимать как подсобное звено, технического организатора и технического исполнителя придуманных им проектов. Изменить это видение и не пытайтесь, легче отказаться от проекта.
Вторая немаловажная деталь, которая заметно снижает привлекательность проекта, — фантастическая осведомленность event-менеджера о мельчайших финансовых параметрах предоставляемых
Часть 1. Тимбилдинг
услуг. Не секрет, что многие тимбилднг-компании извлекают прибыль из своих прочных работающих контактов в сфере услуг, что позволяет приобретать эти услуги по более льготной цене.
Event-менеджер знает минимальные цены в городе на все и знает, как добиться минимальных цен на даже очень качественные услуги из средней и высшей категорий. Event-менеджер знает в тонкостях и деталях, на чем и как зарабатывают тимбилдинг-компании. Поэтому, если это, допустим, большая команда в 200 — 300 человек, в контракте прописывается, что окончательное число человек может быть утвержденным не раньше чем за две недели до проведения события; основательно прописываются услуги, которые оказываются только в случае плохой погоды; львиную долю подготовительных услуг, которые тоже приносят прибыль тимбилдинг-компании, эвент-менеджер берет на себя, и т. д. Именно с эвент-менеджерами после проведения тимбилдингов начинается основной процесс обратной связи и «наказаний» за неграмотно оказанные услуги.
В качестве краткой иллюстрации: на одном из тимбилдингов, организуемых моей компанией Adventure Races, мы должны были обеспечить два костра на второй, праздничной части события. Был сильный ветер, второй костер находился в открытом ветреном месте, он регулярно затухал, да и участники не испытывали удовольствия греться на ветру. Поэтому все скопились у одного общего костра, всем было весело, замечательно вместе. И руководитель проекта моей тимбилдинг-компании расслабился и не почуял затаившейся угрозы. На «разборе полетов» и получении компенсации event-менеджер вынес данный пункт — необеспечение прописанных в контракте условий — как неприемлемое качество работы, как невыполнение базового пункта контракта, и лишение 100% стоимости данного пункта плюс наложение 50% штрафа. Два главных действующих лица по-разному оценили эффективность, однако тимбилдер забыл три главные аксиомы при взаимодействии с event-менеджером:
Аксиома 1. При взаимодействии с event -менеджером нет незначащих деталей.
Аксиома 2. Event-менеджер всегда осведомлен лучше, чем тимбилдер.
Аксиома 3. Event-менеджер и тимбилдер находятся по разные стороны баррикад.
Если после прочтения данного фрагмента в вас взыграл бунтарский дух, то вперед! Эффективное взаимодействие с event-менеджером — достойный челлендж даже для опытного тимбилдера!
Глава 2. Тимбилдинг в России
Руководитель департамента X.Редкий, но тем не менее регулярно встречающийся случай. Отнесен к зоне риска. Имеет сильную корреляцию с типом отдела. Финансы, сбыт, продажи, производство, логистика, коммуникации, информационные технологии. Часто взаимодействие происходит замечательно — быстро, эффективно, четко. Вся информация есть. Актуальные задачи стоят. Желаемые цели поставлены. Начинать и действовать!
Данная группа заказчиков привлекательна тем, что они максимально заинтересованы в результате тимбилдинга. Потому что тимбилдинг проводится для их отдела, и почивать на полученных результатах (или расхлебывать их) будет сам руководитель. Зачастую он сам активный участник всех экстрим-испытаний.
Однако основным элементов риска в таком взаимодействии является представитель тимбилдинг-компании. Если руководитель-тимбилдер опытен и профессионален, то успеху проекта быть! Если он новичок, неопытен и но сильной необходимости поставлен возглавлять проект, то провал обеспечен.
Ни руководитель департамента, ни новичок-тимбилдер не способны в таком случае взять всю полноту власти и ответственности на проекте в свои руки. В критических ситуациях провал обеспечен, и порой даже больше — гарантирован!
