Панорамная точка «даховская»
Место расположения объекта: на 4,6 км. автотрассы Даховская - Лагонаки.
На небольшой поляне, где автотрасса выполаживается, открывается живописный вид на станицу Даховскую. Здесь образовался стихийный придорожный рынок, на котором можно купить дары леса, лекарственные травы, сувениры, мед и полюбоваться обворожительной панорамой далеких гор. Высота над уровнем моря 520м.
Путевая информация для экскурсионных групп.
Прямо перед Вами открываются вершины Передового хребта (слева на право): Большой Тхач(2368, 4м.), Малый Тхач(2237,9м.), Асбестная (2285,3м.), Ачежбок (2486 и 2440м.), плато Бамбаки(2785м.) и гора Джуга (2976м.). На переднем плане широким шлейфом раскинулись по подножью горы Гуд (1012,0м.) домики станицы Даховской. Внизу видны обширные поля Дегуакской поляны. По краю поляны располагаются Дегуакские дольмены. В конце полян на южных окраинах в зоне леса находятся Даховские водопады.
В окрестностях Даховской действительно очень живописные места. Над Дегуакскими полянами, как «сахарная голова», возвышается холм Острый (657,5 м.), на нем древние курганы.
«Холм старейшин», «Холм черкесских князей», «Курган», так еще иногда туристы зовут это место. Даховская котловина - богатая, плодородная и роскошная местность, занятая горцами, была долгое время скрыта от российской цивилизации.
В те далекие времена только гортанный крик горцев и топот разгоряченных в джигитовке скакунов, нарушал тишину дремучих лесов и гор. Это праздновали здесь свои осенние праздники черкесы. С высоты кургана старейшины родов и князья наблюдали, как состязались в силе, ловкости и умении владеть саблей и огнестрельным оружием молодые джигиты.
В этом месте в начале 70-х годов проводились изыскания для проектирования крупной гидроэлектростанции. Хаджохское перед станицей Даховской должно было быть перекрыто высотной плотиной. Представьте себе, если бы проект новой гидроэлектростанции был утвержден, то, какое огромное море могло здесь образоваться!
И заканчивается панорама горой Трезубец (1049м.) и вдали от нее виден отвесный обрыв скалы Нагой-Кош (2090,4м.). Это уже хребет Каменное Море относящийся к Лагонакскому нагорью.
Справка для экскурсовода.
С удобной смотровой площадки хорошо видна река Белая и окрестности станицы Даховской. После осмотра панорамы гор экскурсантам можно рассказать интересные эпизоды, произошедшие здесь во время Великой Отечественной войны, связанные с этой местностью. Далее с группой экскурсантов, выехав на 6,6 км. от развилки, можно остановиться на обед. Здесь расположены небольшие кафе, торговые ряды с медом, блинами и чаем, и отсюда также открывается изумительная панорама гор. Среди анимационных услуг предлагаются конные верховые прогулки и полеты на моторном дельтаплане. Экскурсионным объектом является дольмен, расположенный в 500 метрах вверх по дороге на Лагонаки и 50 метрах от автотрассы на юг.
Дополнительным пунктом конно-верхового катания может быть прокатный пункт коней на 12,2 км. шоссе Даховская - Лагонаки.
Рассказы И. Бормотова из книги «В горах Адыгеи»:
«Пушка», «Переправа», «Воздушный бой над Даховской», «Мессершмит».
Пушка.
Детские впечатления от увиденного впервые обычно связаны с глубокими переживаниями и надолго закрепляются в памяти человека. Они всегда свежи. Как будто бы все это происходило с вами вчера. Многое забывается, стирается из памяти, но самое яркое остается на всю жизнь.
Так было с жителем станицы Даховской Игорем Васильевичем Королевым. В 1942 году он совсем еще маленький мальчик, но уже испытавший силу взрыва фашистской бомбы, видел, как немцы грабили односельчан, как уводили их на расстрел.
И вот однажды, сидя верхом на покрытом дранкой сарае, он стал свидетелем геройского поступка подростков чуть старше его. Это были восьмиклассники Юра Сазонов и Николай Токарев.
Фашисты уже оккупировали Даховскую, вырыли окопы, поставили дзоты и блиндажи. Они очень боялись партизан и для острастки время от времени обстреливали обнаженные скалы хребтов Азиш-Тау и Уна-Коз.
На улице Ключевой росла большая старая груша, В тени ее раскидистых ветвей фашисты облюбовали место для боевой позиции и установили горную пушку. Местом обстрела выбрали гору Гуд.
Работали четко по расписанию. В установленный срок выходили из хаты, не спеша, снимали чехлы с пушки, производили несколько выстрелов из нее и снова зачехляли.
Плотно пообедав и немного поспав, они снова выходили под тень груши, опять стреляли, затем чистили пушку и уходили ужинать. Так повторялось каждый день.
