Анализ пяти сил конкуренции Майкла Портера
Модель пяти сил конкуренции Портера (см. рис. 2) утверждает, что состояние конкуренции в отрасли есть произведение всех конкурентных воздействий, существующих в пяти областях рынка. Проведем анализ пяти конкурентных сил (или воздействий) — Покупатели, Поставщики, Товары-Заменители, Новые игроки и Конкуренция со стороны текущих игроков. Чтобы построить общую картину структуры конкуренции в тимбилдинг-отрасли, выполним следующие действия: сначала выделим все специфические конкурентные воздействия, характерные для каждой силы в отдельности. Затем оценим силу этих конкурентных воздействий по шкале от «очень сильные» до «очень слабые». И затем сделаем вывод о том, как воздействует составляющая всех пяти сил на тимбилдинг-ком-панию и способствует ли характер конкурентных сил благоприятному развитию тимбилдинг-бизнеса.
Первая сила конкуренции — покупатели.Покупателей в корпоративном мире тимбилдинговых компаний принято величать «клиентами» или «заказчиками проекта». Достойный ответ на воздействие этой «конкурентной силы» в лице клиентов — один из ключевых факторов успеха тимбилдинг-компании. Под «переговорной силой» принято понимать совокупность параметров, усиливающих позицию стороны, которая принимает участие в переговорах, по отношению к оппоненту. Успешное взаимодействие с клиентом настолько важно в мире тимбилдингового бизнеса, что его трудно переоценить. Только компания, которая сможет превосходно понимать своего клиента и решать его даже самые требовательные запросы, сможет рассчитывать на место под солнцем. Очевидно, что каждая тимбилдинг-компания имеет слабые и сильные стороны в отношении клиентов, однако существуют и общие закономерности воздействия клиентов на тимбилдинг-компании, одинаковые для всех тимбилдинг-компании. Здесь я приведу наиболее очевидные закономерности, ослабляющие или усиливающие переговорную силу клиентов и тимбилдинг-компании, а далее представлю полную классификацию клиентов тимбилдинг-компании.
Что же усиливает позицию клиента во взаимодействии с тим-билдинг-компанией?
Низкие издержки клиента по переходу к конкурирующей тимбилдинг-компании. Позиция клиента характеризуется как сильная, когда переход от одной тимбилдинг-компании к другой имеет для
Глава 2. Тимбилдинг в России
него низкие затраты. Эта ситуация наблюдается, когда тимбилдинг-продукт очень прост и стандартен, когда его предлагают большое количество тимбиддинг-компаний в сегменте массового продукта на рынке. Самый яркий и типичный пример такого продукта — стандартный веревочный курс, который на рынке Санкт-Петербур-га предлагают не менее 50 компаний.
Приобретение клиентом большого объема тимбилдинг-услуг. Клиент имеет сильную переговорную позицию, когда приобретает большой объем услуг, несколько больших проектов или просто составляет большую долю в бизнесе тимбиддинг-компаний. Необходимо понимать, что подписание желанного и столь привлекательного для тимбиддинг-компаний контракта на годовое обслуживание тимбилдингами всех департаментов крупной западной компании не так привлекательно, как это кажется на первый взгляд. Тимбилдинг-компания, подписывая такой контракт, сильно теряет в возможно-сти устанавливать свои права и диктовать условия. В большинстве случаев контракт подписывается общий в начале года, и принципиальное изменение условий в течение года уже невозможно. Однако редкий профессионал в мире тимбилдинг-компаний может соста-вить годовой договор так, чтобы учесть десятки и сотни условий еще неизвестных компании проектов. Как оказывается в ходе работы, минимизация бюджетов, требуемая тендерами, серьезно подрывает качество работы и соответственно негативно влияет на получаемые к лиентами результаты.
Тенденция к падению спроса на тимбилдинг-услуги на рынке. Клиент имеет сильную позицию, если на рынке обнаруживает-ся тенденция к падению спроса на тимбилдинг-услуги. Особенно ярки такие тенденции в межсезонье, когда у тимбилдинг-компаний наблюдается очередной спад. Некоторые смышленые клиенты используют заказ тимбилдингов в межсезонье (для региона Санкт-Петербурга и Центральной России это преимущественно периоды с февраля по апрель и с октября по декабрь). А также может иметь место общий циклический спад на услуги, обусловленный общей экономической ситуацией.
