Творческие (третий класс тимбилдингов)

Интереснейший класс тимбилдингов, которые по своей природе противоположны экстрим-тимбилдингам, но вместе с тем представ­ляют собой эффективный и очень действенный инструмент командо­образования. Одним из устоявшихся штампов в головах HR-менедже-ров является то, что тимбилдинги могут быть только экстремальными. Но это неправда, Тимбилдинги первоначально были созданы как экс­тремальные. Но теперь, с развитием сферы, их разнообразие значи­тельно увеличилось. Однако непонимание этого структурного измене­ния ведет к тому, что класс творческих тимбилдингов специалисты по персоналу и руководители компаний не воспринимают серьезно, как серьезный действенный инструментарий. Действительно, творческие тимбилдинги — это не экстрим-тимбилдинги, это другое, информация о них в России еще на вес золота. Но профессионалам в сфере персо­нала надо знать, что это направление уже появилось и оно развивает­ся. Данный класс тимбилдингов способен действенно и эффективно решать многие командные задачи и проблемные вопросы, такие как построение доверия, построение коммуникаций, ролевое распреде­ление, эмоциональная сплоченность, формирование общей цели и др.

Искусство

Театральные. Использование театральных постановок как ключевого объединяющего звена команды, приобретение команд­ного опыта взаимодействия на основе театральной постановки.

Глава 2.Тимбилдинг в России

В корпоративном театре сотрудники сами ставят спектакль под ру­ководством профессионального режиссера. Премьера происходит на вечеринке! Свобода и огромный спектр возможностей самовы­ражения для сотрудников. Театральные тимбилдинги наиболее рас­пространены в классе творческих тимбилдингов.

Музыкальные (фольклорный тимбилдинг, тимбилдинг в стиле джаз). Использование музыкальных произведений как ключевого объединяющего звена для построения и развития команды. Раз­личные жанры музыки — джаз, классическое произведение, блюз, фольклор и различные ролевые партии музыкального произведения задают великолепную площадку для тестирования командных ролей и получения нового неожиданного опыта командной деятельности. Апогеем музыкального творчества можно считать в применении к команде деятельность оркестра, синхронно, звучно и слаженно исполняющего сложные произведения, сотканные из слаженных и гармоничных усилий каждого участника оркестра. Наиболее по­пулярные формы в России — африканские музыкальные инстру­менты, фольклорная музыка и джазовые импровизации.

Танцевальные (танго-тимбилдинг). Использование технологий танца для развития гармонии в команде, для эмоционального сплочения команды, для развития навыков понимания бизнес-партнера в диалоге, отработки роли ведущего и ведомого. Латиноамериканские танцы, так же как и вальс, иногда служат предметом танцевального тимбилдин-га. В зимний сезон яркой инновацией может стать катание на коньках (Ice-Skating). Спектр возможностей богат и разнообразен. Связь между танцем и бизнесом существует. И понимание подобных ассоциаций мо­жет сделать приобретаемый опыт гораздо более глубоким и полезным.

Сюжеты

Эта достаточно крупная группа тимбилдингов входит в класс творческих тимбилдингов. Данная группа основана на сюжетах, ко­торые близки или привлекательны компании, которые дают новые эмоции, заряжают сотрудников, исполняют мечту.

Исторические тимбилдинги. Использование исторических фак­тов и сюжетов в основе моделирования сценария командной деятель­ности. Приобретение новых эмоций. Яркого опыта. Это могут быть дни пионеров, рыцарские бои, походы викингов и многое другое. Главное, чтобы все было по-настоящему! И тимбилдинги требовали большого активного включения, игры, мобилизации сил и азарта!

Military. Использование военной атмосферы, заброшенных по­лигонов, артефактов для воссоздания реальной среды для работы

Часть 1. Тимбилдинг

в команде. Для отдельных типов организаций и команд может эф­фективно помогать решать задачи только данный вид тимбилдинга. Также зачастую к этому виду относят столь популярный в России пейнтбол.

Литературные тимбилдинга. Использование сюжетов литера­турных произведений для командного творчества. Немного стран­ный, не слишком популярный, однако существующий вид тимбил­динга. Это не тимбилдинг-мотивация и не тимбилдинг-драйв, но это тимбилдинг — эмоциональное сближение. Должен быть известен HR-менеджерам как один из инструментов корпоративного сближения.

