Анализ пяти сил конкуренции Майкла Портера

Модель пяти сил конкуренции Портера (см. рис. 2) утвержда­ет, что состояние конкуренции в отрасли есть произведение всех конкурентных воздействий, существующих в пяти областях рынка. Проведем анализ пяти конкурентных сил (или воздействий) — По­купатели, Поставщики, Товары-Заменители, Новые игроки и Кон­куренция со стороны текущих игроков. Чтобы построить общую картину структуры конкуренции в тимбилдинг-отрасли, выполним следующие действия: сначала выделим все специфические конку­рентные воздействия, характерные для каждой силы в отдельности. Затем оценим силу этих конкурентных воздействий по шкале от «очень сильные» до «очень слабые». И затем сделаем вывод о том, как воздействует составляющая всех пяти сил на тимбилдинг-ком-панию и способствует ли характер конкурентных сил благоприят­ному развитию тимбилдинг-бизнеса.

Первая сила конкуренции — покупатели.Покупателей в кор­поративном мире тимбилдинговых компаний принято величать «клиентами» или «заказчиками проекта». Достойный ответ на воз­действие этой «конкурентной силы» в лице клиентов — один из ключевых факторов успеха тимбилдинг-компании. Под «переговор­ной силой» принято понимать совокупность параметров, усиливаю­щих позицию стороны, которая принимает участие в переговорах, по отношению к оппоненту. Успешное взаимодействие с клиентом настолько важно в мире тимбилдингового бизнеса, что его трудно переоценить. Только компания, которая сможет превосходно пони­мать своего клиента и решать его даже самые требовательные за­просы, сможет рассчитывать на место под солнцем. Очевидно, что каждая тимбилдинг-компания имеет слабые и сильные стороны в отношении клиентов, однако существуют и общие закономерности воздействия клиентов на тимбилдинг-компании, одинаковые для всех тимбилдинг-компании. Здесь я приведу наиболее очевидные закономерности, ослабляющие или усиливающие переговорную силу клиентов и тимбилдинг-компании, а далее представлю полную классификацию клиентов тимбилдинг-компании.

Что же усиливает позицию клиента во взаимодействии с тим-билдинг-компанией?

Низкие издержки клиента по переходу к конкурирующей тим­билдинг-компании. Позиция клиента характеризуется как сильная, когда переход от одной тимбилдинг-компании к другой имеет для

Глава 2. Тимбилдинг в России

него низкие затраты. Эта ситуация наблюдается, когда тимбилдинг-продукт очень прост и стандартен, когда его предлагают большое количество тимбиддинг-компаний в сегменте массового продукта на рынке. Самый яркий и типичный пример такого продукта — стандартный веревочный курс, который на рынке Санкт-Петербур-га предлагают не менее 50 компаний.

Приобретение клиентом большого объема тимбилдинг-услуг. Клиент имеет сильную переговорную позицию, когда приобрета­ет большой объем услуг, несколько больших проектов или просто составляет большую долю в бизнесе тимбиддинг-компаний. Необ­ходимо понимать, что подписание желанного и столь привлекатель­ного для тимбиддинг-компаний контракта на годовое обслуживание тимбилдингами всех департаментов крупной западной компании не так привлекательно, как это кажется на первый взгляд. Тимбилдинг-компания, подписывая такой контракт, сильно теряет в возможно-сти устанавливать свои права и диктовать условия. В большинстве случаев контракт подписывается общий в начале года, и принципи­альное изменение условий в течение года уже невозможно. Однако редкий профессионал в мире тимбилдинг-компаний может соста-вить годовой договор так, чтобы учесть десятки и сотни условий еще неизвестных компании проектов. Как оказывается в ходе работы, минимизация бюджетов, требуемая тендерами, серьезно подрывает качество работы и соответственно негативно влияет на получаемые к лиентами результаты.

Тенденция к падению спроса на тимбилдинг-услуги на рынке. Клиент имеет сильную позицию, если на рынке обнаруживает-ся тенденция к падению спроса на тимбилдинг-услуги. Особенно ярки такие тенденции в межсезонье, когда у тимбилдинг-компаний наблюдается очередной спад. Некоторые смышленые клиенты ис­пользуют заказ тимбилдингов в межсезонье (для региона Санкт-Петербурга и Центральной России это преимущественно периоды с февраля по апрель и с октября по декабрь). А также может иметь место общий циклический спад на услуги, обусловленный общей экономической ситуацией.