Общее количество клиентов на рынке тимбилдинга сильно ограничено. Клиент имеет сильную позицию, если общее число клиентов на рынке сильно ограничено и за каждого клиента идет борьба. Данный фактор играл значимую роль на начальном этапе развития отрасли в самом начале 2000-х гг., когда количество компаний-клиентов, понимающих смысл слова «тимбилдинг», не сильно превышало
Часть 1. Тимбилдинг
количество компаний, его предлагающих. Однако и сильная специализация в тимбилдинге приводит к подобному результату и значительному ослаблению конкурентных позиций, если отрасль еще не сформирована и спрос далек от желаемого На этапе формирования отрасли должна преобладать стратегия максимальной диверсификации услуг.
Сильный бренд клиента. Клиент имеет сильную позицию, если его бренд известен и его присутствие в списке клиентов тимбилдинг-компании значимо добавит репутации этой тимбилдинг-компании. Данный закон имеет место и в целом для В2В индустрии, где бизнес работает с бизнесом и где бренд соотносится с брендом. Мир, в котором Starbucks возьмет в партнеры только Hershey's, a Nike возьмет в партнеры только Salomon. Репутация бизнеса в сфере В2В — это все! Репутация в экстрим-тимбилдинге критична для успеха бизнеса. Я бы даже вывела такую формулу репутации: чем экстремальнее и рискованнее область деятельности, тем более важную роль в успехе играет репутация компании. Если я списке ваших клиентов есть серьезные признанные западные бренды, компании, которые понимают что-то в качестве услуг, то их присутствие ставит вас на новый качественный и профессиональный уровень. Они оценили. Они поверили. Они сделали это вместе с вами! Здесь больше не нужно слов. Список знаковых клиентов все скажет о вашей компании. Не стоит верить, если кто-то говорит вам, что не любит работать с крупными признанными и известными западными и российскими брендами, — просто этому есть другое объяснение. Однако за все надо платить, и за сильный бренд в списке клиентов порой надо платить несправедливо высокую цену.
Высокая осведомленность клиента о рынке тимбилдинга. Клиент имеет сильную позицию, если очень хорошо осведомлен о рынке тимбилдинга, ценах, технологиях, бизнес-механизмах. Таких клиентов хоть и немного, но они есть. Последнее время такие компании стали характеризоваться тем, что могут позволить себе иметь в штате event-менеджера. Человек данной профессии изначально великолепно разбирается во всех тонкостях организации корпоративного мероприятия. Эти знания дорого стоят и порой убийственны для начинающих тимбилдинг-компании.
Клиент имеет возможность отложить заказ тимбилдинга. Клиент имеет сильную позицию, если может отложить заказ или вообще отказаться от него. К сожалению, такая ситуация — рядовая практика в мире российских тимбилдингов. Серьезность, важность
Глава 2. Тимбилдинг в России
поставленных и решаемых на тимбилдинге задач могут повысить устойчивость сроков программы. Однако только в незначительном проценте компаний вопрос развития персонала имеет действительно стратегическое значение. Нередко изменение стратегии и реорганизация компании в момент перетасовывают все предварительно разложенные карты, например, срочное сообщение линейным менеджерам: «В связи с изменением организационной стратегии мы начинаем переход к матричной структуре, на реорганизацию от-водится один год. Текущие команды департаментов будут расформированы, и мы будем сразу формировать матричные команды по проектам».
Однако существует несколько ситуаций, в которых позиция тимбилдинг-компании по отношению к отдельному клиенту может быть заметно усилена. Они описаны ниже.
Незначительные объемы приобретения тимбилдинг-услуг клиентом. Клиент приобретает услуги тимбиддинг-компании редко или в очень маленьких объемах, гаких, что потеря данного клиента никак не отразится на бизнесе компании. Тимбилдинг-компания может смело выдвигать свои требования, жестко придерживаться ценовой политики, действовать в рамках максимально выгодных для себя условий. Позиция молодой и небольшой тимбилдинг-компании в иерархии бизнес-отношений достаточно прозрачна и ясна. Очень часто приходится просто-напросто играть по правилам «больших» мира сего. Слабый голосок тимбилдинг-компании обычно бывает не слышен. Предстоит долгий путь до того момента, когда ставшее из-вестным имя и достойная репутация тимбилдинг-компании заставят играть партнеров по правилам тимбидинг-компании и на поле тимбилдинг-компании.