Если говорить о финансовой стороне дела, то бюджеты на тим-билдинги отделов и департаментов существенно меньше, чем на тимбилдинги-корпоративы, хотя, конечно, есть исключения. На подготовку тимбилдингов департаментов обычно выделяется гораздо меньше времени, потребности в проектах возникают быстро, связаны с реорганизациями, активным ростом отделов, началом или завершением мощных проектов. Работать с руководителями департаментов чаще всего приятно. Уважение к профессии тимбилдера, как специалиста в своем деле, присутствует. Коммуникации быстры и легки.
Руководитель отдела маркетинга.Я намеренно обозначила данную позицию отдельно, потому как руководитель отдела маркетинга обладает специфическими свойствами и характеристиками по отношению к корпоративным тимбилдингам, выделяющими его из разряда других руководителей департаментов.
Итак, что же это за птица — руководитель отдела маркетинга? Что и кто заставил выйти его на «тропу войны» ? Основных причины три:
• в компании отсутствует позиция HR-менеджера;
• на тимбилдинг направлены бюджеты отдела маркетинга;
Часть 1. Тимбилдинг
• тимбилдинг несет в основном маркетинговую функцию, такую как внутреннее продвижение ребрендинга компании посредством корпоративного тимбилдинга, использование эффектных приемов корпоративного тимбилдинга для усиления внешнего имиджа компании.
Как надо оптимально вести себя тимбилдеру с руководителем отдела маркетинга, чтобы взаимодействие было максимально эффективным и проект успешно состоялся?
1. Четко выяснить цели тимбилдинга. Если это только маркетинг, значит, это только маркетинг. К сожалению, «кто платит, тот и заказывает музыку». Тимбилдер чувствует разочарование? Выход был— отказаться от проекта на ранней стадии.
2. Четко выяснить, какие результаты нужны компании и как, в каких терминах будет измеряться эффект. Готовы ли вы своими HR-инструментами обеспечить желаемый маркетинговый результат? Большинство подобных проектов имеют целью сильный внутренний и внешний HR-брендинг. Но в таком случае тимбилдер элементарно должен разбираться, что есть брендинг и как можно обеспечить желаемое посредством тимбилдинга. Да, это может быть колонна «Дефенде-ров» с развевающимися корпоративными флагами компании, летящая по городу, нестандартный антураж участников с корпоративной символикой во время квеста по городу... Это может быть все что угодно.
К сожалению, несмотря на явную подмену понятий, подобные мероприятия тоже называются тимбилдингами.
Ассистент руководителя.Как можно видеть из моей классификации, это наименее привлекательный тип заказчика. Оговорюсь сразу, что ассистенты тоже бывают разными. Порой ассистент президента в одной компании располагает большими знаниями и более глобальным бизнес-видением, чем руководитель в другой. Однако так бывает не очень часто.
Здесь я пишу о типичном ассистенте руководителя с типичными функциями.
Основные минусы видны невооруженным глазом: нет опыта, нет ответственности, нет полномочий, нет стратегического видения, нет понимания ни HR-задач, ни процесса организации тимбилдинга. Как я упоминала ранее, все вопросы по-прежнему лежат на руководителе. Чаще всего в данном случае основной мотив проведения тимбилдинга — мода и престиж! Мотив «Все успешные компании делают это!». В подавляющем большинстве случаев это первый тимбилдинг компании. И во многом от профессионализма тимбилдера
Глава 2.Тимбилдинг в России
зависит, каким будет проект, какие задачи будет решать проект, как и где он будет проходить и какие последствия будет иметь.
Однако выдвижение на роль представителя от компании-клиента ассистента много говорит о той роли, которая отводится данному тимбилдингу. Тем не менее работа с ассистентом — прекрасная возможность профессионального роста и развития навыков общения с клиентом для начинающих тимбилдеров.
Вывод. Из вышеприведенного анализа хочу сделать вывод о том, что организация тимбилдинга может быть не только тяжелой работой, но и большим праздником. И если в этом процессе посчастливилось работать с человеком, единым с тобой по духу, принципам и ценностям, то это будет яркий и отличный тимбилдинг!