Общее количество клиентов на рынке тимбилдинга сильно огра­ничено. Клиент имеет сильную позицию, если общее число клиентов на рынке сильно ограничено и за каждого клиента идет борьба. Дан­ный фактор играл значимую роль на начальном этапе развития от­расли в самом начале 2000-х гг., когда количество компаний-клиен­тов, понимающих смысл слова «тимбилдинг», не сильно превышало

Часть 1. Тимбилдинг

количество компаний, его предлагающих. Однако и сильная специ­ализация в тимбилдинге приводит к подобному результату и значи­тельному ослаблению конкурентных позиций, если отрасль еще не сформирована и спрос далек от желаемого На этапе формирования отрасли должна преобладать стратегия максимальной диверсифи­кации услуг.

Сильный бренд клиента. Клиент имеет сильную позицию, если его бренд известен и его присутствие в списке клиентов тимбилдинг-компании значимо добавит репутации этой тимбилдинг-компании. Данный закон имеет место и в целом для В2В индустрии, где бизнес работает с бизнесом и где бренд соотносится с брендом. Мир, в ко­тором Starbucks возьмет в партнеры только Hershey's, a Nike возьмет в партнеры только Salomon. Репутация бизнеса в сфере В2В — это все! Репутация в экстрим-тимбилдинге критична для успеха бизне­са. Я бы даже вывела такую формулу репутации: чем экстремаль­нее и рискованнее область деятельности, тем более важную роль в успехе играет репутация компании. Если я списке ваших клиентов есть серьезные признанные западные бренды, компании, которые понимают что-то в качестве услуг, то их присутствие ставит вас на новый качественный и профессиональный уровень. Они оценили. Они поверили. Они сделали это вместе с вами! Здесь больше не нуж­но слов. Список знаковых клиентов все скажет о вашей компании. Не стоит верить, если кто-то говорит вам, что не любит работать с крупными признанными и известными западными и российскими брендами, — просто этому есть другое объяснение. Однако за все надо платить, и за сильный бренд в списке клиентов порой надо пла­тить несправедливо высокую цену.

Высокая осведомленность клиента о рынке тимбилдинга. Кли­ент имеет сильную позицию, если очень хорошо осведомлен о рын­ке тимбилдинга, ценах, технологиях, бизнес-механизмах. Таких кли­ентов хоть и немного, но они есть. Последнее время такие компании стали характеризоваться тем, что могут позволить себе иметь в шта­те event-менеджера. Человек данной профессии изначально велико­лепно разбирается во всех тонкостях организации корпоративного мероприятия. Эти знания дорого стоят и порой убийственны для на­чинающих тимбилдинг-компании.

Клиент имеет возможность отложить заказ тимбилдинга. Клиент имеет сильную позицию, если может отложить заказ или во­обще отказаться от него. К сожалению, такая ситуация — рядовая практика в мире российских тимбилдингов. Серьезность, важность

Глава 2. Тимбилдинг в России

поставленных и решаемых на тимбилдинге задач могут повысить устойчивость сроков программы. Однако только в незначительном проценте компаний вопрос развития персонала имеет действитель­но стратегическое значение. Нередко изменение стратегии и реор­ганизация компании в момент перетасовывают все предварительно разложенные карты, например, срочное сообщение линейным ме­неджерам: «В связи с изменением организационной стратегии мы начинаем переход к матричной структуре, на реорганизацию от-водится один год. Текущие команды департаментов будут расфор­мированы, и мы будем сразу формировать матричные команды по проектам».

Однако существует несколько ситуаций, в которых позиция тимбилдинг-компании по отношению к отдельному клиенту может быть заметно усилена. Они описаны ниже.

Незначительные объемы приобретения тимбилдинг-услуг кли­ентом. Клиент приобретает услуги тимбиддинг-компании редко или в очень маленьких объемах, гаких, что потеря данного клиен­та никак не отразится на бизнесе компании. Тимбилдинг-компания может смело выдвигать свои требования, жестко придерживаться ценовой политики, действовать в рамках максимально выгодных для себя условий. Позиция молодой и небольшой тимбилдинг-компании в иерархии бизнес-отношений достаточно прозрачна и ясна. Очень часто приходится просто-напросто играть по правилам «больших» мира сего. Слабый голосок тимбилдинг-компании обычно бывает не слышен. Предстоит долгий путь до того момента, когда ставшее из-вестным имя и достойная репутация тимбилдинг-компании заставят играть партнеров по правилам тимбидинг-компании и на поле тим­билдинг-компании.