Высокие издержки для клиента по переходу к конкурирующей тимбилдинг-компании. Клиент несет высокие издержки при переходи от одной тимбилдинг-компании к другой. Это может быть свя-чано с продолжительным и трудозатратным поиском надежного поставщика — тимбилдинг-компании, отсутствием времени, отсут-ствием релевантной проверенной информации о качестве услуг не-знакомых тимбилдинг-компании. Это фактор начинает играть все более и более значимую роль, когда содержание тимбилдинг-проек-та усложняется и задействуется значительный объем информации о внутреннем организационном строении компании. Тимбилдинг-компания поистине иногда оказывается посвященной в «святая святых» — во внутренний мир компании в критические этапы развития
Часть 1.Тимбилдинг
бизнеса. Часто именно руководители экстремальных тимбилдинг-проектов являются свидетелями непредсказуемых поступков руководителей бизнеса больших компаний в экстремальных ситуациях. Достаточно солидный пласт чувствительной информации о физическом состоянии сотрудников и руководителей, психологических неформальных отношениях между сотрудниками, отношениях между сотрудниками и руководством и много других фактов ограничивает возможности компании клиента менять тимбилдинг-компании, как перчатки. Однако не стоит делать из этого размышления вывод, что оптимальны долгосрочные отношения с партнером. Понятие «долгосрочный» интерпретируется в тренинговой индустрии как период длительностью около трех лет. Стабильное партнерство более трех лет вызывает чувство глубокого уважения. Такое партнерство в первую очередь может объясняться адекватным друг другу профессиональным ростом клиента и тимбилдинг-компании. В большинстве случаев три года в России — это максимальный срок сотрудничества, после чего клиенты «устают» и им требуются новые методики, подходы, форматы, в конце концов, новые люди. Немало было случаев, когда на мой вопрос, почему компания-клиент меняет своего прежнего поставщика тимбилдинг-услуг, с которым работали два-три года, на нас, HR-менеджер отвечал, что просто уже устали от типичного формата и появилась потребность в чем-то новом, неизведанном.
Избыток спроса на тимбилдинг-услуги на рынке. Избыток спроса на тимбилдинг-услуги на рынке — это мечта любого тимбилдинг-специалиста. Это ситуация на рынке, когда существует избыток спроса на тимбилдинг-проекты и тимбилдинг-компании обладают переговорной силой по установлению цены или отказу от осуществления проекта. В ряде случаев такая ситуация возможна. Подобная ситуация имеет высокую вероятность в ряде сегментов — например, в сегменте эксклюзивных тимбилдингов, где предложение еще сильно ограничено. Сейчас в России также есть острая нехватка оригинальных и новых предложений на рынке тимбилдинг-услуг для компаний, которые уже не новички в потреблении тимбилдингов. По словам HR-специалистов, они за любую цену готовы купить уникальные работающие решения, но их нет или почти нет на российском рынке.
Сильный позитивный имидж тимбилдинг-компании. Сильная и устойчивая репутация и положительный имидж тимбилдинг-компании очень сильно влияют на ее переговорную силу. В силу того,
Глава 2. Тимбилдинг в России
что целый ряд крупных западных компаний может позволить себе работу только с признанными лидерами отрасли и надежными профессионалами в сфере тимбилдинга, они ищут именно подобные компании, которых, к сожалению, пока единицы и которые в такой ситуации могуг позволить себе свободное поведение.
Предложение уникальных тимбилдинг-услуг. Тимбилдинг-ком-пания получает значимое преимущество в переговорах и в воздействии на клиента, если предлагает уникальные в чем-то продукты в своей области, именно те, которые больше не предлагаются на этом рынке. Например, клиент хочет заказать тимбилдинг полностью на английском языке (что и сегодня является большой редкостью для России), или петербургский клиент хочет заказать проект в другом регионе — в Северной Карелии или, например, на Южном Урале или Камчатке.
Продолжительность сотрудничества обеспечивает выгоду компании-клиенту. Если продолжительное и взаимовыгодное сотрудничество обеспечивает значимые преимущества клиенту, то клиент будет прикладывать усилия для сохранения сотрудничества с тимбилдинг-компанией. Например, бизнес-стиль компании клиента хаотичен и непредсказуем, важные решения принимаются мгновенно и требуют мгновенной реакции. Поставщик услуг, то есть тимбилдинг-компания, выбирается, соответственно, под данные требования. Опыт и профессионализм сотрудников данной тимбил-линг-компании позволяют ей браться за организацию проекта минимум за неделю и, несмотря на сжатые сроки, обеспечивать высокое качество услуги без неоправданного повышения стоимости проекта. Таких компаний на рынке единицы, поэтому компания-клиент будет дорожить подобными взаимоотношениями.