Кинотимбилдинги. Использование инструментария создания кино как ключевой задачи командного взаимодействия. Создание экс­клюзивного сценария фильма, главными героями которого являются сотрудники компании. Данный формат получает сейчас огромное распространение и популярность. Это эмоции! Это формат реалити! Это результат, сделанный своими руками! Правильно подобранный сценарий, правильно поставленные задачи — залог фантастических результатов, которых вы даже не ожидаете от своих сотрудников. Кто бы мог подумать, что они на такое способны! Кинотимбилдинги про­ходят в разных форматах. В одном случае командам раздают видео-обрудование, выдают задание и засекают время. Такой формат опти­мален, если у команд есть хоть минимальный опыт видеосъемки и если в тимбилдинге участвует больше двух команд. Во втором случае кино снимается профессиональными видеооператорами, а члены команды играют роли. Тимбилдинг создает огромную эмоциональную вовле­ченность и иногда приносит невероятные плоды.

Кулинарные тимбилдинги. Использование инструментария кулинарного мастерства как основы для командной деятельности и приготовления командного произведения с последующим «поеда­нием», обеспечивающее достаточно высокую степень эмоциональ­ного сплочения. В любом случае команда приобретает уникальный опыт совместного взаимодействия. Различные разновидности кули­нарных тимбилдингов могут использоваться командами топ-менед­жмента, которые не любят экстрим, но действительно уже повидали почти все. Тогда они могут проводить «Суши-тимбилдинги», потом «Пицца-тимбилдинги», следом «Wine & Cheese тимбилдинги». Раз­нообразию не будет предела!

Нетипичные тимбилдинги. Данная группа тимбилдингов еще не очень популярна, и потому будет более содержательно пред­ставлена в разделе о тимбилдинг ах будущего, а именно в разделе

Глава 2. Тимбилдинг в России

«Тимбилдинг-2020». К нетипичным на данный момент тимбилдин-гам можно отнести экологический тимбилдинг, социальный тим­билдинг, Hi-tech тимбилдинг. Несколько слов о каждом.

Экологический тимбилдинг. В основе экологического тимбилдин-га лежит та или иная экологическая акция, имеющая целью позитив­ный вклад в жизнь общества. В России «Зеленая тема» еще не достиг­ла такого уровня актуальности, какую она уже приняла на Западе и в США. Об экологии каждый говорит и думает почти постоянно. Одна­ко уже сейчас в России можно встретить примеры успешно реализо­ванных тимбилдингов, основанных на экологических акциях — таких, как посадке деревьев, массовом сборе мусора и очистке территорий.

Социальный тимбилдинг. В основе социального тимбилдинга лежит та или иная социальная акция, направленная на ту или иную группу общества. Активно используемым примером социального тимбилдинга может быть тимбилдинг «Тимур и его команда», то есть помощь пожилому и обездоленному населению больших городов или деревень. Да, такое бывает, что команда приезжает в деревню, кра­сит на свои деньги дом, ремонтирует покосившуюся лестницу, косит луг, готовит в стога сено. Иногда по доброй воле, иногда ради ярких и необычных корпоративных фотографий. Однако если и так, то все равно, пусть небольшой вклад и помощь, они есть — и это важно.

Hi-tech-тимбилдинг. В основе Hi-tech-тимбилдинга лежит интен­сивное использование современных информационных технологий и технологий связи. Эффективен для определенных типов команд, на­пример ИТ-специалистов, программистов, инженеров, которые лич­ным коммуникациям предпочитают опосредованные коммуникации.

И в завершение обзора многочисленного спектра тимбилдин­гов, из которого каждый HR-менеджер может найти максимально подходящий формат и сюжет для своей компании, я хочу привести пример наиболее необычного тимбилдинга, о котором я слышала за годы моего тимбилдинг-опыта. Прочитайте, может, это и есть ваш тимбилдинг, о котором вы мечтали ?