Высокие издержки для клиента по переходу к конкурирующей тимбилдинг-компании. Клиент несет высокие издержки при пере­ходи от одной тимбилдинг-компании к другой. Это может быть свя-чано с продолжительным и трудозатратным поиском надежного поставщика — тимбилдинг-компании, отсутствием времени, отсут-ствием релевантной проверенной информации о качестве услуг не-знакомых тимбилдинг-компании. Это фактор начинает играть все более и более значимую роль, когда содержание тимбилдинг-проек-та усложняется и задействуется значительный объем информации о внутреннем организационном строении компании. Тимбилдинг-компания поистине иногда оказывается посвященной в «святая свя­тых» — во внутренний мир компании в критические этапы развития

Часть 1.Тимбилдинг

бизнеса. Часто именно руководители экстремальных тимбилдинг-проектов являются свидетелями непредсказуемых поступков руко­водителей бизнеса больших компаний в экстремальных ситуациях. Достаточно солидный пласт чувствительной информации о физиче­ском состоянии сотрудников и руководителей, психологических не­формальных отношениях между сотрудниками, отношениях между сотрудниками и руководством и много других фактов ограничивает возможности компании клиента менять тимбилдинг-компании, как перчатки. Однако не стоит делать из этого размышления вывод, что оптимальны долгосрочные отношения с партнером. Понятие «дол­госрочный» интерпретируется в тренинговой индустрии как пери­од длительностью около трех лет. Стабильное партнерство более трех лет вызывает чувство глубокого уважения. Такое партнерство в первую очередь может объясняться адекватным друг другу про­фессиональным ростом клиента и тимбилдинг-компании. В боль­шинстве случаев три года в России — это максимальный срок со­трудничества, после чего клиенты «устают» и им требуются новые методики, подходы, форматы, в конце концов, новые люди. Немало было случаев, когда на мой вопрос, почему компания-клиент меняет своего прежнего поставщика тимбилдинг-услуг, с которым работа­ли два-три года, на нас, HR-менеджер отвечал, что просто уже уста­ли от типичного формата и появилась потребность в чем-то новом, неизведанном.

Избыток спроса на тимбилдинг-услуги на рынке. Избыток спро­са на тимбилдинг-услуги на рынке — это мечта любого тимбилдинг-специалиста. Это ситуация на рынке, когда существует избыток спроса на тимбилдинг-проекты и тимбилдинг-компании обладают переговорной силой по установлению цены или отказу от осущест­вления проекта. В ряде случаев такая ситуация возможна. Подобная ситуация имеет высокую вероятность в ряде сегментов — напри­мер, в сегменте эксклюзивных тимбилдингов, где предложение еще сильно ограничено. Сейчас в России также есть острая нехватка оригинальных и новых предложений на рынке тимбилдинг-услуг для компаний, которые уже не новички в потреблении тимбилдин­гов. По словам HR-специалистов, они за любую цену готовы купить уникальные работающие решения, но их нет или почти нет на рос­сийском рынке.

Сильный позитивный имидж тимбилдинг-компании. Сильная и устойчивая репутация и положительный имидж тимбилдинг-ком­пании очень сильно влияют на ее переговорную силу. В силу того,

Глава 2. Тимбилдинг в России

что целый ряд крупных западных компаний может позволить себе работу только с признанными лидерами отрасли и надежными про­фессионалами в сфере тимбилдинга, они ищут именно подобные компании, которых, к сожалению, пока единицы и которые в такой ситуации могуг позволить себе свободное поведение.

Предложение уникальных тимбилдинг-услуг. Тимбилдинг-ком-пания получает значимое преимущество в переговорах и в воздей­ствии на клиента, если предлагает уникальные в чем-то продукты в своей области, именно те, которые больше не предлагаются на этом рынке. Например, клиент хочет заказать тимбилдинг полностью на английском языке (что и сегодня является большой редкостью для России), или петербургский клиент хочет заказать проект в другом регионе — в Северной Карелии или, например, на Южном Урале или Камчатке.

Продолжительность сотрудничества обеспечивает выгоду компании-клиенту. Если продолжительное и взаимовыгодное со­трудничество обеспечивает значимые преимущества клиенту, то клиент будет прикладывать усилия для сохранения сотрудничества с тимбилдинг-компанией. Например, бизнес-стиль компании клиен­та хаотичен и непредсказуем, важные решения принимаются мгно­венно и требуют мгновенной реакции. Поставщик услуг, то есть тимбилдинг-компания, выбирается, соответственно, под данные требования. Опыт и профессионализм сотрудников данной тимбил-линг-компании позволяют ей браться за организацию проекта ми­нимум за неделю и, несмотря на сжатые сроки, обеспечивать высо­кое качество услуги без неоправданного повышения стоимости про­екта. Таких компаний на рынке единицы, поэтому компания-клиент будет дорожить подобными взаимоотношениями.