Вывод по первой конкурентной силе «Потребители». Потребители тимбилдинг-услуг, то есть клиенты, обладают значимой властью в переговорах, и тимбилдинг-компания должна максимально задействовать все описанные альтернативы для усиления собственной позиции в конкурентной борьбе. Осведомленность и избежание наиболее неблагоприятных областей взаимодействия также позволят уйти от исполнения «слабой» и невыигрышной роли.
Вторая сила конкуренции — поставщики.В связи с тем, что область тимбилдингов не отличается высоким коэффициентом вертикальной интеграции, аспект взаимодействия с поставщиками выходит на ключевые позиции. В зависимости от сегмента, специализации, масштаба предлагаемых услуг спектр поставщиков от одной
Часть 1 .Тимбилдинг
тимбилдинг-компании к другой разнится. Здесь я приведу типичный для стандартной тимбилдинг-компании список поставщиков, чтобы было понятно, о чем идет речь.
1. Владельцы мест проведения тимбилдингов (владельцы загородных площадок, пансионатов, лагерей, стадионов, гостиниц, spa-отелей, центров спорта, тренинговых залов и конференц-центров, загородных коттеджных деревень, музеев, замков, дворцов, танцевальных залов, пейнтбольных площадок, скалодромов, причалов и пристаней, парковок, открытых кафе, пляжей и т. д.).
2. Владельцы транспортных средств (вертолетов, самолетов, поездов, автобусов и микроавтобусов, катеров, кораблей, паромов, машин, грузовиков, лимузинов и кадиллаков, off-road джипов, скутеров, мотоциклов и т. д.).
3. Владельцы экстремальных средств и оборудования для экстремальных видов спорта (горных велосипедов, байдарок, каяков, каноэ, рафтов, водных и зимних скутеров беговых, водных и горных лыж, веревочного оборудования и скального снаряжения, кайтингового и серфингового оборудования, пейнтбольного снаряжения и др.).
4. Владельцы точек питания (ресторанов, кафе, таверн, выездного кейтеринга, полевых кухонь и др.).
5. Издатели полиграфической продукции.
6. Звуко-, свето-, видео-операторы, диджеи, фотографы, фейерверк-мастера и др.
7. Владельцы биосантехники, полевых душей, мобильных средств гигиены.
8. Медперсонал и медобеспечение.
И хотя веревочный курс уже был подробно описан, здесь я хотела бы отдельно остановиться на нем в срезе поставщиков оборудования для веревочного курса. В России, несмотря на сотню компаний, которая предлагает услугу «Веревочный курс», отсутствует производство данного оборудования. Оно до сих пор делается в России частным образом.
Создание оборудования для веревочного курса в России еще не проиобрело промышленный масштаб и производится частным образом, тогда как в США существует более 7500 стандартных «Веревочных комплексов».
Как этот процесс происходит в США, родоначальнике тимбил-динга? На многочисленных сайтах тимбилдинг-компании вы сможете найти информацию о стоимости, сроках, вариантах изготовления оборудования и упражнений для веревочного курса. К нему
Глава 2. Тимбилдинг в России
прилагается специальный «Rope Courses' Kit» — Руководство по про-ведению веревочного курса. Разнообразие упражнений не поддается воображению. Специалисты работают над постоянным обновлением упражнений. Упражнения классифицируются по группам, по уровню сложности, по силе воздействия. Вы можете приобретать как готовые наборы, так и индивидуальные, собранные по вашему заказу. Безусловно, этот комфорт стоит существенных инвестиций. Надо констатировать, что российские тимбилдинг-компании вы-бирают более экономичные пути собственного производства, опираясь на природную смекалку. К сожалению, далеко не всегда это способствует повышению уровня безопасности.
Думаю, не стоит комментировать, какую роль в успехе экстрим-тимбилдинга играет каждый из перечисленных выше видов поставщиков. Что важно знать руководителю тимбилдинг-компании? То, что для успеха и эффективности деятельности тимбилдинг-компании четкие, крепкие, надежные и однозначные отношения с каждым из поставщиков критичны для успеха компании в целом. Ниже я приведу примеры ситуаций, в которых позиции поставщиков и тимбилдинг-компании усиливаются или, наоборот, ослабляются. Я повторю, что для каждой тимбилдинг-компании действуют свои правила, однако общие закономерности взаимодействия с поставщиками едины для большинства тимбилдинг-компании.