Самый необычный тимбилдинг, на мой взгляд: «Пальто на пятерых». Этот тимбилдинг проводился в Лондоне. Я случайно прочитала о нем. Для команды топ-менеджмента из пяти человек сшили специальное пальто и приготовили список заданий на целый день. Команде важно было, несмотря на жуткое психологическое давление со стороны лон­донских обывателей, несмотря на трения внутри команды, выполнить все приготовленные задания! Команда в любой момент могла купить

Часть 1. Тимбилдинг

в любом попавшемся магазине ножницы и разрезать пальто, но это означало бы только одно — сход с дистанции и полное поражение!

Теперь после всеобъемлющего представления всего многооб­разия возможных тимбилдингов я хочу сфокусировать ваше внима­ние на самой важной теме, ради которой и была затеяна данная кни­га, — на экстрим-тимбилдингах. Читатель уже хорошо усвоил место и роль экстрим-тимбилдинга во всей гамме тимбилдингов, и теперь мы остановимся именно на них чуть более основательно. Я продол­жу анализ определением экстрима, классификацией экстремаль­ных тимбилдингов по степени экстремальности и ответом на самый важный для многих вопрос: как определить оптимальный для нашей компании уровень экстремальности тимбилдинга?

Что такое «экстрим»?

Слово «extreme» имеет в английском языке несколько значе­ний: противоположность; высокая степень чего-либо, высшее до­стижение; непомерный, чрезвычайный, чрезмерный; исключи­тельный, особенный. Выделяют шесть групп определений для слова «экстремальный»14: 1) математическое значение — экстремальная функция, экстремумы функции; 2) биологическое значение — су­ровые условия, низкие экстремальные температуры; 3) значение в спорте — экстремальные виды спорта, связанные с высоким риском для жизни и здоровья; 4) логическое значение — используется в сил­логизмах; 5) архаическое значение — последний, заключительный; 6) определение высочайшей степени ощущений — экстремальные перегрузки. На экстрим-тимбилдингах, независимо от уровня экс­тремальности тренинга, я традиционно проводила исследование среди участников. Среди вопросов был и такой: «Что такое экстрим для вас?» Здесь приводятся наиболее часто встречающиеся ответы:

Экстрим — это «...адреналин, опасность, азарт, выход за границы страха, сверхнагрузка, сильные эмоции, свобода, риск, зона некомфор­та, преодоление себя, неожиданные условия, трудности, трудные зада­чи, неопределенность, ограниченность времени, психологическое дав­ление, сила воли, хладнокровие, смелость, скорость принятия решений, победа, мобилизация сил, раскрытие резервов, вызов, счастье, режим нон-стоп, выносливость, экстраординарные усилия...».

14 www.dictionary.com


Глава 2. Тимбилдинг в России

Графически определение экстрима представлено на рис. 10.

Творческие (третий класс тимбилдингов) - student2.ru

Рис. 10. Определения «экстрима»

Мое определение экстрима таково: «Экстрим — это честный раз­говор с самим собой, возможность заглянуть в самые глубины себя, преодолеть внутренние ограничения, мужество сделать то, что ты не делал никогда прежде, шанс стать другим». Философия экстрима со­стоит в том, чтобы выйти за привычные ограничения, расширить че­ловеческие возможности, сделать то, что не было доступно прежде.

Экстремальные условия признаются психологами наиболее эффек­тивным средством для раскрытия человеческих резервов, ценностей и формирования доверия.

Несправедливо считать, что экстрим связан только с физиче­скими преодолениями и трудностями. В основе всех физических преодолений лежат психологические преодоления. Пройти 40 км, прыгнуть в ледяную воду, прыгнуть с парашютом и др. Физический экстрим вплотную переплетен с психологическим экстримом.