Вывод по первой конкурентной силе «Потребители». Потре­бители тимбилдинг-услуг, то есть клиенты, обладают значимой вла­стью в переговорах, и тимбилдинг-компания должна максимально задействовать все описанные альтернативы для усиления собствен­ной позиции в конкурентной борьбе. Осведомленность и избежа­ние наиболее неблагоприятных областей взаимодействия также по­зволят уйти от исполнения «слабой» и невыигрышной роли.

Вторая сила конкуренции — поставщики.В связи с тем, что область тимбилдингов не отличается высоким коэффициентом вер­тикальной интеграции, аспект взаимодействия с поставщиками вы­ходит на ключевые позиции. В зависимости от сегмента, специали­зации, масштаба предлагаемых услуг спектр поставщиков от одной

Часть 1 .Тимбилдинг

тимбилдинг-компании к другой разнится. Здесь я приведу типичный для стандартной тимбилдинг-компании список поставщиков, чтобы было понятно, о чем идет речь.

1. Владельцы мест проведения тимбилдингов (владельцы заго­родных площадок, пансионатов, лагерей, стадионов, гостиниц, spa-отелей, центров спорта, тренинговых залов и конференц-центров, загородных коттеджных деревень, музеев, замков, дворцов, тан­цевальных залов, пейнтбольных площадок, скалодромов, причалов и пристаней, парковок, открытых кафе, пляжей и т. д.).

2. Владельцы транспортных средств (вертолетов, самолетов, поездов, автобусов и микроавтобусов, катеров, кораблей, паромов, машин, грузовиков, лимузинов и кадиллаков, off-road джипов, ску­теров, мотоциклов и т. д.).

3. Владельцы экстремальных средств и оборудования для экстре­мальных видов спорта (горных велосипедов, байдарок, каяков, каноэ, рафтов, водных и зимних скутеров беговых, водных и горных лыж, веревочного оборудования и скального снаряжения, кайтингового и серфингового оборудования, пейнтбольного снаряжения и др.).

4. Владельцы точек питания (ресторанов, кафе, таверн, выезд­ного кейтеринга, полевых кухонь и др.).

5. Издатели полиграфической продукции.

6. Звуко-, свето-, видео-операторы, диджеи, фотографы, фейер­верк-мастера и др.

7. Владельцы биосантехники, полевых душей, мобильных средств гигиены.

8. Медперсонал и медобеспечение.

И хотя веревочный курс уже был подробно описан, здесь я хо­тела бы отдельно остановиться на нем в срезе поставщиков обору­дования для веревочного курса. В России, несмотря на сотню ком­паний, которая предлагает услугу «Веревочный курс», отсутствует производство данного оборудования. Оно до сих пор делается в Рос­сии частным образом.

Создание оборудования для веревочного курса в России еще не проиобрело промышленный масштаб и производится частным об­разом, тогда как в США существует более 7500 стандартных «Вере­вочных комплексов».

Как этот процесс происходит в США, родоначальнике тимбил-динга? На многочисленных сайтах тимбилдинг-компании вы смо­жете найти информацию о стоимости, сроках, вариантах изготов­ления оборудования и упражнений для веревочного курса. К нему

Глава 2. Тимбилдинг в России

прилагается специальный «Rope Courses' Kit» — Руководство по про-ведению веревочного курса. Разнообразие упражнений не поддает­ся воображению. Специалисты работают над постоянным обновле­нием упражнений. Упражнения классифицируются по группам, по уровню сложности, по силе воздействия. Вы можете приобретать как готовые наборы, так и индивидуальные, собранные по вашему заказу. Безусловно, этот комфорт стоит существенных инвестиций. Надо констатировать, что российские тимбилдинг-компании вы-бирают более экономичные пути собственного производства, опи­раясь на природную смекалку. К сожалению, далеко не всегда это способствует повышению уровня безопасности.

Думаю, не стоит комментировать, какую роль в успехе экстрим-тимбилдинга играет каждый из перечисленных выше видов постав­щиков. Что важно знать руководителю тимбилдинг-компании? То, что для успеха и эффективности деятельности тимбилдинг-компа­нии четкие, крепкие, надежные и однозначные отношения с каж­дым из поставщиков критичны для успеха компании в целом. Ниже я приведу примеры ситуаций, в которых позиции поставщиков и тимбилдинг-компании усиливаются или, наоборот, ослабляются. Я повторю, что для каждой тимбилдинг-компании действуют свои правила, однако общие закономерности взаимодействия с постав­щиками едины для большинства тимбилдинг-компании.