Итак, позиция поставщиков по отношению к тимбилдинг-ком-паниям усиливается в следующих случаях.
Стоимость перехода к поставщику услуг — конкуренту для тимбилдинг-компании неоправданно высока. Издержки по переходу от одного поставщика услуг к другому для тимбилдинг-компании неоправданно высоки. Это может быть связано с отсутствием прозрачной информации о качестве услуг поставщика, о стоимости оказываемых услуг, об отзывах бизнес-партнеров или с неоправданно высокой ценой приобретения этой информации.
Срочность предоставления услуг для тимбилдинг-компании. Услуги необходимы тимбилдинг-компании в сжатый промежуток времени. Время — важнейший фактор. Здесь все карты — в руках у поставщика услуг тимбилдинг-компании. Рекомендация для тимбилдинг-компании — осознавать роль времени и срочности во взаимоотношениях с поставщиком. «Сжатое время» работает не на вас. За «сжатые сроки» надо платить высокую цену.
Поставщик является значимой частью производственной цепочки тимбилдинг-компании, или качество услуг поставщика сильно
Часть 1. Тимбилдинг
варьируется, что может оказать существенное влияние на конечный продукт тимбилдинг-компании.
Ограниченное количество поставщиков данной услуги. Существует только несколько поставщиков данной услуги. Например, это могут быть площадки (именно те, которые оптимально соответствуют брифу клиента) или владельцы редкого и дорогостоящего экстрим-оборудования. Так, за реализацию заказа в 50 качественных горных велосипедов на один проект в Санкт-Петербурге возьмется не более двух компаний во всем городе.
Интеграция в бизнес тимбилдинг-компании. Поставщики несут угрозу интеграции в бизнес тимбилдинг-компании и превращения во влиятельного конкурента. Например, производители оборудования для веревочного курса сами становятся продавцами тимбил-дингов. Владельцы площадок и загородных пансионатов создают собственные корпоративные отделы по продаже тимбилдингов, не чужды подобной стратегии даже кейтеринговые компании, которые спешат в придачу к шашлыкам на природе предлагать пакет тимбил-динг-мероприятий.
Теперь рассмотрим ситуации, в которых переговорная сила поставщиков ослабляется, а позиция тимбилдинг-компании усиливается.
Существует много типичных поставщиков требуемых услуг. На рынке представлено много типичных поставщиков требуемых услуг, и тимбилдинг-компании нетрудно перейти от одного поставщика к другому. Например, услуги по видеосопровождению тимбилдингов невероятно широко распространены, и для типичных проектов существует громадный пул типичных продавцов услуги.
Издержки по переходу от одного поставщика услуг к другому для тимбилдинг-компании низки или несущественны. Если издержки по переходу от одного поставщика услуг к другому для тимбилдинг-компании низки или несущественны, то, как и в предыдущем случае, эта ситуация благотворна для тимбилдинг-компании. Наличие прозрачной широкой и доступной информационной сети способствует облегченному доступу тимбиддинг-компаний к необходимой бизнес-информации.
Существуют хорошие заменители услуг, предлагаемых данным поставщиком. Примером подобной ситуации, когда существуют хорошие заменители услуг, предлагаемых данным поставщиком, может служить замена автобусной доставки сотрудников на загородный тимбилдинг доставкой по воде.
Глава 2. Тимбилдинг в России
Объем заказов данной тимбилдинг-компании существенен и значим для целостности бизнеса поставщика. Тимбилдинг-компания, обеспечивающая своего поставщика большими и постоянными заказами, может извлекать из этого значимую выгоду. В большинстве случаев, чтобы сохранить стабильные отношения с тимбилдинг-компанией, поставщик переносит ответственность за проблемные ситуации на себя.
Тимбилдинг-компания несет угрозу интеграции в бизнес поставщика и готова самостоятельно обеспечивать себя необходимыми услугами. Подобная ситуация возможна, когда с ростом бизнеса тимбилдинг-компания строит свой парк приключений, обзаводится собственным экстрим-оборудованием и у нее пропадает потребность в сотрудничестве с прошлыми поставщиками.