2.5. Классификация участников тимбилдинга
Данный раздел будет небезынтересен для HR-специалистов, для руководителей и начинающих сотрудников тимбиддинг-компа-ний, но наиболее интересен он, конечно, будет для самих участников тимбилдингов! Сотрудники компаний, то есть наши участники тимбилдингов, начисто лишены широкого взгляда на тимбилдинги, за исключением сотрудников, реализующих карьерную стратегию «Перекати поле» и меняющих компании, как перчатки. Им предоставляется уникальная возможность поучаствовать в разнообразных (но, к сожалению, порой в абсолютно типичных) корпоративных тимбилдингах. Однако их процент в общем составе участников, к счастью, невелик и они не влияют значимо на характер программы.
Я хочу предложить несколько классификаций участников тимбилдингов. Эта информация и структуризация позволит избежать многих банальных ошибок на тимбилдинге. Тимбилдеру, да и HR-менеджеру, лучше сразу глубоко осознавать суть происходящих в головах сотрудников, то есть участников тимбилдингов, процессов и прогнозировать возможное развитие событий.
Классификация участников тимбилдингов по опыту
Основным параметром классификации здесь будет опыт участия в тимбилдингах. Я предлагаю следующую градацию (рис. 19): «новобранцы», «опыт одного тимбилдинга», «эксперты» (более трех тимбилдингов).
Часть 1.Тимбилдинг |
Рис. 19. Классификация участников по опыту участия в тимбилдингах
Почему нам важен опыт? Потому что опыт влияет на уровень ожиданий, который, в свою очередь, оказывает влияние на уровень удовлетворенности проектом. Потому что опыт тимбилдингов очень сильно влияет на поведение самих участников. Обычно самые завышенные ожидания бывают у участников с опытом одного успешного тимбилдинга. После одного яркого и успешного тимбилдинга им все видится в розовом цвете, им есть с чем сравнивать, и не каждой тим-билдинг-компании удается перепрыгнугь свою предшественницу. Поэтому любая информация о предшествующих тимбилдингах — на вес золота для тимбилдера.
Что менеджеру тимбилдинг-проекта нужно обязательно знать перед тимбилдингом?
1. Какой процент участников новобранцы, имеет опыт одного тимбилдинга, является экспертом? Участники каждой из этих групп имеют свои закономерности поведения. Опишем каждую группу в некоторых подробностях.
«Новобранцы».Данная группа максимальна по численности на сегодняшний день. Несмотря на огромную популярность тимбил-дингов, это все равно еще удел избранных. Отдельный кластер крупных западных и успешных российских компаний проводят тимбилдинга года за годом, и порой по нескольку раз в год, в то время как большой пласт российских компаний еще находится в переходном
Глава 2. Тимбилдинг в Рсосии
периоде от классических пассивных праздников к активным развивающим тимбилдингам. Выпускники вузов на рынке труда также активно пополняют именно эту группу, в то время как пожилые сотрудники намного более склонны откапываться от участия в проектах, уменьшая состав «опытных». Y «новобранцев» или горят глаза, или всю активность подавляет растущий из глубины существа страх перед ожидаемым, но и в том и а ином случае ими правят ожидания, предвкушения или чего-то необычного и уникального, или чего-то страшного, неминуемого и опасного. И вы можете грамотно управлять этими ожиданиями, загонять их и нужное вам русло, выдавать квалифицированную и ободряющую информацию о физическом уровне нагрузок и уровне экстремальности. Перевести страх, ужас, непонимание, нежелание, опасения в плоскость радости, предвкушения, ожидания, удивления, удовлетворенности.