Итак, позиция поставщиков по отношению к тимбилдинг-ком-паниям усиливается в следующих случаях.

Стоимость перехода к поставщику услуг — конкуренту для тимбилдинг-компании неоправданно высока. Издержки по перехо­ду от одного поставщика услуг к другому для тимбилдинг-компании неоправданно высоки. Это может быть связано с отсутствием про­зрачной информации о качестве услуг поставщика, о стоимости ока­зываемых услуг, об отзывах бизнес-партнеров или с неоправданно высокой ценой приобретения этой информации.

Срочность предоставления услуг для тимбилдинг-компании. Услуги необходимы тимбилдинг-компании в сжатый промежуток времени. Время — важнейший фактор. Здесь все карты — в руках у поставщика услуг тимбилдинг-компании. Рекомендация для тим­билдинг-компании — осознавать роль времени и срочности во взаи­моотношениях с поставщиком. «Сжатое время» работает не на вас. За «сжатые сроки» надо платить высокую цену.

Поставщик является значимой частью производственной це­почки тимбилдинг-компании, или качество услуг поставщика сильно

Часть 1. Тимбилдинг

варьируется, что может оказать существенное влияние на конечный продукт тимбилдинг-компании.

Ограниченное количество поставщиков данной услуги. Суще­ствует только несколько поставщиков данной услуги. Например, это могут быть площадки (именно те, которые оптимально соответству­ют брифу клиента) или владельцы редкого и дорогостоящего экс­трим-оборудования. Так, за реализацию заказа в 50 качественных горных велосипедов на один проект в Санкт-Петербурге возьмется не более двух компаний во всем городе.

Интеграция в бизнес тимбилдинг-компании. Поставщики несут угрозу интеграции в бизнес тимбилдинг-компании и превращения во влиятельного конкурента. Например, производители оборудо­вания для веревочного курса сами становятся продавцами тимбил-дингов. Владельцы площадок и загородных пансионатов создают собственные корпоративные отделы по продаже тимбилдингов, не чужды подобной стратегии даже кейтеринговые компании, которые спешат в придачу к шашлыкам на природе предлагать пакет тимбил-динг-мероприятий.

Теперь рассмотрим ситуации, в которых переговорная сила поставщиков ослабляется, а позиция тимбилдинг-компании усили­вается.

Существует много типичных поставщиков требуемых услуг. На рынке представлено много типичных поставщиков требуемых услуг, и тимбилдинг-компании нетрудно перейти от одного постав­щика к другому. Например, услуги по видеосопровождению тим­билдингов невероятно широко распространены, и для типичных проектов существует громадный пул типичных продавцов услуги.

Издержки по переходу от одного поставщика услуг к другому для тимбилдинг-компании низки или несущественны. Если издерж­ки по переходу от одного поставщика услуг к другому для тимбил­динг-компании низки или несущественны, то, как и в предыдущем случае, эта ситуация благотворна для тимбилдинг-компании. Нали­чие прозрачной широкой и доступной информационной сети спо­собствует облегченному доступу тимбиддинг-компаний к необходи­мой бизнес-информации.

Существуют хорошие заменители услуг, предлагаемых данным поставщиком. Примером подобной ситуации, когда существуют хо­рошие заменители услуг, предлагаемых данным поставщиком, мо­жет служить замена автобусной доставки сотрудников на загород­ный тимбилдинг доставкой по воде.

Глава 2. Тимбилдинг в России

Объем заказов данной тимбилдинг-компании существенен и значим для целостности бизнеса поставщика. Тимбилдинг-ком­пания, обеспечивающая своего поставщика большими и посто­янными заказами, может извлекать из этого значимую выгоду. В большинстве случаев, чтобы сохранить стабильные отношения с тимбилдинг-компанией, поставщик переносит ответственность за проблемные ситуации на себя.

Тимбилдинг-компания несет угрозу интеграции в бизнес по­ставщика и готова самостоятельно обеспечивать себя необходимы­ми услугами. Подобная ситуация возможна, когда с ростом бизнеса тимбилдинг-компания строит свой парк приключений, обзаводится собственным экстрим-оборудованием и у нее пропадает потреб­ность в сотрудничестве с прошлыми поставщиками.