Сотрудничество и эффективное партнерство взаимовыгодно для поставщика и для тимбилдинг-компании. Это наиболее благоприятный случай, к которому обычно стремятся и тимбилдинг-компании, и поставщики. Однако из-за влияния приведенных выше воздействий такая ситуация на рынке нечаста.
Вывод. Тимбилдинг-компании чувствуют на себе умеренное воздействие поставщиков. Для стабильного развития тимбилдинг-бизнеса стабильные и надежные отношения с поставщиками критичны. Отношения с поставщиками требуют развития и создания стратегии взаимодействия, определения стратегических рамок и принципиальных для тимбилдинг-компании критериев.
Третья сила конкуренции — товары-заменители.Бизнес — это сложная штука. Вдвойне это применимо к бизнесу тимбилдинг-компании. Даже если компания будет работать на мыслимом пределе эффективности, выбрасывая на ненасытный рынок новинку за новинкой, это не гарантия успеха в тимбилдинг-бизнесе. Потому что существуют услуги-заменители, которых в области тимбилдинг-услуг их предостаточно. Подробное описание отрасли и действующих игроков тимбилдинг-индустрии я приведу в разделе «Описание тимбилдинг-индустрии», а сейчас сфокусируюсь на основных факторах воздействия со стороны продуктов-заменителей, ослабляющих или усиливающих позиции тимбилдинг-компании.
Позиции тимбилдинг-компании ослаблены, и конкурентное воздействие со стороны продуктов-заменителей сильно в следующих ситуациях. • Такие заменители тимбилдинг-услуг в других отраслях уже существуют и более выгодны по цене. Подробнее на разнообразном
Часть Т.Тимбилдинг
спектре events, инсентив-услуг, туристических услуг я остановлюсь в разделе о классификации продуктов в отрасли.
• Существующие заменители лучше удовлетворяют потребности клиентов. Альтернативой тимбилдингов может быть дистанционное обучение с краткими секциями работы. Может быть альтернативный характер работы, не требующий командной работы.
• Клиенты несут низкие или несущественные издержки по переходу от данной тимбилдинг-компании к компании, предоставляющей услуги-заменители.
• Если услуги-заменители могут обеспечить более комфортный рост для клиента.
Конкурентное воздействие со стороны услуг-заменителей незначительно в следующих ситуациях.
• Услуги-заменители полностью не сформированы или имеют более высокую цену; рынок недостаточно осведомлен о существующих заменителях.
• Качество услут-заменителей ниже качества услуг, предлагаемых тимбилдинг-компанией, или восприятие этого качества компанией-клиентом ниже.
• Клиент несет высокие издержки по переходу от данной тимбил-динг-компании к поставщику услут-заменителей.
Вывод. Воздействие со стороны услуг-заменителей тимбилдингов выражено не ярко и может быть оценено как умеренное. Прямых замените\ей тимбилдингов на рынке не так много. Однако существует достаточно видимый потенциал развития этой сферы в будущем.
Четвертая сила конкуренции — новые игроки.Как сильно конкурентное воздействие со стороны новых игроков, которые могут выйти в существующую отрасль тимбилдингов? Эта угроза в тим-билдинг-отрасли постоянна, потому что отрасль находится в стадии формирования и рынок еще не насыщен качественными услугами. Существует внушительное пространство для выхода будущих конкурентов.
Кратко опишем условия, которые делают вход в тимбилдинг-отрасль для новых игроков более доступным.
Барьеры входа в тимбилдинг-отрасль низки. Сегодня в России барьеры входа в тимбилдинг-отрасль предельно низки! Не существует специального лицензирования данной области, нет формальных и юридических ограничений на занятия этим видом бизнеса.
Глава 2. Тимбилдинг в России
Такая ситуация порождает выброс на рынок некачественных и непрофессиональных услуг. Скажем, туристы, располагая одним километром веревок и опытом нескольких походов, регистрируют тим-билдинг-компанию «Рога и Веревки» и начинают продавать тимбил-динги.
Когда существующие игроки в отрасли ищут возможности расширения бизнеса путем выхода в новые продуктовые сегменты или на новые географические рынки. Такая ситуация сложилась и в России. На новом рынке тимбилдингов, в силу низких барьеров входа, стали появляться компании из смежных отраслей — праздников, классических тренингов, туристической индустрии.
Но существует и ряд условий, делающих вход в тимбилдинг-ин-дустрию невыгодным.