И вот однажды, когда фашисты ушли на обед, ребята подкрались к пушке, сняли брезентовый чехол со ствола и насыпали туда песок. Зачехлив ствол, спрятались за забором соседнего огорода.
Фашисты, не подозревая о диверсионной вылазке, сделали выстрел по горе Гуд. От взорвавшегося снаряда внутри ствола пушки фашистов разметало по улице. Оглушенные взрывом, они долго не могли прийти в себя.
Исковерканная немецкая пушка с разорванным в виде бантика стволом долго еще напоминала односельчанам о геройском поступке мальчишек. Но и они сами, опасаясь фашистов, обходили стороной это место.
А еще рассказал Игорь Васильевич, как фашисты ехали захватывать поселок Гузерипль.
Собрали много подвод, запрягли коней. На подводы погрузили продукты питания, оружие, боеприпасы. Сверху на нагруженных подводах сидели сытые и довольные немцы. Они были веселы, пили шнапс и пели бравурные песни.
Особенно запомнился здоровый рыжий немец. Он здорово играл на губной гармошке нашу «Катюшу».
Другой немец, похохатывая, и корча рожи, даховским мальчишкам, пел на ломанном русском языке: «Выходила на берег катюша».
Из того памятного боя за поселок Гузерипль мало кому из фашистов удалось спастись. Их распухшие от воды тела еще долго несла река Белая, разливаясь на перекатах.
Переправа
Шел август 1942 года. Беженцы на подводах и пешком постепенно заполняли Даховскую. Люди скапливались возле старого деревянного моста, переброшенного через реку Белую.
Мост был добротный, дубовый, построенный казаками еще до революции. Среди беженцев все чаще стали появляться отходящие в горы отряды военных.
Командиры верхом на конях сновали вдоль отступавших пешком, измученных солдат. Мост не мог одновременно пропустить большую группу людей. Слышались крики, команды, ругань извозчиков, перегонявших подводы с каким-то скарбом.
В воздухе долго висел немецкий разведывательный самолет, прозванный в народе «рама». Даховчане уже к нему привыкли и не обращали на него внимания.
Он уже несколько раз пролетал и сбрасывал листовки с призывами к красноармейцам сдаваться в плен. На этот раз фашистский самолет завис над переправой через реку Белую. И вот когда на переправе скопилось много военных, которые помогали перетаскивать по мосту технику, обозы и боеприпасы, «рама» вдруг развернулась, пошла на снижение и атаковала переправу. Авиабомбы, отделившись от фашистского самолета, веером рассыпались по станице.
Первая бомба упала возле моста, подняв столб воды, но мост остался цел. Люди шарахнулись от переправы и залегли. Красноармейцы открыли беспорядочную стрельбу из винтовок в след уходящему самолету. Вторая бомба, вздыбив землю и сорвав взрывной волной дранчатую крышу сарая, ухнула на углу улицы Кубанской возле дома Бароновых. Третья бомба, оглушив детей и выбив стекла домов, взорвалась у Ничипуренковых в огороде, четвертая бомба рванула в огородах, за местным кладбищем.
Это была первая бомбежка станицы Даховской. Она сильно напугала жителей. Теперь при появлении в небе самолета люди прятались, и из-за укрытия тревожно наблюдали за ним. Так в станицу Даховскую пришла война.
Через три дня после бомбежки в станицу вошли фашисты. Это были эсэсовцы из дивизии СС «Викинг». Здоровенные, как на подбор, парни в черных мундирах, с закатанными по локоть рукавами. В их руках небольшие автоматы казались игрушечными.
Тяжелые гулкие шаги фашистов, обутых в подкованные сталью сапоги, далеко были слышны на каменистых улочках станицы.
Даховчан очень удивило, насколько сильно были вооружены эсэсовцы. Каждый эсэсовец буквально был обвешан оружием. Кинжалы, гранаты, запасные рожки с патронами, противогазы и прочее военное имущество.
Заехали они в Даховскую, на тяжелых трехколесных мотоциклах, на которых стояли ручные пулеметы. За мотоциклами двигались бронетранспортеры на колесно-гусеничном ходу.
Войдя в Даховскую, они сразу в узловых местах установили дзоты. Возле каждого заправленного лентой пулемета на полочке аккуратно лежали еще несколько лент с патронами и металлические футляры с запасными пулеметными стволами.
Пробыли они в Даховской недолго, около месяца. Постреляли кур, поросят для провизии. А вечерами изрядно выпив спиртного, выходили с полицаями на Вершинину кручу расстреливать тех, кого успели арестовать и допросить. Уехали так же быстро, как и приехали, оставив Даховскую кавалеристам и горным стрелкам 97-й немецкой легкопехотной дивизии.