Сотрудничество и эффективное партнерство взаимовыгодно для поставщика и для тимбилдинг-компании. Это наиболее благо­приятный случай, к которому обычно стремятся и тимбилдинг-ком­пании, и поставщики. Однако из-за влияния приведенных выше воздействий такая ситуация на рынке нечаста.

Вывод. Тимбилдинг-компании чувствуют на себе умеренное воздействие поставщиков. Для стабильного развития тимбилдинг-бизнеса стабильные и надежные отношения с поставщиками кри­тичны. Отношения с поставщиками требуют развития и создания стратегии взаимодействия, определения стратегических рамок и принципиальных для тимбилдинг-компании критериев.

Третья сила конкуренции — товары-заменители.Бизнес — это сложная штука. Вдвойне это применимо к бизнесу тимбилдинг-ком­пании. Даже если компания будет работать на мыслимом пределе эффективности, выбрасывая на ненасытный рынок новинку за но­винкой, это не гарантия успеха в тимбилдинг-бизнесе. Потому что существуют услуги-заменители, которых в области тимбилдинг-услуг их предостаточно. Подробное описание отрасли и действую­щих игроков тимбилдинг-индустрии я приведу в разделе «Описание тимбилдинг-индустрии», а сейчас сфокусируюсь на основных фак­торах воздействия со стороны продуктов-заменителей, ослабляю­щих или усиливающих позиции тимбилдинг-компании.

Позиции тимбилдинг-компании ослаблены, и конкурентное воздействие со стороны продуктов-заменителей сильно в следую­щих ситуациях. • Такие заменители тимбилдинг-услуг в других отраслях уже су­ществуют и более выгодны по цене. Подробнее на разнообразном

Часть Т.Тимбилдинг

спектре events, инсентив-услуг, туристических услуг я останов­люсь в разделе о классификации продуктов в отрасли.

• Существующие заменители лучше удовлетворяют потребности клиентов. Альтернативой тимбилдингов может быть дистанци­онное обучение с краткими секциями работы. Может быть аль­тернативный характер работы, не требующий командной ра­боты.

• Клиенты несут низкие или несущественные издержки по пере­ходу от данной тимбилдинг-компании к компании, предостав­ляющей услуги-заменители.

• Если услуги-заменители могут обеспечить более комфортный рост для клиента.

Конкурентное воздействие со стороны услуг-заменителей не­значительно в следующих ситуациях.

• Услуги-заменители полностью не сформированы или имеют более высокую цену; рынок недостаточно осведомлен о суще­ствующих заменителях.

• Качество услут-заменителей ниже качества услуг, предлагае­мых тимбилдинг-компанией, или восприятие этого качества компанией-клиентом ниже.

• Клиент несет высокие издержки по переходу от данной тимбил-динг-компании к поставщику услут-заменителей.

Вывод. Воздействие со стороны услуг-заменителей тимбилдин­гов выражено не ярко и может быть оценено как умеренное. Пря­мых замените\ей тимбилдингов на рынке не так много. Однако существует достаточно видимый потенциал развития этой сферы в будущем.

Четвертая сила конкуренции — новые игроки.Как сильно кон­курентное воздействие со стороны новых игроков, которые могут выйти в существующую отрасль тимбилдингов? Эта угроза в тим-билдинг-отрасли постоянна, потому что отрасль находится в стадии формирования и рынок еще не насыщен качественными услугами. Существует внушительное пространство для выхода будущих кон­курентов.

Кратко опишем условия, которые делают вход в тимбилдинг-от­расль для новых игроков более доступным.

Барьеры входа в тимбилдинг-отрасль низки. Сегодня в России барьеры входа в тимбилдинг-отрасль предельно низки! Не суще­ствует специального лицензирования данной области, нет формаль­ных и юридических ограничений на занятия этим видом бизнеса.

Глава 2. Тимбилдинг в России

Такая ситуация порождает выброс на рынок некачественных и не­профессиональных услуг. Скажем, туристы, располагая одним кило­метром веревок и опытом нескольких походов, регистрируют тим-билдинг-компанию «Рога и Веревки» и начинают продавать тимбил-динги.

Когда существующие игроки в отрасли ищут возможности рас­ширения бизнеса путем выхода в новые продуктовые сегменты или на новые географические рынки. Такая ситуация сложилась и в Рос­сии. На новом рынке тимбилдингов, в силу низких барьеров входа, стали появляться компании из смежных отраслей — праздников, классических тренингов, туристической индустрии.

Но существует и ряд условий, делающих вход в тимбилдинг-ин-дустрию невыгодным.