Когда барьеры входа в тимбилдинг-отрасль высоки. Чем сложнее продукт, тем выше барьеры входа в определенный сегмент тим-билдинг-отрасли. Так, выход в сегмент tailor-made (выполненных по индивидуальному заказу) программ лидерства и развития команд топ-менеджеров невозможен для рядовой компании. Здесь требуются глубокие профессиональные знания, команда опытных специалистов, собственные методики и проверенные модели.
Когда прибыли существующих игроков в тимбилдинг-отрасли низки и непривлекательны. Эта ситуация характерна для отдельных сегментов тимбилдинг-индустрии, в первую очередь для типичных и стандартизованных услуг, таких как «Веревочный курс». В данном сегменте существуют прозрачные цены этих услуг, и прибыль минимальна. Вход в него на данном этане развития неперспективен.
Когда бизнес в отрасли кажется слишком рискованным. У каждой тимбилдинг-компании существует свое понимание предельно допустимого риска. Каждая компания выдерживает свои границы риска, поэтому в России не существует тимбилдинг-компаний, работающих только в сегменте экстрим-проектов. Это объясняется не только недостаточно развитым спросом, но и высоким риском фокусирования только на экстрим-проектах, потому что финансовый риск на экстрим-проектах намного выше, чем на типичных.
Когда покупательский спрос снижается. Пока российский рынок тимбилдинга очень активно развивается и еще несколько лет спрос на качественные тимбилдинг-услуги будет только расти. Однако через пять лет можно предвидеть ситуацию, что спрос на веревочный курс в России пропадет совсем, как и спрос на простые типичные тимбилдинги.
Часть 1.Тимбилдинг
Если текущие игроки будут всеми силами препятствовать вхождению на рынок нового игрока. Маловероятная ситуация для российского рынка. На данный момент у тимбилдинг-компаний не разработано никаких инструментов консолидации усилий и не принимается никаких попыток по созданию отраслевых организаций. Однако я верю, что в ближайшем будущем они появятся.
Высокая лояльность текущих клиентов. Понимание фактора лояльности как стратегического фактора для успеха бизнеса омногом скажет новому игроку. Допустим, основателю швейцарской зубной клиники не придет в голову открывать компанию без наличия хотя бы первоначального круга клиентов, потому что зубные услуги исключительно держатся на высочайшей, порой пожизненной лояльности клиентов. Та же схема верна и для тимбилдинг-индустрии.
Вывод. В тимбилдинг-индустрии существует достаточно высокая угроза со стороны новых игроков. Барьеры входа в отрасль низки. Сейчас, на этапе начального развития тимбилдинг-отрасли, рынок еще не насыщен качественными игроками и постоянно осуществляется передел рынка между ними. Вход в отрасль пока привлекателен, а при нахождении незанятого сегмента даже очень привлекателен.
Пятая сила конкуренции — текущая конкуренция.Пожалуй, наиболее значимая конкурентная сила — конкуренция со стороны текущих игроков-конкурентов. Здесь я приведу условия, ослабляющие или усиливающие позиции тимбилдинг-компаний относительно тимбилдинг-конкурентов. Чем характеризуется сильная конкуренция в тимбилдинг-индустрии? Наличием большого числа сильных конкурентов, борющихся за лучшие рыночные позиции, большую долю рынка, больший объем продаж и сохранение своих конкурентных преимуществ.
Ключевыми условиями, усиливающими конкуренцию в тимбилдинг-отрасли со стороны других тимбилдинг-компаний, можно назвать следующие.
Тимбилдинг-компаний активны и постоянно предпринимают новые действия по завоеванию доли рынка и улучшению результатов своей деятельности. Так как речь идет о тимбилдинг-индустрии, куда приходят в среднем более активные, рискованные и энергичные менеджеры и предприниматели, изменения в индустрии идут быстро. Новинки появляются часто. Конкуренция достаточно ощутима.
Глава 2. Тимбилдинг в России
Значительное падение спроса на тимбилдинги после наступления кризиса и медленно растущий спрос со стороны клиентов в на-стоящий момент. Тимбилдинг-индустрия была поражена кризисом, как и вся российская экономика. Еще более серьезного ухудшения ситуации в ближайшем будущем не предвидится, спрос на тимбил-динг-нродукты стал медленно и уверенно восстанавливаться. Безусловно, набранная скорость развития была замедленна, и российской тимбилдинг-отрасли потребуется еще несколько лет, чтобы выйти в стадию активного развития и формирования.