Отношение к экстриму в России.Правило «80 на 20» действует в большинстве сфер жизнедеятельности человека. Не обошло оно сто­роной и экстрим. Согласно этому правилу, 80% населения не склон­ны заниматься экстримом и только 20% чувствуют к нему притяже­ние и расположение. То есть только два человека из десяти будут

Часть 1.Тимбилдинг

проявлять положительные эмоции, связанные с экстримом. Иными словами, из ста участников вашего тимбилдинга только двадцать бу­дут демонстрировать активную готовность участвовать в нем. Этот показатель различен для специально отобранных групп — от 0% для кружка мягкой игрушки до 100% для секции парашютизма или дельтапланеризма. Отношение к экстриму в России весьма разно­образно, оно очень сильно варьируется для разных социальных, про­фессиональных, возрастных групп, также среди мужчин и женщин. Доминанта склонности к экстриму сильно сдвинута в сторону более молодых людей к в сторону более социально успешного поколения. Мужчины традиционно более склонны к экстриму, чем женщины, и в России это еще более выражено, в сравнении с Западом. Бизнес-профессии не входят в число лидирующих в рейтингах наиболее экстремальных профессий, которыми признанно являются летчик, шахтер, каскадер, реаниматолог. Но при этом в бизнес-сообществе в среднем склонность к экстриму более выражена, чем в творческих, академических, политических или интеллектуальных кругах. Не по­тому ли, что в бизнесе и экстриме очень много общего? Намного больше, чем в политике и экстриме, чем в науке и экстриме.

Относительность экстремальности. Сфера тимбилдингов очень ярко характеризуется тем, что в ней отсутствует какая-либо значимая степень упорядоченности и классификации. Здесь доминируют твор­чество, свобода, жажда самовыражения, культ индивидуальности и нетерпимость рамок и ограничений. И если еще на первых шагах зарождения этого феномена можно было отследить какие-то клю­чевые закономерности, то теперь с глобальным ростом и развитием данной сферы разнообразие и своеобразие перестало поддаваться классификации. Я хочу ввести новый термин — относительность экстремальности. Что это значит? 'Эго значит, что для каждого суще­ствует свой уровень экстрима. Данное понятие играет существенную роль в понимании основ тимбилдинга и силы экстрим-воздействия.

Относительность экстремальности — что это значит?

Это значит, что для каждого существует свой уровень экстрима!

Например, для старушки, которая всю жизнь покупала продукты в магазине, расположенном в ее доме, экстремальным будет пойти в магазин, расположенный через дорогу. Об уровне экстрима я раз­говаривала с одним из сильнейших российских альпинистов-высот­ников Николаем Тотмяниным, который четыре раза поднимался на

Глава 2. Тимбилдинг в России

вершину Эвереста (8848 м) — высочайшую горную вершину мира. Он считает, что «восхождение на высокую гору — система уравне­ний со многими неизвестными. Когда идешь на Эверест не в первый раз, число неизвестных уменьшается, но все равно их больше, чем уравнений. Уровень экстрима снижается, но несущественно».

По мнению Николая Тотмянина, «экстрим — это то, что выходит за рамки представлений человека о самом себе. Это понятие, имеющее свое содержание для каждого отдельного человека или для групп лю­дей, занятых одним делом»

Психологи склонны использовать здесь термин «зона комфорта/ дискомфорта», но в этой книге я постараюсь по возможности избе­жать употребления исконно психологических терминов и говорить на менеджерском, то есть управленческом, организационном языке, доступном непсихологам. Итак, как же вам, ответственному за орга­низацию тимбилдинга для своей компании определить оптимальный уровень экстремальности проекта? Я предлагаю решать данный во­прос в две ступени. Первая ступень — узнать, какие уровни экстре­мальности существуют. Вторая ступень — пользуясь предложенным тестом, определить, какой уровень экстремальности вам подходит.

И в дополнение я приведу краткий фрагмент описания экстре­мальной психологии, важный для понимания природы экстрима: экстремальная психология — это отрасль психологии, изучающая общие психологические закономерности жизни и деятельности че­ловека в измененных, непривычных условиях существования: во время авиационного и космического полетов, подводного плавания, пребывания в труднодоступных районах Земного шара, в подземелье и p.p. Она возникла в конце XX в., синтезировав конкретные иссле­дования в области психологии авиационной, космической, морской и полярной. В экстремальных условиях, характерных измененной информационной структурой, социально-психологическими огра­ничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует семь основных психогенных факторов: 1) монотония; 2) измененная пространственная структура; 3) измененная временная структура; 4) ограничения личностно значимой информации; 5) одиночество; 6) изоляция групповая — информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность и пр.; 7) угроза для жизни15.

15 Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест 1998. 554 с.

Часть 1. Тимбилдинг

Наши рекомендации