«Опыт одного тимбилдинга».Это группа участников, за плечами которых уже был «первый прыжок». И если они приехали сюда (за исключением случая, когда альтернативой участию является увольнение), значит, они психологически готовы к возможным опасностям. Другое дело, что первый тлмбилдинг был гораздо легче и проще, но в любом случае он уже сформировал им некоторый уровень стрессоустойчив.ости и выдержки. Эти участники знают, что тимбилдинг - это прежде всего работа, а не отдых, это сконцентрированные командные усилия по достижению цели. Данная группа участников пока не доминирует в практике российского тимбилдинга, но с каждым, годом неминуемо увеличивается. Очень трудно приводить какие-то количественные обоснованные результаты но статистике участников российских тимбилдингов, но уверенно можно говорить о позитивных трендах, и внушительном росте численности данной группы. Эта группа участников открыта ко всему новому. Они пока не избалованы экзотическими выдумками тим-билдинг-компаний. Обо всем они знают только «понаслышке». Перед тимбилдингом следует узнать процент участников, относящихся к данному типу, и по возможности получить максимальную информацию о тимбиллише, уже имевшем место в данной компании, характере тренинга, составе участников, впечатлениях, выводах. Самой большой ошибкой для тимбилдинт-компании будет повторение ошибок предыдущего года, следующей по силе ошибкой — неспособность верно спрогнозировать ожидания тимбилдинга в текущем году. Громадная до.ля успеха проекта закладывается уже на
Часть 1.Тимбилдинг
предварительной стадии обсуждения проекта. И тогда большой успех возможен!
«Эксперты». Прямо так и скажем, встречаются нечасто. Если вы столкнулись с данным типом участников, знайте: они могут стать и самой легкой, и самой трудной, невероятно трудной группой. Почему и чем так трудна работа с данным типом участников? Что необходимо знать тимбилдинг-компании для успеха? Работа с этим типом участников трудна, потому что, прежде всего, придумать новую идею, концепцию тимбилдинга, формат мероприятия для них — задача не из рядовых. Данный фрагмент хочу проиллюстрировать выдержкой из встречи с HR-директором крупной петербургской компании. Для тендера было запрошено предоставление трех разных концепций тимбилдинга, и пять основных претендентов были приглашены на личные презентации тимбилдинг-программ. Как удалось выяснить позже, моя презентация была окончательной, пятой, и на нее возлагались самые главные ожидания. Предлагаемые нами концепции, на наш взгляд, были яркими и достойными бриллиантами. Однако после полуторачасовой презентации полного пакета вариантов комиссия из трех представителей HR-департамента заметила, что предложенное действительно ярко и необычно, но, к сожалению, это тоже не то, что нужно... Надо оговориться, что три предложенные концепции абсолютно полно соответствовали предложенным брифам. Чтобы сохранить высокий уровень оптимизма, не буду указывать, сколько часов труда пришлось вложить в каждый предлагаемый вариант. «Все не то» — последовал ответ...
— Что же вы хотите? Что именно вам не нравится?
— Трудно точно сказать, но это не то.
По полученной не из прямых источников информации, в результате компания рассмотрела более 60 различных вариантов программ, но не смогла выбрать действительно подходящий для них, и тимбилдинг был отложен на следующий год! Каждая тимбилдинг-компания сама ищет ответ на вопрос, будет ли она работать в таком режиме в будущем году. Отдельную часть про тендеры и участие в них вы найдете в этой книге.
Итак, первый секрет успеха проекта раскрыт — уникальная идея! Представители данной группы участников приняли участие в 3—10 тимбилдинг-проектах, а наиболее выдающиеся личности — и того больше. Поэтому, если перед вами стоит команда топ-менеджмента с десятилетним стажем управления бизнесом к примерно пятнадцатью тимбилдингами за плечами, небольшой повод
Глава 2. Тимбилдинг в России
поволноваться есть. Да, они работали даже в самых экстремальных режимах, в Полинезии, на Аляске, в Италии и на Сейшелах. Они везде были, и они все видели. Или, по крайней мере, они думают, что везде были и все видели. Плохая новость состоит в том, что состав этой группы активно растет и, на мой взгляд, одной из наиболее серьезных тимбилдинг-проблем будущего будет именно неспособность тимбилдинг-компаний удовлетворить непрерывно растущие аппетиты клиентов. Участникам данной группы для полной удовлетворенности от проекта нужна новая концепция тимбилдинга, новый формат, новое содержание, новое расположение. Важно заметить, что именно тим-билдинги для этих участников наиболее сложны по структуре и содержанию, в большинстве случаев это tailor-made проекты. Сможет ли в будущем угодить «старухе» «золотая рыбка»-тимбилдер?
Но есть и второй вариант ответа на вопрос: «Кто они — участники тимбилдингов»? Для ответа на него я хочу предложить вторую классификацию участников тимбилдинга.