Условия совершенной конкуренции. Условия совершенной конкуренции начинают действовать на рынке, когда рост количества тим-билдинг-компаний на рынке превышает рост спроса со стороны клиентов, игроки характеризуются одинаковыми размерами и услугами. Рынок определяет равновесную цену услуги, даже небольшое повышение цены может выбросить компанию из бизнеса. Для избежания напряженной и изнурительной конкуренции тимбилдинг-компания должна быть способна предложить рынку в чем-то уникальный продукт, или благодаря своему специфическому конкурентному преимуществу заметно снизить издержки на оказание типичной услуги.
Условие совершенной конкуренции характерно для отдельных сегментов тимбилдинг-рынка — прежде всего для простых и типичных, стандартизованных услуг, которых на рынке избыток.
• Продукты тимбилдинг-компаний еще слабо дифференцируемы и практически неотличимы для клиентов;
• издержки клиентов на переход к компании-конкуренту низки и несущественны;
• рынок устанавливает равновесную цену на услуги;
• рынок характеризуется информационной прозрачностью и симметричностью информации.
Следующие факторы способствуют ослаблению конкуренции в тимбилдинг-отрасли:
• игроки в отрасли ведут себя пассивно, не предпринимают заметных действий по завоеванию доли рынка и улучшению рыночных позиций;
• спрос со стороны клиентов на тимбилдинги растет очень быстро и опережает рост числа тимбилдинг-компаний;
• продукты тимбилдинг-компаний сильно дифференцируются, и отрасли свойственен высокий уровень лояльности клиентов;
• издержки клиента на переход к тимбилдинг-компаний конкуренту высоки.
Часть 1. Тимбилдинг
Вывод. Анализ конкуренции со стороны текущих игроков показывает, что различные сегменты тимбилдинг-отрасли испытывают разный уровень конкуренции. В зависимости от позиционирования тимбилдинг-компании. она может либо избежать интенсивной конкуренции, либо оказаться в высококонкурентной атмосфере.
2.2. Классификация компаний
Что есть тимбилдинг?
Кто делает тимбилдинг в России ? Трудно найти более волнующий и актуальный вопрос в индустрии тимбилдингов в России. Кто же все-таки делает тимбилдинг в России? Чтобы это понять, дадим еще раз четкие отпеты на два основных, на мой взгляд, вопроса:
1. Что есть тимбилдинг?
2. Что и России относят к тимбилдингу?
Конкретные ответы на эти вопросы помогут нам увидеть, почему существует столь всеобъемлющая путаница и непонимание как в среде профессионалов, так и в воззрениях рядового сотрудника российской компании относительно феномена тимбилдинга. Одним словом, существует мощный разрыв между фактическим феноменом и общественным восприятием. Так часто случается с новыми внедряемыми с Запада формами социальной активности. Четкое понимание феномена тимбилдинга будет способствовать решению большого количества существующих проблем. Бизнес будет осведомлен о том, какой спектр задач может быть успешно решен с помощью тимбилдинга, а какие задачи решить не под силу даже самыми эффективными приемами тимбилдинга. Бизнес получит четкое представление о градации и разнообразии тимбилдингов, о существующем разнообразии инструментов и средств. Исчезнут хаотичность и непонимание. Тимбилдинг войдет в ряд профессиональных функциональных инструментов бизнеса с четко определенными свойствами и программируемыми результатами. Тимбилдинг сможет полностью реализовывать заложенный в него громадный потенциал и в силу своей уникальности занять достойное место в индустрии услуг по поддержке и развития бизнеса.
Сегодня ситуация далека от идеальной. На вопрос «Что такое тимбилдинг?» десять человек, остановленные в коридорах ведущих бизнес-центров страны, дадут вам совершенно разные ответы
Глава 2. Тимбилдинг в России
«Праздник», «Тренинг», «Корпоратив на свежем воздухе», «Экстрим-тренинг», «День компании», «Мероприятие по развитию персонала», «Построение команды», «Командообразование», «Разрушение команды», «День отдыха». «Не знаю точно».
Итак, что такое тимбилдинг? По определению автора первой книги, посвященной тимбилдингу, Уильяма Дайера [Dyer, 1977J: «Тимбилдинг — это не событие, это ПРОЦЕСС, процесс формирования результативной команды».
«Тимбилдинг — это не событие, это процесс» [Dyer, 1977].