Когда барьеры входа в тимбилдинг-отрасль высоки. Чем слож­нее продукт, тем выше барьеры входа в определенный сегмент тим-билдинг-отрасли. Так, выход в сегмент tailor-made (выполненных по индивидуальному заказу) программ лидерства и развития команд топ-менеджеров невозможен для рядовой компании. Здесь требу­ются глубокие профессиональные знания, команда опытных спе­циалистов, собственные методики и проверенные модели.

Когда прибыли существующих игроков в тимбилдинг-отрасли низки и непривлекательны. Эта ситуация характерна для отдельных сегментов тимбилдинг-индустрии, в первую очередь для типичных и стандартизованных услуг, таких как «Веревочный курс». В данном сегменте существуют прозрачные цены этих услуг, и прибыль ми­нимальна. Вход в него на данном этане развития неперспективен.

Когда бизнес в отрасли кажется слишком рискованным. У каж­дой тимбилдинг-компании существует свое понимание предельно допустимого риска. Каждая компания выдерживает свои границы риска, поэтому в России не существует тимбилдинг-компаний, ра­ботающих только в сегменте экстрим-проектов. Это объясняется не только недостаточно развитым спросом, но и высоким риском фо­кусирования только на экстрим-проектах, потому что финансовый риск на экстрим-проектах намного выше, чем на типичных.

Когда покупательский спрос снижается. Пока российский ры­нок тимбилдинга очень активно развивается и еще несколько лет спрос на качественные тимбилдинг-услуги будет только расти. Од­нако через пять лет можно предвидеть ситуацию, что спрос на ве­ревочный курс в России пропадет совсем, как и спрос на простые типичные тимбилдинги.

Часть 1.Тимбилдинг

Если текущие игроки будут всеми силами препятствовать вхождению на рынок нового игрока. Маловероятная ситуация для российского рынка. На данный момент у тимбилдинг-компаний не разработано никаких инструментов консолидации усилий и не при­нимается никаких попыток по созданию отраслевых организаций. Однако я верю, что в ближайшем будущем они появятся.

Высокая лояльность текущих клиентов. Понимание факто­ра лояльности как стратегического фактора для успеха бизнеса омногом скажет новому игроку. Допустим, основателю швейцар­ской зубной клиники не придет в голову открывать компанию без наличия хотя бы первоначального круга клиентов, потому что зуб­ные услуги исключительно держатся на высочайшей, порой пожиз­ненной лояльности клиентов. Та же схема верна и для тимбилдинг-индустрии.

Вывод. В тимбилдинг-индустрии существует достаточно вы­сокая угроза со стороны новых игроков. Барьеры входа в отрасль низки. Сейчас, на этапе начального развития тимбилдинг-отрасли, рынок еще не насыщен качественными игроками и постоянно осу­ществляется передел рынка между ними. Вход в отрасль пока при­влекателен, а при нахождении незанятого сегмента даже очень при­влекателен.

Пятая сила конкуренции — текущая конкуренция.Пожалуй, наиболее значимая конкурентная сила — конкуренция со сторо­ны текущих игроков-конкурентов. Здесь я приведу условия, ослаб­ляющие или усиливающие позиции тимбилдинг-компаний отно­сительно тимбилдинг-конкурентов. Чем характеризуется сильная конкуренция в тимбилдинг-индустрии? Наличием большого числа сильных конкурентов, борющихся за лучшие рыночные позиции, большую долю рынка, больший объем продаж и сохранение своих конкурентных преимуществ.

Ключевыми условиями, усиливающими конкуренцию в тим­билдинг-отрасли со стороны других тимбилдинг-компаний, можно назвать следующие.

Тимбилдинг-компаний активны и постоянно предпринимают новые действия по завоеванию доли рынка и улучшению результа­тов своей деятельности. Так как речь идет о тимбилдинг-индустрии, куда приходят в среднем более активные, рискованные и энер­гичные менеджеры и предприниматели, изменения в индустрии идут быстро. Новинки появляются часто. Конкуренция достаточно ощутима.

Глава 2. Тимбилдинг в России

Значительное падение спроса на тимбилдинги после наступле­ния кризиса и медленно растущий спрос со стороны клиентов в на-стоящий момент. Тимбилдинг-индустрия была поражена кризисом, как и вся российская экономика. Еще более серьезного ухудшения ситуации в ближайшем будущем не предвидится, спрос на тимбил-динг-нродукты стал медленно и уверенно восстанавливаться. Безу­словно, набранная скорость развития была замедленна, и россий­ской тимбилдинг-отрасли потребуется еще несколько лет, чтобы выйти в стадию активного развития и формирования.

Условия совершенной конкуренции. Условия совершенной конку­ренции начинают действовать на рынке, когда рост количества тим-билдинг-компаний на рынке превышает рост спроса со стороны кли­ентов, игроки характеризуются одинаковыми размерами и услугами. Рынок определяет равновесную цену услуги, даже небольшое повы­шение цены может выбросить компанию из бизнеса. Для избежания напряженной и изнурительной конкуренции тимбилдинг-компания должна быть способна предложить рынку в чем-то уникальный про­дукт, или благодаря своему специфическому конкурентному преи­муществу заметно снизить издержки на оказание типичной услуги.

Условие совершенной конкуренции характерно для отдельных сегментов тимбилдинг-рынка — прежде всего для простых и типич­ных, стандартизованных услуг, которых на рынке избыток.

• Продукты тимбилдинг-компаний еще слабо дифференцируемы и практически неотличимы для клиентов;

• издержки клиентов на переход к компании-конкуренту низки и несущественны;

• рынок устанавливает равновесную цену на услуги;

• рынок характеризуется информационной прозрачностью и симметричностью информации.

Следующие факторы способствуют ослаблению конкуренции в тимбилдинг-отрасли:

• игроки в отрасли ведут себя пассивно, не предпринимают за­метных действий по завоеванию доли рынка и улучшению ры­ночных позиций;

• спрос со стороны клиентов на тимбилдинги растет очень бы­стро и опережает рост числа тимбилдинг-компаний;

• продукты тимбилдинг-компаний сильно дифференцируются, и отрасли свойственен высокий уровень лояльности клиентов;

• издержки клиента на переход к тимбилдинг-компаний конку­ренту высоки.

Часть 1. Тимбилдинг

Вывод. Анализ конкуренции со стороны текущих игроков пока­зывает, что различные сегменты тимбилдинг-отрасли испытывают разный уровень конкуренции. В зависимости от позиционирования тимбилдинг-компании. она может либо избежать интенсивной кон­куренции, либо оказаться в высококонкурентной атмосфере.

2.2. Классификация компаний

Что есть тимбилдинг?

Кто делает тимбилдинг в России ? Трудно найти более волную­щий и актуальный вопрос в индустрии тимбилдингов в России. Кто же все-таки делает тимбилдинг в России? Чтобы это понять, дадим еще раз четкие отпеты на два основных, на мой взгляд, вопроса:

1. Что есть тимбилдинг?

2. Что и России относят к тимбилдингу?

Конкретные ответы на эти вопросы помогут нам увидеть, поче­му существует столь всеобъемлющая путаница и непонимание как в среде профессионалов, так и в воззрениях рядового сотрудника российской компании относительно феномена тимбилдинга. Одним словом, существует мощный разрыв между фактическим феноме­ном и общественным восприятием. Так часто случается с новыми внедряемыми с Запада формами социальной активности. Четкое понимание феномена тимбилдинга будет способствовать решению большого количества существующих проблем. Бизнес будет осве­домлен о том, какой спектр задач может быть успешно решен с по­мощью тимбилдинга, а какие задачи решить не под силу даже самы­ми эффективными приемами тимбилдинга. Бизнес получит четкое представление о градации и разнообразии тимбилдингов, о суще­ствующем разнообразии инструментов и средств. Исчезнут хаотич­ность и непонимание. Тимбилдинг войдет в ряд профессиональных функциональных инструментов бизнеса с четко определенными свойствами и программируемыми результатами. Тимбилдинг смо­жет полностью реализовывать заложенный в него громадный по­тенциал и в силу своей уникальности занять достойное место в ин­дустрии услуг по поддержке и развития бизнеса.

Сегодня ситуация далека от идеальной. На вопрос «Что такое тимбилдинг?» десять человек, остановленные в коридорах веду­щих бизнес-центров страны, дадут вам совершенно разные ответы

Глава 2. Тимбилдинг в России

«Праздник», «Тренинг», «Корпоратив на свежем воздухе», «Экс­трим-тренинг», «День компании», «Мероприятие по развитию пер­сонала», «Построение команды», «Командообразование», «Разру­шение команды», «День отдыха». «Не знаю точно».

Итак, что такое тимбилдинг? По определению автора первой книги, посвященной тимбилдингу, Уильяма Дайера [Dyer, 1977J: «Тимбилдинг — это не событие, это ПРОЦЕСС, процесс формиро­вания результативной команды».

«Тимбилдинг — это не событие, это процесс» [Dyer, 1977].

Наши рекомендации